Автор конспекта:
Автор(ы): — Миронова Лариса Викторовна
Место работы, должность: — МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Мичуринска, зав. эколого-биологическим отделом
Регион: — Тамбовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Внешкольная работа
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: — Методическая разработка городского мероприятия «В окно повеяло весною…», посвящено Международному Дню Птиц.Форма проведения мероприятия: познавательно-конкурсная программа. Воспитательное мероприятие проводится с использованием мультимедийной презентации.Для активизации интереса участников проводится подвижная игра-конкурс «Накорми птенцов».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
г. Мичуринска Тамбовской области
В окно повеяло весною…
Методическая разработка
Автор идеи:
Миронова Лариса Викторовна,
зав. эколого-биологическим отделом,
г. Мичуринск – наукоград РФ
2010 г.
ЦЕЛЬ: углубление и закрепление знаний о птицах, развитие познавательного интереса к изучению птиц.
МЕТОДЫ:
словесный – диалог;
наглядный – презентация, демонстрация изображений, чучел птиц;
самостоятельной работы – выполнение индивидуальных заданий по карточкам;
игры – игры «Собери яйцо», «Накорми птенцов», викторины «Бей ответом прямо в цель», «Птичьи секреты», компьютерная игра «Знатоки».
ОБОРУДОВАНИЕ:
мультимедиа, экран, чучела птиц, записи голосов птиц, плакаты с изображением птиц, Красная Книга Тамбовской области (животные), выставка книг о птицах, карточки-задания, карандаши, ручки; для украшения зала: вазы с цветами, бумажные птички.
ОФОРМЛЕНИЕ:
зал украшается воздушными шарами, бумажными силуэтами птиц; на сцене – столы с чучелами птиц для конкурсов «Определение чучел птиц» и «накорми птенцов».
План
1. Вступление. Чибис – птица-символ 2010 года. 2. Конкурсная программа: 1)конкурс «Птичьи голоса», 4) компьютерная игра «Знатоки», 5) конкурс любознательных «Птичьи секреты», 6) игра-конкурс «Собери яйцо», 7) игра-конкурс «Накорми птенцов». 3. Подведение предварительных итогов городского конкурса «Скворецжилстрой».
4. Подведение итогов конкурсно-познавательной программы. Награждение. Завершение программы. Ход мероприятия
Ведущий: На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет на солнышке сверкая : «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны». (В. Жуковский)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас праздничное весеннее настроение. Апрель — макушка весны, распахнул голубое небо. С каждым днем оживает природа, идет массовый прилет птиц. Сегодня, придерживая традиции, мы проводим городской праздник, который посвящается пернатым друзьям. С 1924 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот лень мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц — не сад, лес без птиц — не лес! Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полевок. Сегодня мы говорим им спасибо, сегодня праздник в их честь. Талисманом 2010 года стал чибис. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение — все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. И птицы не только украшают природу, большинство их приносит пользу человеку. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты. Итак, наш праздник как всегда пройдет в виде конкурсов. Участие примут юннаты всех школ города. Вы, сидящие в зале, сегодня не просто зрители, а участники и болельщики. Но в финальном конкурсе примут участие не все. Те, кто проявит максимум настойчивости и эрудиции, сможет достигнуть заветного рубежа. Ваши старания будет оценивать жюри (представляет членов жюри). За правильный ответ – 1 эко (жетон). Удачи вам, друзья! Итак, приступаем к конкурсам. 1. Конкурс «Птичьи голоса»: определение видов птиц по голосам. Включаются записи голосов птиц; правильно назвавший, какой птице принадлежит голос получает жетон. 2. Конкурсы «Определение чучел птиц», «Эрудитов». Конкурс «Определение чучел птиц» проводится при добровольном участии 6 – 8 обучающихся. Конкурс проводится на сцене зала. Участникам предлагается определить чучела 6 – 8 видов птиц, которые находятся на столах и пронумерованы. Участники на листах бумаги записывают определенные ими виды в соответствии с их номерами. На выполнение задания дается 5 -7 мин. Выполнение задания контролируется педагогом, отвечающим за конкурс. Затем жюри конкурса проверяет работу и определяет победителя.
Во время проведения конкурса по определению чучел, с залом проводится
Конкурс «Эрудитов»:
1 Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? (певчий дрозд) 2 У какой птицы хвост «горит»? (горихвостка) 3 У какой птицы голубые глаза? (галка) 4 у какой птицы тело покрыто не перьями, а чешуйками? (пингвин) 5 Как общаются безголосые птицы, т. е. птицы не поющие? (щелкают клювами, «барабанная дробь» о дерево клювом, ударяют крылом о крыло – козодой, продувают воздух сквозь клюв, опуская голову в воду – выпь) За правильный ответ – 1 жетон.
3. Конкурс сообразительных «Бей ответом прямо в цель».
Каждому участнику будет задаваться вопрос. Ответ должен последовать незамедлительно. Если кто будет затрудняться, вопрос переходит к следующему участнику. Кто ответит на наименьшее число вопросов — выбывает. 1. Какая у нас самая маленькая птица? /королек, крапивник/ 2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? /тетерева, рябчики, куропатки/ 3. Назовите самую маленькую птицу в мире? /колибри/ 4. Чем восполняют птицы отсутствие зубов? /камушками в желудке/ 5. Какая птица самая крупная у нас в стране? / дрофа/ 6. Какая птица самая крупная в мире? /африканский страус/ 7. Каких птиц больше всего на Земле? /кур и воробьев/ 8. У какой птицы на крыльях когти? /гоацин/ 9. Что внутри птичьих костей? /воздух/ 10. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду? /оляпка/ 11. Дышит ли цыпленок в яйце? /через поры в скорлупе/ 12. Какая птица выводит птенцов в любое время года? /клест/ 13. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? /одинаковая/ 14. Почему нельзя трогать яйца в гнездах? /птица бросает гнездо/ 15. Птенцы какой птицы не знают своей матери? /кукушка/ 16. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? /зимородок/ 17. Какая птица летает быстрее всех? /стриж/ 18. У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный инструмент? / лирохвост/ 19. Труп какой птицы долго не разлагается? /клест/ 20. Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? /певчий дрозд/ 21. У каких птиц самки больше и сильней самцов? /у хищных/ 22. У какой птицы всего два пальца на ногах? /африканский страус/ Итак, просим жюри подвести итог первого конкурса.
4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА «Знатоки»: участники самостоятельно выбирают номинацию и номер вопроса, при правильном ответе на вопрос участник продолжает игру, при неправильном ответе – право выбора переходит другому игроку; ответы на вопросы 1-3 оцениваются 1 баллом, на вопросы 4-5 – 2 баллами.
5. КОНКУРС ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ «ПТИЧЬИ СЕКРЕТЫ» По описанию нужно определить, о какой птице идет речь. Рассказ — загадка № 1 Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз: другого птенца. Осторожно подвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него «на закорках», падает из гнезда на землю. Птенец — агрессор скатывается на дно гнезда … Минут 1 0-15 отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. Тоже самое он проделывает с другими своими братьями. Делает он это, подчиняясь приказу инстинкта. ( Кукушонок) Рассказ — загадка № 2 Дело было в Сибири. На зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. В одном месте учитель показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица приняла зиму за весну, и строит гнездо». На что учитель сказал: «Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они кочуют с места на место. Так как семена хвойных пород созревают только поздней осенью или зимой, то птицы начинают гнездиться в это суровое время, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. (Клест) Рассказ — загадка № 3 Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. По краю проруби прыгала белогрудая птичка ростом со скворца. Чтобы лучше ее рассмотреть я сделала к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Стоя над прорубью я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну. В одном месте она задержалась, повернула клювом камешек и вытянула из-под него водяного жука. Перья этой птички смазаны слоем жира. Спустя полминуты — птичка выскочила из соседней проруби. Ну и птица! Настоящий водолаз! ( Оляпка) 6. ИГРА-КОНКУРС «СОБЕРИ ЯЙЦО». Для участия в этом конкурсе просим выйти из зала четырех человек. Вы получите конверт с разрезанными на кусочки бумажным яйцом. Приз получит тот, кто быстрее составит из кусочков целое яйцо. 7. ИГРА-КОНКУРС «НАКОРМИ ПТЕНЦОВ» Для участия в этом конкурсе приглашают четырех участников двух мальчиков и двух девочек. На столах приготовлен корм для птенцов. В выкармливании принимают участие оба родителя. Вы будете переносить корм парами (правую ногу одного участника связать с левой ногой другого участника). Ваша задача — как можно быстрее перенести ложкой корм из одной тарелки в другую. Побеждает та пара, которая первой справится с этим заданием. Ведущий: Подошла к концу наша конкурсная программа, посвященная международному Дню Птиц. Птицы – наши верные друзья, защитники урожаев, лесов, лугов. Давайте же будем беречь их, подкармливать их, изучать их, чтобы лучше заботиться о них. Подведение итогов конкурсов, подсчет эковалюты (жетонов), награждение победителей призами. Ведущий: Дорогие ребята! Завершаем нашу программу стихотворение К. Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда»: Не разоряйте птичьего гнезда, - Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится. Храните дерево от топора, Оно высокое и вековое, Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует все живое. Не разоряйте птичьего гнезда! Мне больше, чем другому, боль знакома Того, чья песня глохнет в холода, Кто на Земле живет из дома.
Источники
1. Хелен М. Стивенс. Птицы. – М.: Ниола-Пресс, 2006. – ил. 2. Бугаев А . Птицы. Школьный путеводитель. – М.: СПБ.: БКК, 2007. – ил., 96 с. 3. Владимир Бейчек, Карел Штястны . Птицы, илюстрированная энциклопедия . – М.: Лабирит ПРЕСС, 2004 г., 288 с. 4. www.ptizy.ru 5. ru.wikipedia.org/wiki/ 6. birds.clow.ru 7. ptici.narod.ru 8. www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm Литература для обучающихся и родителей 1. Егорова Т. Г. Птицы в городе, рядом с нами: Книга по природоведению для занятий с детьми в начальной школе. — М.: Школьная Пресса, 2002 г. – ил., 32 с. 2. Сборник «Моя первая книга о природе». Дикие животные. Птицы. Рыбы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997 г. – ил., 76 с. 3. Галушин В.М. Хищные птицы леса. Жизнеописания. Проблемы. Решения . – М.: "Лесная промышленность", 1980 г., 158 с., с илл.
Файлы: Презентация.ppt
Размер файла: 613376 байт.