Автор конспекта:
Автор(ы): — Князева Татьяна Валентиновна

Место работы, должность: — ГКООУ РО санаторная школа-интернат №28 г. Ростова-на-Дону, Центр дистанционного образования детей-инвалидов, учитель русского языка и литературы

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель урока:

создать условия для заинтересованного разговора о ситуации порога — несоответствии внутренней сущности человека, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, той социально-исторической роли, которую он вынужден играть.

Задачи:

-обучающие: дальнейшее совершенствование навыков многоаспектного анализа художественного текста и читательской интерпретации произведения; умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, авторских интонаций и акцентов, а также прикладного применения знаний о своеобразии художественной манеры А.П.Чехова, роли ремарок, символики, подтекста, звукописи и синтаксического строя в его драматургических произведениях;

-развивающие: дальнейшее развитие способности синтезировать и обобщать прочитанное; совершенствование навыков монологического высказывания, ассоциативного образного мышления, адекватного восприятия звукового ряда (аудиофрагментов спектакля); дальнейшее развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного;

-воспитательные: продолжение формирования нравственного отношения к окружающим, патриотического чувства к Родине («Вся Россия — наш сад!), любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 1

Используемые учебники и учебные пособия: —

Зинин С.А., Сахаров В.И., Литература 10 класс. Учебник в двух частях. — М.: ТИД Русское слово — РС, 2012.

Используемая методическая литература: —

Информационно-образовательные ресурсы Интернета.

Используемое оборудование: —

Интернет, компьютеры, наушники, микрофон у обучающихся и учителя (очно-дистанционное занятие).

Используемые ЦОР: —

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/70304254-0b09-43aa-a27b-88dcbdf6c46e/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3d86655-6a0a-4696-b946-90a4ee0e468a/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/54f98f38-2118-456a-a754-7a448db75478/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/43b3efb0-fc9b-4b3e-94cf-e5f35212e39c/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6dc25abe-45b6-4821-b258-306cb492221b/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a657cda0-97cd-4df5-a1d6-cb94c65d3ecc/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4c5576d-98b4-40f8-bba4-52c759baab2b/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7f9a911b-e645-4cce-9b5f-acf70f3170ab/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7853469e-d493-4b97-85e5-3b81b6542f3c/view/

Краткое описание: — Звуковая запись радиоспектакля "Вишневый сад".

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Возвращение в «Вишневый сад»: мы, предсказанные Антоном Павловичем…

Ф.И.О.

Князева Татьяна Валентиновна

Место работы:

ГКООУ РО санаторная школа-интернат №28 г. Ростова-на-Дону, центр дистанционного обучения

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

ЛИТЕРАТУРА

Класc

10

Тема и номер урока в теме

А.П.Чехов. Урок №7

Базовый учебник

Зинин С.А., Сахаров В.И., Литература 10 класс. Учебник в двух частях. — М.: ТИД Русское слово — РС, 2012.

Цель урока:

создать условия для заинтересованного разговора о ситуации порога — несоответствии внутренней сущности человека, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, той социально-исторической роли, которую он вынужден играть.

Задачи:

-обучающие: дальнейшее совершенствование навыков многоаспектного анализа художественного текста и читательской интерпретации произведения; умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей, авторских интонаций и акцентов, а также прикладного применения знаний о своеобразии художественной манеры А.П.Чехова, роли ремарок, символики, подтекста, звукописи и синтаксического строя в его драматургических произведениях;

-развивающие: дальнейшее развитие способности синтезировать и обобщать прочитанное; совершенствование навыков монологического высказывания, ассоциативного образного мышления, адекватного восприятия звукового ряда (аудиофрагментов спектакля); дальнейшее развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного;

-воспитательные: продолжение формирования нравственного отношения к окружающим, патриотического чувства к Родине («Вся Россия — наш сад!), любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Тип урока: беседа.

Формы работы учащихся: индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: Интернет, компьютеры, наушники, микрофон у обучающихся и учителя (очно-дистанционное занятие).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

5

6

7

1

Предкоммуникативный этап: вступительное слово учителя и целеполагание как мотивация деятельности на уроке.

№1. Портрет А.П.Чехова.

Организация внимания обучающегося, мобилизация его мыслительных и духовных ресурсов.

Готовность обучающегося к работе, включение в деловой ритм урока.

1 мин.

2

Ассоциативные впечатления.

№1. Портрет А.П.Чехова.

Работа с чеховским диагнозом обществу России эпохи глобальных перемен: «падение чувства личности».

Работа с чеховским диагнозом обществу России эпохи глобальных перемен: «падение чувства личности».

3 мин.

3

Коммуникативный этап: постановка проблемного вопроса и уточнение его узловых моментов. Можно ли образы действующих лиц пьесы рассматривать как типы «недотепства», более заметно проявляющиеся в российском обществе конца одной эпохи и начала другой? Конструирование ответа: устный текст-рассуждение, содержательно связанный с вопросом, + аудиоряд + работа с ключевыми словами.

№№ 5, 9.

Аудиофрагменты: действие второе (выдержки); действие четвертое (выдержки). Прослушивание — 2 минуты. Проигрыватель iTunes позволяет регулировать ход аудиофрагментов и осуществлять поиск нужного эпизода спектакля.

Работа со словами «недотепа», «недотепство». Обсуждение аудиофрагментов ( комментарий «прослушки» в собственной интерпретации и

своя версия ответа на заданный вопрос).

«Вишневый сад», действие второе. Лопахин: «Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая…»

Работа со словами «недотепа», «недотепство». Обсуждение аудиофрагментов (высказывание своего понимания озвученной проблемы и своя интерпретация знаемого и услышанного). «Вишневый сад», действие четвертое. Фирс: «… Эх ты… недотепа!..»

7 мин.

4

Освоение заданной проблемы. Возможно ли другое толкование (в противовес традиционному) прошлого, настоящего и будущего России по пьесе А.П.Чехова и почему?

№№ 5, 6. Аудиофрагменты: действие второе (выдержки), действие третье (выдержки). Прослушивание — 3 минуты. Проигрыватель iTunes позволяет регулировать ход аудиофрагментов и осуществлять поиск нужного эпизода спектакля.

Высказывание по проблеме. Работа с художественными особенностями пьесы (авторские ремарки, символика, подтекст, звукопись). Обсуждение аудиофрагментов, анализ текста. Читательская интерпретация смысловой нагрузки образов старых хозяев вишневого сада, Ермолая Лопахина, Ани и Пети в контексте эпохи написания произведения («Вишневый сад», действие второе. Трофимов: «… Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай…»; Аня: «Что вы со мной сделали, Петя…». Действие третье. Трофимов: «… Мы выше любви!»).

Высказывание по проблеме. Работа с художественными особенностями пьесы (авторские ремарки, символика, подтекст, звукопись).

Обсуждение аудиофрагментов, анализ текста.

Читательская интерпретация смысловой нагрузки образов старых хозяев вишневого сада, Ермолая Лопахина, Ани и Пети в контексте эпохи написания произведения («Вишневый сад», действие второе. Лопахин: «Всякому безобразию есть свое приличие!»).

9 мин.

5

Освоение заданной проблемы. Провидческий прорыв Антона Павловича в XXI век: мы, предсказанные «Вишневым садом»? Ситуация порога: наша самость и наши социально-исторические роли в эпоху глобальных перемен.

№№ 4, 9. Аудиофрагменты: действие второе (выдержки), действие четвертое (выдержки). Прослушивание — 3 минуты. Проигрыватель iTunes позволяет регулировать ход аудиофрагментов и осуществлять поиск нужного эпизода спектакля.

Высказывание по проблеме. Работа с синтаксисом пьесы как языковым выражением авторской мысли.

Анализ поведенческих мотивов действующих лиц пьесы в ракурсе их социально- исторических отношений. Проведение аналогии между падением чувства личности героев «Вишневого сада» и многими нами, играющими в своей жизни второстепенную роль («Вишневый сад», действие четвертое. Лопахин: «… сколько… в России людей, которые существуют неизвестно для чего…»). Высказывание о причинах современного звучания лирической комедии Чехова.

Высказывание по проблеме. Работа с синтаксисом пьесы как языковым выражением авторской мысли.

Анализ поведенческих мотивов действующих лиц пьесы в ракурсе их социально- исторических отношений. Проведение аналогии между падением чувства личности героев «Вишневого сада» и многими нами, играющими в своей жизни второстепенную роль («Вишневый сад», действие второе. Епиходов: «… жить мне или застрелиться…»; Шарлотта: «… кто я, зачем я, неизвестно…»). Высказывание о причинах современного звучания лирической комедии Чехова.

7 мин.

6

Освоение заданной проблемы.

Кто и как спасет Россию, наш Вишневый Сад? Нужны новые роли, Антон Павлович…

№1. Портрет А.П.Чехова.

№№ 2, 4, 5, 9. Аудиофрагменты: действие первое (выдержки), действие второе (выдержки), действие четвертое (выдержки). Прослушивание — 3 минуты. Проигрыватель iTunes позволяет регулировать ход аудиофрагментов и осуществлять поиск нужного эпизода спектакля.

Высказывание по проблеме. Размышление о нашей способности играть свою социально-историческую роль через активное познание жизни и осознание себя в ней («Вишневый сад», действие первое. Дуняша: «… как начнет говорить, ничего не поймешь»; Аня: «… И мама не понимает!»; Раневская: «… вы ничего не понимаете…». Действие второе. Епиходов: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять…»; Фирс: «… теперь все враздробь, не поймешь ничего»).

Высказывание по проблеме. Размышление о том, что может сберечь в себе лучшего человек, перестраиваясь в соответствии с требованиями новой эпохи («Вишневый сад», действие первое. Лопахин: «… Читал вот книгу и ничего не понял». Действие четвертое. Яша: «… народ добрый, но мало понимает»).

6 мин.

7

Подведение итогов урока.

№1. Портрет А.П.Чехова.

№ № 4, 5, 8.

Аудиофрагменты: действие второе (выдержки), действие четвертое (выдержки). Прослушивание — 3 минуты. Проигрыватель iTunes позволяет регулировать ход аудиофрагментов и осуществлять поиск нужного эпизода спектакля.

Высказывание о результатах переноса приобретенных знаний и их первичного применения в нестандартные условия как итога в развитии учебного сотрудничества между учителем и обучающимся. Систематизация предполагаемых путей решения заданной проблемы с опорой на текст («Вишневый сад», действие второе. Трофимов: «… надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину»). Возможная постановка связанных с ней (проблемой) новых вопросов.

Высказывание о результатах урока, строившегося в процессе особых учебных отношений между учителем и обучающимся. Систематизация возможных путей решения заданной проблемы с опорой на текст («Вишневый сад», действие четвертое. Лопахин: «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую…»).

5 мин.

8

Посткоммуникативный этап: домашнее задание.

Выкладка тем, предложенных к написанию творческой работы («Вишневый сад»: ситуация порога…», «Новый хозяин?», «Петя + Аня», «Страсти по Раневской» и др.).

Подготовка к сочинению.

2

мин.

Приложение к плану-конспекту урока

Возвращение в «Вишневый сад»: мы, предсказанные Антоном Павловичем…

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

И.Э.Браз. Портрет А.П.Чехова (№ 204035).

И-тип, вид ЦОР: иллюстрация.

Иллюстрация.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/70304254-0b09-43aa-a27b-88dcbdf6c46e/view/

2

Чехов А.П. «Вишневый сад». Фрагмент первый (№ 143291).

П-тип, К-тип, вид ЦОР: аудиофрагмент.

Аудиофрагмент для организации практической (исследовательской) деятельности на уроке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d3d86655-6a0a-4696-b946-90a4ee0e468a/view/

3

Чехов А.П. «Вишневый сад». Фрагмент второй (№ 143273).

П-тип, К-тип, вид ЦОР: аудиофрагмент.

Аудиофрагмент для организации практической (исследовательской) деятельности на уроке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/54f98f38-2118-456a-a754-7a448db75478/view/

4

Чехов А.П. «Вишневый сад». Фрагмент третий (№ 143272).

П-тип, К-тип, вид ЦОР: аудиофрагмент.

Аудиофрагмент для организации практической (исследовательской) деятельности на уроке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/43b3efb0-fc9b-4b3e-94cf-e5f35212e39c/view/

5

Чехов А.П. «Вишневый сад». Фрагмент четвертый (№ 143268).

П-тип, К-тип, вид ЦОР: аудиофрагмент.

Аудиофрагмент для организации практической (исследовательской) деятельности на уроке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6dc25abe-45b6-4821-b258-306cb492221b/view/

6

Чехов А.П. «Вишневый сад». Фрагмент пятый (№ 143286).

П-тип, К-тип, вид ЦОР: аудиофрагмент.

Аудиофрагмент для организации практической (исследовательской) деятельности на уроке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a657cda0-97cd-4df5-a1d6-cb94c65d3ecc/view/

7

Чехов А.П. «Вишневый сад». Фрагмент шестой (№ 143290)

П-тип, К-тип, вид ЦОР: аудиофрагмент.

Аудиофрагмент для организации практической (исследовательской) деятельности на уроке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c4c5576d-98b4-40f8-bba4-52c759baab2b/view/

8

Чехов А.П. «Вишневый сад». Фрагмент седьмой (№ 143270).

П-тип, К-тип, вид ЦОР: аудиофрагмент.

Аудиофрагмент для организации практической (исследовательской) деятельности на уроке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7f9a911b-e645-4cce-9b5f-acf70f3170ab/view/

9

Чехов А.П. «Вишневый сад». Фрагмент восьмой (№ 143285).

П-тип, К-тип, вид ЦОР: аудиофрагмент.

Аудиофрагмент для организации практической (исследовательской) деятельности на уроке.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7853469e-d493-4b97-85e5-3b81b6542f3c/view/

Файлы: Документ Microsoft Office Word (2).docx
Размер файла: 29513 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология