Автор конспекта:
Автор(ы): — Ковалева Елена Викторовна

Место работы, должность: — ГБОУ АО «Детский дом-школа им.С.И. Здоровцева» учитель истории и обществознания квалификационная категория I

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

Мотивировать подростков к изучению богатейшей истории и уникальной природы родного края.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемая методическая литература: —

1. О. Маркова «Астрахань. Белый город». – Астрахань.: «Нова», 2006 г. стр. 12-35.

2. Большая электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия», 2005.

3. Брокгауз Ф. А. , Эфрон И. А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:

Эксмо, 2007.

4. А.С. Марков, С.Г. Львов. Астрахань на старинных открытках. Астрахань: «Волга», 2007.

5. Курбатов А.А. История Астраханского края (с древнейших времен до конца XIX века):

Монография. Астрахань, 2007.

6. А. Марков. «История Астрахани в событиях и фактах», Астрахань: Форзац. 1996.

7. Методические рекомендации по проведению географических олимпиад. Астраханский

институт усовершенствования учителей.1985.

8. Сергеева М.В. Методические рекомендации "Знатоки родного края". ГОУ ДОД "Центр детско-

юношеского туризма и экскурсий". Выпуск 2. 2005.

Используемое оборудование: —

объявление о проведении мероприятия с заданиями (вывешено за 2 недели до викторины); таблички- с названиями «Аркадия», «Модерн», «Лебединка» и 3 открытки с видами этих достопримечательностей, произвольно разрезанные по 6 фрагментов; компьютер; мультимедийный проектор; песня «Город Астрахань – город родной» (Туктарова В.И.); поощрительные призы; призы для победителей.

Используемые ЦОР: —

3 презентации в PowerPoint: презентация «Лучший город Земли» (красивые виды Астрахани и области); электронная викторина «По родному краю» и «Угадай героя!».

Краткое описание: — Викторина "ПО РОДНОМУ КРАЮ" проводится в форме брейн-ринга. Викторина имеет семь тем : «Хронология», «Кремль», «Имена и лица», «Культура и образование», «Географическое положение и полезные ископаемые АО», «Флора АО», «Фауна АО». В каждой теме по десять вопросов. Команды формируются интерактивно, посредством собирания картинок с видами достопримечательностей Астрахани.Игра проводится в два тура, жюри определяет команду-победительницу, призёров, самого результативного игрока команд и знатока среди зрителей. Викторина может использоваться отдельно на уроках краеведения и в качестве тренажёра для подготовки школьников к различным краеведческим конкурсам.

I.Организационный момент.

1. — Добрый день! Сегодня в нашей игре участвуют знатоки истории Астраханской губернии! Это – умники и умницы 7 «б» класса и теоретики-любители. Тема викторины – «Путешествуем по родному краю!».

2. Формирование команд (на фоне показа презентации «Лучший город Земли» и песни «Город Астрахань…»).

18 игроков образуют три команды — достают рукой из мешочка фрагмент открытки с изображением достопримечательностей Астрахани (кинотеатра «Модерн»; театра «Аркадия»; Лебединого озера). На трёх игровых столах находятся таблички-«гамбургеры» с названиями «Аркадия», «Модерн», «Лебединка» и миниатюрными изображениями. Игроки собирают фрагменты открыток и занимают места за столами – команды сформированы.

3. Знакомство с командами.

4. Правила игры.

Обратите внимание на слайд (№2 «Викторины…») Вы видите семь тем викторины: «Хронология», «Кремль», «Имена и лица», «Культура и образование», «Географическое положение и полезные ископаемые АО», «Флора АО», «Фауна АО». В каждой теме по десять вопросов. Команда имеет право выбрать любой вопрос одной из семи тем. Викторина будет проходить в форме брейн-ринга. Игроки должны выслушать вопрос ведущего. Если команда готова ответить, то поднимает флажок. Правильный ответ на вопрос даёт один балл в командный зачёт. Среди вопросов викторины имеется сложный — о полезных ископаемых АО. Правильный ответ на этот вопрос позволит команде заработать сразу три балла.

Все присутствующие здесь уважаемые болельщики – являются теоретиками. Если игроки затруднятся ответить на вопрос, который задан их команде, то право ответа на вопрос переходит к команде соперников, а если и соперники не знают точного ответа, то ответить на вопрос имеют право болельщики-теоретики. Так мы определим лучшую команду, лучшего игрока команды и лучшего игрока-теоретика зала.

Но сначала позвольте представить вам членов жюри, наших строгих и справедливых судей:

II.- Итак, начинаем I тур игры.

«Хронология».

1. Назовите год присоединения Астраханского ханства к России.

2. Когда в Астрахани была основана Астраханская губерния?

3.Назовите год посещения Астраханской губернии императором Петром Iи

его супругой императрицей Екатериной I.

4. В каком году войско С.Т. Разина взяло Астрахань?

5. Назовите год, в котором астраханцы изгнали из города самозваную царицу Марину Мнишек (вдову Лжедмитрия I) вместе с сыном Иваном и атаманом Заруцким.

6. Назовите год основания современной Астрахани.

7. Когда произошло самое крупное из всех мятежей и бунтов в царствовании Петра I — Астраханское восстание?

8. Когда началось строительство каменной крепости в Астрахани?

9.В каком веке впервые упоминалась Астрахань?

10. Когда Астрахань была разрушена войсками знаменитого среднеазиатского завоевателя Тимура (Тамерлана)?

«Кремль».

1. Когда был построен астраханский кремль?

2. Назовите имена тех, кто руководил строительством астраханского кремля?

3.Сколько башен в астраханском кремле насчитывается в настоящее время?

4. Этот собор самое старое культовое сооружение в Астрахани.

5.Назовите собор, о котором Петр Iсказал:«какое величественное и прекрасное здание.. : во всем государстве нет такого лепотного храма…»

6. Назовите год имя зодчего, построившего Успенский собор.

7. Как называется главная проездная башня кремля?

8. По какому поводу была воздвигнута Пречистенская колокольня?

9. Сколько раз перестраивалась Пречистенская колокольня?

10. Почему одна из проездных башен кремля называется Никольскими воротами?

«Имена и лица».

1. Этот всемирно известный писатель посетил Астрахань в 1858 году.

«Воспоминание об этих днях навсегда войдут … в сокровищницу моего

сердца».

2. Этот гениальный русский полководец находился в Астрахани по приказу Екатерины IIв 1780-1782 гг. для подготовки военной экспедиции за Каспий. Он работал на территории Кремля и отдыхал в с. Началово.

3. Назовите имя первого Астраханского поэта-баснописца конца XVIIIвека, оказавшего бесспорное влияние на творчество И. Крылова.

4. Назовите имя астраханца-русского поэта, филолога, Iакадемика Петербургской АН (1745-59).

5. Купец, коллекционер, создатель и первый руководитель астраханской картинной галереи – 1918 г..

6. Один из лучших полководцев Петра I, фельдмаршал, «птенец гнезда Петрова», герой Северной войны.

Был направлен на подавление Астраханского восстания 1705-1706 гг.

7. Этот казак, бунтарь, руководитель крестьянской войны был пленен у Чёрного Яра в 1774 году.

8. Назовите имя первого астраханского губернатора.

9. Назовите имя крупнейшего благотворителя, астраханского купца, грека по национальности.

10.Этот император, прозванный народом Освободителем, посетил Астрахань. В каком году?

«Культура и образование».

1. Здесь началось систематическое образование в Астрахани.

Назовите школу, открытую по приказу Петра Iв 1722 году.

2. Царь Иван IVповелел астраханскому игумену Кириллу обучать при этом монастыре «детей русских и магометанских, обращенных в православие».

3. Назовите школу основанную в 1708 году католическими священниками.

4. В 1806 году было открыто мужское образовательное учреждение для подготовки учащихся к университету.

Её выпускники — гордость всей России — астроном И.М. Симонов, ботаник С.И. Коржинский, педагог И.Н. Ульянов, врач И.А. Деминский, филолог И.И. Солосин.

5. Сейчас здесь располагается консерватория. Какое образовательное учреждение для девушек находилось в этом здании с 1867 года?

6. Это училище было учреждено по инициативе министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, посетившего Астрахань в 1866 году.

7. Этот педагог имел звание учителя гимназий и прогимназий с правом преподавания естественной истории, химии и физики. В 1905 году он открыл собственное реальное училище, совмещая директорство с преподавательской работой.

8. Иванова Александра Ивановна 43 года возглавляла училище, ставившее перед собой главную цель — «приготовить из девиц истинных христианок».

9. Работы этого астраханского художника украшают лучшие музеи России.

10. Творческое наследие этого поэта — астраханца исследуется во многих странах мира, проводятся чтения его имени.

«Географическое положение и полезные ископаемые АО».

1. Когда образовалась Астраханская область?

2. Назовите размеры Астраханской области: каковы её протяжённость и площадь?

3. Назовите государства и области, с которыми граничит Астраханская область?

4. В древности её называли Ра, в средние века — Итиль. А как сейчас называется самая крупная в Европе река?

5.Это название происходит от заглавной буквы греческого алфавита, обозначает низменность в низовьях крупных рек, впадающих в мелководные участки моря. Она прорезана сетью рукавов и протоков, по очертаниям похожа на треугольник.

6. Назовите самое крупное бессточное озеро-море, омывающее берега Российской Федерации, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, а также Ирана.

7. Назовите солёное самосадочное озеро в Астраханской обл., расположенное к востоку от Волги.

8. Назовите гору на соляном куполе в северной части Прикаспийской низменности.

9. Перечислите полезные ископаемые, добываемые в Астраханской области.

10. Назовите минерал, который можно увидеть только в Астраханской области.

«Флора АО».

1. Это растение, обитающее на мелководных участках рек, ериков и ильменей, образует непроходимые заросли, называемые крепями. Они являются убежищем для многих животных, в них гнездятся многие птицы. Высота растений может достигать 5-6 метров.

2. Это водное растение за красоту цветов называют «жемчужиной понизовья». У многих народов оно считается священным.

До войны из муки, приготовленной из корневища этого растения, пекли знаменитые астраханские пряники. Плоды растения тоже съедобны, их жарят, варят, солят.

3. Это растение обитает в воде. Листья, плавающие на поверхности воды, образуют розетки, под которыми созревают плоды. Они съедобны, на вкус напоминают каштан и не уступают ему по питательности. Ими с большой охотой лакомятся животные. Это растение, сохранившееся с древнейших времен, Чарльз Дарвин назвал «живым ископаемым».

4. Этот древесный кустарник — обитатель пустынных районов Астраханской области, имеет несколько названий: гребенщик или бисерник, называют его и «астраханской сиренью». Своё главное название он получил по имени реки, протекающей в Пиренеях.

5.Это влаголюбивое растение обитает по берегам озер и рек. Листья и стебли — рыхлые, волокнистые, в корневище много питательных веществ. Тугие соцветия этого растения используют для декоративного оформления букетов; из листьев и стеблей народные умельцы плетут сумки, шляпы и много других изделий.

6. Плоды этого невысокого дерева — ложные костянки — употребляют в пищу, они сладки и мучнисты и, кроме того, обладают закрепляющим действием. Дерево вырабатывает камедь — вещество, используемое при изготовлении лаков и красок. Древесина этого растения не гниёт в воде.

7. Удивительное по красоте растение, цветки которого с заходом солнца закрываются и опускаются в воду.

Одна из легенд рассказывает о том, что под водой цветки превращаются в прекрасных русалок, а первые лучи солнца возвращают им образ цветка.

Славянские народы называли его одолень-трава и верили, что оно излечивает от многих болезней и сохраняет от многих бед.

8. «Кувшинка жёлтая» – название неофициальное, но законное – это растение является близкой родственницей белой кувшинки. Назовите это растение правильно.

9. За уничтожение какого дерева в царствование Петра Iпредписывалась смертная казнь? Дайте оба названия этого дерева: научное и бытующее в народе.

10. Эти деревья предписывалось насаживать в Астраханской губернии именным указом Петра I.

«Фауна АО».

1. Эта крупная водоплавающая птица – символ изящества и грациозности, создаёт «супружескую» пару на всю жизнь.

2. Название этой удивительной птицы переводится на русский язык как «пламя». Она считается самой длинноногой птицей в мире. В низовьях Волги бывает пролётом.

3. Этот представитель северного животного мира прекрасно себя чувствует в водах южного Каспийского моря, его детёныши появляются в суровые морозы на льдинах. От студёного ветра БЕЛЬКОВ защищает тёплая белая шубка. А как называют взрослых особей?

4. Эта птица семейства ястребиных — хищник. В низовьях Волги живет постоянно, питается рыбой и водоплавающей птицей. Строит гнёзда на высоких деревьях у воды, размеры которых внушительны: в поперечнике гнездо достигает 1,5-2 м и в высоту до 1 м.

5. Он – современник динозавров, за 50 лет вырастает до 3-х метров в длину.

6. Этот пушной зверёк был завезён в Астраханскую область из Северной Америки.

7. Это удивительное животное, занесённое в Красную книгу, обитает в Астраханских и калмыцких степях.

8. Это всеядное нежвачное парнокопытное млекопитающее, достигает 175 см в длину, 150 кг веса. В средние века его называли «вепрь», а как сейчас?

9. Это большие и сильные птицы, очень похожие на домашнюю индейку.
Их вес доходит до 16 кг. Эти птицы обитают на открытых пространствах степей, пустынь и полупустынь.В поисках пропитания они совершают большие пешие путешествия по степи.

10. Эта крупная птица отличается своим необычным клювом, который она использует как бредень. В Астраханской области живут два вида этой птицы, один из которых за «взъерошенный» вид перьев на голове в народе прозвали «бабой», «бабой- птицей», «бабой ягой».

III. IIтур игры «Угадай героя». (презентация «Угадай героя!»)

I.

1.Вместе с отцом и братом он участвовал в нападениях на турецкие торговые суда. (5 баллов)

2. Для борьбы с турками продал свое имущество и снарядил военный корабль, который в составе русской эскадры участвовал в Чесменской битве (русско-турецкая война 1769-1774 гг.) (4 балла)

3. На его средства в Астрахани построены; 4 моста через Кутум, соборная колокольня Астраханского кремля, здание больницы Приказа общественного призрения; произведен ремонт соборов; он перевозил во время войны с Персией в 1805 году провиант на своих судах, отказываясь от вознаграждения. Собственный дом превратил в приют во время эпидемии 1806 года. В 1812 г. он более двенадцати тысяч рублей отдал на нужды армии. Благодаря ему в городе в 1817 году завершилось строительство канала — Канавы. (3 балла)

Иван Андреевич Варваций (1743-1824 гг.)-или точнее — Ионис Варвакис (настоящая фамилия была Леонтидис, а Варвакис означает «владеющий силой», «пользующийся влиянием»).

II.

1.Русский астроном, известный миру учёный и отважный путешественник родился в Астрахани в семье купца.(5 баллов)

2.Член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор и ректор Казанского университета, он одним из первых в России начал изучать земной магнетизм. По его инициативе в Казани были основаны две обсерватории -астрономическая (1833) и магнитная (1843). (4 балла)

3. В 1819-1821 годы участвовал в кругосветной экспедиции Беллинсгаузе­на и Лазарева, открывшей Антарктиду, и составил описание этого путешествия.

Его именем назван остров в Тихом океане. (3 балла)

Симонов Иван Михайлович (1794-1855 гг.)

III. Подведение итогов игры. Награждение победителей и участников.

Напутственное слово жюри.

‹ Презентация "Астраханская губерния и Бородинская битва" Вверх Проект по краеведению `Набережная реки Кутум — прошлое и современность` ›

Файлы: конспект ПО РОДНОМУ КРАЮ.doc
Размер файла: 92160 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология