Автор конспекта:
Автор(ы): — Рыбкин Владимир Константинович

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №2, г.Шарыпово, Красноярского края

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная категория

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока: —

  • Дать представление об основах здорового образа жизни.
  • Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.
  • Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 25

    Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Конспект урока.
  • Плакаты. Видеотехника.
  • Список литературы для внеклассного чтения по теме здорового образа жизни.
  • Используемая методическая литература: —

    1. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990.

    2. Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. — М.: Медицина, 1988.

    3. В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987.

    Используемое оборудование: —

    Компьютер с проектором

    Краткое описание: — Урок можно провести традиционно или в виде конференции, на которой предоставляю возможность заранее подготовившимся докладчикам осветить основные составляющие здорового образа жизни: Рациональное питание, Физическая активность. Общая гигиена организма, Закаливание, Отказ от вредных привычек, Режим дня. Во время занятия предлагаю докладчикам за 5-7 минут доказать важность того или иного составляющего образа жизни. При этом докладчик может использовать подручные технические средства обучения, нарисованные плакаты, которые готовятся заранее и обсуждаются с преподавателем. Одновременно с этим другим школьникам предлагаю подобрать вопросы, которые могли бы активизировать внимание класса и способствовать углублению знаний по рассматриваемым вопросам. После каждого доклада желательно провести 3-5 минутное обсуждение, дискуссию.

    Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Рыбкин Владимир Константинович,

    преподаватель-организатор ОБЖ

    МБОУ СОШ № 2, г.Шарыпово,

    Красноярского края

    Цели урока:

  • Дать представление об основах здорового образа жизни.
  • Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.
  • Вопросы урока:

  • Здоровье и здоровый образ жизни: определение понятий, факторы, определяющие здоровье человека.
  • Основные составляющие здорового образа жизни.
  • Учебно-методическое сопровождение урока:

  • Конспект урока.
  • Плакаты. Видеотехника.
  • Список литературы для внеклассного чтения по теме здорового образа жизни.
  • Время 45 минут.

    Урок можно провести традиционно или в виде конференции, на которой предоставляю возможность заранее подготовившимся докладчикам осветить основные составляющие здорового образа жизни:

    • Рациональное питание,
    • Физическая активность.
    • Общая гигиена организма,
    • Закаливание,
    • Отказ от вредных привычек,
    • Режим дня.

    Во время занятия предлагаю докладчикам за 5-7 минут доказать важность того или иного составляющего образа жизни. При этом докладчик может использовать подручные технические средства обучения, нарисованные плакаты, которые готовятся заранее и обсуждаются с преподавателем. Одновременно с этим другим школьникам предлагаю подобрать вопросы, которые могли бы активизировать внимание класса и способствовать углублению знаний по рассматриваемым вопросам. После каждого доклада желательно провести 3-5 минутное обсуждение, дискуссию.

    ХОД УРОКА.

    Вступительное слово учителя.

    Забота о физическом состоянии человека приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее количество людей начинает бережно относится к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни. Однако можно выделить некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. К ним относятся: рациональное питание, физическая активность, общая гигиена организма, закаливание, отказ от вредных привычек.

    ЗДОРОВЬЕ– это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949).

    Различают здоровье индивида, т.е. отдельного человека, и здоровье общества. Здоровье индивида и общества теснейшим образом взаимосвязаны между собой, так как только здоровое общество способно иметь здоровых индивидов.

    По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение:

    • На 50% и более – здоровье обусловлено образом жизни;
    • На 20-25% – состоянием (загрязнением) внешней среды;
    • На 20% — генетическими факторами;
    • На 8-10% — состоянием здравоохранения.

    ЗДОРОВЫЙ образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Нельзя рассматривать здоровый образ жизни с позиций разрешения и запрещения чего-либо, «полезных» и «вредных» поступков. К сожалению, постоянно борясь с собой и преодолевая свои недостатки, человек находится в состоянии длительно существующего эмоционального стресса. Стресс является чрезвычайно негативным фактором, разрушающим здоровье. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.

    ЗДОРОВЫЙ образ жизни позволяет избежать коренных перемен в укладе жизни человека при возникновении болезней и отдаляет их наступление.

    КУЛЬТУРА здорового образа жизни – это устоявшиеся в обществе представления о высокой ценности здоровья, поощряющие усилия людей по достижению, сохранению и развитию норм и правил этого образа жизни.

    СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

    1. Рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни, и в книгах, посвященных данному вопросу, он подвергается наиболее тщательному исследованию. Ведь несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма.

    Нерациональное же питание напротив заметно повышает риск возникновения заболеваний, которые могут даже привести к смертельному исходу (например, излишнее накопление холестерина, содержащегося в жирных продуктах, вызывает атеросклероз).

    Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества”,

    А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

    Однако в рациональном питании выделяются определенные группы продуктов, употребление которых рекомендуется снизить или же совсем исключить:

    Копчености. Эта группа продуктов содержит вредные для организма вещества — нитриты, которые, накапливаясь в пищеварительном тракте, могут образовывать соединения, обладающие канцерогенной активностью. Для выведения из организма вредных веществ нужно употреблять в пищу овощи и фрукты, а также кисломолочные продукты, оздоравливающие кишечник.

    Молочные продукты с высоким содержанием жира. Жир, содержащийся в молочных продуктах, может значительно увеличить уровень холестерина в крови (а сливочное масло также содержит и очень большое количество насыщенных жиров). Однако исключать их из рациона нельзя, так как в них содержится множество необходимых для организма веществ (например, молочные продукты являются главным источником кальция), поэтому следует пить (или есть) их в обезжиренном виде.

    Скрытые насыщенные жиры, содержащиеся в гидрогенизированных маслах и использующиеся при изготовлении множества продуктов, чрезвычайно вредны для здоровья, так как они имеют такое же высокое насыщение, как, например, сливочное масло.

    Соль. Следствием излишней соли в пище может стать повышенное артериальное давление. Натрий, содержащийся в соли, необходим организму, но в ограниченных количествах.

    Сахар. Основные следствия избыточного употребления сахара — это заболевания зубов (кариес), диабет и избыточный вес, который может привести к атеросклерозу. Сахар — это сплошные калории, которые не успевают расходоваться организмом, а потому сахар больше полнит, чем любая другая пища равной калорийности.

    Белые сорта хлеба. При изготовлении белой муки при размоле зерна тратится до 80% питательных веществ и ряд ценных витаминов, вследствие чего у человека снижается необходимость в белом хлебе. Помимо этого такие сорта хлеба чрезвычайно калорийны. Намного полезнее и дешевле хлеб из муки грубого помола.

    Важная характеристика рационального питания — это умеренность. Необходимо сознательно регулировать калорийность пищи, соблюдать энергетический баланс. Также не следует делать больших перерывов между приемами пищи и поглощать ее в большом количестве.

    2. Физическая активность. Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Его сущность я изложу на основании исследований специалистов Станфордского университета. Американские ученые приводят массу доводов, которые могли бы убедить людей заниматься физическими упражнениями. Среди них:

    Физические упражнения — это удовольствие.

    Подходящий вид физических упражнений найдется для каждого.

    Через несколько месяцев вы так к ним привяжетесь, что уже ни за что не бросите.

    А через полгода:

    Вы станете деятельнее, живее.

    Почувствуете прилив сил, улучшится координация движений, лучше станет реакция.

    Легче будет справляться с нервным напряжением и плохим настроением.

    Уменьшится содержание жировых отложений.

    Укрепятся костные ткани.

    Улучшится кровообращение.

    У вас повысится работоспособность..

    Нельзя не согласиться с этими выводами, так как они многократно были подтверждены реальной практикой. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).

    3. Общая гигиена организма. Гигиена организма связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты кожного покрова весьма актуальна для человека, так как: примерно 2,5 млн. потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются грибковые заболевания, лечение которых требует много времени. Естественно, что все эти факты убеждают нас в необходимостиподдержания чистоты тела.

    4. Закаливание. Это достаточно широкое понятие также входит в общую концепцию здорового образа жизни. Раньше под закаливанием понимали прежде всего или даже исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие истолковывают более широко — закаливание означает “укрепление сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е. напряжение”.

    К таким факторам относятся низкая и высокая температура воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения атмосферного давления и т.д. Однако наиболее важным остается все же закаливание к чрезмерному охлаждению, а иногда и к перегреванию. Благодаря закаливанию активизируется центральная нервная система, снижается возбудимость периферической нервной системы, усиливается деятельность желез внутренней секреции, растет активность клеточных ферментов”. Все это повышает устойчивость организма к условиям внешней среды. Неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду и позволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма даже тогда, когда человек сильно замерз.

    Эффект закаливания недолговечен, он длится только во время закаливания организма и недолго после него, поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.

    5. Отказ от вредных привычек. Прежде всего необходимо отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.

    К вредным привычкам прежде всего относят употребление алкоголя и табакокурение, причем в литературе курение представляется как более распространенная привычка, а следовательно и как большее зло для человека.

    Курение подвергает опасности многие жизненно важные органы. Курильщики рискуют получить легочные заболевания, а также подвергаются повышенной опасности ишемической болезни сердца и инсульта. Сигареты ускоряют сужение артерий, уменьшают содержание кислорода в крови на целых 15%, а, следовательно, создают перегрузку всей сердечно-сосудистой системы.

    Не менее вреден для организма и алкоголь. У тех, кто злоупотребляет им, чаще встречается повышенное артериальное давление. Ну а то, что алкоголь разрушает печень, известно всем. Особенно прискорбен тот факт, что алкоголь и табак отрицательно влияют на врожденные характеристики детей и могут вызвать серьезные отклонения в их развитии.

    Для тех, кто хочет бросить пить и курить особое значение имеет здоровый образ жизни в целом. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.

    Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое использование различных методик, но применение индивидуального, тщательно подобранного плана. План этот должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособности и нормализации жизнедеятельности организма.

    6. Правильный режим дня. Это оптимальное распределение в течение суток труда, сна, питания, отдыха, двигательной активности и т.д. Необходимость организации режима дня обусловлена наличием у человека суточных биологических ритмов. Чаще всего эти ритмы организованы выработкой гормонов железами внутренней секреции, например, эпифиз (шишковидная железа) выделяет мелатонин (гормон сна), надпочечники – кортизол и т.д. В течение суток имеются периоды максимальной работоспособности – с 8 до 13 и с 16 до 19. вот почему учиться в первую смену намного эффективнее, чем во вторую. Если присмотреться внимательно, то период с 13 до 16 – это самое подходящее время для обеда и послеобеденного сна, который организуется в больницах. Детских садах, санаториях.

    Активная деятельность в часы сниженной работоспособности способствует переутомлению. В течение дня необходимо избегать спешки и суеты, вставать утром с расчётом, чтобы успеть сделать гигиеническую гимнастику, принять водные процедуры, поесть и в спокойном темпе добраться до школы. Обед должен быть всегда примерно в одно и то же время, на него необходимо выделять достаточно времени, после обеда – непродолжительный отдых, а уж потом активная деятельность. Сон должен занимать в нашем ежедневном расписании не менее 7-8 ч.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Подведение итогов.

    Литература.

    1. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990.

    2. Книга о здоровье: Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева. Под. Ред. Ю.П.Лисицына. — М.: Медицина, 1988.

    3. В.Михайлов, А.Палько. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987.

    Файлы: ЗОЖ.doc
    Размер файла: 61440 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология