Автор конспекта:
Автор(ы): — Полевщикова Л.С.,Бастракова М.Л.

Место работы, должность: — Семёновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I и II вида.

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Знакомство с историей Запорожской Сечи по материалам художественного произведения

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

Беленький Г.И. Литература 7 кл. — М.: Просвещение, 1993.

Используемое оборудование: —

Учебники литературы-хрестоматии для 7 класса, тексты повести Гоголя "Тарас Бульба", мультимедийный проектор, экран, презентация, картина И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Используемые ЦОР: —

мультимедийная презентация

Краткое описание: — Урок проводился после прочтения первой главы повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" с целью знакомства с казачеством, историей и бытом казаков.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Интерес Н.В.Гоголя к историиЗапорожской Сечи

2. Запорожская Сечь (из историиСечи, жизнь и быт казаков:приём в казаки, отношение к семейной жизни, отношение казаков к лошади

3. Запорожские казаки на страницах повести "Тарас Бульба"

4. Образ Тараса Бульбы — атамана запорожских казаков

5. Описание картины Репина "Запорожцы пишут письмотурецкому султану"

6. Значение казачества в историиРоссийского государства.

III. Заключение.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1) Интерес Н.В.Гоголя к истории Запорожской Сечи.

Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" была написана в первоначальном варианте в 1835 году. Эта повесть явилась результатом серьёзного увлечения Гоголя историей Руси и казачества. В 1842 году Гоголь переработал повесть. Стало значительно больше сцен, изображающих жизнь Запорожской Сечи, увеличен объём батальных сцен. Во второй редакции использовались летописные исторические источники. Действие повести происходит вXV-начале XVI века, ещё до присоединения Украины к России, когда отдельные княжества остались одни против многочисленных врагов, пытавшихся захватить их земли: на юге татары, на северо-западе Речь Посполитая и литовские рыцари.

2) Запорожская Сечь.

ВXV- XVIвеках на реках Дон, Волга, Урал, Яик, Днепр, Терек возникли поселения вольных казаков, одной из которых была Запорожская Сечь. "Казак" — восточное слово. впервые оно встречается у половцев с XI века. На языке половцев "казак" означало "стража передового, ночного и дневного".

Запорожские казаки основали небывалое в мире мужское государство — Сечь. Это православные " лыцари, считали супружество худшей долей, жили как спартанцы и душу свою клали на Веру".

Поселения казаков называются станицы.Вокруг поселений казаков строили была строгая дисциплина. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собраниисторожевые башни, где ставили караулы. В казачьем войске была строгая дисциплина. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании станичников — казачьем кругу. У атамана было несколько помощников — есаулов. Есаулы руководили отдельными отрядами казаков.

Всякому, кто бы он ни был, откуда бы и когда бы ни пришёл в Запорожье, доступ был свободен в Сечь при следующих условиях: быть вольным и неженатым человеком, исповедовать православную веру.

Семейных казаков называли "сиднями", "гнездюками", "бабниками". "Запорожским казакам не позволяется быть женатыми в Сечи, а которые уже женаты, должны, чтобы жёны их жили в близких местах, куда ездят они к ним временно; но сие надобно делать так, чтобы не знали старшины".

Обычай безжённости запорожских казаковможет быть объяснён их военным положением. Постоянно занятый войной, постоянно в погоне за врагом, постоянно подвергаясь опасности, запорожец не мог, разумеется, и думать о мирной семейной жизни. До наших дней сохранилась казачья пословица "лицарю i лицарьска честь:йому треба воювати, а не бiля жiнки пропадати" (рыцарю и рыцарская честь: ему нужно воевать, а не сидеть около жены)

Казаки воевали только конными. У каждого казака было иногда несколько лошадей. "Без коня казак, что кузнец без молота" — так гокорили они сами.

3) Запорожские казаки на страницах повести "Тарас Бульба".

Работа с текстом.

-Найдите в тексте описание светлицы Тараса Бульбы. Какая авторская оценка героя выражена в описании жилища Бульбы?

Наблюдение над текстом. (глава II)

- Предместье и Сечь в повести.Какой предстаёт Сечь? Чем заняты казаки?

— Мотив воли как главной жизненной ценности казачества в описании Запорожской Сечи.

4) Образ Тараса Бульбы — атамана запорожских казаков.

Тарас Бульба — центральный герой повести Гоголя, поэтому его именем названо произведение. В Тарасе автором показаны лучшие качества русского человека, патриота с большим и горячим сердцем. Основная черта в характере Тараса — это пламенная любовь к Родине, глубокая ненависть к врагам и поработителям. Самое дорогое для него — связь с народом, с казаками и борьба во славу Родины.

Будучи одним из числа коренных старых полковников, создан он был для бранной тревоги. Родине он отдаёт всё, что есть у него близкого: и мирную домашнюю обстановку, подвергая себя опасностям и лишениям походной жизни, и родных сыновей, и свою жизнь.

Любовью к Родине объясняется и глубокое чувство товарищества, которое воодушевляло Тараса на замечательные подвиги. Он считал, что "нет уз, святее товарищества". (Речь о товариществе)

Его влечёт казацкая вольница, на жену он смотрит свысока, хотя уважает её материнские чувства. В сыновьях Тарас ценит главным образом воинов. В Сечи вызывает к себе всеобщее увежение, любовь и доверие. Он отличный воин и обладает такими качествами, которые так необходимы казацкому атаману.

5) Описание картины И.Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

В 1670 году турецкий султан Магомет VI обратился с письмом к казакам:

"Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царства Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великогои Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем не победимый воин, неотступный хранитель гроба Госполня, попечитель самого Бога, великий защитник христиан — повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашими нападкамине заставлять беспокоиться"

Запорожские казаки, прочитав обращение турецкого султана, написали ему ответ:

"Ты, султан, проклятого чорта брат и товарыш! Який ты у чорта лыцарь, як…? Чорт сраный и твоё войско пожирае. Ты …, ТурецЪкий кухарь,…, …, …, Вылыкого и Малого Егыпта свынарь, армяньска свыня, …, …,…, нашего Бога дурынь, свыняча морда, …, …, …, Собака! Мы твоего войскане боемось, землёю и водоюбудемо бытъся з тобою,вражий проклятый сыну, чорт бы побрав твою матирь, нехрыщёный! Так тоби казакы обвычаемо, бо комындаря не маемо. Мисяц на неби, а год у каляндари, день у нас такый, як у вас поцилуй же в сраку нас!" Подписав Захар Кошевой.

6) Значение казачества в истории Российского государства.

Казаки постоянно выполняли три главные государственные задачи:

— занимали новые, до того пустынные и почти необитаемые земли;

— охраняли границы Руси от нападения кочевых племён;

- составляли часть вооружённых сил государства и несли службу наравне срегулярными войсками;

Казаки верой и правдой служили русскому царю, но всегда оставались вольными и свободолюбивыми людьми.

В XVIIIвеке ушла в историю знаменитая Запорожская Сечь. Она была ликвидирована после ряда восстаний в1775 году.

III. Заключение.

Выставление оценок за урок. Домашнее задание.

Файлы: Презентация урока.ppt
Размер файла: 612352 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология