Автор конспекта:
Автор(ы): — Филиппова Наталья Анатольевна
Место работы, должность: — МОУ ДОД ЦРТДЮ Тамбовского района, педагог дополнительного образования
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
Актуализировать знания детей о звуках и буквах русского языка.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемая методическая литература: —
Тумакова Г. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.-М., "Просвещение", 1991
Михайлова З. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М., "Просвещение", 1990
Тихомирова Л. Развитие познавательных способностей детей.-Ярославль, "Академия развития", 1996
1000 загадок.Популярное пособие для родителей и педагогов\Сост. Н.Елкина, Т. Тарабрина.-Ярославль, "Академия развития", 1997
Используемое оборудование: —
- цветок;
- кукла Дюймовочка;
- волшебный Алфавит;
- волшебные Лабиринты (по количеству детей);
- цветные карандаши;
- изображение Оловянного солдатика;
- алфавиты (по количеству детей).
Краткое описание: — Занятие является вводным в курс "Обучение грамоте" для детей 6 лет, умеющих читать, направлено на формирование мотивации к обучению, обогащение и активизацию словаря, развитие мышления, внимания, восприятия.
Ход занятия
I. Знакомство с детьми
— Здравствуйте, мои юные друзья! Я – учитель волшебной школы. Почему школа волшебная? Да потому, что мы, педагоги, здесь работающие, открываем маленьким детям путь в страну Знаний. И каждый из нас является хранителем какой-нибудь очень важной книги. Я – хранительница одной из самых главных книг – Азбука!
(Показать красивую Азбуку)
II. Сказка «Волшебная школа»
— Это было давным-давно, когда ещё в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, за синими морями, за тёмными лесами жили-поживали Змей Горыныч, Баба Яга Костяная нога, Кащей Бессмертный. Всё у них было волшебное: и ковёр-самолёт, и сапоги-скороходы, и скатерть-самобранка. Вот собрались они однажды и загорюнились: пропали вещи их волшебные – может потерялись, может сломались. Загоревала троица, затужила – и холодно им, и голодно, и в гости не на чём слетать. А сами то делать ничего не умеют. И учиться им уже поздно – совсем уже старенькие. Плачут они заливаться…
Вдруг раскрылся самый красивый цветок леса и появилась оттуда маленькая девочка неземной красоты – Дюймовочка.
(Раскрывается цветок, показывается Дюймовочка)
— Что же вы, старички, плачете – говорит, — или про деток своих забыли? Где ваши Горынчики, Ягушки, Кащейчики, где ваши детки? Отправляйте их в школу, там много волшебных книг. В школе научат читать, писать, считать. И станут они настоящими волшебниками – всё сами смогут сделать, никому приказывать не будут. Заболит у Змея Горыныча голова – вылечат, ведь о лечении в книгах написано.
Сломается у Бабы Яги метла, на которой старая летает – а ребята мотор смастерят (и про это в книгах написано). А сколько в книгах написано – читать не перечитать! Отправляйте детей в школу! То-то им весело будет!
III. Беседа «Как хорошо уметь читать!»
— Ребята, вам хочется пойти в настоящую школу?
— Почему?
— Да, там очень интересно. А сколько книг хороших ждут-не дождутся, когда вы научитесь хорошо читать и сможете их прочесть! А может мы не будем дожидаться того дня, когда вы отправитесь в настоящую школу, а начём учиться прямо сейчас? И станем волшебниками?!
— Тогда давайте выучим волшебные слова заклинания, которое перенесёт нас в страну Азбука.
IV. Физкультминутка «Лети, лети, лепесток»
Заклинание
— Повторяйте за мной слова и движения.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
(Дети машут руками)
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
(Дети окружаться)
Лишь коснешься ты земли -
(Приседают)
Быть по-моему вели!
(Подпрыгивают, закрывают ладошками глаза)
Помоги моим ребятам быстрее попасть в волшебную страну Азбуку!
V.
– А теперь, чтобы нам было легче путешествовать, я предлагаю выбрать транспорт. И пусть это будут наши волшебные стульчики. Занимайте места и поехали!
(Открываются ворота, появляется алфавит)
— Посмотрите, какая красивая страна Азбука и какие прекрасные жители в ней живут.
VI. Продолжение беседы
— Как вы думаете, какая книга в нашем путешествии будет самая главная? Какую книгу подарил папа Карло своему деревянному сыночку?
(Азбуку, другое название — Букварь)
— Отгадайте, пожалуйста
Чёрные, кривые,
От рождения немые,
А вот встанут в ряд –
И все заговорят!
(Буквы)
— Мы с вами подружимся с буквами. Их 33 в русском языке. Смотрите, какие они красивые!
(На доске — Алфавит)
— А знаете буквы? Сейчас мы это проверим!
В моей Азбуке много игр. Сейчас мы выберем одну из них.
VII. Игра «Угадай букву»
(в Азбуке)
— С буквами можно играть в разные игры, как с друзьями. Только их надо правильно называть, чтобы не перепутать.
Хочу вас предупредить: у букв, как у людей есть имена и фамилии. Вот смотрите, буква Л(эль) – это у неё фамилия такая ЭЛЬ, а имя – Л или ласково
Ль. Давайте договоримся – буквы будем звать только по именам, как друзей.
А имя у буквы – это звук, который она обозначает. Звук мы слышим и произносим, а букву – пишем и видим. Давайте поиграем в игру «Угадай букву».
Я буду показывать предмет (на картинке), на который похожа буква, а вы назовите звук, который обозначает эта буква.
А:Аист хвастает всегда,
Что похож на букву …
(А, Айболит)
О: Буква О как шар пушистый,
Одуванчик в поле чистом.
(Оле-Лукойе из сказки Андерсона)
У:Буква У на улитку похожа,
Тянется вверх она рожками тоже.
Крылья у бабочки в букве сломились,
Яркая буква Б получилась.
Буква Ж жужжит как жук,
Всех пугает жуткий звук.
Я на лодочку взойду,
Букву Л(эл) на ней найду.
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
VIII. Работа с Лабиринтом
А теперь я расскажу вам историю, которая приключилась с моими друзьями буквами.
— Вышли однажды буквы А, О, У погулять и заблудились в волшебном лабиринте. И никак не попасть им домой, если вы им не поможете.
— Перед вами Волшебный лабиринт. Проведите буквы А, О, У в свои комнаты. Буква А пойдёт по зелёной дорожке, У — по синей, а О – по красной.
— Ну, что ж. ребята. Поможем нашим новым друзьям?!
(работа с Лабиринтом)
— Отлично, вы все справились с таким непростым заданием. Поэтому, Дюймовочка приготовила для вас сюрприз.
Оловянный солдатик.
IX. Физкультминутка
— Она пригласила в гости своего друга – Оловянного Солдатика. А он приготовил для вас игру, в которую предлагает вам поиграть. Согласны?
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А теперь попрыгайте на одной ножке, попрыгайте на другой. Молодцы!
X. – Наша красавица Дюймовочка тоже знакома с буквами и звуками. И вот какую историю она мне однажды про них поведала.
— Жили-были в волшебной стране Грамоте – Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего-навсего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А О У Ы Э И. за певучесть, их голосистость их прозвали гласными. Им подпевали Я Е Ю Ё. остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь их они не умели. Вот послушайте: Б В Г Д Ж З К Л М Н П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ (показывать на азбуке).
Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять рядышком. Назывались они согласные. Звуки и теперь живут вместе, распивают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки, правильно их произносить. Попробуйте!
— О каких звуках- певцах мы говорили? Споём их: А О У ы Э И. Можно ли спеть звук Б? Попробуйте! Что является преградой?
(правильно — губы)
— А при произнесении звука – З?
(Язык и зубы)
— Итак, те звуки, которые мы поём голосом, называются гласными звуками, а которые не поются — согласными. Как вы думаете, кому живется легче: гласным или согласным?
— Ну, конечно же, гласным — они легко и свободно вырываются наружу изо рта, не встречаю на своём пути преград, их можно легко спеть. А когда мы произносим согласные, то губы, язык, зубы, а иногда и нос, образуют преграду.
XI. Закрепление пройденного материала
— В стране Азбука есть одно правило, которое вы обязательно должны запомнить: гласные звуки, те которые поются, всегда обозначаются красным цветом, а согласные, те которые не умеют петь, всегда синим.
— Каким же цветом мы раскрасим буквы А, О, У?
— Правильно, красным! А почему?
— Правильно, потому что это гласные буквы.
— Возьмите красный карандаш и раскрасьте своих новых знакомых.
XII. Итог занятия
— Потрудились мы не мало, ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало
Всем нам Азбука дала.
— Ребята, для чего же нам необходимо знать буквы?
— Чтобы научиться читать.
— Дюймовочке очень понравилось, как вы работали на нашем занятии, и она хотела бы отблагодарить вас за отличную работу. А чтобы вам легче было учиться в нашей волшебной школе, она вам дарит волшебные буквы.
— А я прощаюсь с вами до новой встречи!
Файлы: фото класса.jpg
Размер файла: 53394 байт.