Автор конспекта:
Автор(ы): — Никулина Наталья Валерьевна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Балаково
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — 1. Познакомить детей со сказкой В.П.Катаева «Цветик – семицветик». 2. Формировать умение распознавать цвета предметов; развивать внимание, мышление, воображение, словарный запас. 3. Воспитывать чувства доброты и отзывчивости.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебная хрестоматия Л.А.Ефросинина 2 класс; модель разборного цветика – семицветика; наборы прямоугольников из цветной бумаги; оборудование для игры «Расшифруй и реши пример»(таблица кода: вверху цифры от 0 до 9, внизу под ними кружки разных цветов, карточки со знаками), маркерная доска.
Используемое оборудование: —
модель разборного цветика – семицветика; наборы прямоугольников из цветной бумаги; оборудование для игры «Расшифруй и реши пример»(таблица кода: вверху цифры от 0 до 9, внизу под ними кружки разных цветов, карточки со знаками), маркерная доска.
Краткое описание: — Ребята, чему учит эта сказка? (Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чутким и отзывчивым.) Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
В.П.Катаев «Цветик – семицветик».
Цель:
1. Познакомить детей со сказкой В.П.Катаева «Цветик – семицветик».
2. Формировать умение распознавать цвета предметов; развивать внимание, мышление, воображение, словарный запас.
3. Воспитывать чувства доброты и отзывчивости.
Оборудование: учебная хрестоматия Л.А.Ефросинина 2 класс; модель разборного цветика – семицветика; наборы прямоугольников из цветной бумаги; оборудование для игры «Расшифруй и реши пример»(таблица кода: вверху цифры от 0 до 9, внизу под ними кружки разных цветов, карточки со знаками), маркерная доска.
Ход урока – творчества.
Учитель. Сегодня, ребята, я расскажу вам замечательную сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик – семицветик». (Учитель показывает книгу.) Надеюсь, она поможет нам с интересом продолжить работу по различению цветов, начатую на предыдущем занятии.
Перед вами на партах лежат помощники – прямоугольники красного (дети показывают), оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого, серого цвета.
Итак, сказка начинается. Жила – была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака, и, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.
- Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик – семицветик, примерно такой, как этот. (Учитель открывает на магнитной доске модель разборного цветка.) Старушка подарила девочке цветик – семицветик и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:
- Давайте хором скажем эти слова
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тот-час сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, которая вдруг куда-то исчезла, затем оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!
Учитель. Начиная с этого места, я позволю себе внести в сказку некоторые изменения. Думаю, писатель В.П. Катаев не обиделся бы на меня за это, ведь его «Цветик – семицветик» поможет нам научиться лучше различать цвета.
Наш цветик – семицветик не сразу будет исполнять желание девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка. Вы согласны принять активное участие в сказке? (Отклик детей.) Тогда я сниму с магнитной доски желтый лепесток. (Дети в это время находят в наборе прямоугольник желтого цвета и показывают его.) Переверну лепесток и прочитаю, как он называется. Загадочный. Это означает, что вы должны угадать предмет по описанию сочетания цветов.
Загадки.
· Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа)
· Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
· Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
· Две сестры летом зелены, к осени одна красней, другая черней. (Смородина)
· На лесной полянке красуется Татьянка –
Алый сарафан, белые крапинки. (Земляника)
· Я – черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу. (Карандаш)
· Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колос)
Учитель. Молодцы. Отгадали все загадки.
И в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!
Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку, но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.
Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала…
Учитель. Кто запомнил, что нужно сказать, чтобы желание исполнилось? (Дети хором проговаривают слова.) Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Я сниму с магнитной доски красный лепесток. (Дети показывают соответствующий прямоугольник из набора.) Прочту его название. Радужный. Это означает, что нужно назвать все цвета радуги по порядку. (Дети вспоминают предложение-подсказку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и выкладывают прямоугольники соответствующих цветов на партах.)
Не успела она сказать заветные слова, как черепки сами собой друг к другу стали срастаться.
Пошла Женя во двор. А там мальчишки играют: представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинах. Девочка попросилась чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.
- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш. А на всамделишном. – Оторвала синий лепесток и сказала… (Дети произносят слова.) Вели, чтобы я оказалась на Северном полюсе.
Учитель. Я сниму синий лепесток. Он называется Вычислительный.
Задание: «Расшифруй и реши пример». Пользуясь кодом (показывает таблицу), нужно заменить разноцветные кружки соответствующими цифрами и решить получившиеся примеры.
КОД
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ч.
Кр.
Ор.
Ж.
З.
Г.
С.
Ф.
Б.
Кор
Примеры.
З.
Ф.
х
Кр.
Ж.
Ч.
__
Кр.
С.
Г.
Ч.
+
Ф.
С.
+
Примечание: примеры записываются на маркерной доске.
И девочка оказалась на Северном полюсе, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов! А тут еще из-за льдин вышли семь медведей! Женя испугалась, заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.
Не помня себя от страха, девочка схватила обледеневшими пальчиками цветик – семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи… (Дети хором проговаривают слова.) Вели, чтобы я снова оказалась в своем дворе!
Учитель. Зеленый лепесток называется Литературный. В русской литературе, в книгах, можно встретить множество красивых выражений, ставших крылатыми. Среди них и такие, в которых есть слова, обозначающие цвет.
(На доске записаны фразеологизмы с пропусками вместо прилагательных.)
Ваша задача: вставить вместо пропуска нужное слово, обозначающее цвет, показать соответствующий прямоугольник и объяснить, как вы понимаете данное выражение.
Фразеологизмы.
ü Сказка про… (белого) бычка. – Бесконечное повторение одного и того же.
ü (Зеленый) …друг. – Лес.
ü (Белая) …ворона. – Не такой, как все.
ü (Красного) …петуха пустить. – Устроить пожар.
ü (Черное) …дело. – Дурной поступок.
ü (Синяя) …птица. – Удача.
Учитель. И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили, что она была на настоящем Северном полюсе. Девочка обиделась на них и ушла играть в соседний двор. Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед… Тут Женю взяла такая досада, что она оторвала оранжевый лепесток и сказала… (Дети хором проговаривают слова.)Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! (Прочитать отрывок).
Учитель. Я тоже сниму оранжевый лепесток. Он называется Игровой.
Задание: «Украсить елочку шарами».
Учитель прикрепляет на магнитную доску рисунок елочки, затем называет какой-либо цвет, например, фиолетовый. Дети показывают прямоугольник фиолетового цвета, а учитель предлагает одному из учеников выбрать на учительском столе соответствующий «шар» (кружок) и «повесить» его на елочку, и т.д.
Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много, что движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
- Довольно, довольно! – в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. – Я пошутила! Мне совсем не надо столько игрушек. Я боюсь… — И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток, кинула его и быстро сказала… (Дети произносят хором слова.)Вели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!
Учитель. Сорву фиолетовый лепесток. Он называется Фантазийный.
Задание: «Вообразить себе бабочку такого цвета, который мы еще ни разу не называли на занятиях, назвать этот цвет». (Бежевый, сиреневый, розовый, малиновый, бирюзовый, изумрудный, васильковый, лимонный, салатовый, лазурный, кремовый…)
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик – семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну ничего! Впредь буду умнее.
Учитель. Ребята, а на что бы вы потратили последний лепесток? (Ответы детей.) Задание: тетрадь на печатной основе «Литературное чтение 2 класс» стр.
Наверно, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы, если бы не познакомилась с одним мальчиком. Мальчик был очень симпатичный. У него были большие синие глаза, и сразу было видно, что он не драчун. Его звали Витей, и он был хромой, поэтому не мог играть вместе с другими детьми. «Это на всю жизнь», — сказал Витя.
- Ах, какие пустяки ты говоришь! – воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья… (Дети произносят хором слова.)Вели, чтобы Витя был здоров!
Учитель. Сниму последний голубой лепесток с названием Сказочный.
Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой –либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная Шапочка», «Серая Шейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода», «Аленький цветочек», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города».)
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Учитель. Ребята, чему учит эта сказка? (Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чутким и отзывчивым.) Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Файлы: тест по сказке Ершова КОНЁК_ГОРБУНОК.doc
Размер файла: 53760 байт.