Автор конспекта:
Автор(ы): — Головина Галина Павловна
Место работы, должность: — Учитель физики МО «СОШ № 1» г. Котласа Архангельской обл.
Регион: — Архангельская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
- Образовательная– обнаружение и изучение действия жидкости на погруженное тело, исследование зависимости выталкивающей силы от различных физических величин, выведение правил для вычисления выталкивающей силы;
- Развивающая – развитие наблюдательности, умения сравнивать и анализировать, способствовать усилению уровня самостоятельного мышления по применению знаний в различных ситуациях;
- Воспитательная – усиление мотивации к изучению физики через исторические факты, фронтальный эксперимент и использования информационных технологий, формирование идеи о познаваемости явлений окружающего мира.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 7
Используемые учебники и учебные пособия: —
А.В.Перышкин "Физика. 7 класс",- М: "Дрофа", 2009
Используемая методическая литература: —
Диск "Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс" ("Кирилл и Мефодий");
Диск "Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11 класс" ("1:С Образование");
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, презентация к уроку
— на столах учащихся:
— на демонстрационном столе:
Краткое описание: — 1. Рассказ об Архимеде 2. Как с помощью опыта определить силу Архамедову (Fa) 3. Исследовательская работа: выяснение от каких величин зависит Fa, от каких не зависит 4. Первичное закрепление знаний и решение качественных задач 5. Опыт с ведерком Архимеда 6. Способы определения силы Архамедовой (Fa) 7. Задание на дом 8. Повторение, подведение итогов урока
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Слайд №1.
Архимед…Кто же этот человек, именем которого назван закон?
Слайд №2.
Архимед – выдающийся ученый Древней Греции. Родился в 287 году до н.э. в портовом и судостроительном городе Сиракузы на острове Сицилия. Получил прекрасное образование у своего отца, знаменитого астронома и математика. Прославился своими работами по физике и геометрии. В частности, вывел закон, с помощью которого можно определять силу, выталкивающую тело, погруженное в жидкость или газ.
Последние годы жизни провел в родном городе. Шла война. Город осадило римское войско, имеющее прекрасный флот. Ученый, не жалея сил, организовывал оборону города. Он построил много удивительных боевых машин, топивших вражеские корабли, разносивших их в щепы, наводивших страх на солдат. Так, при помощи своей системы зеркал он поджигал корабли римлян.
Но слишком маленьким было войско защитников города, город был занят римлянами. Гений Архимеда вызвал восхищение у них, и римский полководец приказал сохранить ему жизнь. Но солдат, не знавший ученого в лицо, ворвавшись в дом, увидел старика (Архимеду было 75 лет), склонившегося над ящиком с песком, на котором он выполнял чертёж. «Не наступи на мои круги,» — воскликнул Архимед. В ответ воин взмахнул мечом, и великий ученый залил чертёж кровью.
Сегодня на уроке мы знакомимся с законом Архимеда.
Мяч изменил свою скорость. Почему? (На него подействовала сила, направленная вверх).
А всегда ли жидкость действует на погруженное в неё тело с некоторой силой?
- Опыт № 2.Погружаем в воду цилиндр. Он тонет. Так что же? На него не действует сила, выталкивающая его из воды?
- Опыт № 3.
Подвесим цилиндр к пружине. Она растянулась под действием его веса. Погрузим цилиндр в воду. Растяжение пружины уменьшилось, т.е. его вес в воде оказался меньше, чем в воздухе. Так действует ли на цилиндр сила, выталкивающая его вверх? (Да).
Слайд № 3.
Таким образом, мы приходим к следующему выводу: на любое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх. А теперь подумайте: как найти величину этой силы? (Необходимо из веса цилиндра в воздухе вычесть вес цилиндра в воде). Эта сила называется – «архимедовой».
Fa= Pвозд. – Р воде (записать в тетрадь).
От чего зависит величина этой силы? (Возможные предложения: от объема, формы, глубины, плотности жидкости).
Проведем исследование того, насколько правильны наши предположения. У вас на столе сосуды с чистой и соленой водой, динамометр и 2 цилиндра.
Слайд № 4.
- Подвесим алюминиевый цилиндрик к пружине динамометра и зафиксируем его показание. Погрузим полностью цилиндр в сосуд с чистой водой. Вес тела уменьшился (Указатель динамометра поднялся на 2 деления). Опустим цилиндр поглубже в воду так, чтобы он не касался дна сосуда. Изменились ли показания? (Нет).
Вывод:Faне зависит от глубины погружения.
- Приподнимем цилиндр, чтобы он оказался наполовину погруженным в воду. Указатель динамометра поднялся только на 1 деление шкалы. Вывод: Fa зависит от объема погруженной в жидкость части тела.
- Вместо алюминиевого цилиндрика подвесим точно такой же по объему, но латунный. Опустим его в воду и опять указатель поднялся на 2 деления. Вывод: Fa не зависит от ρ тела
- Опустим цилиндр в сосуд с соленой водой. Указатель поднялся на расстояние чуть больше 2-х делений.Вывод: Fa зависит от плотности жидкости
- ТакжеFaне зависит от формы тела. Если бы смогли деформировать цилиндрик, чтобы изменилась только его форма, то Fa осталась бы прежней.
Одновременно с проведением опытов ученики заполняют таблицу в тетради:
Faзависит
Faне зависит
Слайд №5. Выводы исследовательской работы.
Слайды № 6-11. Первичное закреление знаний.
Как можно объяснить появление выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело?
А.В.Перышкин «Учебник физики 7 класс», стр. 115, 1 абзац (2 минуты на чтение и обдумывание ответа, затем ответ у доски по слайду)
Слайд № 12. Вывод формулыF a.
F a = F 2– F 1
P ж= F/ S, отсюдаF = P ж* S
P ж= g * ρж*h,отсюдаF = = g * ρж*h *S
F a = g * ρж*h2*S — g * ρж*h 1*S = g * ρж*S (h 2 -h 1) = g * ρж*S * H = g * ρж*V т
Итак, Fa= g* ρж* Vт — записываем в тетрадь
Fa= g* ρж* Vт = g* mж =Pж, где Pж – вес жидкости в объеме погруженного тела
Слайд № 13. Докажем это на опыте с прибором, который называется "ведерко Архимеда".
Итак, Fa= Pж. Справедливость вывода доказана на опыте: вес жидкости, вытесненной телом равен Fa, действующей на тело, погруженное в жидкость.
Слайд № 14.Способы определенияF aёё…..
Домашнее задание: параграф 48" Действие жидкост и газа на погруженное в них тело"; 49 "Архимедова сила"; упражнение 24 (1 и 2).
Слайды № 16-18. Повторение.
Слайд № 19. Итог урока.
Файлы: Урок Архимедова сила.pptx
Размер файла: 983897 байт.