Автор конспекта:
Автор(ы): — Смалева М.С.

Место работы, должность: — МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 МО «Ахтубинский район», музыкальный руководитель.

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель

Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость на весеннее проявление природы, ассоциации с собственным опытом их восприятия. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через музыку, поэзию и изобразительное искусство. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, музыкальными, эстетическими и искусствоведческими терминами. Прививать любовь к культуре и традициям русского народа через русскую народную музыку, поэзию и обычаи.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.; «Психогимнастика» М. Чистяковой; программа музыкального развития детей «Ладушки» («Праздник каждый день») авторов И. Каплуновой, И. Новоскольцевой; программа музыкального развития «Музыкальные шедевры» автора О. Радыновой; программа музыкального развития «Гармония» автора Т. Тарасовой.

Используемое оборудование: —

Предварительная работа:рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Большая вода»; знакомство с русскими традициями, бытом русского народа, изготовление с детьми фигурок жаворонков из соленого теста; разучивание на музыкальных занятиях песен о весне, попевок, закличек, хороводов; слушание классических музыкальных произведений о весне русских композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки.

Краткое описание: — Непосредственно образовательная деятельность по области «Музыка» с детьми старшей группы.

Дети под музыку М.Глинки «Песня жаворонка» входят в музыкальный зал, рассаживаются.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу вам сегодня предложить совершить путешествие в волшебную страну, в страну поэзии, живописи и музыки. Но чтобы отправиться в путешествие вам нужно отгадать несколько загадок:

Отшумела зла вьюга,

Стала ночь короче дня,

Теплый ветер дует с юга,

Капли капают звеня.

Солнце землю пригревает,

Гонит с нашей речки лед,

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет. (Весна)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит –

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает!

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Вот и началось наше весеннее путешествие! Наша земля прекрасна в любое время года, каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и все живет ожиданием тепла и солнца. Это время называется «весна». Да! Весна несет всем радость жизни, радость творчества! Это чувство охватывает всех людей: поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Послушайте как свое настроение и чувства выразил замечательный русский поэт А.С. Пушкин:

Гонимы вешними лучами

С окресных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синее блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как-будто пухом зеленеют…

Поэт называет весну «утром года». А вот как о весне написал русский поэт Плещеев:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Музыкальный руководитель: у весны своя палитра красок и мы сейчас увидим какие краски у ранней весны, рассматривая картину известного русского художника И.И. Левитана «Большая вода».

Ребята, посмотрите, какие цвета использовал художник, изображая природу ранней весной.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: ребята! Что мы видим на переднем плане?

Дети: березки стоят в воде, лодку ……

Музыкальный руководитель: березки отражаются в воде, создается впечатление будто деревья растут и ввысь, и вниз. Это «удвоение» мира делает пейзаж призрачным и загадочным. А есть ли на картине солнце?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: правильно, ребята! Солнце нет на картине, но мы чувствуем его тепло. Лучи солнца согревают природу, а на песчаном берегу мы видим тени от деревьев. А на лодке, наверное, приплыл художник, что писать раннюю весну с натуры! Мы сейчас с вами отправимся на прогулку в весенний лес и на берег полноводной реки, я думаю, что мы по дороге увидим много интересного!

Дети «гуляют».

Музыкальный руководитель: посмотрите, ребята! На проталинке появились первые весенние цветы! Как они называются?

Дети: подснежники.

Музыкальный руководитель: покажите как растут подснежники!

Упражнение «Цветок» (психогимнастика).

Музыкальный руководитель: Мы продолжаем нашу прогулку, вот мы и на берегу полноводной реки, с реки веет прохладой, а вода, наверное, еще очень холодная, ледяная. А, ну-ка, опустим руки в воду!

Упражнение «Холодно» (психогимнастика).

Музыкальный руководитель:Мы протянем руки к солнышку, солнышко согреет наши руки! Ребята, какое у вас настроение, какие чувства вы испытываете?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: мы свое настроение выразим в песенке «Кончается зима» (муз. Т. Попатенко).

Музыкальный руководитель:А как все начиналось? Сначала был большой сугроб, затем солнышко растопило снег, побежали первые ручейки, они слились в одну большую реку, и вот уже река несет в своих водах прошлогодние листья и травы в большое озеро.

Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Ребята, какие приметы весны вы увидели в лесу и на берегу реки?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:Скажите, какая птица является символом прихода весны в нашем родном Астраханском крае?

Дети:Скворцы!

Музыкальный руководитель: Ребята, выходите на полянку!

Пальчиковая гимнастика:

Скворцы прилетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали!

Музыкальный руководитель: я предлагаю вам спеть песню о скворушке, начнет запевать песню солистка Саша, следующий куплет споют два мальчика дуэтом, три девочки исполнят куплет трио и заключительный куплет группа ребят споют квартетом, припев исполняется хором.

Исполняется песня «Скворушка» (муз. Ю. Слонова).

Музыкальный руководитель: В древние времена на Руси символом приходе весны считалось возвращение жаворонков, крестьяне очень любили жаворонков и считали, что они своими переливчатыми трелями заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. Вот как русский поэт Жуковский написал в своем стихотворении о жаворонке:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто, с высоты,

Поет на солнышке, сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!».

Музыкальный руководитель:А вот, ребята, послушайте как известный русский композитор П.И. Чайковский передал свое настроение и свои чувства, слушая песню жаворонка и наблюдая за природой ранней весной, в своем произведении «Жаворонок» из цикла «Времена года».

Музыкальный руководитель: С птицей жаворонком у русского народа связано много примет. Крестьяне ждали возвращение этих птиц, говорили: «Сорок – сороков, птицы летят – весну несут». Зазывали весну закличками, кликали весну – гукали, каждому хотелось приблизить приход весны! А вы знаете заклички?

Ответы детей.

Дети:

1. Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам!

Тут кисель толкут,

Тут блины пекут!

2. Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу-весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

3. Жаворонки, прилетите,

Весну-красну принесите,

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, на бороне,

На овсяном снопе!

Музыкальный руководитель: И весна, как будто откликалась на зов людей: пробуждалась природа, появлялась первая зелень, и на гуляниях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядом в честь главного божества – Солнце, хоровод символизировал собой движение солнца, отсюда главный рисунок хоровода – круг. Ребята, мы с вами сейчас тоже заведем хоровод как в старину, но сначала вспомним и повторим русскую народную песню «Земелюшка-чернозем».

Исполняется русская народная песня «Земелюшка-чернозем» в фортепьянном сопровождении.

Затем исполняется хоровод «Земелюшка-чернозем».

Музыкальный руководитель:22 марта в день весеннего равноденствия в домах пекли из теста птичек – жаворонков, их смазывали душистым медом, некоторые лепили «жаворонков» из глины, делали из лоскутов и бумаги, покрывали позолотой. Нарядно одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывали жаворонков и пели заклички. Вот и мы сейчас с вами постараемся приблизить приход весны, будем лепить и разукрашивать жаворонков.

Дети выполняют работу.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы отметили день встречи весны, а помогли нам в этом птицы – жаворонки. Давайте возьмем своих птичек в ладошки и произнесем еще одну заключительную закличку, повторяйте за мной каждую строчку:

Приди, весна! Приди, весна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Файлы: таблица3, классицизм.doc
Размер файла: 27648 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология