работа в ю корее С распространением интернета российскому зрителю стали доступны не только отечественные сериалы, но и более экзотические ленты из зарубежной киноиндустрии. Южная Корея на данный момент является лидером среди стран, производящих фильмы, завоёвывающие сердца молодёжи. Именно с дорамами чаще всего ассоциируется Корея как страна.

Автор конспекта:
Автор(ы): — Царан Н.В.

Место работы, должность: — ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова»

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

-формированиеосновных представлений о христианском браке, раскрытие сущности православного брака через христианские ценности;

-изучить семейные ценности в историческом аспекте и познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания счастливой семьи;

-разобрать жизнеописание святых Петра и Февронии Муромских и традиции Царской семьи;

-определить нравственные ориентиры;

-воспитать уважительного отношения к семейным традициям и
чувство ответственности перед будущим;

-воспитать чувство ответственности за коллективный труд;
-формировать коммуникативную культуру и навыки ведения дискуссии;
-научить обобщать наработанный материал в виде синквейна.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Список используемой литературы:

Азбука христианства: словарь-справочник. / Сост. Удовенко А. — М.: Наука, 1997.

Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. — М.: АРВИК, 1995.

Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. — М.: Хронос-Пресс, Звон​ница, 2001.

Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. — М., 1999.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.

Раз​дел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

Гумилёв Л. Н. От Руси до России. — М.: Астрель, Транзиткнига, 2005.

Дьяченко Г. Духовный мир. — М.,1992.

Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. — М., 2002

Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. — М., 1998.

На вопросы о Церкви и духовной жизни отвечает Иоанн Кронштадтский. / Сост. Ми​трополит Вениамин (Федченков). —Синтагма, 1996.

Используемая методическая литература: —

Журналы:

Божий мир; Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Приложение к журналу «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса; Зорька; Купина. E-mail:desyatina@rambler.ru; Мир Божий; Нескучный сад; Православная ра​дуга; Фома.

Воскресная школа. Еженедельная газета Издательского дома «Покров».

Используемое оборудование: —

ноутбук, презентация, аудиозаписи песни: «Гимн семье», стихи о семье.

Используемые ЦОР: —

презентация к уроку, фонограмма песни

Краткое описание: — Конспект открытого урока по дисциплине «Основы православной культуры»

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι. Мотивация познавательной активности.

Скажите, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да) Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же ? (нет) Т. е. представления о счастье у людей разные. Сейчас выполним несложное задание.

Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.

Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 места. У всех напервом месте семья и дети!

Тема сегодняшнего урока — христианская семья.

Ответы на вопросы.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Почему же семья ассоциируется со счастьем?

Что же такое семья?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие существуют основные правила устроения достойной счастливой семьи, попытаемся отыскать главную причину трагедии современных семей и познакомимся с примерами счастливых православных семей.

ΙΙI.Выявление места и причины затруднения.

Да, семья очень важна для каждого человека. Но семья – это и основа общества, ведь общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут сбиты, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество заболеет. Жизнь меняется, и те ценности, которые раньше казались незыблемыми, к сожалению, подвергаются изменениям. Посмотрите, что может произойти, если мы сместим приоритеты в нашем кластере. Допустим, что для каждого человека на первом месте окажутся не семья и дети, а карьера. Ведь именно так сейчас и происходит. Зачем тогда человеку заводить семью, детей – все это большие препятствия к достижению цели. Последствия: снижение рождаемости, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Вы – молодёжь и наше будущее и будущее страны зависит от вас. И поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

ΙV.Построение проекта выхода из затруднительной ситуации.

Итак, сегодня мы с вами попытаемся поразмышлять над семейными ценностями, семейными традициями прошлого и настоящего.

.

В прошлых веках в России существовал свод фундаментальных правил, которые обеспечивали семье благополучное существование. Большинство из них после 1917г., к сожалению, были забыты и утеряны в четырёх поколениях. Теперь эти правила необходимо восстанавливать и практически осваивать заново.

1.Воспитание с детства целомудрия, сохранение девства до супружества и затем супружеской верности.

Это первое, главное условие счастливой семьи. Целомудрие — это мудрость во всей целости человека, сохранение в чистоте тела, души и духа. К сожалению, в современной жизни имеет место нецеломудренное и аморальное поведение людей.

Введённое в США половое воспитание в школе дало отрицательный результат. И теперь у них в приоритете — воспитание целомудрия.

Сегодня многие СМИ вещают: главная радость жизни — в сексе. Не верьте! Главная радость человека — в чистой любви и добрых детях.

2.Выбор мужа и жены.

Распад многих браков связан с несерьёзным, поспешным выбором мужа или жены.

При выборе жениха или невесты в первую очередь надо обращать внимание не на красоту лица, модность одежды, умение танцевать, а на доброту, простоту характера, трудолюбие: «жену ищут не в хороводе, а в огороде».

Раньше между обручением и венчанием проходил год- два, чтобы жених и невеста,оставаясь в целомудренном поведении проверили временем крепость своей любви — не временная ли это страсть или поверхностная влюблённость, которые быстро проходят.

3.Устроение уклада жизни в семье как в малой церкви.

Установленная Богом иерархия прописана в послании апостола Павла к Ефесянам, отрывок из которого читается при совершении таинства венчания. Апостол говорит, чтобы жены повиновались своим мужьям, а мужья любили своих жен. Он говорит о взаимоуважении друг к другу.

4. Семья- это школа благочестия и люби.

Цель Христианского брака — любовь. Апостол Павел указал идеал любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,любовь не превозносится,не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает».

Апостол Павел призывал: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

Супружеская любовь — жертвенная, а не эгоистическая. Супружество- это подвиг. Многие его сегодня боятся. Семья- это непрерывное несение креста, но в то же время- источник радостей, которые значительно превышают скорби.

Александра Федоровна Романова говорила, то смысл брака — получать многую особую радость, которую человек не имеет вне брака.

5.Почитание и послушание родителей и старших.

Основа создания и сохранения достойной счастливой семьи состоит в неукоснительном исполнении 5 заповеди Моисея: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле».

Святые отцы говорят: «Послушание важнее молитвы».

Почитание родителей и старших, а также послушание необходимы для мира, благополучия и счастья в семье.

6.Забота родителей о благосостоянии семьи и добродетель трудолюбия.

К сожалению, существует мнение, что теперь в нашем обществе настолько всё автоматизировано, что можно много не трудиться. А большую часть времени отдавать развлечениям. Но нам заповедано полезное трудолюбие не только как способ добывания необходимых материальных благ, но и как главную добродетель, дающую мир в душе и радость видеть плоды своего труда. А безделие порождает пустоту и уныние.

7.Получение благ многодетной семьи.

В многодетной семье дети не поражены гордостью и эгоизмом, приучены к трудолюбию и ответственности.

Один ребёнок в семье — это сирота, лишенный родных братьев и сестёр в детстве и во взрослой жизни.

А также история свидетельствует, что в странах, Где есть прирост народа, обычно возрастают их крепость, могущество и благополучие.

8.Гармоничное развитие личности родителей и детей.

Человек состоит из 3 частей: тела, которое является храмом души; души, которая имеет полезные знания и обладает волею для их применения и духа, который соединяет человека с Богом.

Необходимо заботиться о гармоничном развитии всех трёх частей человека, но в наше время большинство семей поступают обратно здравому смыслу. Более всего заботятся о теле ребёнка, забывая про его духовное развитие.

9.Освоение и использование созерцающего творчества.

В семьях прошлых веков было обычным в сложных жизненных ситуациях обращение к созерцающему творчеству, когда и дети и взрослые обращались к Господу с просьбой подать благие мысли в решении жизненных проблем.

10.Сохранение семьи.

Происходящие массовые распады семей — это страшная духовная болезнь народа, непрекращающаяся эпидемия.

V.Реализация проекта выхода из затруднения.

Чтобы Россия могла снова стать сильной, благополучной страной, необходимо остановить эту эпидемию и ввести меры, способствующие созданию здоровых семей. Но у нас есть громадный камень преткновения.

В 1918г. в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге были расстреляны царь Николай и члены его семьи. Это была образцовая, счастливая семья. Расстреляли не только царскую семью, но и все семейные ценности.

Основные причины возникновения несчастий в семье, заканчивающихся разводом, общеизвестны. Это алкоголизм или наркомания супругов, супружеская неверность, нежелание одного из родителей трудиться на благо семьи; взаимная несдержанность, неуважение друг друга и другие причины. Всё это — тяжкие грехи, обычно отсутствующие у православных людей. Поэтому в православных семьях разводы бывают редким явлением.

Главное в предотвращении распада семей состоит в обретении и укреплении православной веры, которая нас воспитывает и укрепляет.

Живым примером семейной святости стала для русского народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их святыми детьми: наследником Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией.

Святой Николай II был императором России до 1917 года. Все члены последней императорской семьи прославлены Православной Церковью и глубоко почитаемы как мученики. Но не в меньшей степени отмечено народным признанием то, что царственная семья оставила нам образ семейного благочестия, супружеской верности и любви, высокой культуры воспитания и нравственности.

В императорской семье царила атмосфера благоговейной любви, трогательной заботы друг о друге. Дети воспитывались в духе Православия.

Царская семья — это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характера как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность.

Любовь, которая лежит в основе семейных отношений, может и ослабеть, если в человеческих душах возобладает эгоизм. В царской семье этого не произошло. В этой удивительной семье действовали слова Священного Писания: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2; 18, 24).

«Брак — это божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека, — читаем мы дневниковые записи государыни-мученицы Александры Феодоровны. — Это самая тесная и самая святая связь на земле… Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно, жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни в любой момент могут быть разрушены».

Семья была для императрицы самым важным. Она, конечно, не предполагала, что наступит время, когда люди будут разводиться едва ли не после месяца совместной жизни из-за любого пустяка.

Императрица Александра Феодоровна с грустью наблюдала, как люди вступают в брак или сватают детей, руководствуясь корыстью, легкомысленным увлечением, какими-то выгодами и прочими побудительными мотивами, далекими от христианского понимания брака. Она видела, что даже семьи, созданные по любви, рушатся из-за неумения потерпеть слабости второй половины, понести, по словам апостола, тяготы друг друга, и, наверное, не предполагала, что вскоре станет совсем «просто»: не сошлись характерами — и нет семьи, и неважно, что страдают дети.

Государыня наблюдала, размышляла и записывала: «По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, — это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала».

«Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу», — здесь Александра Феодоровна пишет, несомненно, о собственном опыте. «Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

Еще один важный момент в семейной жизни — это единство интересов. Пусть оба сердца разделяют и радость и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих сомнениях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения?

Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово — и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Истинно любящие всегда готовы и уступить, и извиниться».

После прочтения записей этой удивительной, любящей супруги начинаешь понимать, что слов: «Я тебя люблю» — еще недостаточно для семейного счастья. Здоровые отношения между супругами могут послужить залогом нравственного воспитания детей.

«Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту» (императрица Александра Феодоровна).

Супруга Николая II, несомненно, лучше многих понимала, как велико предназначение женщины, как свята ее истинная красота – в вере, чистоте и смирении.

Особенность четырех дочерей состояла в их большой простоте, естественности, свежести и врожденной доброте.

Жизнь княжон не была ни веселой, ни разнообразной. Воспитывались они в строгом патриархальном духе, в глубокой религиозности. Это и воспитывало в них ту веру, ту силу духа и смирения, которые помогли им безропотно и светло вынести тяжелые дни заточения и принять мученическую смерть. Государыня не позволяла княжнам ни одной секунды сидеть без дела. Они должны были быть всегда занятыми, всегда находится в действии. Чудные работы и вышивки выходили из-под их изящных, быстрых ручек. Внешне однообразную свою жизнь княжны наполняли весельем своих жизнерадостных и живых характеров. Они умели находить счастье и радость в малом. Они были юны не только своими годами, но были юны в самом глубоком смысле этого слова – их радовало все: солнце, цветы, каждая минута, проведенная с отцом, каждая короткая прогулка, во время которой они могли посмотреть на толпу; они радовались каждой улыбке незнакомых или прохожих; они сияли всем лаской и яркими красками цветущих русских лиц. Везде, где они появлялись, звучал их веселый звонкий смех. Никто и никогда не чувствовал себя с ними стесненно, их простота делала всех такими же простыми и непринужденными, какими они были сами.

Воспитание дочерей в царской семье действительно было строгим, поскольку так была воспитана сама Александра Федоровна, да и государя Николая в детстве не баловал отец – император Александр III. Царевны спали на походных кроватях, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться.

Каждый рубль, сэкономленный на каком-нибудь роскошном платье, шел на благотворительность. Может быть, Александра Федоровна будь она обычной матерью, и побаловала бы дочерей, но она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных. Когда началась Первая мировая война, новые платья вообще престали шиться, великим княжнам приходилось самим аккуратно чинить свою одежду.

Кажется, царевны в силу своего особого положения должны были получить какое-то необычное воспитание. Однако умная и строгая мать воспитывала, прежде всего, будущих женщин, христианок и просто достойных людей, но ни в коем случае, не изнеженных принцесс, недоступных простым смертным…

Родители считали своей наиважнейшей задачей хранить целомудрие дочерей. Судя по переписке с матерью, и Ольга, и Татьяна были увлечены кем-то. Со стороны Александры Федоровны они встретили сочувствие и мудрое понимание матери, достаточно много прожившей на свете. Государыня, зная, что ее дочери слишком молоды, что для великих княжон в силу их особого положения выбор друга сердца достаточно затруднителен, мягко наставляла дочерей учиться управлять своими сердечными желаниями. Резкость по отношению к детям вообще не была ей свойственна, тем более в таких предметах, где необходимо проявлять особую чуткость.

Дочери императора Николая учились, изучали иностранные языки, играли в теннис и ездили верхом. При этом не представляли себе жизни без Церкви.

В силу своего положения великие княжны должны были иметь обязанности перед обществом, они должны были научиться достойно их выполнять. Но в представлении государыни Александры Федоровны спора не было в том, что дом и семья – это то, что держится в первую очередь на женщине и каждая девушка обязана понять это еще в детстве.

«Весь внешний и духовный уклад домашней жизни царской семьи представлял собой типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи, — вспоминал М. К Дитерихс.

VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Праздность была абсолютно чужда семье последнего императора. Даже после ареста, совершившегося в Царском Селе, Николай Александрович с семейством всегда были при деле. В свободное от учебных занятий время государыня и дочери шили что-нибудь, вышивали или вязали, но никогда не оставались без какого-либо дела. Государь в это время читал у себя в кабинете и приводил в порядок свои бумаги. Вечером, после чая, отец приходил в комнату дочерей; ему ставили кресло, столик, и он читал вслух произведения русских классиков, а жена и дочери, слушая, рукодельничали или рисовали.

Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Во время дневных прогулок все члены семьи, за исключением императрицы, занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, или кололи лед для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода.

Здесь нужно отметить, что такими занятиями, как, например, прополка сорняков в огороде, великие княжны не гнушались и до ареста. Старшие же дочери в последние годы царствования их отца, во время Первой мировой войны, были загружены до предела. Императрица всегда прилагала все усилия к тому, чтобы оказать реальную помощь ближним, и привлекала детей к делу благотворительности.

Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

Другим примером жертвенной супружеской любви являются

святой благоверный князь Петр и княгиня Феврония. Это образец идеальных отношений между супругами, совместного несения жизненного креста.

Сообщение о жизни Петра и Февронии Муромских подготовила Жукова Анастасия.

VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Определение моральных и материальных ценностей.

Составление шкалы ценностных ориентиров.

Определение нравственных приоритетов в вашей семье.

Назвать и проанализировать причины распада известных вам молодых семей.

VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

— О чём же мы узнали сегодня на уроке?

— К какому идеалу должны стремиться современные семьи, чтобы обрести своё счастье?

— Что необходимо для этого?

А теперь я предлагаю прослушать и выучить песню о семье.

Поём «Гимн семье».

ΙХ. Рефлексия.

— Достигли ли мы поставленной цели?

— Справились ли мы с поставленными задачами?

— А теперь оцените свою работу на уроке!

Х.Домашнее задание.

Собрать коллекцию пословиц и поговорок о семье и приготовить сообщение о традициях вашей семьи.

Осмысление темы.

Файлы: Христианская семья.docx
Размер файла: 57812 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология