Автор конспекта:
Автор(ы): — Щербакова Ольга Анатольевна

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

Формирование первоначальных представлений о православной семье.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Модуль-предмет "Основы православной культуры" А. Кураева

Используемое оборудование: —

Мультимедийный проектор, кубики, раздаточный материал, доска, иллюстрации, фотографии, учебник.

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: —

Ожидаемые результаты урока — это воспитание ценностного отношения к семье ик поведению людей (этическое воспитание),воспитание гражданственности, воспитание нравственных чувств и этического сознания, осуществляемые через организацию групповой проектной работы учащихся.Межпредметные связи (области): история, литература.

Ход урока.

I. Организационный момент

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам «Радости,

Удач, успехов и везения!»,

Чтоб пожелать вам на уроке

Прекраснейшего настроения!

II. Введение в тему урока

Игра «Строим дом» Слайд № 2

Поделим детей на группы из четырех человек и раздадим им по набору кубиков. Засекаем время, и каждый ребенок из группы строит свой домик.

Затем снова засекаем время. На этот раз просим каждую группу построить домик сообща.

- Какой из домиков вы построили быстрее?

- Какой из них получился более красивым? Почему?

- Когда вы говорите слово «дом», что вы себе представляете?

Учитель читает стихотворение:

Это не стул и не стол, не предметы,

и не картины прекрасных идей,

не гарнитуры изящной работы,

и не изделье из ценных камней!

Дом — это члены семьи, где все дружные: Слайд № 3

слышится смех в нем веселых детей;

где всем легко, где любовь не чуждая;

где нет места для грубых речей!

-Какой вывод можем сделать?

Под словом "дом" подразумевается не место, где мы кушаем и спим. Это то, излюбленное место, которое нам дает домашнюю любовь, счастливую семейную жизнь, спокойствие, мир и охрану от злого мира.

III. Определение темы урока

- Кто может сформулировать тему нашего урока? (Семья)

- Я предлагаю вам на, просмотрев следующий слайд (Слайд № 4), определить в какой из двух семей мог состояться разговор? Для этого прослушайте два небольших рассказа.

ГОЛ!!!

Замучил Антошка всех.

Смотрит папа телевизор, Антошка к нему:

— А зачем люди за мячиком бегают?

— Чтобы в ворота забить.

— А зачем забить?

— Чтобы выиграть.

— А зачем выиграть?

— Чтобы знаменитыми стать, деньги получить.

— А кто им платит?

— Люди. Зрители. Видишь, сколько их на трибунах.

— Почему они платят?

— Чтобы игру смотреть.

— А для чего им игру смотреть?

— Ну, хватит! Иди, поиграй.

— А для чего?

— Говорю: иди, поиграй!

— А для чего ты смотришь?

— Прекрати! Ты уже достал меня!

— А что такое — достал?

— Я тебя выпорю сейчас!

— За что!?

— Выпорю, тогда все узнаешь! Антоша понял, что разговор с папой может плохо кончиться. Ему было обидно и одиноко. Он прижал к себе плюшевого мишку:

— Ты один у меня друг остался. Только с тобой не поговоришь. Вот если бы ты ответил на все мои вопросы…

В этот момент из соседней комнаты раздался торжествующий крик папы:

— Го-о-о-л!!!

Антошка подбежал к нему:

— Что такое гол?

— Сам посмотри. Сейчас повторят. Вот здорово, в самую девятку! Смотри, смотри!

Антошка притих, но через минуту опять осмелился спросить.

— Я не понимаю…

— А тут и понимать ничего не надо. Смотри, да и всё.

Антоша уткнулся в телевизор, вскоре забыв весь мир и все свои вопросы. Стал смотреть и смотреть, больше никогда никого ни о чем не спрашивал, и вместе с папой кричал: “Го-о-о-л!”

Даниловский благовестник. Истина и целомудрие

Что необходимо знать каждому мальчику

- Телевизор. Ты думаешь, безобидная вещь? Напрасно. Многие православные семьи полностью отказались от телевизора, не имеют его в доме. Мы его не выбросили и иногда смотрим, но, ты сам знаешь, отбираем передачи. Я строго запретил тебе смотреть американские "мультики" и боевики: прежде всего именно они оказывают наркотическое действие на душу современных мальчишек. Ведь в некоторых семьях дети смотрят все подряд, телевизор у них практически не выключается.

От телевизора очень быстро образуется зависимость, к нему привыкают, так же как к табаку или вину. Согласен?

Андрюша кивнул. Еще бы! Он знал, что у некоторых его приятелей первое дело по возвращении домой из школы — это нажать на кнопку включения, "врубить" телевизор. Что там показывают — все равно, лишь бы говорил или пел. Андрюше это было непонятно. Он только знал, что этот порядок — от взрослых: они так же смотрят все подряд вечерами…

- Я, например, знаю дома, — продолжал папа, — где поломка телевизора — страшная трагедия. Да и ты знаешь. Представь себе, что в Мишиной семье сломался телевизор…

- У них другой есть, старый.

- Ну, предположим, оба сломались. Что они будут делать по вечерам? Ведь в таких семьях, где телевизор всегда работает, люди перестают читать, общаться между собой, разговаривать, гулять вместе.

Страшнее всего то, что телевидение разрушительно действует на личность ребенка, заставляет его жить не по заповедям Божиим, а по законам того мира, который показан на экране.

- А что это за законы?

- Такие законы: "Сильный всегда прав", "Главное в жизни — деньги", "Через человеческую жизнь можно переступить ради своих целей", "Хорошо подчинять себе людей", "Если не можешь взять силой — возьми хитростью" и многие, многие другие. Нравятся тебе такие законы? Ты хотел бы жить в мире, где они правят?..

- Разве телевизор этому учит?

- Учит, поскольку по нему показывают фильмы с такой моралью. Чаще всего эти ребята держатся развязно, дерзко, смеются над всем, никого не уважают, грубят старшим. Курят и пьют вино. Они полагают, что становятся похожи на "настоящих мужчин". Только настоящий мужчина великодушен, сдержан, требователен к себе и снисходителен к другим, он никогда не демонстрирует своего превосходства и не унижает достоинство ближнего. Он никогда не бывает рабом вредных привычек.

- Объясните ваш выбор?

- Как бы охарактеризовали каждую из этих двух семей?

- С каким типом семей мы встречаемся повседневно?

- С какой из этих двух семей мы встречаемся очень редко? Почему?

- Хотели бы вы узнать о данной семье? Какое определение к ней можно подобрать? ( Православная, христианская)

-Сформулируйте тему урока. ( Христианская (Православная) семья)

IV. Работа по теме урока

- Ребята, скажите, а с чего начинается семья? ( Со свадьбы)

- Всё начинается с любви.

- Ни одна семья невозможна, если нет любви.

«Любовью весь мир держится» Слайд № 5. Мир без любви невозможен, немыслим. Но как понять «держится любовью»? (ответы детей) Любовь точно невидимый клей соединяет сердца, держит их вместе крепко-крепко. А как отличить настоящую любовь, как не обмануться? Ведь иногда за прекрасной наружностью человека скрывается чудовище, и, наоборот, за внешней неприметностью – преданное и любящее сердце. Настоящая любовь, как сказал Апостол Павел: «Всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит». Слайд № 6.

-Давайте разберёмся, что значит, всё извиняет? (прощает ошибки любимого, не осуждает его за них, всему верит. Это значит, полностью доверяет тому, кого любит). На всё надеется… (значит верит в лучшее). Всё переносит … (любые тяготы и невзгоды кажутся ему лёгкими с любимым).

- Настоящая любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, т я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо.

Истинная христианская любовь в семье и должна быть такой.

И вот наступает день свадьбы. Слайд № 7

- Как вы думаете, как проходит свадьба в христианской семье?

Вступление в брак в православии называется венчание. Священник совершает таинство венчания и одевает молодожёнам на голову венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец –это ещё и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но это ещё и мученический венец. Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на голове, хор поёт молитву мученикам- людям, которые были убиты за свою верность Богу и Церкви.

Люди, вступая в брак, становятся зависимы от любви и от своей второй половины.

Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф, 19; 4-6)

Сам чин Обручения происходит так Слайд № 8:

Священник берет кольцо и начертывает им над головой жениха и невесты крест: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Интересно, что жениху священник надевает на палец кольцо невесты, а невесте – кольцо жениха. И затем либо сам трижды переменяет кольца, либо это делает диакон, либо молодые. Так каждый оказывается уже со своим кольцом. Обручальный перстень символически означает желание молодых соединить судьбы. Соединить навсегда, потому, что брак, начавшись на земле, перейдет и в вечность. Поистине он навсегда! Ведь кольцо, как и венец, не имеет конца.

- Итак, отгуляли молодые свадьбу, и началась у них семейная жизнь. Шло время, и в семье появлялся первый ребёнок. Рождение ребёнка в христианской семье считается Божьим даром, является желанным событием. Слайд № 9

- С чего, по-вашему, начинается воспитание в христианской семье? ( С крещения)

- Как вы думаете, а воспитание детей в христианской семье будет иным?

- А чем оно особенно? (. В первую очередь тем, что ребёнка с ранних лет учат христианским традициям – ходить в церковь, соблюдать христианские праздник и посты Слайд № 10, правильно креститься Слайд № 11, знать содержание Библии, молиться перед едой, перед сном. Кроме того, ребёнка в семье христиан растят согласно заповедям, которые перечислены в Библии).

Особенно дети должны почитать своих родителей, соблюдая неуклонно 5-ю заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». Слайд № 12

- А когда человека называют хамом? Слайд № 13

- В Библии написано, что у Ноя было три сына. После потопа

Бытие 9:20Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Хам; раб рабов будет он у братьев своих. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязанного, низкого отношения к людям и в том числе к родителям.

V. Творческая работа

Ребята! Перед вами ( на листках) строчки из стихотворения «Домашнее собрание». Попробуйте угадать пропущенные слова и выяснить причину душевного беспокойства у членов семьи. Слайд №14

1.Утро… У матери — много работы,

много заботы лежит на плечах.

И у отца с утра — снова хлопоты:

больше бы денег добыть в свой очаг.

2.Шумной гурьбой просыпаются дети, -

суетным гулом наполнился дом.

А для ___________ уж времени нету, -

всем — на работу, _________- потом.

3.Тянется день, словно вечность, так долго,

радости нет, и в сердцах — пустота,

а на душе — так тоскливо и больно, -

в чем же причина? — Причина ясна.

4.Утро начните с совместной __________,

Слово читайте с семьею всегда!

Бог даст успех вам и силу для битвы,

сердце поможет хранить от греха!

(пропущенное слово – «молитва») Слайд № 15

- А кто-нибудь из вас молится о себе? О своих родных?

Составление с детьми молитвы-стиха маме ( при наличии времени на уроке) Слайд № 16

- Какое первое слово произносит ребенок, когда едва только начинает воспринимать мир? (Мама)

- «Мама» – слово дорогое. А можно ли маму назвать как-то иначе? ( Мамуля. Любимая.)

- У кого-то мама любимая, у кого-то хорошая, у кого-то красивая.

- А можно ли маму назвать еще каким-то словом, совсем другим? (Мамочка, мамуля)

- А если поискать образы в мире природы? Посмотрите на небо, на солнце, на речку… Можно ли найти какие-нибудь такие имена для мамы, чтобы она, услышав их, улыбнулась?

Мы с вами сказали: «Мама хорошая, добрая, красивая». А что вокруг нас есть такое же прекрасное, как мама, чтобы ее назвать этим словом и согреть мамину душу? Ну, например, я смотрю на свою мамочку, у меня она самая лучшая в мире! У кого лучшая в мире мама? Поднимите руки… У большинства собравшихся!

- Ведь мама может и нахмуриться… Когда мама смотрит на нас нахмурившись? Когда у мамы брови сдвигаются к переносице, а глаза становятся как у орлицы? Почему мама так может на нас смотреть? По какой причине?

- Какие проступки могут свершать дети, отчего у мамы портится настроение?

- Итак, когда мама хмурится, тогда, действительно, как бы погода портится, облачка появляются, дождик накрапывает. А если мы с вами ведем себя прилично, благородно, ничего без спросу не берем; поиграв в детской, после себя игрушки соберем; утром быстренько встаем, после себя постель убираем, то мама выходит к нам и лицо ее сияет, как вот это осеннее… (солнышко)

- Мамочка смотрит на нас с улыбкой. А когда мы видим мамину улыбку, у нас просто за спиной раскрываются… (крылья)

- Еще раз: когда мы видим маму светлой и радостной, мы уже зовем ее не просто мамочкой, а говорим ей: «Светлое ты мое…» (Солнышко)

- Поднимите руку, кто за свою долгую жизнь хоть раз мамочку назвал «солнышком»?

- А кто – поднимите руку – сегодня вечером свою маму назовет «солнышком»?

- Солнышко дает нам свет. И когда солнышко встает, своими лучами оно освещает… (Весь Божий мир. И эти лучи проникают везде и всюду.)

- Без тепла у нас здесь в горле, может появиться какой-то…… (кашель, простуда. )

- Без тепла не раскроются по весне лепесточки цветов. Без тепла на дереве не поспеет ни одно… (яблоко и ни один плод)

- Итак, дорогие друзья, зная о том, как солнышко милостиво посылает нам свет и тепло, мы и мамочку свою…(солнышком)

- А теперь давайте сочиним о мамочке стих. Экспромтом.

- Мама, ты очень радостная, потому что ты похожа на это ласковое сол… (нышко)

- Когда я тебя вижу, то на сердце у меня становится светло. Мое сердце тотчас согревается твоей лю…(вью)

- И я хотел(а) бы вырасти таким(ой) сыном(дочкой), который(ая) бы не доставлял(а) тебе никаких огор…(чений)

- И я постараюсь, мамочка, когда ты будешь слабенькая и у тебя появится клюшеч…(ка) (Не только у хоккеистов есть клюшечка, но и у старенькой мамочки) Я постараюсь, мама, почаще приходить к тебе в гости и приносить тебе всякие вкусненькие…(сладости)

- Я знаю, что ты очень любишь… А что именно мама любит?

- А главное, мамочка моя дорогая, что, кроме сладостей, крендельков и всяких печений, я принесу тебе любовь моего… Серд… (ца)

- Постараюсь, мама дорогая, утешать тебя своим сло…(вом)

- Так, чтобы ты, достигнув преклонных лет, говорила: «Господи, слава Тебе за то, что Ты мне дал такого(ую) сына (дочь)…

VI. Актуализация ЗУН, необходимых для построения проекта

- Мы сегодня с вами будем составлять кроссенс. Кроссенс – означает “пересечение смыслов”. Придуман в 2002 году авторами С. Фединым и В. Бусленко по аналогии со словом “кроссворд”, которое означает “пересечение слов”. Кроссенс представляет собой таблицу из 9 или 6 картинок.

Наша задача создать кроссенс. Необходимый материал находится в больших конвертах перед вами. Слайд № 17

Каждой группе даётся своё задание.

I группе необходимо прочитать и раскрасить соответствующий ему рисунок. Приложение № 1

II группе выбрать из трёх вариантов фотографий ту, которая подходит к теме урока « Христианская семья». Приложение № 2.

III группе прежде чем приступить к заданию, надо ответить на вопрос: « Какой веры были кубанские казаки?» письменно. Затем в задании ознакомиться с текстами и из трёх фотографий выбрать одну для нашего кроссенса. Ваша задача состоит ещё и в том, чтобы доказать важность выбранного материала. Приложение № 3.

IV группе рассмотреть иллюстрацию и, выйдя в интернет на сайт http://marishka57v.livejournal.com/1462689.html , определить кто изображён на ней и устно рассказать почему мы их поместим в наш кроссенс.

Приложение № 4.

V группе рассмотреть иллюстрацию и, выйдя в интернет на сайт http://informpskov.ru/church/53424.html , определить кто изображён на ней и устно рассказать почему мы их поместим в наш кроссенс. Приложение №5 .

А шестой квадрат мы заполним вместе.

- Мы будем делать цветок. Отгадайте загадку:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся …

(Ответ: ромашка)

- Символом, какого праздника является ромашка? (Ромашка – символ праздника Всероссийского дня любви, семьи и верности – 8 июля)

Почему символ праздника — ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок в России, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Кроме того, в России ромашка издревле была символом любви.

- В Приложении № 6 написаны на лепестках ромашки слова, которыми можно охарактеризовать христианскую семью. Наша задача выбрать только те лепестки, которые подходят, и приклеить к жёлтой сердцевине.

V. Самостоятельная работа учащихся по созданию проекта

VI. Реализация построенного проекта — заполнение кроссенса. Слайд № 18

Каждая группа учащихся защищает свой вариант и прикрепляет их в пустые квадраты.

Завершается коллективным склеиванием ромашек и изготовлением букета из ромашек

VII. Рефлексия деятельности на уроке

Все мы любим свою семью, гордимся ею. Благополучие и процветание наших семей зависит от стараний каждого её члена и, конечно, от нас! Наши добрые дела помогут сделать нашу семью ещё лучше.

VII. Оценка результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием

- Подходит к концу занятие.

- Получилось ли у нас создать кроссенс?

- Я хочу, чтобы навсегда в ваших маленьких сердечках осталось восхищение и гордость за свою семью, желание следовать традициям лучших христианских семей России!

- Возьмите сейчас листки двух цветов: красный ( Мне не пригодится в жизни то, что мы сегодня изучили.) и зелёный ( Мне пригодится в жизни то, что мы сегодня изучили.), прочитайте предложения, которые на них написано, поднимите только то предложение, с которым вы согласны.

Файлы: 1. Конспект урока Христианская семья.docx
Размер файла: 3793333 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология