Автор конспекта:
Автор(ы): — Смалева М.С.
Место работы, должность: — МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 МО «Ахтубинский район», музыкальный руководитель.
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость на весеннее проявление природы, ассоциации с собственным опытом их восприятия. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через музыку, поэзию и изобразительное искусство. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, музыкальными, эстетическими и искусствоведческими терминами. Прививать любовь к культуре и традициям русского народа через русскую народную музыку, поэзию и обычаи.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.; «Психогимнастика» М. Чистяковой; программа музыкального развития детей «Ладушки» («Праздник каждый день») авторов И. Каплуновой, И. Новоскольцевой; программа музыкального развития «Музыкальные шедевры» автора О. Радыновой; программа музыкального развития «Гармония» автора Т. Тарасовой.
Используемое оборудование: —
Предварительная работа:рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Большая вода»; знакомство с русскими традициями, бытом русского народа, изготовление с детьми фигурок жаворонков из соленого теста; разучивание на музыкальных занятиях песен о весне, попевок, закличек, хороводов; слушание классических музыкальных произведений о весне русских композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки.
Краткое описание: — Непосредственно образовательная деятельность по области «Музыка» с детьми старшей группы.
Дети под музыку М.Глинки «Песня жаворонка» входят в музыкальный зал, рассаживаются.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу вам сегодня предложить совершить путешествие в волшебную страну, в страну поэзии, живописи и музыки. Но чтобы отправиться в путешествие вам нужно отгадать несколько загадок:
Отшумела зла вьюга,
Стала ночь короче дня,
Теплый ветер дует с юга,
Капли капают звеня.
Солнце землю пригревает,
Гонит с нашей речки лед,
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет. (Весна)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит –
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает!
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Вот и началось наше весеннее путешествие! Наша земля прекрасна в любое время года, каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и все живет ожиданием тепла и солнца. Это время называется «весна». Да! Весна несет всем радость жизни, радость творчества! Это чувство охватывает всех людей: поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Послушайте как свое настроение и чувства выразил замечательный русский поэт А.С. Пушкин:
Гонимы вешними лучами
С окресных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синее блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как-будто пухом зеленеют…
Поэт называет весну «утром года». А вот как о весне написал русский поэт Плещеев:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Музыкальный руководитель: у весны своя палитра красок и мы сейчас увидим какие краски у ранней весны, рассматривая картину известного русского художника И.И. Левитана «Большая вода».
Ребята, посмотрите, какие цвета использовал художник, изображая природу ранней весной.
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: ребята! Что мы видим на переднем плане?
Дети: березки стоят в воде, лодку ……
Музыкальный руководитель: березки отражаются в воде, создается впечатление будто деревья растут и ввысь, и вниз. Это «удвоение» мира делает пейзаж призрачным и загадочным. А есть ли на картине солнце?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: правильно, ребята! Солнце нет на картине, но мы чувствуем его тепло. Лучи солнца согревают природу, а на песчаном берегу мы видим тени от деревьев. А на лодке, наверное, приплыл художник, что писать раннюю весну с натуры! Мы сейчас с вами отправимся на прогулку в весенний лес и на берег полноводной реки, я думаю, что мы по дороге увидим много интересного!
Дети «гуляют».
Музыкальный руководитель: посмотрите, ребята! На проталинке появились первые весенние цветы! Как они называются?
Дети: подснежники.
Музыкальный руководитель: покажите как растут подснежники!
Упражнение «Цветок» (психогимнастика).
Музыкальный руководитель: Мы продолжаем нашу прогулку, вот мы и на берегу полноводной реки, с реки веет прохладой, а вода, наверное, еще очень холодная, ледяная. А, ну-ка, опустим руки в воду!
Упражнение «Холодно» (психогимнастика).
Музыкальный руководитель:Мы протянем руки к солнышку, солнышко согреет наши руки! Ребята, какое у вас настроение, какие чувства вы испытываете?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: мы свое настроение выразим в песенке «Кончается зима» (муз. Т. Попатенко).
Музыкальный руководитель:А как все начиналось? Сначала был большой сугроб, затем солнышко растопило снег, побежали первые ручейки, они слились в одну большую реку, и вот уже река несет в своих водах прошлогодние листья и травы в большое озеро.
Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель: Ребята, какие приметы весны вы увидели в лесу и на берегу реки?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:Скажите, какая птица является символом прихода весны в нашем родном Астраханском крае?
Дети:Скворцы!
Музыкальный руководитель: Ребята, выходите на полянку!
Пальчиковая гимнастика:
Скворцы прилетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали!
Музыкальный руководитель: я предлагаю вам спеть песню о скворушке, начнет запевать песню солистка Саша, следующий куплет споют два мальчика дуэтом, три девочки исполнят куплет трио и заключительный куплет группа ребят споют квартетом, припев исполняется хором.
Исполняется песня «Скворушка» (муз. Ю. Слонова).
Музыкальный руководитель: В древние времена на Руси символом приходе весны считалось возвращение жаворонков, крестьяне очень любили жаворонков и считали, что они своими переливчатыми трелями заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. Вот как русский поэт Жуковский написал в своем стихотворении о жаворонке:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто, с высоты,
Поет на солнышке, сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!».
Музыкальный руководитель:А вот, ребята, послушайте как известный русский композитор П.И. Чайковский передал свое настроение и свои чувства, слушая песню жаворонка и наблюдая за природой ранней весной, в своем произведении «Жаворонок» из цикла «Времена года».
Музыкальный руководитель: С птицей жаворонком у русского народа связано много примет. Крестьяне ждали возвращение этих птиц, говорили: «Сорок – сороков, птицы летят – весну несут». Зазывали весну закличками, кликали весну – гукали, каждому хотелось приблизить приход весны! А вы знаете заклички?
Ответы детей.
Дети:
1. Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам!
Тут кисель толкут,
Тут блины пекут!
2. Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу-весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
3. Жаворонки, прилетите,
Весну-красну принесите,
Принесите весну
На своем хвосту,
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе!
Музыкальный руководитель: И весна, как будто откликалась на зов людей: пробуждалась природа, появлялась первая зелень, и на гуляниях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядом в честь главного божества – Солнце, хоровод символизировал собой движение солнца, отсюда главный рисунок хоровода – круг. Ребята, мы с вами сейчас тоже заведем хоровод как в старину, но сначала вспомним и повторим русскую народную песню «Земелюшка-чернозем».
Исполняется русская народная песня «Земелюшка-чернозем» в фортепьянном сопровождении.
Затем исполняется хоровод «Земелюшка-чернозем».
Музыкальный руководитель:22 марта в день весеннего равноденствия в домах пекли из теста птичек – жаворонков, их смазывали душистым медом, некоторые лепили «жаворонков» из глины, делали из лоскутов и бумаги, покрывали позолотой. Нарядно одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывали жаворонков и пели заклички. Вот и мы сейчас с вами постараемся приблизить приход весны, будем лепить и разукрашивать жаворонков.
Дети выполняют работу.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы отметили день встречи весны, а помогли нам в этом птицы – жаворонки. Давайте возьмем своих птичек в ладошки и произнесем еще одну заключительную закличку, повторяйте за мной каждую строчку:
Приди, весна! Приди, весна!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Файлы: таблица3, классицизм.doc
Размер файла: 27648 байт.