Автор конспекта:
Автор(ы): — Иволгина Надежда Юрьевна

Место работы, должность: — Периксинский филиал МОУ Сатинской СОШ, преподаватель ОБЖ

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока: — профилактика наркомании в подростковой среде, правовое воспитание учащихся.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Генкова «Почему это опасно», М. «Просвещение» 1989 г.

2. Журнал «Вестник образования» №8 – 2000 г.

3. Д. В. Колесов «Не допустить беды», М. «Педагогика» 1988 г.

4. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №4 1998 г.

Используемая методическая литература: —

1. Генкова «Почему это опасно», М. «Просвещение» 1989 г.

2. Журнал «Вестник образования» №8 – 2000 г.

3. Д. В. Колесов «Не допустить беды», М. «Педагогика» 1988 г.

4. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №4 1998 г.

Используемое оборудование: —

1. Анкеты

2. Презентация "Наркомания — знак беды"

Краткое описание: — устный журнал можно использовать на уроках ОБЖ и на внеклассном мероприятии для профилактики наркомании в подростковой среде

Устный журнал "Наркомания. Миф и реальность" автор — Иволгина Н.Ю. учитель ОБЖ

Цель: профилактика наркомании в подростковой среде, правовое воспитание учащихся.

Ход подготовки.

Предложить учащимся следующие задания:

1. Подготовить выступления и аргументацию своей точки зрения по

следующим вопросам:

А) Что такое наркотики?

Б) Что такое наркомания?

2. Провести анонимное анкетирование по схеме:

o Употребляешь ли ты наркотические средства? (да, нет)

o Если ты заметил, что твой друг пристрастился к наркотикам, то твои действия…

o Знаешь ли ты, что употребление наркотиков вредно? (да,нет)

o Когда впервые попробовал наркотики и где?

o Из-за чего согласился на пробу наркотиков:

1) любопытство; 2) не смог отказаться; 3) нечего было делать;

4) другие причины.

3. Вспомнить фильмы, в которых затрагивалась эта проблема. Проанализировать их.

Ход диспута.

Ведущий: …Цвет лица землист. А он не старый…

В доме холод , грязь…И тишина…

Дети в школе умственно отсталых,

И в психиатрической жена.

Слаб и вял он, словно из мочала

Сотворен…А он, при всем при том,

Человеком тоже был сначала,

Тенью человека был потом.

Давайте полистаем наши газеты. Вот их заголовки: «Ужасающий порок», «Добровольное сумасшествие», «Белая смерть», «Пучина мрака», «За чертой разумного бытия», «Судьбы, разбитые вдребезги»…Все это про наркоманию. И все это – правда. Мы провели анонимное анкетирование – и вот результаты по вопросам анкеты (зачитываются данные анкеты).

Давайте обратимся к словарю:

Греческое означает оцепенение, - безумие, сумасшествие.

Сущность наркомании наиболее полно выражается следующим определением. Наркомания – социально опасное психическое заболевание, в основе которого – неудержимое стремление индивида к искусственной стимуляции так называемых «зон комфорта» в центральной нервной системе путем приема тех или иных химических соединений.

А что же такое наркотики? (Ответы)

Наркотические вещества – это вещества, способные воздействовать на центральную нервную систему, изменяя химическим путем течение нервных процессов, и в первую очередь – в зонах подкрепления. В результате возникают приятные для человека ощущения и переживания. Большинство наркотических веществ растительного происхождения (опиумный мак, индийская конопля, кусты кофе, мате, коки, колы и т. д.). Наркотики в основном относятся к органическим веществам. Но есть и небольшое количество неорганических веществ, обладающих успокаивающим и снотворным свойствами. А в последние десятилетие получены синтетические морфиноподобные и другие психофармокологические препараты, действующие как сильные наркотики.

Давайте сделаем маленький экскурс в историю появления наркотиков.

Ученик 1: С незапамятных времен люди пытались найти средство, чтобы облегчить боль – самое непосредственное проявление страданий человека. В качестве болеутоляющих, хотя бы и кратковременно действующих, средств знахари чаще всего использовали различные лечебные травы, особые свойства которых были известны жрецам, вождям племен, и они умело этим пользовались, избавляя подвластных им людей от чувства страха и тревоги, голода и беспокойства.

Ученик 2: В древности использование наркотических веществ и растений ограничивалось религиозно-племенными традициями и нравственными нормами. Задолго до новой эры в Ассирии, Египте, Китае, Индии и других странах старого света использовали отвары из трав, корней и листьев растений и так называемые усыпляющие грибы.

В 11 – 12 веках в Болонском университете было составлено 140-150 рецептов наркотических средств для обезболивания.

Ведущий: О пользе и вреде различных лекарственных веществ еще в средние века писал врач-алхимик Парацельс: «…все является отравой. Яд содержится во всем, но только в определенной дозировке он становится опасным…»

Скажите, а нужны нам знания о наркотиках и наркомании? (Ответы)

Ведущий: Наркомания – это большая проблема, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее него. Что же мы сегодня должны знать о наркомании?

В конце 20 века злоупотребление наркотиками, алкогольными и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, составляет более 500 млн. человек. По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков на второе полугодие 2002 года составило 325 тысяч человек.

Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков в два раза выше, чем среди населения в целом.

Подростки злоупотребляют наркотиками в 8 раз, а ненаркотическими ПАВ в 11,5 раз чаще, чем взрослые.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек – 12,9 года, возраст приобщения к наркотикам соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.

Как вы считаете, почему подростки употребляют наркотики? (Ответы)

Ведущий: Давайте посмотрим, какие же выделяют причины начала употребления наркотиков.

1. Бесплатное предложение попробовать наркотик.

2. Из любопытства.

3. Подросток не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15-20 раз выше, чем на алкоголь.

4. Низкая самооценка подростка.

5. Неблагополучная обстановка в семье.

6. Стремление уйти от тоски и одиночества.

7. Легкая доступность в приобретении наркотиков.

Наркотики сейчас можно приобрести в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, на квартирах распространителей и торговцев наркотиками.

Первая затяжка происходит анашой или марихуаной. Инъекции придут позже. Мальчик (девочка) уже покупающий «кораблик» анаши, не предполагает, что уже стал объектом охоты тех, кто стремится заработать много, гарантированно и быстро. Слишком много людей из криминального мира заинтересованы, чтобы первый опыт повторился. Ведь это деньги! Тем, кто употребляет наркотики, сильнейшая зависимость от них обеспечена.

Скажите, как вы думаете – легко ли поддается эта болезнь излечению? (Ответы)

Ведущий: Оказывается, наркомания на определенной стадии – болезнь неизлечимая. «Ломка» — это слово наиболее точно передает ощущения. «Боль нечеловеческая. Будто внутрь забралась целая шайка садистов. Кости сплющиваются, суставы выворачиваются, кишки разрываются на части. Ты сходишь с ума. Если бы с «ломки» начиналось, не было бы ни одного наркомана. Это конец всему», — так говорят наркоманы.

Наркомания – это страшная беда. Вот послушайте письмо ученицы 10 класса, опубликованное в «Комсомольской правде». «Дорогая редакция! Заканчиваю 11 класс, а вот перспективы на будущее не вижу. Не потому, что я плохо училась. Нет. Мы сейчас в большинстве учимся хорошо, ведем себя тоже хорошо. Дело в том (трудно даже написать, но это правда), что я и мои сверстники употребляем наркотики. Первый раз взяла сигарету в 14 лет. Любимые певцы курят. Дело самоутверждения, престижа. Потом покурить дали что–то такое, что захотелось повторить. Поначалу было просто приятное ощущение, теперь – необходимость.

У нас в классе более 30 человек. Из них только трое не пробовали дурмана. Все остальные принимают или постоянно, или от случая к случаю. Деньги надо на все на это. Вот у нас и «коммуна». Сегодня у тебя есть, завтра – у меня. Каждый кому-то что-то должен, и просто так уйти из этого круга невозможно! Как уйти, если тебя держат долги, обязанности, страх за содеянное. Собираемся мы на квартире у того, чьи родители на работе. Нам надо всего 3-4 часа. Вечером в десять я дома. Мама с отцом ничего не знают. А те, которые знают, что они могут сделать?! Я знаю многих людей, которые лечились, а толку?! Хорошо, если после лечения тебе есть куда уехать, а так – та же среда, те же друзья, те же долг и угрозы. И снова все идет по накатанной дорожке. Жалко родителей, я не оправдала их надежд. Не хочу, чтобы кто-то упрекнул их в том, что случилось со мной. Они не виноваты! Виноваты те, кто дал свободу торговать этим зельем, а мы их жертвы. Спасите нас. Спасите тех, кто еще не прикоснулся к этому угару».

Ребята, что вы можете сказать по поводу этой публикации? (Ответы)

Ведущий: Наркомания не только крайне опасное и агрессивное явление, оно беспощадно, и борьба с ним должна быть бескомпромиссной. Поэтому важное значение имеет профилактика наркомании.

24 июня 1999 года издан Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 8 января 1998 года – Федеральный закон № 3 – ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

Ребята, а какие бы вы издали законы для борьбы с наркоманией? (Ответы)

Ведущий: Двадцатый век – проблемный век!

Об этом помни, человек!

Токсикоманы, наркоманы,

Переступили жизни край,

Хотелось им всех благ честивых,

Но их душа не божий рай.

Людьми вновь стать предельно трудно.

Дурман приходит лишь на миг,

И вот тогда услышать можно

Их сердца стук, сознанья крик.

Предать, убить, унизить могут,

Велик звериный их удел.

Кто виноват? Кто прав? Не знают!

Их жизнь – тупик! Их жизнь – предел!

Не допустить такое можно,

Так нужно, важно и возможно!

Об это помни, человек.

Двадцатый век, проблемный век!

Что же можно сделать, чтобы не допустить вымирания человечества от вредных привычек и пороков? Как вы думаете? (Ответы)

Ведущий: А. П. Чехов сказал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Я желаю, чтобы среди вас не было равнодушных ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим. Ведь именно от каждого из нас зависит, каким станет мир.

(Подведение итогов диспута)

Литература:

1. Генкова «Почему это опасно», М. «Просвещение» 1989 г.

2. Журнал «Вестник образования» №8 – 2000 г.

3. Д. В. Колесов «Не допустить беды», М. «Педагогика» 1988 г.

4. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №4 1998 г.

Файлы: Открытый урок 5 класс.pdf
Размер файла: 9013726 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология