Автор конспекта:
Автор(ы): — Миронова Татьяна Андреевна

Место работы, должность: — МОУ МСОШ №1

Регион: — Алтайский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Образовательные: — познакомиться с японской национальной культурой; — выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии. Развивающие: — формировать умение анализировать хокку; — продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением. Воспитательные: — воспитывать чувство прекрасного; — прививать бережное и внимательное отношение к природе; — воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Коровина В.Я. М.,2008

Используемая методическая литература: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1. Альбеткова Р.И. Русская словесность 7 класс. М., 2003

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. М., 2001

3. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 7 класс. М., 2007

4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М., 2000

5. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. литературные вечера 7-11 классы. М., 2006

6. Терентьева Н.П. Внеклассная работа по литературе 5-8 классы. М., 1999

7. Турьянская Б.И. Литература в 7 классе. М., 2000

8. Читаем, думаем, спорим. 7 класс. М., 2001

Используемое оборудование: —

Мультимедийный проектор

Краткое описание: — В школьной практике зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. Учебник литературы для 7 класса (автор-составитель В.Я.Коровина) располагает достаточным количеством хокку, ребята могут получить представление о самых ярких поэтах Японии. Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и проведении уроков по японской поэзии.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Хокку – жанр японской поэзии

Урок литературы в 7 классе

Цели урока

Образовательные:

- познакомиться с японской национальной культурой;

- выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии.

Развивающие:

- формировать умение анализировать хокку;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением.

Воспитательные:

- воспитывать чувство прекрасного;

- прививать бережное и внимательное отношение к природе;

- воспитывать чувство патриотизма.

Задачи:

1.Заинтересовать учащихся творчеством японских поэтов.

2.Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.

Творческая УЗ:

-нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку;

- сочинить собственное хокку.

Оборудование:

-слайд-шоу «Япония» (приложение 2);

-слайд-шоу «Сакура» (приложение 3);

-презентация «Хокку» (приложение 1);

- икебана, сосновая ветка, бонсай, хризантема, картина «Ветка сакуры», чайная чашка, веер;

-распечатка хокку.

Примечание: слайд-шоу «Япония» и «Сакура» в работе представлены в сжатом варианте. Используя поисковую систему, учитель может легко создать свои работы, японскую музыку тоже можно скачать в Интернете.

Ход урока

Слово учителя:

Сегодня на уроке у нас гости. И мы вместе отправимся в путешествие по Японии. Познакомимся с культурой, выясним, что такое хокку как жанр японской поэзии, научимся понимать её сокровенный смысл.

Слайд-шоу «Япония».

Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, искусство, культура. Япония славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.

Что может быть лучше мгновения, запечатлённого в цветах, травах и ветвях, оформленных в одну композицию?

В Японии существует искусство икебана. Оно способно выразить совершенство природы, раскрыть всю её глубину и своеобразие.

Икебана

Икебана переводится как «2-я жизнь». Как и всякое искусство, икебана имеет свои законы. Японские дети несколько лет изучают их в школе, а взрослые – в кружках и на предприятиях.

Каждому времени года соответствуют определённые цветы, поэтому нельзя смешивать цветы

тюльпанов (весенние цветы) и хризантем (осенние). В новогоднем букете должны быть ветка сосны – символ долголетия и выносливости;

бамбук – жизнерадостности и изобилия;

цветущая ветка сливы –символ надежды и вечного обновления.

Хризантема

Хризантема – золотой цветок. Так переводится с греческого название этого растения. В Японию хризантемы попали в 4 веке. Здесь им дали название «кику», что означает «солнце».

С давних пор ежегодно в октябре проводится любимый всеми японцами «Праздник Хризантем». Этот цветок – символ Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». Нигде в мире нет такого любовного, внимательного и даже почтительного отношения к цветку, как в Японии.

Бонсай

В истории возникновения бонсай много неизвестного и непонятного.

Одни утверждают, что бонсай появились вследствие бедности населения.

Другие вспоминают легенду. Император во внутреннем саду своего дворика воссоздал уменьшительную копию своей империи. Он в точности повторял все холмы, горы, реки, озёра. Так появились впервые и карликовые деревца.

В японском языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы». Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки.

Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается великая природа. Надо только внимательно к ним присмотреться. И когда срываешь цветок, оглянись, не нарушишь ли ты красоту природы?

Почему японцы так бережно относятся к природе? Откуда такое поклонение?

Истоки нужно искать в древности. Предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Нужно научиться жить в гармонии с ками – духами, которые обитают всюду.

С тех пор у японского народа сохранились красивые традиции: сообща любоваться наиболее поэтическими явлениями природы:

Только что выпавшим снегом (зимой), цветением сакуры (весной), ярким багрянцем листьев (осенью), многоцветьем трав и цветов (летом).

Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?

Мы обратимся с вами к японской поэзии.

Презентация «Хокку»

Слайды 1-2.

Вопросы:

-Чем непривычны стихи? Какова их особенность?

В японской поэзии есть одна особенность – недосказанность. Эмоции как бы остаются за рамками стихотворения. Читателю предоставляется возможность постичь сокровенный смысл.

Определение и строение. Слайд №3-4.

Хокку – жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.

Автор не пытается нарисовать живописную картину, а подмечает что-то необычное в привычных предметах. Японский поэт рисует, намечает немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении.

О чём можно было писать хокку? Слайд №5.

Послушайте хокку и постарайтесь определить, о каком времени года идёт речь? Какие приметы об этом говорят?

Лёд растаял в пруду, Опустели поля -

И снова зажили дружно Только где-то вдали маячат

Вода с водою. Хохолки журавлей…

Басё Сики

Ночной снегопад На солнцепёке

Окончился - как засверкали Прикоснулся к камню рукой -

Дома, деревья! Как он прохладен.

Тококу Сики

Японская поэзия поражает своей ёмкостью и необычностью. Главное не то, что ты услышал, увидел, прочитал, а то, что сумел понять из этого. В японских школах при изучении одного стихотворения практически каждый ученик имеет своё представление о том, что прочитал. Попробуем и мы приобщиться к тайнам хокку.

Чтение и анализ хокку (см. приложение №1).

Примерные вопросы:

-Какие картины вы себе представляете?

-Каким настроением пронизано стихотворение?

- О чём заставило вас задуматься?

-Каково авторское отношение?

- Какие краски преобладают?

Оказывается, вы очень хорошо разбираетесь в японской поэзии.

А что скажете на это?

Как вишни расцвели!

Они с коня согнали

И князя – гордеца.

Представим себе такую картину.

Весна. Цветущая вишня. Мимо неё проезжает знатный господин, который путешествует не один, а в сопровождении свиты.

Все останавливаются. Разодетый князь и его свита сходят с коней и любуются розовым облаком цветущего дерева.

Сакура – это национальное дерево Японии. Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий. Вот как об этом рассказывается в легенде.

Сакура

Он был самураем. И в саду у него росла вишня и цвела весной – в обычное время, положенное ей. Под этим деревом играл он ещё ребёнком и знал, что здесь играли его родители, родители родителей, их предки. Сам он вырос, состарился и пережил всех своих детей. Единственное, что оставалось у него, было вишнёвое дерево. И о ужас! Летом очередного года сакура начала засыхать и умерла. От горя старый человек заболел. Но вот как-то раз к нему пришла счастливая мысль: он понял, как оживить погибшее дерево. Он вышел в сад, поклонился засохшему стволу и сказал:

- Умоляю тебя, снизойди до моей просьбы, начни расцветать снова. Я хочу умереть вместо тебя. Возьми мою жизнь…

Тело его умерло, а дух вселился в дерево, и оно расцвело в тот же самый час.

Слайд-шоу «Сакура».

Задание: выберите одно из стихотворений о сакуре и объясните, как вы его понимаете.

Критерием красоты японского народа является всё маленьких размеров: икебана, живописные миниатюры, хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном увидеть красоту.

Вдумаемся в такие слова:

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое;

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Слайд № 6.

Хокку – малой формы стихи,

О многих вещах расскажут они…

Итоги.

Вопросы:

-Что вы узнали на уроке?

-Что такое хокку и в чём их особенность?

Чайная чашка.

У японцев есть такое понятие – «чайная церемония». В представлении японцев каждый человек должен владеть мастерством стихосложения. Любители поэзии часто собирались за чашкой чая. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение.

Чайную церемонию устроим дома. Слайд №7

Домашнее задание (на выбор):

- нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению;

- выбрать в учебнике 1 хокку и объяснить смысл;

- сочинить собственное хокку.

Вот мы и познакомились с ещё одной страничкой в истории мировой литературы. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам. Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном…

Музыка. Слайд №8.

-Что лично вам дало знакомство с японскими хокку?

Список литературы

1.Васильева Н.Л.Вверх, до самых высот.// Литература в школе. 1997. №5

2.Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. 2008. № 13

3.Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии //БВЛ т.16. М., 1997

4.Кузьмина Е.О. Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое // Литература в школе. 1997. № 5

Список ресурсов Интернет

1.http://img-2003-12.photosight.ru/31/378925.jpg икебана

2.http://www.marttrading.ru/files/u_images/00001574.jpg икебана

3.http://www.photohost.ru/t/600/400/323992.jpg икебана

4.http://files.eltheriol.com/site/img/2007/sakura1.jpg сакура

5.http://basik.ru/images/sakura/short.jpg ветка цветущей сакуры

6.http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://foto.rambler.ru/public/d/a/darbi2006/2/basie_macuo/basie_macuo-web.jpg&imgrefurl=http://planeta.rambler.ru/users/darbi2006/9218629.html&h=400&w=333&sz=46&hl=ru&start=1&tbnid=U0QctlyzIeMzoM:&tbnh=124&tbnw=103&prev=/images%3Fq%3D%25D0%2591%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2591%26gbv%3D2%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DG Басё

7.http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.russianplanet.ru/filolog/vostok/nihon/images/078_portrait_of_Issa.jpg&imgrefurl=http://www.russianplanet.ru/filolog/vostok/nihon/issa.htm&h=360&w=234&sz=14&hl=ru&start=8&tbnid=FRficnHKqNwvcM:&tbnh=121&tbnw=79&prev=/images%3Fq%3D%25D0%2598%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B0%2B%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B0%25D1%258F%25D1%2581%25D0%25B8%26gbv%3D2%26ndsp%3D20%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26sa%3DNИсса Кобаяси

8. http://yaponika.narod.ru/hokku/issa.htm

9.http://www-laoka.narod.ru/hokku.htm

10.http://fantik-marishka.narod.ru/hokky.html

11.http://www.gardenia.ru/pages/sakura_001.htm

12. http://www.aikiclub.ru/sakura.html

13.http://www.komi.com/japanese/photo/sakurami.html

Файлы: хокку.rar
Размер файла: 3505856 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология