Автор конспекта:
Автор(ы): — Миронова Татьяна Андреевна
Место работы, должность: — МОУ МСОШ №1
Регион: — Алтайский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Образовательные: — познакомиться с японской национальной культурой; — выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии. Развивающие: — формировать умение анализировать хокку; — продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением. Воспитательные: — воспитывать чувство прекрасного; — прививать бережное и внимательное отношение к природе; — воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
1. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Коровина В.Я. М.,2008
Используемая методическая литература: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность 7 класс. М., 2003
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. М., 2001
3. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 7 класс. М., 2007
4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М., 2000
5. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. литературные вечера 7-11 классы. М., 2006
6. Терентьева Н.П. Внеклассная работа по литературе 5-8 классы. М., 1999
7. Турьянская Б.И. Литература в 7 классе. М., 2000
8. Читаем, думаем, спорим. 7 класс. М., 2001
Используемое оборудование: —
Мультимедийный проектор
Краткое описание: — В школьной практике зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Учебник литературы для 7 класса (автор-составитель В.Я.Коровина) располагает достаточным количеством хокку, ребята могут получить представление о самых ярких поэтах Японии. Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и проведении уроков по японской поэзии.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Хокку – жанр японской поэзии
Урок литературы в 7 классе
Цели урока
Образовательные:
- познакомиться с японской национальной культурой;
- выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии.
Развивающие:
- формировать умение анализировать хокку;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением.
Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного;
- прививать бережное и внимательное отношение к природе;
- воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
1.Заинтересовать учащихся творчеством японских поэтов.
2.Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.
Творческая УЗ:
-нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку;
- сочинить собственное хокку.
Оборудование:
-слайд-шоу «Япония» (приложение 2);
-слайд-шоу «Сакура» (приложение 3);
-презентация «Хокку» (приложение 1);
- икебана, сосновая ветка, бонсай, хризантема, картина «Ветка сакуры», чайная чашка, веер;
-распечатка хокку.
Примечание: слайд-шоу «Япония» и «Сакура» в работе представлены в сжатом варианте. Используя поисковую систему, учитель может легко создать свои работы, японскую музыку тоже можно скачать в Интернете.
Ход урока
Слово учителя:
Сегодня на уроке у нас гости. И мы вместе отправимся в путешествие по Японии. Познакомимся с культурой, выясним, что такое хокку как жанр японской поэзии, научимся понимать её сокровенный смысл.
Слайд-шоу «Япония».
Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, искусство, культура. Япония славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.
Что может быть лучше мгновения, запечатлённого в цветах, травах и ветвях, оформленных в одну композицию?
В Японии существует искусство икебана. Оно способно выразить совершенство природы, раскрыть всю её глубину и своеобразие.
Икебана
Икебана переводится как «2-я жизнь». Как и всякое искусство, икебана имеет свои законы. Японские дети несколько лет изучают их в школе, а взрослые – в кружках и на предприятиях.
Каждому времени года соответствуют определённые цветы, поэтому нельзя смешивать цветы
тюльпанов (весенние цветы) и хризантем (осенние). В новогоднем букете должны быть ветка сосны – символ долголетия и выносливости;
бамбук – жизнерадостности и изобилия;
цветущая ветка сливы –символ надежды и вечного обновления.
Хризантема
Хризантема – золотой цветок. Так переводится с греческого название этого растения. В Японию хризантемы попали в 4 веке. Здесь им дали название «кику», что означает «солнце».
С давних пор ежегодно в октябре проводится любимый всеми японцами «Праздник Хризантем». Этот цветок – символ Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». Нигде в мире нет такого любовного, внимательного и даже почтительного отношения к цветку, как в Японии.
Бонсай
В истории возникновения бонсай много неизвестного и непонятного.
Одни утверждают, что бонсай появились вследствие бедности населения.
Другие вспоминают легенду. Император во внутреннем саду своего дворика воссоздал уменьшительную копию своей империи. Он в точности повторял все холмы, горы, реки, озёра. Так появились впервые и карликовые деревца.
В японском языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы». Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки.
Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается великая природа. Надо только внимательно к ним присмотреться. И когда срываешь цветок, оглянись, не нарушишь ли ты красоту природы?
Почему японцы так бережно относятся к природе? Откуда такое поклонение?
Истоки нужно искать в древности. Предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Нужно научиться жить в гармонии с ками – духами, которые обитают всюду.
С тех пор у японского народа сохранились красивые традиции: сообща любоваться наиболее поэтическими явлениями природы:
Только что выпавшим снегом (зимой), цветением сакуры (весной), ярким багрянцем листьев (осенью), многоцветьем трав и цветов (летом).
Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?
Мы обратимся с вами к японской поэзии.
Презентация «Хокку»
Слайды 1-2.
Вопросы:
-Чем непривычны стихи? Какова их особенность?
В японской поэзии есть одна особенность – недосказанность. Эмоции как бы остаются за рамками стихотворения. Читателю предоставляется возможность постичь сокровенный смысл.
Определение и строение. Слайд №3-4.
Хокку – жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.
Автор не пытается нарисовать живописную картину, а подмечает что-то необычное в привычных предметах. Японский поэт рисует, намечает немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении.
О чём можно было писать хокку? Слайд №5.
Послушайте хокку и постарайтесь определить, о каком времени года идёт речь? Какие приметы об этом говорят?
Лёд растаял в пруду, Опустели поля -
И снова зажили дружно Только где-то вдали маячат
Вода с водою. Хохолки журавлей…
Басё Сики
Ночной снегопад На солнцепёке
Окончился - как засверкали Прикоснулся к камню рукой -
Дома, деревья! Как он прохладен.
Тококу Сики
Японская поэзия поражает своей ёмкостью и необычностью. Главное не то, что ты услышал, увидел, прочитал, а то, что сумел понять из этого. В японских школах при изучении одного стихотворения практически каждый ученик имеет своё представление о том, что прочитал. Попробуем и мы приобщиться к тайнам хокку.
Чтение и анализ хокку (см. приложение №1).
Примерные вопросы:
-Какие картины вы себе представляете?
-Каким настроением пронизано стихотворение?
- О чём заставило вас задуматься?
-Каково авторское отношение?
- Какие краски преобладают?
Оказывается, вы очень хорошо разбираетесь в японской поэзии.
А что скажете на это?
Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя – гордеца.
Представим себе такую картину.
Весна. Цветущая вишня. Мимо неё проезжает знатный господин, который путешествует не один, а в сопровождении свиты.
Все останавливаются. Разодетый князь и его свита сходят с коней и любуются розовым облаком цветущего дерева.
Сакура – это национальное дерево Японии. Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий. Вот как об этом рассказывается в легенде.
Сакура
Он был самураем. И в саду у него росла вишня и цвела весной – в обычное время, положенное ей. Под этим деревом играл он ещё ребёнком и знал, что здесь играли его родители, родители родителей, их предки. Сам он вырос, состарился и пережил всех своих детей. Единственное, что оставалось у него, было вишнёвое дерево. И о ужас! Летом очередного года сакура начала засыхать и умерла. От горя старый человек заболел. Но вот как-то раз к нему пришла счастливая мысль: он понял, как оживить погибшее дерево. Он вышел в сад, поклонился засохшему стволу и сказал:
- Умоляю тебя, снизойди до моей просьбы, начни расцветать снова. Я хочу умереть вместо тебя. Возьми мою жизнь…
Тело его умерло, а дух вселился в дерево, и оно расцвело в тот же самый час.
Слайд-шоу «Сакура».
Задание: выберите одно из стихотворений о сакуре и объясните, как вы его понимаете.
Критерием красоты японского народа является всё маленьких размеров: икебана, живописные миниатюры, хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном увидеть красоту.
Вдумаемся в такие слова:
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое;
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
Слайд № 6.
Хокку – малой формы стихи,
О многих вещах расскажут они…
Итоги.
Вопросы:
-Что вы узнали на уроке?
-Что такое хокку и в чём их особенность?
Чайная чашка.
У японцев есть такое понятие – «чайная церемония». В представлении японцев каждый человек должен владеть мастерством стихосложения. Любители поэзии часто собирались за чашкой чая. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение.
Чайную церемонию устроим дома. Слайд №7
Домашнее задание (на выбор):
- нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению;
- выбрать в учебнике 1 хокку и объяснить смысл;
- сочинить собственное хокку.
Вот мы и познакомились с ещё одной страничкой в истории мировой литературы. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам. Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном…
Музыка. Слайд №8.
-Что лично вам дало знакомство с японскими хокку?
Список литературы
1.Васильева Н.Л.Вверх, до самых высот.// Литература в школе. 1997. №5
2.Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. 2008. № 13
3.Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии //БВЛ т.16. М., 1997
4.Кузьмина Е.О. Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое // Литература в школе. 1997. № 5
Список ресурсов Интернет
1.http://img-2003-12.photosight.ru/31/378925.jpg икебана
2.http://www.marttrading.ru/files/u_images/00001574.jpg икебана
3.http://www.photohost.ru/t/600/400/323992.jpg икебана
4.http://files.eltheriol.com/site/img/2007/sakura1.jpg сакура
5.http://basik.ru/images/sakura/short.jpg ветка цветущей сакуры
6.http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://foto.rambler.ru/public/d/a/darbi2006/2/basie_macuo/basie_macuo-web.jpg&imgrefurl=http://planeta.rambler.ru/users/darbi2006/9218629.html&h=400&w=333&sz=46&hl=ru&start=1&tbnid=U0QctlyzIeMzoM:&tbnh=124&tbnw=103&prev=/images%3Fq%3D%25D0%2591%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2591%26gbv%3D2%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DG Басё
7.http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.russianplanet.ru/filolog/vostok/nihon/images/078_portrait_of_Issa.jpg&imgrefurl=http://www.russianplanet.ru/filolog/vostok/nihon/issa.htm&h=360&w=234&sz=14&hl=ru&start=8&tbnid=FRficnHKqNwvcM:&tbnh=121&tbnw=79&prev=/images%3Fq%3D%25D0%2598%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B0%2B%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B0%25D1%258F%25D1%2581%25D0%25B8%26gbv%3D2%26ndsp%3D20%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DNИсса Кобаяси
8. http://yaponika.narod.ru/hokku/issa.htm
9.http://www-laoka.narod.ru/hokku.htm
10.http://fantik-marishka.narod.ru/hokky.html
11.http://www.gardenia.ru/pages/sakura_001.htm
12. http://www.aikiclub.ru/sakura.html
13.http://www.komi.com/japanese/photo/sakurami.html
Файлы: хокку.rar
Размер файла: 3505856 байт.