Автор конспекта:
Автор(ы): — Юдичев Михаил Викторович

Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы МОУ Новосёловской СОШ № 5

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Научить из спектра социальных проблем выбирать наиболее актуальную, проводить социокультурный анализ на материале русской литературы 19-20 века, намечать пути решения.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Список текстов художественной и научной литературы, публицистики, составленный участниками тематических секций на основе мониторинга материалов глобальной Сети.

Используемое оборудование: —

Компьютерный класс, подключённый к ресурсам глобальной Сети.

Используемые ЦОР: —

В привычном понимании — не используются. Лишь в форме онлайн-ресурсов.

Краткое описание: — Есть высказывание Эрнеста Хемингуэя, которое наглядно демонстрирует проблему: "Пьяница — это гаже всего. Вор, когда он не ворует, — человек как человек. Мошенник не станет обманывать своих. Убийца придёт домой и вымоет руки. Но пьяница смердит и блюёт в собственной постели, и сжигает себе всё нутро спиртом". Алкоголизм-серьёзная социальная проблема, разрушающая семьи, приводящая к преступлениям.

Продолжительность: два урока.

Разновидность: социальный урок(направлен на локализацию социальной проблемы, поиск путей её решения).

Возможность интеграции: биология(влияние на организм, гигиена), ОБЖ(сохранение жизни и здоровья), граждановедение(социальные проблемы, оптимальные пути развития общества).

Используемые технологии:

  • информационно-коммуникативные (работа с ресурсами глобальной Сети; принципы организации занятия);
  • проблемное обучение (постановка и пути решения учебной проблемы, рефлексия);
  • методика развития критического мышления (принципы и приёмы организации занятия, синквейн);
  • активные формы преподавания (семинар).

Используемые методы (с учётом классификации Ю.К.Бабанского):

1.методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя).

2. методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований).

3. методы контроля и самоконтроля (взаимопроверка, представление и защита своей позиции на общедоступных ресурсах глобальной Сети).

Приёмы обучения (на основании классификации К.Роджерса):

  • Предоставление школьникам выбора учебной деятельности в условиях свободной и открытой организации обучения или в более традиционных его формах (управление этапами урока через организацию нужных "мотивационных мостиков"; реальный выбор направления развития сценария урока; вариативность и творчество в домашнем задании).
  • Совместное принятие учителем и учеником решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы, с выделением конкретной учебной задачи, а в каких-то случаях- с оценкой работы, проделанной ребенком на каком-либо отрезке учения.
  • Обучение путем открытий, целью которого является углубление понимания материала и развитие самой способности к учению.
  • Имитация на уроке реальных жизненных ситуаций.
  • Обучение через организацию специальных тематических секций, групп.

Формы работы: фронтальная, работа в парах и группах, индивидуальная. Выбор формы зависит от этапа, целей и задач урока.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проморефлексия (удовлетворённость жизнью, степень насыщенности благами). Учащимся предлагается короткий психологический тест социальной тематики. Как правило, количество личностей, негативно относящихся к действительности — абсолютное большинство. Обсуждение результатов тестирования.

2. Первичный социальный срез: какие проблемы мешают оптимальному развитию общества? Выявленные проблемы фиксируются. Задача учителя — провести обсуждение каждой заявленной проблемы в течение ближайших уроков (потому что эта тематика актуальна для учеников).

3. Локализация проблемы (алкоголизм — страшная болезнь общества). Работа с эпиграфом (слова Э.Хемингуэя). Эта социальная проблема самая опасная, потому что в любой момент может проникнуть в каждую семью, в каждую душу.

4. Деятельность тематических секций. Общая тема: "Последствия употребления алкоголя". Насколько велик масштаб проблемы?

Поиск информации о различных негативных проявлениях алкоголизма с помощью ресурсов глобальной Сети. Варианты изучения: 1. учащиеся выбирают тему, ищут материал, потом в макрогруппе состоится итоговое обсуждение найденного по секции. 2. школьники делятся на микрогруппы (пара+пара за соседними компьютерами), итоговое обсуждение в макрогруппе. 3. работа пар и групп сменного состава.

В макрогруппах предполагается работа модераторов.

Варианты: 1."Медицинская" (влияние на организм человека). 2. "Нравственно-бытовая" (разрушение семьи). 3. "Социальная" (человек и общество). Возможен другой набор секций.

Как найти информацию? Важно правильно задать поисковый запрос; нужны реальные факты, свидетельствующие о вреде алкоголя (он разрушает организм, семью, общество). Попробуйте задать эти и типичные запросы: "влияние алкоголя на организм", "пьяница в семье", "алкоголь и преступления" и др. — вы обнаружите множество горькой информации.

Задача учителя — выявить школьников, испытывающих затруднение в работе с ресурсами глобальной сети, помочь в формулировании поисковых запросов.

Доклады секций. Эвристическая беседа. Формулирование итогового тезиса по итогам обсуждения.

5. Диспут "Причины алкоголизма". (С использованием материалов произведения В.П.Астафьева "Герань на снегу"). Прочитать текст можно здесь . Произведение из цикла "Затеси"; основная проблематика — разрушение семьи, поиск смысла жизни, пробуждение души. Участники урока могут оставить свои суждения на одном из многочисленных форумов , обсудить представленный там материал.

Рассказ короткий, актуальный, эмоциональный, шокирующий. Такой и нужен для кульминации урока.

6. Работа с электронными библиотеками. А что по этому поводу думают художники слова? Анализ материалов литературной публицистики и отрывков из художественных произведений. Самое главное — поиск путей решения проблемы, что предлагают авторы?

Образы Мармеладова (Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"), Тихона Кабанова (А.Н.Островский "Гроза") и многих других, отрывки из публицистики помогут сформировать целостное представление масштабов проблемы. Задача учителя — научить работать с электронными библиотеками, заинтересовать, чтобы ученик самостоятельно поработал с ресурсами глобальной Сети и материалами обычной библиотеки.

7. Представление собственного мнения (форумы, интерактивные сервисы сравнения и ранжирования и т.д.) — домашнее задание. Важно, чтобы ученик высказался после самостоятельной работы. Виртуальной площадкой может быть блог педагога, открытое обсуждение на школьном сайте и другие варианты. Творческое задание — синквейн .

Планируемые результаты этапов урока:

1. Представлен эмоционально-психологический рисунок отношения к действительности отдельного школьного коллектива.

2. Выявлены проблемы, мешающие продуктивному развитию и функционированию социума.

3. Произведено ранжирование социальных проблем, обозначена наиболее актуальная.

4. Представлены губительные последствия алкоголизма через реальные факты (разрушение и уничтожение личности, губительное влияние на семью и общество).

5. Выявлено идейно-художественное своеобразие рассказа В.П.Астафьева "Герань на снегу" в русле анализа социальной проблемы.

6. Ученики научились работать с электронными библиотеками, владеют списком литературы, готовы к самостоятельной домашней деятельности.

7. Школьники представляют свою позицию, выполняя обычные и творческие задания.

Результат урока:

Из спектра выявлена актуальная социальная проблема, обозначены её последствия и предпосылки зарождения. Истоки проблемы просмотрены на реальных жизненных фактах и отрывках художественных произведений, начата деятельность по поиску путей решения (цель следующих уроков).

Освоение этапов урока, получение промежуточных результатов — гарантия успешного воплощения сценария урока.

Файлы: Поле чудес.М.Ю.Лермонтов.doc
Размер файла: 2266624 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология