Автор конспекта:
Автор(ы): — Зайкова И.А.

Место работы, должность: — МОУ ПЕршинская СОШ Киржачского района Учитель биологии

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Цель – познакомить учащихся с разными формами взаимоотношения растений и животных – опылителей, распространителей плодов и семян, фитофагов, и показать, что в естественных экосистемах нет вредных животных. Необходимость в понятии «вредитель» появляется только тогда, когда в естественные экосистемы вмешивается человек и разрушается экологическое равновесие.

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК по редакцией Н.И.Сонина

Используемое оборудование: —

Плакаты, проектор, компьютер.

Используемые ЦОР: —

Презентация "Как дружат растения и животные".

Краткое описание: — Экологический спектакль с участием действующих лиц — растений и животных. Они от лица живых организмов ведут разговор о взаимоотношениях между растениями и животными.

Экологический урок-спектакль
«Как дружат растения и животные»
22 апреля 2010 г
Подготовили члены кружка «Экогид»,
учащиеся 7 класса
Цель этого спектакля – познакомить учащихся с разными формами взаимоотношения растений и животных – опылителей, распространителей плодов и семян, фитофагов, и показать, что в естественных экосистемах нет вредных животных. Необходимость в понятии «вредитель» появляется только тогда, когда в естественные экосистемы вмешивается человек и разрушается экологическое равновесие.
Действующие лица
Природа (ведущая)
Эколог
Растения:
Клевер
Пшеница
Черемуха
Мятлик
Копытень
Пижма
Лопух
Животные, корреспонденты журналов:
«Шмель» (журнал Комитета насекомых – опылителей)
«Кузнечик» (журнал Партии насекомых- фитофагов)
«Лось» (журнал Консорциума крупных животных – фитофагов)
«Муравьишка» (журнал Ассоциации муравьев)
«Зяблик» (журнал Комиссии птиц – зоохоров)
«Бык» (журнал Союза домашних животных)
Помещение, где проводится спектакль, нужно оформить примерно так, как это делается при организации телевизионных передач «Встреча с прессой». За столами, расположенными под углом друг к другу и лицом к залу, сидят интервьюируемые растения (в центре ведущий) и корреспонденты.
Каждый из участников-растений отмечен знаком, бумажной шапочкой с «именем». Перед корреспондентами стоят соответствующие таблички с названиями журналов. Можно снабдить корреспондентов бутафорской аппаратурой – микрофонами и диктофонами для записи ответов на вопросы своих читателей, придумать другие специальные детали к костюмам участников.
Когда участник брифинга хочет взять слово, он поднимает свою «визитную карточку». Это может быть просто листочек картона с надписью или рисунком. Интереснее будет, если «визитку» сделать в форме «лопаты» или «руки» — длинная ручка и широкая верхняя часть с изображением, соответствующим конкретному журналу.
Желательно в зале на стенах повесить плакаты с информацией о роли разных групп животных в жизни растений. Идеальный вариант – специальные стенгазеты от имени каждого участвующего в брифинге журнала. Работа над подбором материала и изготовлением этих стенгазет сама по себе будет важным элементом внеклассной работы по экологическому образованию.
ПРИРОДА. Дорогие коллеги! Сегодня состоится уникальный экологический спектакль. В нем участвуют растения и корреспонденты разных журналов. Среди интервьюируемых – Клевер, Пшеница, Черемуха, Мятлик, Копытень, Пижма, Лопух (растения по очереди поднимаются и приветствуют зал). Корреспонденты представляют редакционные коллегии и читателей следующих изданий:
журнал Комитета насекомык-опылителей «Шмель»,
журнал Партии насекомых-фитофагов «Кузнечик»,
журнал Консорциума крупных животных-фитофагов «Лось»,
журнал Ассоциации муравьев «Муравьишка»,
журнал Комиссии птиц-зоохоров «Зяблик»,
журнал Союза домашних животных «Бык».
(Корреспонденты по очереди поднимаются и приветствуют зал.)
Цель брифинга – дать возможность представителям прессы выяснить у растений, как они строят свои отношения с животными? Чем они для них полезны или вредны? Не хотели бы растения изменить отношения с животными, чтобы лучше жилось и тем и другим, то есть чтобы между всеми организмами, населяющими отдельные экосистемы и всю биосферу в целом, были отношения взаимного сотрудничества, которые помогают сохранить экологическое равновесие на планете.
Итак, начинаем. У кого готов первый вопрос? Журнал «Шмель», пожалуйста.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Шмель»). От имени своих читателей я хочу узнать у растений, довольны ли они тем, как насекомые их опыляют? Не слишком ли велика плата, которую они взимают за свою работу? Может быть, следует что-то изменить в этих отношениях, чтобы они были, стали болеедружественными?
ПРИРОДА. Кто ответит читателям журнала «Шмель»? Клевер, пожалуйста.
КЛЕВЕР. Мы, насекомоопыляемые растения, очень довольны тем, как нас обслуживают насекомые-опылители. В тропических странах им помогают в этом деле птички-колибри, и даже мыши. Но в нашем умеренном климате нас опыляют только насекомые. И мы делаем все, чтобы насекомым-опылителям было легче и приятней выполнять эту работу.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Бык»). И что вы для этого делаете?
КЛЕВЕР. Мы наряжаемся в красивые венчики и собираем свои цветки в соцветия, чтобы опылителям было легче нас увидеть издалека, удобнее опылять, перебираясь с одного цветка на другой внутри соцветия.
Кроме того, мы источаем ароматы, которые приятны насекомым и привлекают их. И, наконец, мы делимся с ними частью пыльцы, ее у нас вполне достаточно и для опыления, и для обеда нашим опылителям, которые, как почтальоны, переносят наши посылки-пыльцу от одного растения другому.
Специально для них мы готовим сладкий нектар.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Бык»). Вам все равно, какие насекомые прилетят, или у вас есть любимчики?
КЛЕВЕР. Мы не любим, когда нас обслуживают много разных почтальонов. Ведь в этом случае наши «посылки» они могут передать совсем не тем адресатам, которым нужно. Пыльца шалфея может попасть на норичник, а пыльца норичника – на лютик. В этом случае мы истратим напрасно и нектар, которым угостили почтальона, и пыльцу, которую он перенес на цветок, где она бесполезна.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Бык»). Что вы делаете для того, чтобы у каждого вида были свои постоянные почтальоны?
КЛЕВЕР. Мы придумываем специальные формы цветков, которые ограничивают круг наших почтальонов.
ЭКОЛОГ. Замечу, что среди насекомоопыляемых растений есть и большие привереды, которые дружат только с одним видом насекомых-почтальонов. Например, цветки некоторых орхидей пахнут так же, как самки насекомых-опылителей. На их химический зов летят влюбленные самцы, и только они выполняют работу по опылению.
У орхидей есть и другие особенности опыления: они запаковывают свою пыльцу в маленькие мешочки-поллинии с ножками намазанными клеем. Такие посылочки приклеиваются к головкам насекомым-почтальонам.
ПРИРОДА. Уважаемый корреспондент журнала «Шмель», вы хотите задать еще один вопрос? Пожалуйста.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Шмель»). Дорогой Клевер, Эколог рассказал нам про совершенно удивительные привычки орхидей. Вы не считаете, что это уж слишком! Ведь такие орхидеи-капризули могут остаться совсем без опыления?
КЛЕВЕР. Да, так может случиться. Это очень ненадежный способ опыления, особенно сегодня, когда на природу так сильно влияет человек. Своих почтальонов может оказаться слишком мало или даже они совсем исчезнут в местности, где живет такое слишком разборчивое растение.
Поэтому легче живется тем растениям, цветки которых принимают нескольких опылителей. Например, мои цветки могу опылять несколько видов шмелей и пчелы.
ПРИРОДА. Уважаемая пижма, а что вы хотите сказать?
ПИЖМА. Я хочу добавить кое-что к словам Клевера. Мы сложноцветные, пошли совсем по другому пути. Наши соцветия-корзинки доступны для многих опылителей, и потому мы так хорошо выживаем даже там, где на природу сильно влияет человек. Какие-то насекомые всегда сохранятся, а мы рады любому, кто захочет нас опылить.
Но это не все. Мы еще, на всякий случай, научились образовывать семена даже тогда, когда насекомых совсем нет.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Бык»). Поразительно! Как же Вам это удается?
ПИЖМА. Очень просто. Это называется апомиксисом: если в цветок не попадает пыльца и не прорастет там, яйцеклетка начинает делиться сама по себе, и образуется нормальное семя.
ПРИРОДА. Уважаемый Мятлик, слушаем Вас.
МЯТЛИК. По-моему, ждать, пока прилетят насекомые, в наше время дело не надежное. Мы, злаки, опыляемся ветром, который не зависит от человека. Конечно, иногда и к нам прилетают насекомые поесть пыльцы, но наш основной опылитель ветер. Мы его работой довольны: дует ветер часто и долго ждать его не приходится. Вот почему нас так много и мы главные виды степей, прерий, саванн, лугов.
ЭКОЛОГ. Но, уважаемый Мятлик, ветер способен перенести Вашу пыльцу, пока она сохраняет способность прорастать, всего на несколько метров. А пчелы могут переносить пыльцу на целый километр!
КОРРЕСПОНДЕНТ («Шмель»). А вот главный подписчик моего журнала, господин Шмель, успевает перенести пыльцу на три километра!
МЯТЛИК. Вот нам бы так!
ПРИРОДА. И так, наши уважаемые растения рассказали о том, как животные помогают им опыляться. А как они помогают вам расселяться? Прошу ответить уважаемую Черемуху.
ЧЕРЕМУХА. Очень хорошо помогают. Все мои сестры с сочными плодами – вишня, слива, калина, рябина, дикая яблоня – распространяются с помощью птиц. Наши плоды вкусные, и потому птицы их охотно едят. Но семена наши не перевариваются, проходят через пищеварительную систему птиц.
ЭКОЛОГ. Да, когда на месте вырубки начинает восстанавливаться лес, то вокруг единственного деревца быстро вырастает много деревьев и кустарников с сочными плодами: их семена приносят птицы.
ЧЕРЕМУХА. И даже косолапый Михаил Потапович нам помогает. Он очень любит есть малину и переносит ее семена за сотни метров и даже километры от того места, где он поел ее ягод.
ЭКОЛОГ. И это не все. Семена многих злаков, которые обижаются на то, что их не опыляют насекомые, тоже распространяются животными. Они также без повреждений проходят через пищеварительную систему копытных животных. А всхожесть у них при этом даже повышается.
ПРИРОДА. Пожалуйста, Лопух, слушаем Вас.
ЛОПУХ. И вовсе не обязательно, чтобы для распространения семян тебя ели. Вот я и многие другие виды – репейник, череда, гравилат – сами прицепляем свои плоды-липучки к шерсти животного, которое проходит мимо, и тогда оно относит наши плоды далеко, на несколько километров. И к брюкам или юбкам человека мы тоже можем прицепиться. И он нам поможет.
ЭКОЛОГ. Мы очень правильно отметили, что для того, чтобы распространять семена необязательно съедать плоды. Ведь есть случаи, когда растения распространяются животными, которые разгрызают плоды, орехи, так, что повреждают зародыш в семенах.
Вот, например, белки грызут семена кедра. Не хочет ли кто-нибудь рассказать нам, как обстоит дело в этом случае? Не может ли случиться так, что эти белки рано или поздно съедят все семена, и кедр совсем исчезнет?
ЧЕРЕМУХА. Ничего подобного случиться не может. Когда белки едят семена кедра, то они никогда не съедают всех семян. Они уносят шишки далеко от того места, где их собирают. А когда грызут, то роняют часть орешков. И этих потерянных семян вполне достаточно, чтобы кедр расселился.
Есть и такие животные, которые, на наше счастье, создают склады плодов, но про часть складов забывают. Благодаря их рассеянности, растения расселяются.
ПРИРОДА. Уважаемый корреспондент журнала «Муравьишка», пожалуйста, мы слушает Вас.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Муравьишка»). Я несколько удивлен, что на брифинге совсем не говорят про наших читателей – муравьев. А ведь они распространяют семена сотен видов растений, особенно лесных.
ЭКОЛОГ. Кроме того, муравьи защищают лес от вредителей. Для того, чтобы в лесу был порядок, достаточно иметь на каждом гектаре всего по три муравейника. И потому, когда муравейники разрушают при лесозаготовках, становиться плохо и деревьям, и травам.
ПРИРОДА. Мне понятно, какую пользу муравьи получают, когда защищают лес от вредителей, — они их съедают. Но кто расскажет о том, какую пользу муравьи получают от распространения семян? Господин Копытин? Пожалуйста.
КОПЫТИН. Я охотно расскажу об этом. У всех нас, чьи семена разносят муравьи, — у хохлатки, звездчатки, фиалки, ясменника – на семенах есть специальные выросты с маслом. Этим питательным и вкусным маслом мы рассчитываемся с муравьями за их услуги по распространению наших семян.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Муравьишка»). И моим читателям это очень нравиться.
ЭКОЛОГ. Теперь присутствующим понятно, что как при опылении, так и при распространении плодов отношение между растениями и животными, как правило, взаимовыгодные, по принципу: я – тебе, ты – мне. Повторим, что такой тип отношений в экологии называется мутуализмом.
ПРИРОДА. Но мне бы очень хотелось, чтобы растения рассказали еще и о том, как они относятся к тем животным, которые их поедают.
МЯТЛИК. Наверное, на этот вопрос лучше всего отвечу я, как председатель семейства злаков. Я уже говорил, что мы основа лугов, степей, саванн, прерий. Мы главные кормовые растения для крупных фитофагов, таких как сайгаки и антилопы, и для многих насекомых.
И мы совсем не в обиде на тех, кто нас ест. У нас с ними сложились хорошие отношения. Более того, если бы нас не ели, то запасы питательных элементов, которые мы получили из почвы, не возвращались бы в нее обратно. И мы бы голодали.
ЭКОЛОГ. Это плохо, когда в степи накапливается не съеденная трава. Она становиться похожей на густой войлок, который покрывает почву. В этом войлоке накапливается снеговая вода. И после этого вместо степных вырастают луговые растения и кустарники. А степные ковыль и типчак пропадают. Так что растениям выгодно чтобы их ели.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Лось»). Мне приятно слушать, что читатели моего журнала, крупные копытные, полезны для растений. Но как растениям удается спасаться от тех из нас, у кого не в меру большой аппетит?
ЭКОЛОГ. Это проще, чем Вы думаете. Вкусные только те растения, которые легко и быстро отрастают после объедания. А те, которые медленно растут, горькие и колючие. Их животные практически не едят.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Бык»). Мне очень неудобно говорить об этом, но читатели нашего журнала – коровы и овцы – часто выедают на пастбищах траву так, что ее совсем не остается. Есть ли у уважаемых растений способ защититься от их аппетита?
МЯТЛИК. Есть. Если коров и овец на пастбище посеется слишком много, то там разрастаются растения приземистой формы, которые не доступны их зубам. Это подорожник, одуванчик, клевер ползучий. И копыт такие растения тоже не очень боятся.
ЭКОЛОГ. Добавлю к этому, что виновата в том, что с пастбищ уходят высокорослые степные травы, вовсе не ваши читатели, а человек, который держит слишком много скота.
Скота должно быть столько, сколько может кормиться на пастбище, не выедая до конца растения и не вытаптывая их.
Мои американские коллеги из прерий говорили, что у местных ковбоев есть святое правило: «Половину травы скорми, половину оставь». Надо, чтобы этим правилом руководствовались и наши пастухи.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Бык»). Надо будет посоветовать пастухам лучше, ухаживать за пастбищами и улучшать их: сеять на них высокоурожайные травы, вносить удобрения. И даже подкармливать скот на пастбище зеленой массой, выращенной на поле, корнеплодами и зерном. Тогда животные не будут так интенсивно выедать, и вытаптывать травостой.
КОРРЕСПОНДЕНТ («Кузнечик»). Уважаемая Природа, Вы совершенно забыли про моих читателей, мелких фитофагов. А ведь для растений они очень полезны!
ПРИРОДА. Прошу прощения у читателей журнала «Кузнечик». Кто хочет рассказать про свои отношения с насекомыми-фитофагами.
КЛЕВЕР. Позвольте мне. У большинства из нас слишком много листьев. И верхние листья затеняют нижние. Затененные листья теряют при дыхании органического вещества больше, чем создают его при фотосинтезе. Цветов у нас тоже слишком много, поэтому плодов завязывается больше, чем мы можем вырастить. Поэтому, если часть завязей съедают насекомые, это для нас тоже полезно.
ЭКОЛОГ. Деревьям в яблоневом саду, чтобы они давали высокий урожай плодов, садовник делает обрезку лишних ветвей. Травам тоже нужна такая подрезка. Роль садовника и выполняют насекомые-листоеды – они делают листовой полог более ажурным.
ПРИРОДА. А если это произойдет с культурными растениями, например, с Вами, Пшеница? Что будет?
ПШЕНИЦА. Если насекомые поедят немного зелени, то это и нам полезно.
ЭКОЛОГ. Ну, а чтобы читатели журнала «Кузнечик» не съели больше, чем нужно, растения защищают хищные насекомые и их друзья-птицы. Если таких насекомых и птиц много, то и насекомых фитофагов будет ровно столько, сколько требуется. И тогда не придется использовать пестициды.
ПШЕНИЦА. Мы их не очень любим, эти пестициды. От них погибают микроорганизмы, которые живут в почве и помогают превращать наши прошлогодние корни и остатки стеблей в питательные элементы.
ЭКОЛОГ. Чтобы читателей «Кузнечика» на полях было немного, размер полей должен быть небольшим. По закраинам этих небольших полей пусть растет высокий бурьян, а между полями лесополосы и куртины кустарников. Именно там находят приют птицы и хищные насекомые.
КОПЫТЕНЬ. Как представитель лесных растений, я добавлю, что и читатели журнала «Лось», если их слишком много, наносят вред лесу. Они могут съесть все молодые деревца, и тогда в лесу не будет возобновления. Чтобы этого не случилось, и лоси только прореживали молодую поросль, в естественной природе за их количеством следят хищники – волки. Теперь же в большинстве наших лесов этих «лишних» лосей отстреливают охотники.
ПРИРОДА. Наше время подошло к концу. Считаю, что брифинг удался. Все мы убедились в том, что в отношениях растений и животных есть взаимная польза. И именно такое сотрудничество представителей двух царств природы поддерживает экологическое равновесие.
ЭКОЛОГ. Однако это равновесие своими неумелыми действиями легко разрушает человек. Вот почему для всех нас так полезен этот брифинг. Мы раскрыли некоторые секреты отношений растений и животных и поняли, что эти отношения нужно охранять.
ПРИРОДА. Спасибо растениям и корреспондентам, спасибо всем. Брифинг закончен.
— — —
Файлы: Эл.курс 11 класс Многообразие.doc
Размер файла: 82432 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология