Автор конспекта:
Автор(ы): — Ульева Елизавета Борисовна

Место работы, должность: — МОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа Тамбовского района

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: — Знать: • главные особенности внутренних вод России; • особенности размещения по территории страны крупных рек. Определять: • взаимосвязь между внутренними водами и другими компонентами природы – рельефом и климатом; Уметь: • показывать на карте крупные реки России; • работать с картами, схемами, интерактивными моделями; • составлять характеристику рек по плану.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник: География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: в 2-х книгах. Книга 1: Природа, население, хозяйство. 8 класс/ Под редакцией В.П.Дронова.-3-е издание. Дрофа.

Атлас: География России.

Используемая методическая литература: —

1. Хрестоматия по физической географии: Пособие для учителей / Сост. Н.А.Максимов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение. 1980
2. Хрестоматия по физической географии СССР: Пособие для учителей /Сост. Г.В.Карпов, А.И.Соловьёв, — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1963.
3. Физическая география: Справ. Метод. материалы: Кн. для учащихся сред. и ст. возраста / А.М. Берлянт, И.В.Душина, Н.П.Неклюкова, Э.М.Раковская. – М.: Просвещение, 1994.
4. Тайна географических названий / В.К.Губарев. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
5. Тайна географических названий / Сергеев И.В. – М.:Детгиз,1962.

Используемое оборудование: —

компьютер; медиапроектор, интерактивная доска, атлас «География России»; физическая карта России.

Используемые ЦОР: —

Модули 1,2,3,4; презентация учителя, презентация учащегося

Краткое описание: — Урок "Разнообразие внутренних вод России. Реки" является первым уроком темы "Внутренние воды и водные ресурсы России". Урок содержит элементы практической работы.На уроке используются интерактивные карты-задания и презентации.

8 класс
Учебник: География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: в 2-х книгах. Книга 1: Природа, население, хозяйство. 8 класс/Под редакцией В.П.Дронова. – 3-е издание, стереотип. – М.:Дрофа, 2006.
Раздел: «Природа России».
Тема : «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Урок №1:«Разнообразие внутренних вод России. Реки».
Цели:
Знать:
• главные особенности внутренних вод России;
• особенности размещения по территории страны крупных рек.
Определять:
• взаимосвязь между внутренними водами и другими компонентами природы – рельефом и климатом;
Уметь:
• показывать на карте крупные реки России;
• работать с картами, схемами, интерактивными моделями;
• составлять характеристику рек по плану.
Оборудование: компьютер; медиапроектор, интерактивная доска, атлас «География России»; физическая карта России.

Организационный момент.
Проверка домашнего задания. (повторение темы «Климат и человек»).
a) Дополни схему:
Агроклиматические ресурсы

b) Заполни недостающие графы в таблице «Неблагоприятные климатические явления»:
Вид явления Особенности проявления
Засуха ?
? Ветра со скоростью свыше 5 м/с с высокой температурой (более 20-25°С) и очень низкой (ниже 30%) относительной влажностью.
? Сильные и продолжительные, выдувающие верхний слой почвы.
Ураганы ?
? Понижение температуры воздуха ниже 0°С весной и осенью.
? Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.
Град ?
Гололёд ?
? Скопление водяных капель в приземном слое.

Новая тема:
Мотивация:
Слово учителя: Человек не может жить без воды. Его тело на 70%, кровь – на 90%, мышцы – на 75% состоят из воды. В костях человека содержится около 25% воды. Без пищи человек может прожить 2-3 месяца, а без воды погибает через неделю. Обезвоживание организма ведет к тому, что все биохимические процессы, протекающие в отсутствии влаги, ведут к необратимым последствиям во всех органах.
Эпиграф урока.
? Как о воде сказал великий русский биолог и наш земляк Владимир Иванович Вернадский?
Объявление темы.
Итак, из вышесказанного вы уже поняли, что сегодня на уроке речь пойдёт о воде.
Есть такое выражение: «Воды на Земле много, но воды на Земле мало». Что бы это значило?
Какова доля пресной воды на Земле? (3%)
Да, сегодня будем говорить лишь о пресной воде.
Целями нашего урока являются:
Знать:
• главные особенности внутренних вод России;
• особенности размещения по территории страны крупных рек.
Определять:
• взаимосвязь между внутренними водами и другими компонентами природы – рельефом и климатом;
Уметь:
• показывать на карте крупные реки России;
• работать с картами, схемами, интерактивными моделями;
• составлять характеристику рек по плану.

Изучение новой темы:
1) Источники пресной воды.

Воды суши опреснение воды (0,1%)
2) Связь внутренних вод с другими компонентами природы (работа со схемой).
3) Запасы пресной воды России.
(45 тыс. км³ — 2-е место в мире после Дании).
4) Реки
«Россия – страна великих речных систем».
В этом мы убедимся, изучив реки России.
a. Сколько их в России?
Смотря, что считать рекой:
Всего в России рек и крупных ручьёв – 25 млн., общей протяжённостью 10 млн км;
Крупных рек, длинной более 10 км – 120 тыс;
Крупнейших рек, протяжённостью 1000 км – 53 реки.
b. Знакомство с реками. Работа с таблицей.
Название реки Статус реки (главная, приток) Бассейн (море — океан) Доска почёта

Задания:
• Пользуясь списком, внести названия рек России в таблицу;
• Используя физическую карту России, определить статус рек;
• Используя физическую карту России, определить место впадение рек, бассейн.
Проверка выполненной работы
• Используя таблицу, определите:
— самую длинную реку России (Обь с Иртышом)
— найдите в тексте учебника данные о самой длинной реке в России (Лена).
? Почему данные не совпадают?
( Длинна Оби дана с крупнейшим притоком Иртышом, длинна которого – 4248 км, а Аргуни ( притока Амура)– 1620 км. Длина главных рек Оби и Амура меньше Лены).
? А какая река имеет наибольший бассейн?

Вносим данные в столбец «Доска почёта».
Однако для хозяйственного использования рек важны не только их общее количество и длина, но и их полноводность. Она определяется показателем речного стока.
c. Речной сток – что это?
? Какова величина годового стока всех рек России?
(4300 км³)
? Много это или мало?
(II место в мире после Бразилии; 10% мирового речного стока)
? Какая же река России самая многоводная? Сделайте вывод, изучив данную таблицу:
Река Годовой сток (км³)
Обь 395
Амур 355
Лена 532
Енисей 610
Волга 239
Печора 132
Северная Двина 109
Нева 79,8
Дон 27,8

Величину годового стока можно определить ( правда с большой долей погрешности) по карте.
Работа с данной картой. Определение годового стока рек Лена и Колыма.
Вносим данные о самой многоводной реке России в таблицу.
d. Сколько океанов омывает Россию? Какие?
Работая с таблицей в тетради:
? Какие реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана? Тихого океана? Атлантического?
? А Волга? Куда она впадает?
Введение понятия «Реки внутреннего стока».
Вывод: К какому же бассейну относятся большинство рек России?
? Какие дополнительные сведения о бассейне Северного Ледовитого океана мы узнаем из учебника?
e. Направление течения рек.
Определите направление течения рек всех бассейнов.
(Северный Ледовитый – север;
Тихий – восток;
Атлантический – северо-запад и юго-запад;
Внутренний сток – юг.
Вывод: Большинство рек России текут на север , т.е. имеют меридиальное направление течения.
? Хорошо это или плохо?

f. Скорость течения рек.
Скорость течения рек зависит от рельефа.
? Чего в России больше: равнин или гор?
Вывод: В России больше равнинных рек.
Они имеют небольшую величину падения реки.
g. Что такое падение реки?
Определение падение реки на примере реки Ангара
Самостоятельная работа: «Определение падения реки Волги».
Название реки Исток Устье Падение реки
Волга 226 м -28 м ? (254 м)

Величина падения реки влияет на её другую величину – уклон реки.
h. Что такое уклон реки?
Определение уклона реки на примере реки Ангара.
Самостоятельная работа: «Определение уклона реки Катунь.
Название реки исток Устье Длина реки Уклон реки
Катунь 4500 м 200 м 720 км ? (6 м на 1 км)

Уклон горных рек превышает 1 м на 1 км.
Вывод: По скорости течения крупнейшие реки России одни из самых медленных в мире.
i. Климат и реки.
? Как о влиянии климата сказал наш великий климатолог Александр Иванович Воейков?
В конце XIX века А.И.Воейков предложил климатическую классификацию рек, основанную на анализе питания, времени прохождения паводков и половодий.

• Густота сети рек.
• Тип питания

Снеговое ледниковое дождевое подземное

Вывод: Большинство рек России имеет смешанное питание.

• Режим рек

межень половодье паводки

весеннее летнее
(главное снеговое питание)

муссонные дожди таяние ледников

? Что такое межень? Половодье? Паводок?
Используя карты учебника, определите:
 с каким типом водного режима рек в России больше?
 есть ли в России реки, на которых не бывает ледостава.
 в каких временных рамках проходит ледостав на территории России?
? Что такое наводнение?
Причины наводнения

Обильные дожди ветровой нагон
воды в устье
дружное таяние заторы в руслах
снега рек

Закрепление изученного:
1. Ответы на вопросы .
2. Задание*:
Источники каких крупных рек России лежат на Валдайской возвышенности? К бассейнам каких морей они относятся?
(Западная Двина – Балтийское море
Днепр – Чёрное море
Волга – Каспийское море)
3. Проверь свои знания, выполнив задания моделей 3 и 4.
Домашнее задание:
1. § 23
2. Вопросы и задания стр. 114.
3. Подготовить сообщения в виде презентации о любой крупнейшей реке России.
4. Изучив топонимику таких рек, как Амур, Енисей, Волга, Лена, определите что общего в названиях этих рек?.

Файлы: модели вода.rar
Размер файла: 4182875 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология