Автор конспекта:
Автор(ы): — Татаринцева Е.Ю., Страхова Е.В., Фефелова Н.В.
Место работы, должность: — Учителя начальных классов, МАОГ гимназии №12 Г. Тамбова
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Математика
Цель урока: —
Изучение зависимости между площадью и длиной прямоугольника при постоянной ширине.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 30
Используемые учебники и учебные пособия: —
Программа РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,
авторы учебника: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, 4 класс
Используемая методическая литература: —
Методическое обеспечение. Обучение математике 4 кл., авторы: В.В.Давыдов, С.В.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева, М.:ВИТА-ПРЕСС, 2012
Используемое оборудование: —
ИД SMART Notebook 10
листы с заданиями, прямоугольник, полоска бумаги клиновидной формы
Краткое описание: — Урок математики, 4 класс Система РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова
Технологическая карта урока математики. 4 класс.
№
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД
1.
Создание ситуации успеха.
Решение задач по формуле прямой пропорциональной зависимости (организация работы в парах).
Каждой паре раздаются листы с текстами задач, листы с таблицами (см. приложения 1,2).
— Для каждой задачи выберите и заполните подходящую таблицу. Решите задачи.
Взаимопроверка.
— Поменяйтесь листами, проверьте друг друга.
— У кого не получилось?
— Я дала это задание, чтобы убедиться в том, что вы действительно умеете определять равномерные процессы и фиксировать это в таблице. Умеете пользоваться формулой прямой пропорциональной зависимости. Думаю, что со следующим заданием вы справитесь с лёгкостью.
Работа в парах.
Один ученик читает задачу по частям, другой вписывает данные в таблицу. Вместе составляют решение.
Взаимопроверка ( обмен листами в парах).
Планировать решение задачи, определять ресурсы, необходимые для решения задачи.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2.
Создание ситуации интеллектуального конфликта.
— Прочитайте задачу (раздаются листы с задачей на нахождение площади) и попробуйте её решить.( приложение 3)
— С какими проблемами столкнулись?
Работа в парах.
Оценивать задачу как подходящую под данный способ действия или выходящую за его границы.
3.
Постановка частной задачи.
(На доске фиксируются вопросы детей)
— Сформулируйте чётко проблему, с которой вы столкнулись.
Предполагаемые вопросы:
-Как составить таблицу?
— Что такое площадь?
— Можно вычислить площадь по формуле прямой пропорциональной зависимости?
— В какие графы
записать площадь, длину, ширину?
— Какая из этих величин будет постоянной?
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4.
Анализ условий частной задачи и её решение.
Имеется полоска бумаги прямоугольной формы (60*8 см), сложенная впятеро (так, что все части одинаковые). Детям показывается пятая часть полоски, т.е. прямоугольник 12*8 см (1 событие).
— Какие величины можно выделить в данном прямоугольнике?
Разворачиваем полоску так, что можно уже наблюдать две её части – 2 событие.
-Что произошло с длиной?
-Что произошло с площадью?
-Что произошло с шириной?
Продолжаем разворачивать полоску. Теперь видим 3 части – 3 событие.
-Что произошло с длиной по сравнению с первым прямоугольником?
-Что произошло с площадью?
-Что произошло с шириной?
Аналогично рассматриваем 4 и 5 события.
-Каким же является процесс разворачивания полоски?
-Следовательно, длина и площадь связаны формулой прямой пропорциональности: Y=K*X, где Y-площадь, Х-длина, К-??? что такое К, пока неизвестно!!!
-Рассмотрим другую ситуацию (с полоской бумаги клиновидной формы).
Разворачиваем эту полоску так же, как и первую.
-Какие величины можно выделить в этой фигуре?
Сравниваем 1 и2 события.
-Что произошло с длиной?
-С площадью?
-А ширина?
Далее можно рассматривать и другие события.
-При увеличении длины площадь увеличивается, но «не так же» не в то же число раз. Это неравномерный процесс.
-Формулу прямой пропорциональной зависимости можно использовать только для первого случая – при разворачивании прямоугольника.
— Длина, ширина, площадь.
-Увеличилась в два раза.
-Увеличилась в два раза.
-Не изменилась.
-Увеличилась в 3 раза.
— Увеличилась в 3 раза.
— Не изменилась.
-Равномерным, т.к. длина и площадь увеличиваются в одно и то же число раз.
— Длина, ширина, площадь.
— Увеличилась в 2 раза.
-Увеличилась, но не в то же число раз.
-Изменилась.
Формулировать прямые выводы, заключения на основе фактов.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
5.
Организация групповой работы.
Работа с учебником (№574 с.6)
-Перечертите таблицу в тетрадь.
-Заполните её по рисунку.
-Проверьте, будет ли процесс разворачивания полоски равномерным?
-Работать будете в группах по 4 человека. Каждый описывает 1 событие, проверяете друг друга, записываете результаты в тетрадь. Рядом со стрелочками указываете, во сколько раз изменилась каждая величина.
(Одна группа работает у ИД)
Самостоятельно работают в тетрадях, перечерчивают таблицу.
Заполняют таблицы в тетрадях.
Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
С учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
6.
Проверка и обсуждение результатов групповой работы.
Проверка результатов (на доске)
-С чем не согласны?
-Чем является К в этом процессе?
-В данном случае К показывает, сколько единиц площади – клеток- приходится на одну единицу длины Х – сантиметр. Пометим это в таблице (кл./см)
-Как найти значение К?
-Вычислите значение К в каждом событии.
По одному человеку из каждой группы выходят к доске и заполняют по одной колонке.
-Сколько единиц Yприходится на одну единицу Х.
-По формуле К=Y:Х
Делением находят значение К и записывают в таблицу.
Оценивать продукт своей деятельности на основе критериев.
Выполнять действия по алгоритму.
Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
7.
Моделирование.
-Как бы вы показали тот кусок площади, который приходится на единицу длины – сантиметр? (4 клетки на сантиметр длины)
Если дети предлагают правильное , то результат показывается на доске в клетку, если вариантов нет, то вопрос остаётся до следующего урока.
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
8.
Выполнение задания по учебнику.
№575.
-Перечертите таблицы в тетрадь и заполните их по рисунку. Вычислите площадь прямоугольника по формуле прямой пропорциональной зависимости.
-Кто сможет это задание выполнить самостоятельно, пометьте это в тетради и работайте (С), а кому трудно, работаем вместе у доски (задание выполняется на ИД Smart)
Проверка.
-У кого вопросы?
Y
(Е)
X
(см)
K(Е/см)
?
4
8
8*4=32 (Е)
Y
(Е)
X
(см)
K(Е/см)
?
4
2
2*4=8(В)
Y
(Е)
X
(см)
K(Е/см)
?
3
16
16*3=48 (А)
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
9.
Итоговая рефлексия.
-Урок подходит к концу. Какие вопросы у вас есть?
-О чём вы ещё хотели бы узнать?
-Как бы вы назвали наш урок?
-Что было на уроке самым важным?
— Что будем делать завтра?
-Продумайте план работы на следующий урок.
-Кто хочет кого-нибудь похвалить?
Вопросы детей фиксируются на ИД сохраняются, ответы дети получают по мере прохождения учебного материала.
Дети оценивают свою работу и работу друг друга по самостоятельно выбранным критериям.
Оценивать продукт своей деятельности на основе критериев.
Определять границы собственного знания, незнания и запрашивать недостающую информацию.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Файлы: технолог.карта 31.01.13..docx
Размер файла: 21050 байт.