Автор конспекта:
Автор(ы): — Татаринцева Е.Ю., Страхова Е.В., Фефелова Н.В.

Место работы, должность: — Учителя начальных классов, МАОГ гимназии №12 Г. Тамбова

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Изучение зависимости между площадью и длиной прямоугольника при постоянной ширине.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: —

Программа РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,

авторы учебника: В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, 4 класс

Используемая методическая литература: —

Методическое обеспечение. Обучение математике 4 кл., авторы: В.В.Давыдов, С.В.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева, М.:ВИТА-ПРЕСС, 2012

Используемое оборудование: —

ИД SMART Notebook 10

листы с заданиями, прямоугольник, полоска бумаги клиновидной формы

Краткое описание: — Урок математики, 4 класс Система РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова

Технологическая карта урока математики. 4 класс.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.

Создание ситуации успеха.

Решение задач по формуле прямой пропорциональной зависимости (организация работы в парах).

Каждой паре раздаются листы с текстами задач, листы с таблицами (см. приложения 1,2).

— Для каждой задачи выберите и заполните подходящую таблицу. Решите задачи.

Взаимопроверка.

— Поменяйтесь листами, проверьте друг друга.

— У кого не получилось?

— Я дала это задание, чтобы убедиться в том, что вы действительно умеете определять равномерные процессы и фиксировать это в таблице. Умеете пользоваться формулой прямой пропорциональной зависимости. Думаю, что со следующим заданием вы справитесь с лёгкостью.

Работа в парах.

Один ученик читает задачу по частям, другой вписывает данные в таблицу. Вместе составляют решение.

Взаимопроверка ( обмен листами в парах).

Планировать решение задачи, определять ресурсы, необходимые для решения задачи.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2.

Создание ситуации интеллектуального конфликта.

— Прочитайте задачу (раздаются листы с задачей на нахождение площади) и попробуйте её решить.( приложение 3)

— С какими проблемами столкнулись?

Работа в парах.

Оценивать задачу как подходящую под данный способ действия или выходящую за его границы.

3.

Постановка частной задачи.

(На доске фиксируются вопросы детей)

— Сформулируйте чётко проблему, с которой вы столкнулись.

Предполагаемые вопросы:

-Как составить таблицу?

— Что такое площадь?

— Можно вычислить площадь по формуле прямой пропорциональной зависимости?

— В какие графы

записать площадь, длину, ширину?

— Какая из этих величин будет постоянной?

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4.

Анализ условий частной задачи и её решение.

Имеется полоска бумаги прямоугольной формы (60*8 см), сложенная впятеро (так, что все части одинаковые). Детям показывается пятая часть полоски, т.е. прямоугольник 12*8 см (1 событие).

— Какие величины можно выделить в данном прямоугольнике?

Разворачиваем полоску так, что можно уже наблюдать две её части – 2 событие.

-Что произошло с длиной?

-Что произошло с площадью?

-Что произошло с шириной?

Продолжаем разворачивать полоску. Теперь видим 3 части – 3 событие.

-Что произошло с длиной по сравнению с первым прямоугольником?

-Что произошло с площадью?

-Что произошло с шириной?

Аналогично рассматриваем 4 и 5 события.

-Каким же является процесс разворачивания полоски?

-Следовательно, длина и площадь связаны формулой прямой пропорциональности: Y=K*X, где Y-площадь, Х-длина, К-??? что такое К, пока неизвестно!!!

-Рассмотрим другую ситуацию (с полоской бумаги клиновидной формы).

Разворачиваем эту полоску так же, как и первую.

-Какие величины можно выделить в этой фигуре?

Сравниваем 1 и2 события.

-Что произошло с длиной?

-С площадью?

-А ширина?

Далее можно рассматривать и другие события.

-При увеличении длины площадь увеличивается, но «не так же» не в то же число раз. Это неравномерный процесс.

-Формулу прямой пропорциональной зависимости можно использовать только для первого случая – при разворачивании прямоугольника.

— Длина, ширина, площадь.

-Увеличилась в два раза.

-Увеличилась в два раза.

-Не изменилась.

-Увеличилась в 3 раза.

— Увеличилась в 3 раза.

— Не изменилась.

-Равномерным, т.к. длина и площадь увеличиваются в одно и то же число раз.

— Длина, ширина, площадь.

— Увеличилась в 2 раза.

-Увеличилась, но не в то же число раз.

-Изменилась.

Формулировать прямые выводы, заключения на основе фактов.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

5.

Организация групповой работы.

Работа с учебником (№574 с.6)

-Перечертите таблицу в тетрадь.

-Заполните её по рисунку.

-Проверьте, будет ли процесс разворачивания полоски равномерным?

-Работать будете в группах по 4 человека. Каждый описывает 1 событие, проверяете друг друга, записываете результаты в тетрадь. Рядом со стрелочками указываете, во сколько раз изменилась каждая величина.

(Одна группа работает у ИД)

Самостоятельно работают в тетрадях, перечерчивают таблицу.

Заполняют таблицы в тетрадях.

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

С учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

6.

Проверка и обсуждение результатов групповой работы.

Проверка результатов (на доске)

-С чем не согласны?

-Чем является К в этом процессе?

-В данном случае К показывает, сколько единиц площади – клеток- приходится на одну единицу длины Х – сантиметр. Пометим это в таблице (кл./см)

-Как найти значение К?

-Вычислите значение К в каждом событии.

По одному человеку из каждой группы выходят к доске и заполняют по одной колонке.

-Сколько единиц Yприходится на одну единицу Х.

-По формуле К=Y:Х

Делением находят значение К и записывают в таблицу.

Оценивать продукт своей деятельности на основе критериев.

Выполнять действия по алгоритму.

Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

7.

Моделирование.

-Как бы вы показали тот кусок площади, который приходится на единицу длины – сантиметр? (4 клетки на сантиметр длины)

Если дети предлагают правильное , то результат показывается на доске в клетку, если вариантов нет, то вопрос остаётся до следующего урока.

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

8.

Выполнение задания по учебнику.

№575.

-Перечертите таблицы в тетрадь и заполните их по рисунку. Вычислите площадь прямоугольника по формуле прямой пропорциональной зависимости.

-Кто сможет это задание выполнить самостоятельно, пометьте это в тетради и работайте (С), а кому трудно, работаем вместе у доски (задание выполняется на ИД Smart)

Проверка.

-У кого вопросы?

Y

(Е)

X

(см)

K(Е/см)

?

4

8

8*4=32 (Е)

Y

(Е)

X

(см)

K(Е/см)

?

4

2

2*4=8(В)

Y

(Е)

X

(см)

K(Е/см)

?

3

16

16*3=48 (А)

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

9.

Итоговая рефлексия.

-Урок подходит к концу. Какие вопросы у вас есть?

-О чём вы ещё хотели бы узнать?

-Как бы вы назвали наш урок?

-Что было на уроке самым важным?

— Что будем делать завтра?

-Продумайте план работы на следующий урок.

-Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Вопросы детей фиксируются на ИД сохраняются, ответы дети получают по мере прохождения учебного материала.

Дети оценивают свою работу и работу друг друга по самостоятельно выбранным критериям.

Оценивать продукт своей деятельности на основе критериев.

Определять границы собственного знания, незнания и запрашивать недостающую информацию.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Файлы: технолог.карта 31.01.13..docx
Размер файла: 21050 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология