Автор конспекта:
Автор(ы): — Бебишева Инна Леонидовна

Место работы, должность: — МДОУ ДС ОВ №307

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог-психолог

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: — Предупреждение и преодоление возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. – СПб., 1993.

Леви В. Л. Азбука здравомыслия. – М., 2004.

Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2004.

Психология здоровья. – СПб., 2000.

Селье Г. Психология стресса. – М., 1998.

Используемая методическая литература: —

Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. – СПб., 1993.

Леви В. Л. Азбука здравомыслия. – М., 2004.

Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2004.

Психология здоровья. – СПб., 2000.

Селье Г. Психология стресса. – М., 1998.

Используемое оборудование: —

Листы бумаги и ручки на каждого участника, бланки опросника «Методика определения стрессоустойчивости», музыка для проведения аутотренинга, коврики на каждого участника.

Краткое описание: — 1) ознакомление педагогических работников с причинами стресса, симптомами и последствиями длительного воздействия стрессоров; 2) снижение негативных переживаний и трансформация их в позитивные эмоциональные состояния; 3) ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний.

В самом начале лекции мне бы хотелось задать вам следующий вопрос. Существует 2 мнения: 1) все душевные заболевания обусловлены телесными, физическими причинами; 2) каждое заболевание обусловлено только душевными причинами. С каким утверждением согласны вы? Обоснуйте свой ответ.

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в т.ч. инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у своих пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. Тема нашей лекции: «Влияние стресса на здоровье». Надеюсь, что каждый из вас найдет для себя что-то интересное и полезное.

Если несколько десятилетий назад считалось, что течение только некоторых заболеваний подвержено влиянию психологических факторов, то в настоящее время почти все соматические болезни, начиная от обычной простуды и заканчивая раком, считаются до известной степени «психосоматическими».

  • Общепризнанные психосоматические заболевания:

- ревматоидный артрит

- боли в спине и остеохондроз

- бронхиальная астма

- язвенный колит и язва 12-типерстной кишки

- гипертония

- нейродермит

- сахарный диабет

- гипо- и гипертериоз

- онкология и гинекология

- ишемическая болезнь сердца

- ПМС и нарушения цикла

- головная боль (мигрень).

Немного расскажу про формирование образа телесности в дошкольном детстве. В течение всего периода детства формируется осознание своей телесности. Так, в дошкольном возрасте выделяют 3 вида телесности: Лисичка – подстраивается под взрослого, черепашка – стоит в сторонке и ждет, чтобы его приласкали, кузнечик – у этого ребенка реакция высокой активности. Дети этого возраста многое осваивают через подражание, имитацию. Таким образом, ребенок учится болеть у взрослых (учится вести себя во время болезни), реагировать на боль. Например, гипертония не передается по наследству, а передается только способ реагирования.

Вернемся к стрессу. При стрессе возникает рассогласование между предъявляемыми требованиями и способностью человека справляться с этими требованиями, а как следствие возникает состояние напряжения. Длительное или интенсивное воздействие стрессоров может вызывать серьезные нарушения в здоровье человека. Огромное количество данных свидетельствует о том, что послестрессовое состояние играет немаловажную роль в возникновении таких заболеваний, как неврозы, ИБС, сахарный диабет и других.

При проведении исследования о влиянии постстрессового состояния на возникновение у человека ИБС было выделено 2 типа людей – тип А (склонные к ИБС и другим психосоматическим заболеваниям) и тип Б (несклонные к этим болезням). Определить, к какому типу относитесь вы, поможет тест. На каждый вопрос теста возможны 3 варианта ответов: «да» (2), «нет» (0), «не знаю» (1). Не злоупотребляйте ответом «не знаю», используйте его только в тех случаях, когда вас действительно затрудняет однозначный ответ.

  • Очень ли трудна и напряженна ваша работа?

  • Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?

  • Часто ли вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами, связанными с работой?

  • Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?

  • Часто ли вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?

  • Испытываете ли вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу медленнее, чем вы сами могли бы это сделать?

  • Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он закончит говорить?

  • Если вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли вы нетерпение?

  • Если вы испытываете напряжение или раздражение, то трудно ли вам скрыть это?

  • Часто ли вас выводит из терпения ожидание в каких-либо очередях?

  • Часто ли у вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?

  • Предпочитаете ли вы поехать как можно быстрее, чтобы заняться более важными делами?

  • Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?

  • Стараетесь ли вы во всем быть во всем первым и лучшим?

  • Считаете ли вы себя человеком энергичным и напористым?

  • Считают ли вас человеком очень энергичным и напористым ваш муж или близкие?

  • Считают ли ваши знакомые, хорошо знающие вас люди, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

  • Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, вы продолжаете думать о своих делах?

  • Часто ли ваш муж или близкие просят вас меньше заниматься своими делами и больше времени уделять семье?

  • Прилагаете ли вы усилия, чтобы победить в играх?

  • Посчитайте общее количество баллов, набранных вами при заполнении теста.

    0-10 б. — тип Б — люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они пытаются справиться с трудностями сами, могут долго работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся распределять время (люди такого типа обладают высокой стрессоустойчивостью).

    10-20 б. – склонность к типу Б.

    30-40 б. – вы принадлежите к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, бывают неудовлетворенны собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность. У них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры. Такие люди ощущают нехватку времени и постоянное напряжение сил.

    20-30 б. – склонность к типу А, но она умеренно выражена. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.

    Перечислю основные признаки стрессового напряжения:

    - частое возникновение чувства усталости

    - невозможность сосредоточиться на чем-то

    - нехарактерное «улетучивание» мыслей

    - довольно частое появление болей (голова, спина, желудок)

    - неудовлетворение выполненной работой

    - потеря аппетита

    - невозможность вовремя закончить работу

    Какие признаки вы еще можете назвать? Обсуждение высказываний.

    Для того, чтобы управлять своим стрессовым состоянием, нужно осознать причины стрессового напряжения, что позволит перевести поступающие от организма сигналы из сферы эмоций («мне больно, я расстроена») в сферу рациональную («я расстроена, потому что мало того, что на работе поссорилась с коллегой, так еще дома гора грязной посуды и никто не вынес из ведра»). Все это обеспечит так необходимое психосоматическое равновесие. Напишите у себя на бумаге, что чаще всего вызывает у вас стресс. После того, как все участники напишут, происходит обсуждение.

    Итак, чтобы управлять своим стрессом, необходимо не только знать признаки стресса, причины его, но и знать свой индивидуальный порог чувствительности (надеюсь, никто не будет спорить с тем, что для одного человека является стрессовой ситуацией, то для другого лишь легкая встряска). Т.о. необходимо знать, до какого уровня силы вы можете испытывать воздействие стрессогенного фактора.

    Что обычно делает человек, когда находится в состоянии стресса? Либо пребывает в состоянии оцепенения (что наблюдается чаще), либо приходит в активность, что бывает реже. Кто из вас как реагирует?

    Исследования подтверждают, что кризис, неудача в чем-либо является толчком к тому, чтобы человек изменился к лучшему. Есть такая фраза: «Что меня не убивает, то делает сильнее».

    Важно найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего, длительного стресса и спокойно, без паники относиться к кратковременному стрессу.

    К основным методикам преодоления стрессовых ситуаций относят:

  • Релаксацию: она позволяет задержать стресс, ослабить его и тем самым преодолеть психосоматические нарушения в организме. Нервно-мышечная релаксация представляет собой навык, который, как и любой навык, необходимо тренировать. Поэтому тренироваться надо систематически;

  • Концентрация: одновременное выполнение нескольких дел приводит к повышенному утомлению организма и может создать стрессовую ситуацию. Эффективными средствами концентрации внимания являются медитация и йога.

  • Ауторегуляция дыхания.

  • Проведение аутогенной тренировки. Включается спокойная музыка, участники располагаются в пространстве так, как им удобно. (Прил. 1)

    Мне бы хотелось, чтобы вы уловили основную мысль: стресса не надо бояться, а надо научиться управлять им. В противном случае возникают психосоматические заболевания, с которыми потом сложно справиться самостоятельно или с помощью простого врача. А чтобы управлять стрессом, надо знать о своих особенностях.

    А сейчас я выдам опросник «Методика определения стрессоустойчивости», который показывает не только вашу устойчивость к стрессу, но степень стрессовой нагрузки за последний год. (Прил. 2)

    Если по этому опроснику вы набрали от 150 до 199 баллов, значит вы обладаете высокой степенью сопротивляемости стрессу. 200 – 299 баллов говорят о пороговой степени. Низкая сопротивляемость стрессу, если вы набрали от 300 баллов и выше.

    Поговорим о регуляции эмоциональных состояний. Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие. Что испытывает человек? (высказываются все желающие). Он возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова встают сцены случившегося; опять накатывает волна обиды и негодования. Можно выделить 3 физиологических механизма подобного стресса.

  • Вся деятельность человека, все поступки, помыслы подчинены одному.

  • 1.1. Сейчас я попрошу вас в течение одной минуты не думать о белом медведе. Не думайте о белом медведе! (психолог засекает 1 минуту. При этом провоцирует участников высказываниями типа: «Не думайте о белом медведе! Ни в коем случае не думайте о белом медведе!»). Кому удалось выполнить условие?

    А как не думать о белом медведе? Думать о зеленой собаке, о крылатом жирафе, о фиолетовом крокодиле. То есть невозможно НЕ обращать внимание – можно обращать его на то или на это. Одно сосредоточение побеждается только другим.

    Подставим на место белого медведя: болезнь, ревность, страх неудачи, любой страх… Подставим на место зеленой собаки: ребенка, работу, спорт, интернет, музыку, творчество, собаку обыкновенную…

    1.2. Выпишите 3 вида деятельности, при выполнении которых вы хорошо себя чувствуете, что доставляет вам удовольствие. А теперь попытайтесь ответить на следующие вопросы по каждому из записанных видов деятельности:

    - выполняется ли эта деятельность вместе с другими людьми или она осуществляется в одиночестве?

    - где выполняется эта деятельность, каковы окружающие факторы, какие из них помогают вам, какие мешают осуществлению этой деятельности?

    - является ли она преимущественно зрительной, звуковой, кинестетической (связанной с телесными ощущениями, ощущением движения, мышечного напряжения…)?

    - требует ли эта деятельность каких-либо материальных условий, средств, реквизитов?

    - какие из ваших органов чувств получают преимущественно отдых во время этой деятельности?

    Ответив на эти вопросы по каждому виду деятельности, найдите значимые компоненты, которые дают вам удовлетворение от занятий данной деятельностью. Сравните их с компонентами других видов деятельности.

    Эти любимые виды деятельности – есть ресурсы для восстановления сил. Хобби открывает путь положительным эВ самом начале лекции мне бы хотелось задать вам следующий вопрос. Существует 2 мнения: 1) все душевные заболевания обусловлены телесными, физическими причинами; 2) каждое заболевание обусловлено только душевными причинами. С каким утверждением согласны вы? Обоснуйте свой ответ.

    Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в т.ч. инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у своих пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. Тема нашей лекции: «Влияние стресса на здоровье». Надеюсь, что каждый из вас найдет для себя что-то интересное и полезное.

    Если несколько десятилетий назад считалось, что течение только некоторых заболеваний подвержено влиянию психологических факторов, то в настоящее время почти все соматические болезни, начиная от обычной простуды и заканчивая раком, считаются до известной степени «психосоматическими».

    • Общепризнанные психосоматические заболевания:

    - ревматоидный артрит

    - боли в спине и остеохондроз

    - бронхиальная астма

    - язвенный колит и язва 12-типерстной кишки

    - гипертония

    - нейродермит

    - сахарный диабет

    - гипо- и гипертериоз

    - онкология и гинекология

    - ишемическая болезнь сердца

    - ПМС и нарушения цикла

    - головная боль (мигрень).

    Немного расскажу про формирование образа телесности в дошкольном детстве. В течение всего периода детства формируется осознание своей телесности. Так, в дошкольном возрасте выделяют 3 вида телесности: Лисичка – подстраивается под взрослого, черепашка – стоит в сторонке и ждет, чтобы его приласкали, кузнечик – у этого ребенка реакция высокой активности. Дети этого возраста многое осваивают через подражание, имитацию. Таким образом, ребенок учится болеть у взрослых (учится вести себя во время болезни), реагировать на боль. Например, гипертония не передается по наследству, а передается только способ реагирования.

    Вернемся к стрессу. При стрессе возникает рассогласование между предъявляемыми требованиями и способностью человека справляться с этими требованиями, а как следствие возникает состояние напряжения. Длительное или интенсивное воздействие стрессоров может вызывать серьезные нарушения в здоровье человека. Огромное количество данных свидетельствует о том, что послестрессовое состояние играет немаловажную роль в возникновении таких заболеваний, как неврозы, ИБС, сахарный диабет и других.

    При проведении исследования о влиянии постстрессового состояния на возникновение у человека ИБС было выделено 2 типа людей – тип А (склонные к ИБС и другим психосоматическим заболеваниям) и тип Б (несклонные к этим болезням). Определить, к какому типу относитесь вы, поможет тест. На каждый вопрос теста возможны 3 варианта ответов: «да» (2), «нет» (0), «не знаю» (1). Не злоупотребляйте ответом «не знаю», используйте его только в тех случаях, когда вас действительно затрудняет однозначный ответ.

  • Очень ли трудна и напряженна ваша работа?

  • Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?

  • Часто ли вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами, связанными с работой?

  • Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?

  • Часто ли вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?

  • Испытываете ли вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу медленнее, чем вы сами могли бы это сделать?

  • Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он закончит говорить?

  • Если вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли вы нетерпение?

  • Если вы испытываете напряжение или раздражение, то трудно ли вам скрыть это?

  • Часто ли вас выводит из терпения ожидание в каких-либо очередях?

  • Часто ли у вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?

  • Предпочитаете ли вы поехать как можно быстрее, чтобы заняться более важными делами?

  • Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?

  • Стараетесь ли вы во всем быть во всем первым и лучшим?

  • Считаете ли вы себя человеком энергичным и напористым?

  • Считают ли вас человеком очень энергичным и напористым ваш муж или близкие?

  • Считают ли ваши знакомые, хорошо знающие вас люди, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?

  • Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, вы продолжаете думать о своих делах?

  • Часто ли ваш муж или близкие просят вас меньше заниматься своими делами и больше времени уделять семье?

  • Прилагаете ли вы усилия, чтобы победить в играх?

  • Посчитайте общее количество баллов, набранных вами при заполнении теста.

    0-10 б. — тип Б — люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они пытаются справиться с трудностями сами, могут долго работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся распределять время (люди такого типа обладают высокой стрессоустойчивостью).

    10-20 б. – склонность к типу Б.

    30-40 б. – вы принадлежите к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, бывают неудовлетворенны собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность. У них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры. Такие люди ощущают нехватку времени и постоянное напряжение сил.

    20-30 б. – склонность к типу А, но она умеренно выражена. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.

    Перечислю основные признаки стрессового напряжения:

    - частое возникновение чувства усталости

    - невозможность сосредоточиться на чем-то

    - нехарактерное «улетучивание» мыслей

    - довольно частое появление болей (голова, спина, желудок)

    - неудовлетворение выполненной работой

    - потеря аппетита

    - невозможность вовремя закончить работу

    Какие признаки вы еще можете назвать? Обсуждение высказываний.

    Для того, чтобы управлять своим стрессовым состоянием, нужно осознать причины стрессового напряжения, что позволит перевести поступающие от организма сигналы из сферы эмоций («мне больно, я расстроена») в сферу рациональную («я расстроена, потому что мало того, что на работе поссорилась с коллегой, так еще дома гора грязной посуды и никто не вынес из ведра»). Все это обеспечит так необходимое психосоматическое равновесие. Напишите у себя на бумаге, что чаще всего вызывает у вас стресс. После того, как все участники напишут, происходит обсуждение.

    Итак, чтобы управлять своим стрессом, необходимо не только знать признаки стресса, причины его, но и знать свой индивидуальный порог чувствительности (надеюсь, никто не будет спорить с тем, что для одного человека является стрессовой ситуацией, то для другого лишь легкая встряска). Т.о. необходимо знать, до какого уровня силы вы можете испытывать воздействие стрессогенного фактора.

    Что обычно делает человек, когда находится в состоянии стресса? Либо пребывает в состоянии оцепенения (что наблюдается чаще), либо приходит в активность, что бывает реже. Кто из вас как реагирует?

    Исследования подтверждают, что кризис, неудача в чем-либо является толчком к тому, чтобы человек изменился к лучшему. Есть такая фраза: «Что меня не убивает, то делает сильнее».

    Важно найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего, длительного стресса и спокойно, без паники относиться к кратковременному стрессу.

    К основным методикам преодоления стрессовых ситуаций относят:

  • Релаксацию: она позволяет задержать стресс, ослабить его и тем самым преодолеть психосоматические нарушения в организме. Нервно-мышечная релаксация представляет собой навык, который, как и любой навык, необходимо тренировать. Поэтому тренироваться надо систематически;

  • Концентрация: одновременное выполнение нескольких дел приводит к повышенному утомлению организма и может создать стрессовую ситуацию. Эффективными средствами концентрации внимания являются медитация и йога.

  • Ауторегуляция дыхания.

  • Проведение аутогенной тренировки. Включается спокойная музыка, участники располагаются в пространстве так, как им удобно. (Прил. 1)

    Мне бы хотелось, чтобы вы уловили основную мысль: стресса не надо бояться, а надо научиться управлять им. В противном случае возникают психосоматические заболевания, с которыми потом сложно справиться самостоятельно или с помощью простого врача. А чтобы управлять стрессом, надо знать о своих особенностях.

    А сейчас я выдам опросник «Методика определения стрессоустойчивости», который показывает не только вашу устойчивость к стрессу, но степень стрессовой нагрузки за последний год. (Прил. 2)

    Если по этому опроснику вы набрали от 150 до 199 баллов, значит вы обладаете высокой степенью сопротивляемости стрессу. 200 – 299 баллов говорят о пороговой степени. Низкая сопротивляемость стрессу, если вы набрали от 300 баллов и выше.

    Поговорим о регуляции эмоциональных состояний. Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие. Что испытывает человек? (высказываются все желающие). Он возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова встают сцены случившегося; опять накатывает волна обиды и негодования. Можно выделить 3 физиологических механизма подобного стресса.

  • Вся деятельность человека, все поступки, помыслы подчинены одному.

  • 1.1. Сейчас я попрошу вас в течение одной минуты не думать о белом медведе. Не думайте о белом медведе! (психолог засекает 1 минуту. При этом провоцирует участников высказываниями типа: «Не думайте о белом медведе! Ни в коем случае не думайте о белом медведе!»). Кому удалось выполнить условие?

    А как не думать о белом медведе? Думать о зеленой собаке, о крылатом жирафе, о фиолетовом крокодиле. То есть невозможно НЕ обращать внимание – можно обращать его на то или на это. Одно сосредоточение побеждается только другим.

    Подставим на место белого медведя: болезнь, ревность, страх неудачи, любой страх… Подставим на место зеленой собаки: ребенка, работу, спорт, интернет, музыку, творчество, собаку обыкновенную…

    1.2. Выпишите 3 вида деятельности, при выполнении которых вы хорошо себя чувствуете, что доставляет вам удовольствие. А теперь попытайтесь ответить на следующие вопросы по каждому из записанных видов деятельности:

    - выполняется ли эта деятельность вместе с другими людьми моциям. Кто хотел бы прочитать, что он написал? Опрос всех желающих.

  • Во время стресса выделяются гормоны стресса: в результате сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (оно как бы выскакивает из груди), кровеносное давление повышается. Эта реакция организма эволюционно связана с опасной ситуацией, когда для спасения требовались либо борьба с противником, либо бегство. Современный человек вслед за стрессом обычно не пускает скопившуюся энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка. Важно, чтобы повышение нагрузки было постепенным. Можно применять бег, просто пешие прогулки. Главное – получать удовольствие от занятий.

  • Владимир Леви советует: «Прежде чем попытаться расслабиться – подрожи на всю катушку и потанцуй до упаду! И поори, если хочется. И побей кого-то воображаемого, изо всех сил, можно себя…» Особенно эффективно перед сном принять позу «эмбриона» — напрягите все мышцы, (все, что только можно напрячь). Так можно продержаться 1-2 минуты, не дольше – потом захочется расслабиться, отпуститься, и это будет приятно. Отпустимся… Повторять это чередование можно 5-7 раз. Располагайтесь удобно на ковриках и попробуем проделать то, что советует В.Леви.

    В стрессовом состоянии имеет большое значение ритмичное дыхание. Давайте потренируемся все вместе. На счет «раз» делаем вдох, на счет «два, три» — плавный выдох (то есть выдох должен быть вдвое длиннее, чем вдох). Теперь сделаем вдох и задержим дыхание на 20-30 секунд. Вдох… (повторить 3-5 раз).

  • Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность осталась неудовлетворенной), в кровь продолжают поступать гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбыточного желания или же отыскать путь для его реализации.

  • «Зато…». Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Привести примеры

  • «Могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем. Привести примеры

  • Как лисица в басне Крылова сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо». Привести примеры

  • Критическая ситуация рассматривается на фоне общей перспективы: всей вашей жизни или значения для мировой истории. Привести примеры

  • Можно составить таблицу, если вы имеете склонность испытывать стресс по любому пустяку. Эта таблица поможет вам сделать правильную оценку необходимости переживаний. Проранжируйте от 1 до 10 баллов все типичные стрессовые ситуации, с которыми вы чаще всего встречаетесь.

    Баллы

    Стрессовая ситуация

    Каким образом вы снимете стресс

    1

    2

    3

    10

  • Парадоксальный метод самовоздействия. Постарайтесь картинно представить ситуации, вызывающие у вас дрожь, воспроизвести дрожь – дрожите нарочно, искусственно, подражайте сами себе. После 1-2 минут напряженных попыток сделайте 2-3 минутную паузу расслабления. Представьте, что погружаетесь в теплую ванну, пуховую перину и т.п. Снова подрожите и расслабьтесь. Так повторяйте несколько раз, пока не научитесь вызывать в себе дрожь и расслабляться по собственному желанию. В критической ситуации попытайтесь вызвать все признаки, подражайте им. А потом делайте наоборот.

  • Эмоциональное отношение к делу способствует его результативности – действительно, если мы не хотим добиться чего-то, то мы этого не добьемся — но при слишком сильной заинтересованности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:

    - правильная оценка значимости события. Для этого задайте себе вопрос: «Стоит ли добиваться своей цели? Насколько значима она для вас?»;

    - достаточная информированность по данному вопросу, событию. Информацию нужно черпать из любых и как можно больших источников;

    - запасные отступные стратегии. Заранее продумывайте план «Б», а лучше и «В», и «Г»

    Наше занятие мне хотелось бы закончить следующей фразой: «Выход есть всегда! Хотя бы там, где вход».

    Файлы: Презентация1лекция.ppt
    Размер файла: 105472 байт.

    Рубрики: Другие Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология