Автор конспекта:
Автор(ы): — Романова Лидия Логиновна

Место работы, должность: — МОУ «Елеевская средняя общеобразовательная школа», учитель истории и обществознания

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном, продолжить формирование самостоятельно составлять рассказ, работать с картой.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: — Вигасин А.А. История древнего мира. М. 2005г.

Используемое оборудование: —

карта "Древний мир", раздаточные материалы ( карточки)

Краткое описание: — Урок посвящен изучению истории Древнего Рима. Ход военных действии Рима с Карфагеном.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме "Завоевание Римом Италии".

А) рассказать об основании Рима

Б) рассказать о римской армии ( индивидуальная подготовка рассказа 2 учащимися)

В) у доски по карточке : расположить данные названия на два столбика :

Капитолий Этруски Италики Квиринал Апулы Умбры Эсквимен Этруски Виминал Целий Авентин Галлы Латины Палатин ( названия холмов и племен)

Г) с классом -работа по выражениям: что обозначают данные выражения?

1."Ахиллесова пята" 2."Гуси Рим спасли" 3."Пиррова победа" 4.Вот еще одним педагогом стало больше" 5."Троянский конь" 6. "Горе побежденным".

Д) решение задачи: Римский историк Тит Ливий пишет: " Грозила война… а внутри самого государства шли раздоры. так как и плебеи пылали ненавистью к патрициям главным образом из-за тех . кто шел в кабалу за долги".

Почему шла борьба? Где еще знаете такую борьбу?

3. Переход к изучению новой темы.

В 265 году до н.э. римляне подчинили себе всю италию и начали войны с Карфагеном.Это были неравные войны.Карфаген имел болбшой военный морской флот, а у римлян его не было. Зато у римлян была большая армия , состоящая из граждан и союзников. А Карфаген располагал небольшой армией из наемников. Но римляне сразу начали учиться у карфагенян , которых они называли пунами , военно-морскому делу. Поэтому войны назывались Пуническими. Мы изучаем только Вторую Пуническую войну. Почему началась эта война , сегодня мы должны выяснить.

4. изучение новой темы.

План:

1. причины и характер Второй Пунической войны.

2. Ганнибал-талантливый полководец.

3. Итоги войны.

1. Город карфаген и его владение. (рассказ учителя).

Город карфаген стоял на каменистом мысе . далеко выдающемся в море. Он вел большую морскую торговлю. В его глубоких и удобных гаванях нагружалось и разгружалось много кораблей , а на набережных располагались склады с товарами. гребцами на кораблях и грузчиками работали рабы.

Богатство Карфагено позволяло ему иметь большой военный флот и сильную армию, состоявшую главным образом из наемников. мощные каменные стены с башнями защищали город. Карфагеняне овладели обширными территориями на побережьях и островах Средиземного моря. И Рим и Карфаген стремились захватить богатый остров Сицилию. В середине 3 в до н.э. это привело к войне между римлянами и карфагенянами.Карфагенян называли пунами , поэтому — Пуническая война. В ходе этой войны римляне построили сильный морской флот. Война длилась более 20 лет и закончилась победой Рима, завладением Сицилии.однако Карфаген располагал еще огромными силами, овладели большими территориями в Испании. И РИм и Карфаген готовились к новой войне за господство в Западном Средиземноморье.

Карфагенскими войсками в Испании командовал талантливый полководец Ганнибал.

2. Сообщение о Ганнибале учеником.

Дополнения учителем: наскольео Ганнибал был смел. бросаясь в опасность . настолько же был осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда . при котором не уставал бы телом или падал духом. И зной и мороз он переносил с равным терпением. Он не пользовался мягкой постелью. завернувшись в военный плащ . спал среди воинов . стоящих на карауле. Он первым устремлялся в бой. последним после сражения оставался в поле. Ни под чьим начальством воины не были более уверены в себе . как при Ганнибале.(Ганнибал был вынужден искатьб убежища в Передней азии. Сенат потребовал его выдачи. Ганнибал, не желая попасть в руки врагов. окружавших его дом. отравился, он всегда носил с собой яд)

Дать характеристику Ганнибалу.

4. Вторжение Ганнибала в Италию.

Повод: римляне объявили карфагену войну за то. что они захватили Испанию.

прочитать по учебнику Вторая Пуническая война. выяснить: когда было нападение в Италию ,(218г.дон.э.), откуда ждали вторжение (с юга) , почему галлы поддерживали Ганнибала , Почему Ганнибал направился на юг Италии.

Битва при Каннах( селение) , 216г.до.н.э.

В римской армии- 80 тыс.пехоты и 6 тыс.конницы

В Карфагенской- 40 тыс.пехоты и 10 тыс. конницы.

Римляне были построены в виде четырехугольника, но Ганнибал разгадал их планы и приняял смелое решение — окружить их. Понимал. долго не может выдержать натиск римлян. но знал, что римляне должны будут остановиться . если им придется защищать тыл и фланги. Построил пехоту полумесяцем. на флангах- лучшие отряды- конницы. Карфагенская армия окружила римлян и перебила и взяла в плен десятки тысяч воинов. ( показать по схеме)

5. Война на истощение сил.

после победы карфагенян над римлянами на их сторону перешли многие города юга Италии. положение римлян стало очень тяжелым. Однако сенат отказывался даже выслушать карфагенского посла о перемирии. Карфагеняне подступили к Риму. Но сил было недостаточно, и он вновь отошел на юг италии.

Римляне призвали в войско всех мужчин годных к военной службе, собрали 250 тысяч воинов. Крестьяне. защищавшие свои селения и семьи. мужественно сражались с карфагенянами.

Римские полководцы избегали больших сражений. а нападали на мелкие отряды противника. осаждали города. перешедшие на сторону карфагенян, уничтожали шедшие к ним на помощь подкрепления. Такая война была губительна для Ганнибала. Его армия таяла, а силы рима росли. Римляне многому научились за время войны с карфагенянами. Создали лучшую армию.

6. Окончание Пунической войны.

СЦипион Публий Корнелий (Африканский) из аристократической семьи. Он был молод, 17 лет было ему. После жесточайшего поражения он принял командование над четырехтысячным отрядом. Сумел пересечь заговор юношей, взял клятву с них отказаться от бегства с Италии. Паники не было благодаря ему. Миф о его рождении- от бога Юпитера. Рассказывают, что он обладал пророческим даром. 211г.дон.э. были разбиты в Испании противниками и погибли в бою.

202г.дон.э. у города Зама была решающая битва. У римлян был большой перевес в коннице. Армия Ганнибала была разбита. 201 г.дон.э. -конец Пунической войне.

Карфаген д.б. Риму отдать военный флот , выплатить огромную сумму, отказаться от своих владений в Западном Средиземноморье. Для Рима была открыта дорога новым захватам.

7. Закрепление.

1. Ганнибал говорил на нескольких языках, почему ему нужно было это в его армии?

2.Ганнибал заключал в оковы пленных римлян, а не итальянцев , почему?

3.Причины поражения Ганнибала?

"Ганнибал у ворот"- опасность. он появлялся там, где его не ждали.

"Ганнибалова клятва"- отец взял клятву быть вечным врагом Рима. Остался ли он верный своей клятве?

Почему Ганнибал шел по суше , а не по морю?

Где Ганнибал брал слонов?( слоны были в Северной Африке)

7. Домашнее задание : придумать путь Ганнибала в Италию, начертить в тетрадях.

8. Итоги урока. выставление оценок.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология