Автор конспекта:
Автор(ы): — Миронова Лариса Викторовна

Место работы, должность: — МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Мичуринска, зав. эколого-биологическим отделом

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — Методическая разработка городского мероприятия «В окно повеяло весною…», посвящено Международному Дню Птиц.Форма проведения мероприятия: познавательно-конкурсная программа. Воспитательное мероприятие проводится с использованием мультимедийной презентации.Для активизации интереса участников проводится подвижная игра-конкурс «Накорми птенцов».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

г. Мичуринска Тамбовской области

В окно повеяло весною…

Методическая разработка

Автор идеи:

Миронова Лариса Викторовна,

зав. эколого-биологическим отделом,

г. Мичуринск – наукоград РФ

2010 г.

ЦЕЛЬ: углубление и закрепление знаний о птицах, развитие познавательного интереса к изучению птиц.

МЕТОДЫ:

словесный – диалог;

наглядный – презентация, демонстрация изображений, чучел птиц;

самостоятельной работы – выполнение индивидуальных заданий по карточкам;

игры – игры «Собери яйцо», «Накорми птенцов», викторины «Бей ответом прямо в цель», «Птичьи секреты», компьютерная игра «Знатоки».

ОБОРУДОВАНИЕ:

мультимедиа, экран, чучела птиц, записи голосов птиц, плакаты с изображением птиц, Красная Книга Тамбовской области (животные), выставка книг о птицах, карточки-задания, карандаши, ручки; для украшения зала: вазы с цветами, бумажные птички.

ОФОРМЛЕНИЕ:

зал украшается воздушными шарами, бумажными силуэтами птиц; на сцене – столы с чучелами птиц для конкурсов «Определение чучел птиц» и «накорми птенцов».

План

1. Вступление. Чибис – птица-символ 2010 года.

2. Конкурсная программа:

1)конкурс «Птичьи голоса»,

4) компьютерная игра «Знатоки»,

5) конкурс любознательных «Птичьи секреты»,

6) игра-конкурс «Собери яйцо»,

7) игра-конкурс «Накорми птенцов».

3. Подведение предварительных итогов городского конкурса «Скворецжилстрой».

4. Подведение итогов конкурсно-познавательной программы. Награждение. Завершение программы.

Ход мероприятия

Ведущий:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет на солнышке сверкая :

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны». (В. Жуковский)

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас праздничное весеннее настроение. Апрель — макушка весны, распахнул голубое небо. С каждым днем оживает природа, идет массовый прилет птиц. Сегодня, придерживая традиции, мы проводим городской праздник, который посвящается пернатым друзьям.

С 1924 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот лень мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц — не сад, лес без птиц — не лес! Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полевок.

Сегодня мы говорим им спасибо, сегодня праздник в их честь. Талисманом 2010 года стал чибис.

Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение — все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам.

И птицы не только украшают природу, большинство их приносит пользу человеку.

Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты.

Итак, наш праздник как всегда пройдет в виде конкурсов.

Участие примут юннаты всех школ города. Вы, сидящие в зале, сегодня не просто зрители, а участники и болельщики. Но в финальном конкурсе примут участие не все. Те, кто проявит максимум настойчивости и эрудиции, сможет достигнуть заветного рубежа.

Ваши старания будет оценивать жюри (представляет членов жюри). За правильный ответ – 1 эко (жетон).

Удачи вам, друзья!

Итак, приступаем к конкурсам.

1. Конкурс «Птичьи голоса»: определение видов птиц по голосам.

Включаются записи голосов птиц; правильно назвавший, какой птице принадлежит голос получает жетон.

2. Конкурсы «Определение чучел птиц», «Эрудитов».

Конкурс «Определение чучел птиц» проводится при добровольном участии 6 – 8 обучающихся. Конкурс проводится на сцене зала. Участникам предлагается определить чучела 6 – 8 видов птиц, которые находятся на столах и пронумерованы. Участники на листах бумаги записывают определенные ими виды в соответствии с их номерами. На выполнение задания дается 5 -7 мин. Выполнение задания контролируется педагогом, отвечающим за конкурс. Затем жюри конкурса проверяет работу и определяет победителя.

Во время проведения конкурса по определению чучел, с залом проводится

Конкурс «Эрудитов»:

1 Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? (певчий дрозд)

2 У какой птицы хвост «горит»? (горихвостка)

3 У какой птицы голубые глаза? (галка)

4 у какой птицы тело покрыто не перьями, а чешуйками? (пингвин)

5 Как общаются безголосые птицы, т. е. птицы не поющие? (щелкают клювами, «барабанная дробь» о дерево клювом, ударяют крылом о крыло – козодой, продувают воздух сквозь клюв, опуская голову в воду – выпь)

За правильный ответ – 1 жетон.

3. Конкурс сообразительных «Бей ответом прямо в цель».

Каждому участнику будет задаваться вопрос.

Ответ должен последовать незамедлительно. Если кто будет затрудняться, вопрос переходит к следующему участнику. Кто ответит на наименьшее число вопросов — выбывает.

1. Какая у нас самая маленькая птица? /королек, крапивник/

2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? /тетерева, рябчики, куропатки/

3. Назовите самую маленькую птицу в мире? /колибри/

4. Чем восполняют птицы отсутствие зубов? /камушками в желудке/

5. Какая птица самая крупная у нас в стране? / дрофа/

6. Какая птица самая крупная в мире? /африканский страус/

7. Каких птиц больше всего на Земле? /кур и воробьев/

8. У какой птицы на крыльях когти? /гоацин/ 9. Что внутри птичьих костей? /воздух/

10. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду? /оляпка/

11. Дышит ли цыпленок в яйце? /через поры в скорлупе/

12. Какая птица выводит птенцов в любое время года? /клест/

13. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? /одинаковая/

14. Почему нельзя трогать яйца в гнездах? /птица бросает гнездо/

15. Птенцы какой птицы не знают своей матери? /кукушка/

16. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? /зимородок/

17. Какая птица летает быстрее всех? /стриж/

18. У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный инструмент? / лирохвост/

19. Труп какой птицы долго не разлагается? /клест/

20. Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? /певчий дрозд/

21. У каких птиц самки больше и сильней самцов? /у хищных/

22. У какой птицы всего два пальца на ногах? /африканский страус/

Итак, просим жюри подвести итог первого конкурса.

4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА «Знатоки»: участники самостоятельно выбирают номинацию и номер вопроса, при правильном ответе на вопрос участник продолжает игру, при неправильном ответе – право выбора переходит другому игроку; ответы на вопросы 1-3 оцениваются 1 баллом, на вопросы 4-5 – 2 баллами.

5. КОНКУРС ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ «ПТИЧЬИ СЕКРЕТЫ»

По описанию нужно определить, о какой птице идет речь.

Рассказ — загадка № 1

Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз: другого птенца. Осторожно подвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него «на закорках», падает из гнезда на землю. Птенец — агрессор скатывается на дно гнезда … Минут 1 0-15 отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. Тоже самое он проделывает с другими своими братьями. Делает он это, подчиняясь приказу инстинкта. ( Кукушонок)

Рассказ — загадка № 2

Дело было в Сибири. На зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. В одном месте учитель показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица приняла зиму за весну, и строит гнездо». На что учитель сказал: «Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они кочуют с места на место. Так как семена хвойных пород созревают только поздней осенью или зимой, то птицы начинают гнездиться в это суровое время, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. (Клест)

Рассказ — загадка № 3

Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. По краю проруби прыгала белогрудая птичка ростом со скворца. Чтобы лучше ее рассмотреть я сделала к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Стоя над прорубью я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну. В одном месте она задержалась, повернула клювом камешек и вытянула из-под него водяного жука. Перья этой птички смазаны слоем жира. Спустя полминуты — птичка выскочила из соседней проруби. Ну и птица! Настоящий водолаз! ( Оляпка)

6. ИГРА-КОНКУРС «СОБЕРИ ЯЙЦО».

Для участия в этом конкурсе просим выйти из зала четырех человек. Вы получите конверт с разрезанными на кусочки бумажным яйцом. Приз получит тот, кто быстрее составит из кусочков целое яйцо.

7. ИГРА-КОНКУРС «НАКОРМИ ПТЕНЦОВ»

Для участия в этом конкурсе приглашают четырех участников­ двух мальчиков и двух девочек. На столах приготовлен корм для птенцов. В выкармливании принимают участие оба родителя. Вы будете переносить корм парами (правую ногу одного участника связать с левой ногой другого участника). Ваша задача — как можно быстрее перенести ложкой корм из одной тарелки в другую. Побеждает та пара, которая первой справится с этим заданием.

Ведущий:

Подошла к концу наша конкурсная программа, посвященная международному Дню Птиц. Птицы – наши верные друзья, защитники урожаев, лесов, лугов. Давайте же будем беречь их, подкармливать их, изучать их, чтобы лучше заботиться о них.

Подведение итогов конкурсов, подсчет эковалюты (жетонов), награждение победителей призами.

Ведущий:

Дорогие ребята! Завершаем нашу программу стихотворение К. Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда»:

Не разоряйте птичьего гнезда, -

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора,

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на Земле живет из дома.

Источники

1. Хелен М. Стивенс. Птицы. – М.: Ниола-Пресс, 2006. – ил.

2. Бугаев А . Птицы. Школьный путеводитель. – М.: СПБ.: БКК, 2007. – ил., 96 с.

3. Владимир Бейчек, Карел Штястны . Птицы, илюстрированная энциклопедия . – М.: Лабирит ПРЕСС, 2004 г., 288 с.

4. www.ptizy.ru

5. ru.wikipedia.org/wiki/

6. birds.clow.ru

7. ptici.narod.ru

8. www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm

Литература для обучающихся и родителей

1. Егорова Т. Г. Птицы в городе, рядом с нами: Книга по природоведению для занятий с детьми в начальной школе. — М.: Школьная Пресса, 2002 г. – ил., 32 с.

2. Сборник «Моя первая книга о природе». Дикие животные. Птицы. Рыбы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997 г. – ил., 76 с.

3. Галушин В.М. Хищные птицы леса. Жизнеописания. Проблемы. Решения . – М.: "Лесная промышленность", 1980 г., 158 с., с илл.

2) конкурсы «Определение чучел птиц», «Эрудит», 3) конкурс сообразительных «Бей ответом прямо в цель»,
Файлы: Презентация.ppt
Размер файла: 613376 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология