Автор конспекта:
Автор(ы): — Гопп Татьяна Валерьевна

Место работы, должность: — МОУ Комская СОШ №4, учитель

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — 1)Повторить, что входит в понятия словосочетание и предложение. 2)Закрепить умения распознавать предложения различного вида и употреблять их в речи.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, раздаточный материал (текст произведения "Анна Снегина" С.А. Есенина)

Используемые ЦОР: —

Мультимедийная презентация.

Краткое описание: — Составить словосочетания с разными типами связи. Найти в тексте и в прослушанном фильме различные виды предложений. Выполнить творческую работу.

Забавный синтаксис
1. Организационный момент.
Ход урока.

2. Ребята, сегодня я необычно начну урок. То есть не буду называть тему и цели урока. Вы должны сами угадать сегодняшнюю тему.
Начнём с разминки. Перед вами кроссворд из девяти букв. Отгадаете его, вы узнаете, о чём сегодня пойдет речь.
Кроссворд (приложение 1, слайд )

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1.Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет? Может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами.
2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого.
3.Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно.
4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.
5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая.
6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь.
7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее.
9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного.
3. итак, кроссворд мы разгадали. И тема нашего урока: «Забавный синтаксис». (приложение 1, слайд 2)
Цели:
1) Повторить, что входит в понятия словосочетание и предложение.
2) Закрепить умения распознавать предложения различного вида и употреблять их в речи.
(приложение 1, слайд 3)
Задачи:
1) Составить словосочетания с разными типами связи.
2) Найти в тексте и в прослушанном фильме различные виды предложений.
3) Выполнить творческую работу.
4.Ребята, давайте вспомним, что такое синтаксис? (ответы учащихся). (приложение 1, слайд 4)
Синтаксис – это мост через пропасть, разделяющая слово и предложение, две основные единицы.
5. А что такое словосочетание и предложение? (приложение 1, слайд 4)
6. вам первое задание: на экране стихотворение: (приложение 1, слайд 5)
У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!».
кто автор этого произведения? Составить словосочетания со словами:
1гр – согласование.
2 гр – управление.
3 гр – примыкание. Дать каждому типу словосочетаний определение.
Это стихотворение С.А.Есенина.
Согласование: заросшая крапива, ярким перламутром, с добрым утром.
Управление: крапива у плетня, обрядилась перламутром.
Примыкание: шепчет шаловливо, качаясь шаловливо.
7. Вы уже сказали, что такое предложение. А какие виды предложений есть в русском языке: простые, сложные, односоставные, двусоставные, неполные; по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные, по эмоциональной окраске: восклицательные, невосклицательные. (приложение 1, слайд 6)
8. А какие бывают односоставные предложения?
( неопределённо-личные, определённо-личные, безличные, назывные).
9. сейчас прослушаете отрывок из фильма (приложение 2) и выполните задания: 1 гр- найти определённо-личные предложения;
2гр – неполные предложения;
3гр- по цели высказывания.
10. Это отрывок из фильма «Анна Снегина» по поэме Сергея Есенина «Анна Снегина». Так как в этом году Сергею Есенину исполнилось 115 лет со дня рождения, я решила провести с вами интегрированный урок, и на основе его творчества мы повторим тему синтаксис.
1гр- не знаю, сказал невпопад;
2гр- что с вами случилось? Не знаю. Кого-нибудь любите? Нет.
3гр – повест-е: я слушал её и невольно оглядывал стройный лик. Сгущалась, туманилась даль.
Вопросит-е: что с вами случилось? Кому же знать? Кого-нибудь любите?
Побудит-е: довольно! Найдёмте другой язык!
11. синтаксис русского языка очень разнообразен. С ним можно творить чудеса. А что ещё можно встретить в синтаксисе? Конечно же, различные средства художественной выразительности, средства связи предложения.
Прослушайте ещё один отрывок и задания: (приложение 3)
1гр- выписать все средства художественной выразительности.( олицетворение: шли годы, разговорная лексика: измызганных, ассонанс: повтор гласной О: суровые, грозные, своды, дворец. Эта поэма о октябрьской революции, автор нам показывает все трудности деревни, все переживания. Он подчёркивает этими словами тяжёлую жизнь крестьян).
2гр- замените причастный оборот придаточным предложением. ( В равнине, проложенной вехами. В равнине которая проложена вехами. Причастный оборот придаёт выразительность, поэтому С.Есенин применили здесь его),
3гр – найти средства связи предложений.
( морфологические: местоимения: я, частицу не; синтаксический параллелизм: годы, своды; парцелляция : вехами).
12. Творческое задание: написать мини-сочинение-рассуждение: 1гр — какую роль играют здесь неполные предложения?
2 гр – почему автор использует в своей поэме разговорную лексику?
3гр — какова роль односоставных предложений в тексте?
13. Рефлексия:
1) Что было трудно на уроке?
2) Над чем бы вы хотели ещё поработать?
3) Для чего нужно изучать синтаксис?
14. Оценивание друг друга.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: За что наказан Демон.docx
Размер файла: 39785 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология