Автор конспекта:
Автор(ы): — Вещева Людмила Николаевна

Место работы, должность: —

Отрадненская средняя общеобразовательная школа №2, учитель русского языка

Регион: — Ленинградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Данная методическая разработка является продолжением знакомства с символами российской государственности. Это внеклассное мероприятие направлено на воспитание у учащихся любви к своей Родине и гражданственности. В работе представлены материалы о неофициальных символах России: Москве, берёзе, матрёшке, самоваре.

В ходе мероприятия используются мини-инсценировка, поэтический монтаж, викторина, творческая работа учащихся, презентация.

МБОУ «Отрадненская средняя общеобразовательная школа № 2»

Номинация

«Неофициальные символы России»

Тема:

«Любовью к Родине дыша…»

(игра-путешествие для учащихся 5-6 классов)

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Вещева Людмила Николаевна

2013

Внеклассное мероприятие

"Неофициальные символы России"

Тема: "Любовью к Родине дыша…" ( для учащихся 5-6 классов)

Данная методическая разработка является продолжением знакомства с символами российской государственности. Это внеклассное мероприятие направлено на воспитание у учащихся любви к своей Родине и гражданственности. В работе представлены материалы о неофициальных символах России: Москве, берёзе, матрёшке, самоваре.

В ходе мероприятия используются мини-инсценировка, поэтический монтаж, викторина, творческая работа учащихся, презентация.

В конце мероприятия проводится чаепитие.

Рефлексия: украшаем "Берёзу чувств".

Цель: развитие мотивации к изучению истории и русской культуры России.

Задачи:

— воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;

— формирование уважительного отношения к неофициальным символам России;

— воспитание патриотических чувств у учащихся;

— повышение духовного и интеллектуального уровня развития учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1.Компьютер

2.Мультимедийная презентация

3.Стенд"Родина моя"(иллюстрации: Красная площадь, берёза, берёзовая роща, матрёшки, самовар)

4.Матрёшки (у каждого на парте)

5.Заготовки для творческой работы (трафарет куклы-матрёшки)

6.Пустой стенд с заголовком "Ты, как душа у народа, красива"

(оформляется ребятами в ходе игры)

7.Стол с самоваром и угощением для чаепития

8.Изображение (на ватмане) берёзы (рефлексия)

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: игра-путешествие по станциям

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ПЛАН.

1.Слово учителя.

2.Станция "Город чудный, город древний".

3.Станция "Белая берёза".

4.Станция "Ты, как душа у народа, красива".

5.Станция "Самовар кипит — уходить не велит".

6.Рефлексия : украсить " Берёзу чувств".

7.Чаепитие.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Если бы спросили у меня:

— Что дороже для тебя на свете?

Я ответила бы:" Родина моя!"

Самая родная на планете.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своё время писал: "Первое "путешествие",которое человек должен совершить — это "путешествие" по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями — это всегда радость узнавания привычного в новом."

Находясь вдали от своего дома, каждый человек всегда вспоминает что-то родное и близкое.

И вот сегодня я предлагаю поговорить о привычном для каждого русского человека. А это привычное испокон веку живёт рядом с нами. Это то, что даёт нам представление о жизни. Мы будем говорить о неофициальных символах России. И вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым приглашаю вас в путешествие…

Итак, в путь! Желаю, чтобы путь этот был добрым!

УЧЕНИЦА:Внимание! Внимание! Мы прибыли на станцию " Город чудный, город древний!"

Когда-то в давние времена встретились два князя: Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович. И вот какой разговор между ними произошёл.

(Выходят 2 ученика в одежде князей). Мини-инсценировка.

СЛАЙД 1- КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Святослав: Присылал ты мне гонцов-

Приходил ко мне в Москву.

И решил я поспешить-

Новый город навестить.

Юрий: Святослав,мой друг и брат,

Как я видеть тебя рад!

Святослав: Над Москвой-рекой, на круче,

Где стоит твой кремль теперь,

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Почему ж решили вы

Поселиться у Москвы?

Юрий: Мы сюда пришли ладьями,

И верхами, и пешком.

Посидели, обсудили,

Осмотрели всё кругом.

Здесь стояла деревушка

За бревенчатой стеной-

Пара домиков, церквушка

Над большой рекой Москвой.

И решили: "Места много,

Есть что есть, и есть что пить!

Помолились дружно Богу,

Стали строиться и жить.

Святослав: Да, родился город новый,

И надёжен Кремль дубовый.

Говорит честной народ,

Что Москва растёт, растёт!

Выбегают 2 ученика в русских костюмах, в руках подносы с конфетами, баранками, разноцветными тканями, различной парфюмерией.

1 ученик: — Конфеты, пышки, — налетай, ребятишки!

2 ученик: — Шёлк, атлас, канифас — весь девичий припас!

1 ученик: — Румяна, духи, помада! Сирень — прямо из сада!

2 ученик: — Сходно продаём, премию и сувениры даём!

УЧЕНИЦА: Ребята, помогите выяснить место, где всё это происходило. (Красная площадь)

Красная площадь-главная площадь страны. И она является символом нашей Родины.

А кто из вас знает, как изменялся облик Москвы?

(Сначала деревянная, потом дубовая, затем белокаменная, но всегда такая же как сегодня-красная)

УЧЕНИК:Ой, прислушайтесь… Я слышу тихий шелест листвы!

СЛАЙД 2- Берёза, берёзовая роща.

Мы подъезжаем к станции" Белая берёза". (Выходят девочки в сарафанчиках, в руках берёзовые веточки)

Поэтический монтаж.

1 девочка: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

2 девочка: Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

3 девочка: Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную. плакучую.

УЧЕНИК: Все мы знаем, что белоствольная берёзка является символом русской земли! И недаром многие поэты воспевают красоту этого дерева. А вы знаете что-нибудь о берёзе? Предлагаю всем поучаствовать в нашей викторине!

1 девочка:Как отличить берёзу по стволу?

(Берёзу невозможно спутать с другим деревом из-за белого ствола)

2 девочка: Как отличить лист берёзы от листьев других деревьев?

(Лист берёзы простой, состоит из одной листовой пластинки, очень зазубренный по краям)

3 девочка: Что называли в старину и в иноземных краях "русским папирусом"?

(Бересту, на которой наши далёкие предки писали послания)

1 девочка: Какие части дерева используют в народной медицине? (Древесину, кору, почки, листья, сок)

2 девочка: Почему в народной загадке говорится, что берёза даёт"свет от тьмы и тепло от стужи"?

(Берёза в старину давала лучины для освещения и берёзовые дрова-самые лучшие из всех прочих)

3 девочка: Какая часть берёзы используется как витаминное средство?

(Настой берёзовых листьев, берёзовый сок)

УЧЕНИК: Приятно, что вы все знаете, сколько пользы приносит берёза.

УЧЕНИЦА:Ну, а мы продолжаем наше путешествие…

СЛАЙД 3-Матрёшки.

Выходит девочка в костюме матрешки и загадывает загадку:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Отгадайте, как зовут? ( Матрёшка)

Девочка-матрёшка: Правильно, мы прибыли на станцию, где живут сувенирные русские матрёшки!

УЧЕНИЦА: Оказывается, всем хорошо знакомая "девочка в платочке", "кукла в кукле" пришла к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что считается русской, любимой русской игрушкой, русским сувениром. Самые крупные экземпляры включают до 60 матрёшек.

УЧИТЕЛЬ: " Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой — соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца,"-вот так образно описал матрёшки известный русский писатель Константин Паустовский.

Мы уже долго с вами путешествуем, и я хочу предложить творческий отдых. Согласны?

У каждого из вас на парте лежит трафарет куклы-матрёшки. Давайте мы их разукрасим и оформим выставку "Ты, как душа у народа, красива".

(Ребята разукрашивают матрёшек, можно включить лирическую музыку, затем прикрепляют своих кукол-матрёшек на заранее подготовленный стенд)

УЧИТЕЛЬ: Все на славу потрудились! Какая замечательная, радующая глаза, получилась выставка.

Одна матрёшка краше другой и нет похожих друг на друга! Сразу видно, что это любимая игрушка детей.

УЧЕНИК: Внимание! Через несколько минут конечная остановка! Попытайтесь угадать, что нас там ожидает.

Выходят девочки в сарафанчиках, мальчики в русских костюмах.

1 мальчик: Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

2 девочка:Совсем недавно русский самовар отметил свой юбилей! Ему исполнилось 250 лет! Но теперь его редко увидишь посреди праздничного стола. Сейчас мы пьём чай наскоро, а раньше чаепитие было неспешным. Делали это с чувством, с толком, с расстановкой! Ведь за чаем человек отдыхал, приходил в себя и согревался после тяжёлой дороги.

3 девочка: Добро сидеть за самоваром

И пить из блюдца не спеша,

Поёт, горит, исходит паром

Его славянская душа…

СЛАЙД 4-САМОВАР

УЧЕНИК: Конечная станция, самая душевная -"Самовар кипит — уходить не велит."

4 мальчик: Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, хрупкий, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

5 девочка: Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

УЧЕНИЦА:Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или приём гостей. Самовар был "генералом стола". Огромные, блестящие, из меди, латуни, а то ещё покрытые сверкающим накладным серебром, эти сосуды выглядели необычайно царственно, но и стоили изрядно. Самый

дешёвый по тем временам самовар обходился покупателю дороже, чем корова. На то, чтобы построить простую избу и обзавестись самоваром, мужик тратил примерно одни и те же деньги.

Но зато удовольствие-то какое! Без самовара не жизнь: ни друзей позвать, ни гостей пригласить.

УЧЕНИК: А знаете ли вы, как в народе величали самовар? ("Золотой Иван Иваныч", "генерал", самовар Иван Иваныч)

УЧЕНИК: В каждой семье стояли "чудо-водогреи". "Приедет ли , бывало, кто из уезда, зайдёт ли вечером гость ближний — и сразу же: "Самоварчик?" — и уже пыхтит на столе, как символ гостеприимства". Первый самовар появился в Туле и изготовлен был оружейником Фёдором Лисицыным.

УЧИТЕЛЬ: Было много примет, связанных с самоваром. Об этом можно прочитать в рассказе А.И.Вьюркова" Друг семьи":" Если самовар, потрескивая углями,"пел песни",суеверный москвич радовался — это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. Тут уж беды жди!"

Но мы с вами в приметы не верим. Самовар для нас — это символ гостеприимства русского народа.

Девочка: Всех гостей мы приглашаем

Выпить чай из самовара

С сухарями. кренделями,

С бубликами вкусными

С сушками, ватрушками,

С пирогами русскими!

УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие! Сегодня мы прикоснулись к привычным для нас вещам по-новому. Мы узнали, что неофициальные символы России дороги каждому русскому человеку. Уверена, что и вы, юное поколение, будете верны традициям своей Родины. Думаю, что игра-путешествие никого не оставила равнодушным. Какие чувства вы испытали во время всего пути?

РЕФЛЕКСИЯ:

Предлагаю украсить "Берёзу чувств" листочками, которые выразят ваше настроение.

Перед вами лежат листики берёзы разных цветов, каждый цвет обозначает своё настроение. Итак, внимание…

красный — восторженное

оранжевый — радостное

жёлтый — приятное

зелёный — спокойное

синий — грустное

фиолетовый — напряжённое

(Учащиеся выбирают листочки и прикрепляют их к веточкам берёзы)

УЧИТЕЛЬ: Славная у нас получилась берёза! Нарядная, яркая, весёлая! Ну, а теперь по доброй русской традиции приглашаем всех к столу выпить крепкого чайку!

Чаепитие.

Используемая литература.

1. История России для детей и взрослых. М,"Белый город",2006.

2. Культура русского народа. Санкт-Петербург, "Паритет",2004.

3. Полная энциклопедия быта русского народа, "ОЛМА-Пресс", 1998.

4. Вьюрков А.И.Друг семьи//Русский самовар/Авт.-сост.А.А.Гилодо,М,1991.

5. Паустовский К.Г.Рассказы и очерки, М, "Художественная литература",1996.

6. Есенин С.А.Избранное, М,"Молодая гвардия",1994.

7. Прокофьев А.Сборник стихов,Санкт-Петербург,2004.

8. Школьные игры и конкурсы,№10,2010.

Приложение.

1. Презентация "Неофициальные символы России".

Файлы: scenary.doc
Размер файла: 73216 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология