Автор конспекта:
Автор(ы): — Ивашиненко Наталья Львовна

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №231″ г.Знаменск, учитель химии

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: — 1.Обобщение и систематизация знаний: о нахождении воды в природе, составе воды, её физических свойствах, значении воды в природе и способах ее очистки, полученных учащимися при изучении природоведения, биологии, географии, физики. 2. Усвоение учащимися понятий: «раствор», «растворитель», «растворимое вещество»,«растворение», условий протекания процесса растворения. 3.Формирование умений: работы с реактивами и лабораторным оборудованием, определения растворимости веществ теоретически (по таблице растворимости) и экспериментально, проведения расчетов. 4.Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать наблюдательность, самостоятельность, внимание, речь, логическое мышление. 5.Воспитание аккуратности, экологически грамотного поведения, бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник: Химия: Неорган.химия: Учеб.для 8кл. общеобразоват.учреждений.- М.:Просвещение,2008.

Литература для внеклассного чтения по теме:

  • Энциклопедический словарь юного химика. – М. Педагогика, 1982г
  • Книга для чтения по неорганической химии. Часть 1. – М. Просвещение, 1986г
  • Энциклопедия для детей. Аванта. Том 17. Химия. – М. 2001г
  • Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М., 1999.
  • Используемое оборудование: —

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    ПК, медиапроектор, экран, колонки

    На демонстрационном столе:

    химические стаканы, стеклянные палочки, чашка для выпаривания, колба с водой, лабораторный штатив, спиртовка, держатель, спички.

    Вещества: серная кислота, сульфат меди, нитрат калия, хлорид натрия, карбонат кальция.

    На столах учащихся: химические стаканы (4), стеклянные палочки(4), колба с водой, вещества: сульфат меди, нитрат калия, хлорид натрия, карбонат кальция.

    опорный конспект по теме, таблица растворимости.

    Используемые ЦОР: —

    Презентация "Вода.Растворы", учебно-исследовательский проект "Вода"

    Краткое описание: — Данная тема имеет не только теоретическое (в процессе овладения материалом темы закрепляются основные химические понятия и законы, совершенствуются умения пользоваться химическим языком), но и большое практическое значение(учащиеся учатся производить расчеты, проводить химический эксперимент)и воспитательное значение.

    ХОД УРОКА:

    I. Орг. момент.

    Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3

    Тема урока, цели урока, план урока.

    II. Подготовка к усвоению новых знаний.

    После записи в тетрадях темы урока и сообщения его целей и плана.

    Проводится фронтальная беседа на повторение основных понятий:

    «вещество», «чистое вещество», «смеси», виды смесей, способы разделения смесей, «простые и сложные вещества», «физические и химические явления», признаки химических реакций, примеры физических и химических явлений.

    III. Изучение новых знаний.

    Слайд 4

    Слайд 5

    1. Вводная беседа (сопровождается демонстрацией слайдов):

    Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой, от нее зависело не только благополучие, но и нередко само существование целых народов…

    Не случайно большинство крупных поселений – начиная со стоянок древнего человека и заканчивая современными многомиллионными городами – возникли по берегам крупных водоемов: рек, озер, морей.

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Что такое вода?

    n Вода – одно из начал всего существующего на Земле,- говорили в древности.

    n Вода – простое вещество, единое и неделимое, — считали в средние века.

    n Нет, — сказал великий А. Лавуазье, — вода состоит из водорода и кислорода, её можно получить с помощью химической реакции.

    n Свойства воды во многом определяют свойства растворов, — утверждал Д.И. Менделеев.

    n

    Даже этого слишком мало, - говорят в наши дни, — чтобы объяснить аномальные свойства воды и многое другое в её поведении.

    n Что же такое вода???

    2. Рассматривается вопрос «Состав воды», обращается внимание учащихся на тот факт, что состав воды был доказан в результате исследования продуктов её разложения А.Лавуазье. (Метод определения состава веществ путем разложения на более простые называется анализом)

    Анализируем уравнение реакции:

    2Н2О 2Н2 + О2

    вода водород кислород

    2молекулы 2 молекулы 1 молекула

    Делаются выводы, они записываются в тетрадь:

    Химическая формула - Н2О (Молекула воды состоит из: двух атомов водорода и одного атома кислорода).

    Вода – это сложное вещество.

    Слайд 9

    Слайд 10

    3. Рассматривается вопрос «Нахождение воды в природе»- краткие сообщения учащихся. Обращается внимание на ограниченность ресурсов пресной воды.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд23

    Слайд24

    Слайд 25

    4. Обсуждается вопрос «Физические свойства воды» по плану:

    n Агрегатное состояние -

    n Цвет -

    n Запах -

    n Вкус -

    n Температура плавления -

    n Температура кипения -

    n Плотность воды при 40С -

    n Плотность льда при температуре меньше 00С -

    n Теплопроводность -

    n Электропроводность -

    n Теплоемкость -

    n Способность растворять вещества -

    Особое внимание уделяется аномальным свойствам воды, поясняется понятие «аномальный».

    Учащиеся выполняют задание:

    Рассмотрим некоторые аномальные свойства воды:

    1) При плавлении железа его объем …….., а при затвердевании занимаемый объем становится………… . У воды все наоборот: 1кг льда занимает объем……., чем 1кг воды.

    2) Наибольшая плотность воды, равная…….г/мл, наблюдается при 40С (давление нормальное); при 00С более низких и высоких температурах значение плотности немного меньше 1, в то время как у большинства веществ плотность…………….. .

    3) У воды необычайно ………..теплоемкость. Как влияет на климат Земли это свойство воды?

    5. При обсуждении вопроса «Вода- растворитель. Растворение. Растворы»:

    - обращается внимание на то, что в воде растворяются и твердые вещества, и жидкости и газы (приводим примеры)

    - разбирается вопрос: Каковы характерные черты растворов? (Однородные смеси, состоящие из нескольких компонентов: растворителя и растворенного вещества.

    - приводятся фактические данные о том, что любая природная вода – раствор.

    (Вода океанов содержит 35 г/л растворенных веществ, главным образом солей (NaCl,…);

    Ежегодно с водами Волги в Каспийское море приносится более 60 млн.т растворенных солей

    Питьевая вода из разных источников имеет разный химический состав, а значит и разный вкус…)

    - выполняется лабораторная работа, выводы записываются в тетради.

    Лабораторная работа №1
    «Изучение растворимости различных веществ в воде»

    Цели работы:

  • Выяснить, все ли вещества растворяются в воде;
  • 2. Как происходит растворение;

    3. Какие условия влияют на скорость растворения.

    Опыт 1.Изучение растворимости различных веществ.

    В химические стаканы помещаем одинаковое количество различных веществ:

  • Н2SO4- серная кислота (Демонстрация) Обязательно обращаем внимание на правила техники безопасности. Правила растворения серной кислоты!!!
  • СuSO4 – сульфат меди
  • KNO3 – нитрат калия
  • NaCl – хлорид натрия
  • CaCO3 - карбонат кальция
  • Приливаем к ним небольшое количество воды.

    Тщательно перемешиваем.

    Обсуждаются наблюдения, выделяются признаки химических реакций.

    Обращается внимание на физическую сторону процесса – при выпаривании воды вещество остается неизменным (на примере СuSO4 или NaCl).

    Демонстрация. Лабораторный опыт.

    Наблюдения заносятся в таблицу в тетради (см. слайд).

    Вещества

    Что наблюдаем

    Выводы.

    Н2SO4

    СuSO4

    KNO3

    NaCl

    CaCO3

    Делаются выводы:

    - Не все вещества растворяются в воде.

    - Различают вещества: растворимые, малорастворимые, практически не растворимые.

    - Растворимость веществ можно определить двумя способами: экспериментально ( не всегда есть возможность) и теоретически, используя таблицу растворимости.

    Работа с таблицей растворимости.

    - Растворение – физико-химический процесс. (Рассматривается сущность процесса растворения: вначале под действием молекул воды происходит разрушение кристаллов растворенного вещества до мелких частиц – молекул(физическое явление), а затем происходит взаимодействие частиц растворенного вещества и частиц растворителя (химическое явление, сопровождается признаками химических реакций)).

    Опыт 2. Влияние температуры на растворимость веществ.

    О целях, проведении и результатах этих опытов рассказывают ребята, подготовившие проект, рассказ сопровождается демонстрацией слайдов.

    Опыт 3. Влияние измельчения на растворимость веществ.

    О целях, проведении и результатах этих опытов рассказывают ребята, подготовившие проект, рассказ сопровождается демонстрацией слайдов.

    Общие выводы по работе:

    n По растворимости в воде различают вещества: растворимые, малорастворимые, практически не растворимые.

    n Растворение – физико-химический процесс.

    n Нагревание и измельчение веществ ускоряет процесс растворения.

    n Раствор – однородная смесь,

    - многокомпонентная система, состоящая из: растворимого вещества, растворителя.

    Слайд 26

    Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    6. Заслушиваются краткие, заранее подготовленные сообщения учащихся о значении воды и растворов.

    Решается задача: 60% от массы тела человека приходится на воду.

    Вычислите сколько воды содержится в организме человека массой 70 кг.

    А сколько воды содержится в Вашем организме?(Решение задачи)

    Слайд 30

    Слайд 31

    Слайд 32

    Слайд 33

    Слайд

    34-38

    IV. Закрепление изученного материала.

    Какие вопросы были рассмотрены на уроке?

    Работаем с опорным конспектом.

    Что же такое вода?

    Вода – это обыкновенное чудо, обладающее необыкновенными свойствами.

    IV. Информация о домашнем задании:

    Пользуясь опорным конспектом составить рассказ на тему «Вода. Растворы»;

    V. Подводим итоги урока. Выставляются оценки.

    Файлы: вода урок1.ppt
    Размер файла: 5049856 байт.

    Рубрики: Химия Метки:, ,
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология