Автор конспекта:
Автор(ы): — Головина Галина Павловна

Место работы, должность: — Учитель физики МО «СОШ № 1» г. Котласа Архангельской обл.

Регион: — Архангельская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

  • Образовательная– обнаружение и изучение действия жидкости на погруженное тело, исследование зависимости выталкивающей силы от различных физических величин, выведение правил для вычисления выталкивающей силы;
  • Развивающая – развитие наблюдательности, умения сравнивать и анализировать, способствовать усилению уровня самостоятельного мышления по применению знаний в различных ситуациях;
  • Воспитательная – усиление мотивации к изучению физики через исторические факты, фронтальный эксперимент и использования информационных технологий, формирование идеи о познаваемости явлений окружающего мира.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 7

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.В.Перышкин "Физика. 7 класс",- М: "Дрофа", 2009

Используемая методическая литература: —

Диск "Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс" ("Кирилл и Мефодий");

Диск "Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11 класс" ("1:С Образование");

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, презентация к уроку

— на столах учащихся:

  • Динамометр;
  • Сосуды с чистой и соленой водой;
  • Алюминиевый и латунный цилиндрики.
  • — на демонстрационном столе:

  • Груз на пружине;
  • Сосуд с водой;
  • Прибор для определения архимедовой силы.
  • Краткое описание: — 1. Рассказ об Архимеде 2. Как с помощью опыта определить силу Архамедову (Fa) 3. Исследовательская работа: выяснение от каких величин зависит Fa, от каких не зависит 4. Первичное закрепление знаний и решение качественных задач 5. Опыт с ведерком Архимеда 6. Способы определения силы Архамедовой (Fa) 7. Задание на дом 8. Повторение, подведение итогов урока

    Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

  • Тема нашего урока «Выталкивающая сила. Закон Архимеда» (записывают в тетрадь).
  • Слайд №1.

    Архимед…Кто же этот человек, именем которого назван закон?

    Слайд №2.

    Архимед – выдающийся ученый Древней Греции. Родился в 287 году до н.э. в портовом и судостроительном городе Сиракузы на острове Сицилия. Получил прекрасное образование у своего отца, знаменитого астронома и математика. Прославился своими работами по физике и геометрии. В частности, вывел закон, с помощью которого можно определять силу, выталкивающую тело, погруженное в жидкость или газ.

    Последние годы жизни провел в родном городе. Шла война. Город осадило римское войско, имеющее прекрасный флот. Ученый, не жалея сил, организовывал оборону города. Он построил много удивительных боевых машин, топивших вражеские корабли, разносивших их в щепы, наводивших страх на солдат. Так, при помощи своей системы зеркал он поджигал корабли римлян.

    Но слишком маленьким было войско защитников города, город был занят римлянами. Гений Архимеда вызвал восхищение у них, и римский полководец приказал сохранить ему жизнь. Но солдат, не знавший ученого в лицо, ворвавшись в дом, увидел старика (Архимеду было 75 лет), склонившегося над ящиком с песком, на котором он выполнял чертёж. «Не наступи на мои круги,» — воскликнул Архимед. В ответ воин взмахнул мечом, и великий ученый залил чертёж кровью.

    Сегодня на уроке мы знакомимся с законом Архимеда.

  • Скоро вновь наступит лето, и вы опять с друзьями пойдете купаться на реку Вычегда. Не беда, если кто-то ещё не умеет плавать. Вы легко сможете поддержать на воде тело своего друга, объясните, как можно работать руками и ногами. А в воздухе вы его уже удержать не сможете. Почему? Обратимся к опыту:
  • Опыт № 1.Попытаемся погрузить мяч в сосуд с водой. Что он делает? (Всплывает).
  • Мяч изменил свою скорость. Почему? (На него подействовала сила, направленная вверх).

    А всегда ли жидкость действует на погруженное в неё тело с некоторой силой?

    • Опыт № 2.Погружаем в воду цилиндр. Он тонет. Так что же? На него не действует сила, выталкивающая его из воды?
    • Опыт № 3.

    Подвесим цилиндр к пружине. Она растянулась под действием его веса. Погрузим цилиндр в воду. Растяжение пружины уменьшилось, т.е. его вес в воде оказался меньше, чем в воздухе. Так действует ли на цилиндр сила, выталкивающая его вверх? (Да).

    Слайд № 3.

    Таким образом, мы приходим к следующему выводу: на любое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх. А теперь подумайте: как найти величину этой силы? (Необходимо из веса цилиндра в воздухе вычесть вес цилиндра в воде). Эта сила называется – «архимедовой».

    Fa= Pвозд. – Р воде (записать в тетрадь).

    От чего зависит величина этой силы? (Возможные предложения: от объема, формы, глубины, плотности жидкости).

    Проведем исследование того, насколько правильны наши предположения. У вас на столе сосуды с чистой и соленой водой, динамометр и 2 цилиндра.

    Слайд № 4.

    • Подвесим алюминиевый цилиндрик к пружине динамометра и зафиксируем его показание. Погрузим полностью цилиндр в сосуд с чистой водой. Вес тела уменьшился (Указатель динамометра поднялся на 2 деления). Опустим цилиндр поглубже в воду так, чтобы он не касался дна сосуда. Изменились ли показания? (Нет).

    Вывод:Faне зависит от глубины погружения.

    • Приподнимем цилиндр, чтобы он оказался наполовину погруженным в воду. Указатель динамометра поднялся только на 1 деление шкалы. Вывод: Fa зависит от объема погруженной в жидкость части тела.
    • Вместо алюминиевого цилиндрика подвесим точно такой же по объему, но латунный. Опустим его в воду и опять указатель поднялся на 2 деления. Вывод: Fa не зависит от ρ тела
    • Опустим цилиндр в сосуд с соленой водой. Указатель поднялся на расстояние чуть больше 2-х делений.Вывод: Fa зависит от плотности жидкости
    • ТакжеFaне зависит от формы тела. Если бы смогли деформировать цилиндрик, чтобы изменилась только его форма, то Fa осталась бы прежней.

    Одновременно с проведением опытов ученики заполняют таблицу в тетради:

    Faзависит

    Faне зависит

  • От объема тела
  • От плотности жидкости
  • От глубины погружения
  • От плотности тела
  • От формы тела
  • Слайд №5. Выводы исследовательской работы.

    Слайды № 6-11. Первичное закреление знаний.

    Как можно объяснить появление выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело?

    А.В.Перышкин «Учебник физики 7 класс», стр. 115, 1 абзац (2 минуты на чтение и обдумывание ответа, затем ответ у доски по слайду)

    Слайд № 12. Вывод формулыF a.

    F a = F 2– F 1

    P ж= F/ S, отсюдаF = P ж* S

    P ж= g * ρж*h,отсюдаF = = g * ρж*h *S

    F a = g * ρж*h2*S — g * ρж*h 1*S = g * ρж*S (h 2 -h 1) = g * ρж*S * H = g * ρж*V т

    Итак, Fa= g* ρж* Vт — записываем в тетрадь

    Fa= g* ρж* Vт = g* mж =Pж, где Pж – вес жидкости в объеме погруженного тела

    Слайд № 13. Докажем это на опыте с прибором, который называется "ведерко Архимеда".

    Итак, Fa= Pж. Справедливость вывода доказана на опыте: вес жидкости, вытесненной телом равен Fa, действующей на тело, погруженное в жидкость.

    Слайд № 14.Способы определенияF aёё…..

    Домашнее задание: параграф 48" Действие жидкост и газа на погруженное в них тело"; 49 "Архимедова сила"; упражнение 24 (1 и 2).

    Слайды № 16-18. Повторение.

    Слайд № 19. Итог урока.

    Файлы: Урок Архимедова сила.pptx
    Размер файла: 983897 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология