Автор конспекта:
Автор(ы): — Зорина Галина Михайловна

Место работы, должность: —

Филиал МБОУ Сосновской СОШ №1 в селе Отъяссы, учитель географии

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить с новыми терминами и понятиями; продолжить формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес к предмету.

Зорина Галина Михайловна учитель географии филиала Сосновской СОШ №1 в с. Отъяссы, Сосновского района Тамбовской области Класс: 7 Тема урока: «Внутренние воды Южной Америки» Цели и задачи: сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить с новыми терминами и понятиями; продолжить формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес к предмету. Оборудование: физическая карта Южной Америки; мультимедийный проектор с компьютером, слова для глоссария, атласы, контурные карты. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Опрос домашнего задания проведем в тестовой форме. 3. Изучение нового материала. Дорогие ребята! Прежде чем приступить к изучению следующей темы нашего урока, мы должны поиграть в игру: «Кто такой? Что такое?» ответить на все вопросы (слайд) Тема нашего сегодняшнего урока «Внутренние воды Южной Америки» (слайд) В тетрадях запишите тему урока. Цель урока – познакомиться с водными объектами материка (слайд) План: (слайд) 1. Речные системы Южной Америки; 2. Водопады – чудо природы; 3. Эти удивительные озера. Откройте ваши контурные карты, пусть они весь урок лежат перед вами, мы будем на них отмечать все водные объекты материка. — Посмотрите на карту, что вы можете сказать о речной системе материка? (рек много) Влажность климата большей части материка, и обширные равнины способствуют образованию в Южной Америке больших и полноводных рек. Горы Анды служат водоразделом между бассейнами Атлантического и Тихого океанов. У рек Южной Америки питание преимущественно дождевое. В экваториальном поясе реки полноводны в течение всего года, а те, что протекают в субэкваториальных поясах, в районах сезонного выпадения дождей, зимой мелеют, летом, разливаясь, выходят из берегов. Познакомиться со всеми реками за один урок не невозможно. Поэтому рассмотрим лишь самые крупные. Река Амазонка. (слайд) -Найдите у себя в атласе место нашей остановки. Подпишите название реки в контурных картах. Царица рек, чудо природы, необыкновенная, удивительная … как только не называют Амазонку. Что ж, она действительно заслуживает этого. (слайд) • Самая большая по площади бассейна (7 млн. км кв.) • Самая многоводная река всего земного шара. • По длине вторая после Нила. • Имеет более 500 притоков. • Амазонка не перекрыта еще ни одним мостом, дамбой или плотиной. Протекает в северной части Южной Америки. Пересекает весь материк с запада на восток. Колыбель Амазонки лежит в сплетении Анд. Здесь из горного озера Патаркоча вытекает Мараньон – главный исток Амазонки. Приняв справа приток Укаяли, Мараньон получает имя Амазонка. Вода в реке оранжево – мутная от ила. На реке происходят удивительные явления. В верховьях Укаяли время от времени, слышатся какие–то загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома. Это БАРРАНКО – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду. Вот как описывает очевидец эти события: … Однажды утром перед зарей меня разбудили дрожание хижины и необычный звук, похожий на артиллерийский выстрел … гул продолжался около часу, до рассвета, и тут только мы увидели, какая разрушительная деятельность развивалась на другом берегу реки. Огромные массивы леса, стремительно валились одно за другим в воду. После каждого обвала поднятая ими волна со стремительной силой возвращалась к рыхлому берегу … Еще одно удивительное явление происходит на реке – «Свадьба рек».(слайд) Чуть ниже впадения в Амазонку притока Риу – Негру в русле реки долго текут два потока: правый желтого цвета, левый – черного. Воды Риу – Негру окрашены в темные тона потому, что содержат много перегнивших растительных остатков. (слайд) У бразильцев существует обычай отмечать пересечение линии, разделяющей цветные воды Амазонки и Риу – Негру, своеобразным праздником, напоминающим торжества при пересечении экватора. Как только пароход, идущий к Манаусу или обратно, приближается к этому месту, начинается нечто невообразимое: все кричат, поют, танцуют, обливают друг друга водой – словом, резвятся как малые дети. Подвижность – главная черта Амазонки. Нижняя Амазонка словно дышит: дважды в день вода в ней ритмично поднимается и опускается. Это действие морских приливов и отливов. Приливы сопровождаются удивительным и необычным для других рек природным явлением – ПОРОРОКОЙ. Мощный водяной вал высотой до 5 метров и большой скоростью устремляется с моря в устье Амазонки. Разрушает берега, сносит хижины стоящие на берегу, переворачивает суда. Недаром местные жители (индейцы) называют эту волну – разрушитель или гремящая вода. Грохот и гул надвигающегося водяного вала слышен за 5 – 8 км. Амазонка – удивительная река. Поэтому вполне объяснимо неисчислимое количество видов ее разнообразных обитателей. Особенно много рыб. Более 2000 видов. В мутных водах их нельзя рассмотреть. На поверхности можно увидеть огромных речных дельфинов боту (слайд) и рыбу ПИРАРУКУ, выпрыгивающих из воды.(слайд) Пираруку – одна из самых крупных видов пресноводных рыб. Отдельные экземпляры имеют длину 5 метров и весят 90 кг. (слайд) Средняя пираруку весит 25-30 кг. Ее тяжелое и массивное тело у головы окрашено в зеленоватый, а ближе к хвосту – в ярко-красный цвет. Охотятся на нее со стрелами и острогами. Самые известные и опасные рыбы – ПИРАНЬИ. (слайд) Это плоская, мясистая, серебристого цвета рыба с выдающейся нижней челюстью.(слайд) Зубы расположены так, что при смыкании они прилегают один к другому. Куски мяса срезают как бритвой. Живут стаями. Молниеносно двигаются. Очевидец вспоминает: «Вечно голодные пираньи подплывали к нам, когда мы плыли в лодке. Они набрасывались на рулевое весло, вонзались в него, расщепляя дерево на куски. Однажды я застрелил тапира, и, пока его перетянули по реке с одного берега на другой, пираньи откусили ему нос. Как-то переплывая на лодке через реку, мы убили кабана, который пересекал ее одновременно с нами. Индеец, сидевший с нами взял тушу на буксир и мы потянули ее к берегу. Пираньи немедленно окружили тушу. В одну минуту вода забурлила. Когда мы достигли берега, от кабана почти ничего не осталось. Мечта, полакомиться кабаном не сбылась.» Растительным мир Амазонки тоже интересен. В заводях растет ВИКТОРИЯ–РЕГИЯ. (слайд) Диаметр листьев достигает 2-3 метров. Листья могут удерживать на воде даже ребенка. Вот какая удивительная река Амазонка. А сейчас мы познакомимся с 4-ой по величине рекой Южной Америки – Ориноко (слайд) (Учитель показывает реку на карте, а дети у себя в контурных картах) В переводе с индейского ее название так и звучит – «Река». Ориноко берет начало на юго-западе Гвианского плоскогорья на высоте более 1000 метров. (слайд) Площадь бассейна около 1000000 км. кв. Длина реки 2740 км. Затем, после вливания крупного притока – Апуре, Ориноко поворачивает на восток. Здесь она становится судоходной. На реке ярко выражена сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей (с апреля по октябрь) река разливается. В сухой (ноябрь-март) период сильно мелеет. — Следующим объектом нашего знакомства будет река Парана (слайд) В переводе с индейского Парана — «Родственник океана» – названа так за свои большие размеры. — Посмотрим в атлас и отметим реку на контурной карте. Истоки Параны лежат на южной окраине Бразильского плоскогорья. Парана несет большое количество ила, который делает воду очень мутной. Даже впадая в океан на многие десятки километров, придает океанской воде желтый оттенок (слайд). Южная Америка уникальна еще и тем, что на ней есть водопады. На Гвианском плоскогорье, в бассейне реки Карони (притоке Ориноко), расположен самый высокий водопад мира Анхель. (слайд) Американцы его называют «восьмым чудом света». (учащиеся отмечают на контурной карте) Назван так по имени его первооткрывателя – американского летчика – Джимми Анхеля. Он был случайно открыт в 1935 году. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолет и отправился на поиски алмазных мест. С высоты он увидел ниспадающий, словно из облаков, мощный поток воды высотой около километра. (слайд) Но тут самолет стал терпеть крушение и упал у подножия этого водопада. Летчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Алмазов он не нашел, но поведал всем о водопаде. Только в 1949 году венесуэльско-американская экспедиция обследовала водопад. Измерения показали, что высота его 1054м. по имени первооткрывателя ему дали имя Анхель.(слайд) — Двигаемся дальше. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергается водопад Игуасу. (слайд) В переводе с индейского означает «большая вода». Находится между Бразилией и Аргентиной. (слайд) Впервые он стал известен европейцам в середине 16 в., когда его открыл испанский конкистадор Альваро Нуньес Кабеса де Вака. На 4-километровом фоне Игуасу раскинулось около трехсот водопадов.(слайд) Пышность растительности гармонически сочетается с суровой красотой грохочущих вод.(слайд) Самые внушительные достигают 80-метровой высоты. Сейчас здесь создан национальный парк. Мы рассмотрели реки и водопады Южной Америки, вам необходимо ответить на несколько вопросов. — С какими реками Южной Америки вы познакомились? — Какой тип питания преобладает у рек? — Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады? Далее мы переходим к изучению озер. Озер на материке мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны, настолько они малы. Самым большим по площади озером Южной Америки является Маракайбо. (слайд) Лагунное озеро, похожее, скорее всего на залив в Карибском море. (слайд) — Следующее озеро – Титикака (слайд) Название в переводе с индейского означает «свинцовая скала». На Боливийском нагорье, на высоте 3812м, лежит самое высокогорное озеро мира. Глубина 304 м.(слайд) Вода слегка солоноватая, но пригодна для питья. Площадь озера 8300 кв. км. Температура воды в середине озера постоянная – около +11°С. У берегов температура колеблется. В ночное время прибрежные участки покрываются льдом. По берегам озера, а также на плавающих по озеру островах, (слайд) живет племя УРУ. По мнению этнографов (ученых, занимающихся изучением культуры и быта разных народов) Уру первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет назад до н. э. Сейчас их около 1000. Жизнь Уру обеспечивает тростник тотора. (слайд) Это растение с высокими стеблями и плоскими листьями. Из него индейцы делают хижины, лодки, домашнюю утварь (слайд), (слайд). Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время ее проведения урока. Домашнее задание: параграф 43.(слайд) До новых встреч! (слайд) Литература: 1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. Издательство «Дрофа» 2012 год. 2. Крылова О.В. Уроки географии. 7 класс Издательство «Просвещение» 2003 год. 3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс Москва. Издательство «ВАКО» 2006 год. 4. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/67/Caiman yacaue.jpg 5. http:ru.wikipedia.org

Файлы: внутренние воды.rar
Размер файла: 7298925 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология