Автор конспекта:
Автор(ы): — Ажигатова Шахеризада Уагаповна

Место работы, должность: — МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.»

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — География

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

Летягин А.А. "Начальный курс. География " 5 класс

Используемая методическая литература: —

1.Поурочные разработки по географии.Никитина Н.А.

2. Уроки географии с применением информационных технологий.Долгорукова С.В.,Кугут И.А.

Используемое оборудование: —

проектор,интерактивная доска,проектор,атласы, физическая карта мира, глобус

Используемые ЦОР: —

презентация,видеофильм

Краткое описание: — знакомятся и изучают свойства воды, круговорот воды на Земле

План — конспект урока географии в 5 классе

Автор: Ажигатова Ш.У

Место работы: МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.» Красноярский район Астраханская область

Должность:учитель географии и биологии

Предмет: география

Класс:5

Тема урока: Вода на Земле.

Базовый учебник: география 5класс — начальный курс .Автор Летягин А.А.

План- конспект урока.

Тема: Вода на Земле

Цель урока:

  • познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе», создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.
  • развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах
  • воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

Задачи:

- обучающие:

§ сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;

§ доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

- развивающие:

§ развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

§ развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

§ создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

§ воспитывать информационную культуру;

§ воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

10. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

11. Формы работы учащихся:индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

12. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, Интернет, учебник, ЭОР,

Структура и ход урока:

1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Отгадывание загадок (слайд 2)
— Много меня — пропал бы мир,
Мало меня — пропал бы мир.

— Книзу летит капельками,
А кверху — невидимкою.

— Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

(Вода)

Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).

-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Проблемный вопрос урока (Слайд 3)

-Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?( выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Задание:(Слайд 4)

Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым ,поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).

-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

Ребята, как вы думаете, почему воду называют«самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).

Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

1.Работа с учебником параграф 15,пункт 1.

Задание: Найти основные свойства воды.(Слайд5)

Проверка (Слайд 6)

— вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,

— не имеет запаха, вкуса, цвета.

— универсальный растворитель,

— способность расширяться при замерзании,

— накопитель тепла,

— хорошо проводит электрический ток.

(демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)(Слайд 7)

Домашнее задание (Слайд 8)

Выполнить задания на стр.86-88 «Школа географа-следопыта» (по выбору)

2. Работа с геословарем: (Слайд 9)

слова «гидросфера», «круговорот воды в природе», гидрологи заносятся в геословарь, с одновременным расшифрованием понятий (в тетрадь).

Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.

Работа по учебнику.

Задание:

— Используя текст учебника на стр. 84 п. 2, § 15, дополните схему (слайд 10,11)

Состав гидросферы


……………… ……………… ………………

96,5%)

(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)

(Слайд 12-13)

— Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

— Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)

3.Физкультминутка:

Ветер по морю гуляет

и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах,

на раздутых парусах…

4. «Хоть в это поверить не очень легко,

но Волги вода есть в реке Лимпопо…)

И. Якимов (слайд 14)

— Как вы думаете, возможно, ли это?

Используя слайд 15,рисунок 57 в учебнике стр.86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь ответить на вопросы:

— Чем отличается малый круговорот воды от большого?

— Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

— Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

— Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

- составление опорного конспекта

— работа с магнитной схемой «Мировой круговорот воды» и текстом учебника стр.85-86. (взаимопроверка ответа ).

Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды (Слайд16)

человек – несколько часов 2-3

воздух – 8 суток

река — 14 суток

озеро — 7 – 300 лет

океан – 3000 лет

подземные воды – 5000 лет

ледники – 8000 лет

Домашнее задание(по выбору) вопросы и задания на ст.89.(Слайд 17)

4.Закрепление нового материала:

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока:(Слайд18)

-Как вы, думаете, много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?

Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листочках-шаблонах напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».(Слайд 19)

Утверждения:

  • Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
  • Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
  • В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
  • - самооценка:выбрать сектор 3 – балл – «3» (Слайд 20-21)

    4 – балл – «4»

    5 – балл – «5»

    Сектор 3

    § Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .

    § Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).

    § Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)

    Сектор 4

    § Завершите перечень: в гидросферу входит:

    вода на суше

    …………….

    …………….

    § В малом круговороте участвуют:

    суша – океан

    океан — атмосфера

    суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)

    § В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм

    Сектор 5

    § Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.

    § Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)

    § В большом круговороте воды участвуют:

    суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан

    Ученики ставят оценки.

    5.Рефлексия. (Слайд 22)

    У каждого на парте по 3 листика означающие:

    Зеленый- было интересно на уроке, я все понял.

    Коричневый — урок понравился, но некоторые моменты были трудными.

    Красный – мне на уроке было скучно.

    Сейчас я вас попрошу повесить на дерево один из листочков.

    Файлы: ГП Африки 1.notebook
    Размер файла: 9851200 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология