Автор конспекта:
Автор(ы): — Хворова Валентина Ивановна
Место работы, должность: — МОУ Стрелецкая СОШ, субфилиал на с. Беломестная Криуша, гуру из искусства
Регион: — Тамбовская силезия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее формирование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 ранг
Предмет(ы): — Изобразительное агитискусство
Предмет(ы): — Искусство
Цель урока: — повторить теоретические знания; развивать эстетичный и художественный вкус, творческое мышление и воображение; воспитывать заинтересованность к живописи, литературе и музыке.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся на классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
программа Б. Неменского
Используемая методическая литература: —
поурочное устраивание Б. Неменского
Используемое оборудование: —
для учителя — топливораздаточный материал, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства; чтоб обучающихся — бумага, пастель, гуашь, акварель.
З р и т е л ь н ы йр я д: репродукции картин (по выбору учителя) с изображением летнего пейзажа.
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворения «Рисунок» С. В. Михалкова, «Два флота» В. Калинкина, «О картинах» М. Яснова, «Жостовские кисти» , «Палех», «Гжель» П. Синявского.
М у з ы к а л ь н ы й р я д: сейсмозапись песен «Дети любят рисовать», «Скажи, художник», «В коробке с карандашами», «Хохломская роспись», «Солнечный круг», пьесы А. С. Аренского «Лесной ручей»
Краткое описание: — учащиеся на видеоигровой форме обобщают знания по из искусству, музыке и литературе.
ПРАЗДНИК ИСКУССТВ «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!»
Ц е л и : повторить теоретические знания; развивать эстетичный и художественный вкус, творческое мышление и воображение; воспитывать заинтересованность к живописи, литературе и музыке.
О б о р у д о на а н и е: чтоб учителя — топливораздаточный материал, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства; чтоб обучающихся — бумага, пастель, гуашь, акварель.
З р и т е л ь н ы йр я д: репродукции картин (по выбору учителя) с изображением летнего пейзажа.
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворения «Рисунок» С. В. Михалкова, «Два флота» В. Калинкина, «О картинах» М. Яснова, «Жостовские кисти» , «Палех», «Гжель» П. Синявского.
М у з ы к а л ь н ы й р я д: сейсмозапись песен «Дети любят рисовать», «Скажи, художник», «В коробке с карандашами», «Хохломская роспись», «Солнечный круг», пьесы А. С. Аренского «Лесной ручей»
II.Проведение праздника.
1. В с т у п и т е л ь н а я ч а с т ь .
У ч и т е л ь:Мы встречаем торжество лета!
1-йу ч е н и к: Праздник солнца!
2-й у ч е н и к: Праздник света!
В с е (хором): Солнце, солнце, жарче грей,
Праздник хватит веселей!
Дети исполняют строфа песни «Дети любят рисовать»
Вот мы взяли краски на руки –
И не стало быть на доме скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей!
Это правда,
ужели зачем же тутовник скрывать,
Дети любят,
Очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене,
И на трамвае на-а-а окне –
Рисовать!
2. И н с ц е н и р о на а н н ы ес т и х о т на о р е н и я.
У ч и т е л ь: Сейчас я узнаю, припеваючи династия вас разбираетесь на красках. Какие цвета являютсяосновными и почему? (Красный, синий, желтый. С их помощьюможно получить все остальные) Значит, почем основных цветов? (Три)
Трое ребят читают мадригал и враз рисуют на большом листе бумаги. Дети разом называют цвета.
Три цвета, трояк цвета, трояк цвета.
Ребята, не малосущественно династия это?
А где нам зеленый, густо-желтый взять?
А коль нам краски по парам смешать?
из синей и красной(вот этой вот)
Получим мы цвет.. (фиолетовый).
А небесно-синий мы с желтым смешаем-
Какой мы багрянец получаем? (зеленый)
А светлокрасный плюс желтый,
Для всех не секрет,
Дадут нам, конечно…(оранжевый цвет)
Трое девочек (в костюмах соответствующих цветов) читают «Сказку для тремя феечек»
Жили-были феечки, они имели леечки.
Желтая феечка- желтую леечку,
Красная феечка- красную леечку,
Синяя феечка- синею леечку,
Фея красного цвета
Прекрасна была, что лето.
Фея синего цвета
В шелка небесные одета.
Фея желтого цвета
Солнцем весенним согрета.
Любили феи пошалить
И землю красками из леечек полить.
Вдруг все краски перемешались,
И феечки остановились.
Они хорошо удивились;
Другие краски появились.
Решили все: «Прекрасно!
Что делать, всем нам ясно!»
«Лей краски, единица и не жалей:
Мир различный веселей!»
3. Р а з г а д ы на а н и е р е б у с о в.
У ч и т е л ь. А чем работает художник? Прочитайте ребусы, и вас узнаете предметы, которыми рисуют художники.
(Предлагаются ребусы. Ответы: (карандаш, акварель, гуашь, пастель, краски)
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Музыкальные фантазии» (рисование по определению).
Звучит пассаж музыкальной пьесы «Лесной ручей» А.С. Аренского. Обучающиеся берут кисти и рисуют то, словно мысленно представляют на досуг прослушивания музыки. (Название музыкального произведения гуру сообщает вслед после сим окончания работы.)
Заранее обороноспособный новичок читает стихотворение.
Рисунок.
Я виброкарандаш с бумагой взял.
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А на тремя шагах с ним корову.
Направо дождь, слева сад,
В саду пятнадцать точек,
как кубыть яблоко висят,
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой –дорогу,
Потом надо ними облака
Подрисовал немного.
И сии тучи я после этого
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молнийка надо садом.
Я черным точки зачеркнул,
И означало это,
Как кубыть тайфун синхронно подул-
И яблок значительнее нету.
Еще я дождик удлинил-
Он неотложно на приап ворвался,
Но не хватало мне чернил,
И виброкарандаш сломался…
С.В. Михалков
У ч и т е л ь. Какими средствами художественной выразительности пользовался юный художник? (Ответы детей.)
Какие средства выразительности на живописивы знаете?
5. И г р а «Два флота».
У ч и т е л ь. А теперь поиграем. Мастер изображения предлагает игру «Два флота».
Класс делится на 2 команды. Каждой команде гуру читает стихотворение-задание, а ребятишки изображают возникшийу них тип на бумаги с помощью пастели.
Задание чтоб первой команды:
Ну-ка, представь себе, что на старину
Шли корабли на разбой, на войну.
Пушки по борту с обеих сторон,
На парусах-то орел, разумеется дракон,
Нос угрожает оскаленной пастью
Тигра ли, льва ужели кого позубастей,
Флаг развевается с черным крестом,
С молнией флаг, со змеиным хвостом.
Сабли, быть может, крест- крестом на флаге.
Грозный галеас нарисуй на бумаге!
В.Калинкин
Задание чтоб второстепенный команды:
Теперь представь галеас иной- сверкает штаг-зейль надо волной.
Ты солнышко нарисуй на нем, веселым брызнет допустим огнем,
Или букетик из ярких роз, ужели павлина палящий хвост.
Пусть птица на флажке парит, чай флажок о мире говорит.
На флаге бабочка, пчела зовут на добрые дела.
На флаге лев, поднявший щит, галеас от пушек защитит.
Подумай, чем украсить нос: русалкой с гривою волос,
Дельфином с мордой, что игла,- дельфины не приносят зла;
Царем, словно правит подо водой с трезубцем, с длинной бородой!
Одень корабль, что на парад, ты на наиболее торжественный наряд!
В.Калинкин
Обучающиеся работают 5-10 минут. Учитель подводит итоги игры «Два флота».
-Какими средствами художественной выразительности вас пользовались?
-какое расположение передают рисунки первой команды? Второй команды?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
Звучит баркарола Г.Гладкова «В коробке с карандашами». Учащиеся подпевают и выполняют упражнения после учителем.
6. С ц е н к а «Разговор красок».
Входят семерик учеников-«карандашей» на разноцветных шапочках на головах.
У ч и т е л ь. Порой на досуг дождя ты сидишь у окна, с грустью смотришь на дворище и прислушиваешься к звукам дождя. И тебе начинает казаться, словно у всех вещей есть голоса, словно все вещи разговаривают. И твои цветные карандаши тоже. Слышите, словно говорит светлокрасный карандаш?
К р а с н ы й. Я- мак, я- огонь, я- знамя!
У ч и т е л ь. Вслед после ним откликается оранжевый.
О р а н ж е на ы й. Я- морковь, я- апельсин, я- заря!
У ч и т е л ь. Желтый также не молчит…
Ж е л т ы й. Я- подшерсток утенка, я- пшеница, я- солнце!
У ч и т е л ь. И молодой шелестит…
З е л е н ы й. Я- трава, я- сады, я- леса!
У ч и т е л ь. А мужеложец восклицает…
Г о л у б о й. Я- незабудка, я- лед, я- небо!
У ч и т е л ь. И небесно-синий не отстает…
С и н и й. Я- колокольчик, я- чернила, я- море!
У ч и т е л ь. А светло-фиолетовый шепчет…
Ф и о л е т о на ы й. Я- слива, я- сирень. я- море!
Но додола смолкает. И синхронно с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встает радуга. (Дети поднимают агитплакат с нарисованной радугой)
Р а д у г а. В небе цветистый мосточек,
Уцепился после лесочек,
И с улыбкою повис
Прямо на кленочке.
Я гуляю по мосточку,
Подо мной течет река,
А надо речкой голубою
Светит солнышко с утра.
Я подо солнышком хожу,
От реки на станица вхожу,
И подсолнечник мне кивает
Солнцем желтым на ветру.
Лист на улице летает,
Он на васисдас залетает,
Лист кружится и порхает,
Лето дни свои листает…
У ч и т е л ь. То тут, разумеется вслед за тем сейчас капают одинокие капли дождя. И синхронно с ними заново слышны голоса цветных карандашей.
К р а с н ы й. Глядите! Радуга- это я!
О р а н ж е на ы й. И я!
Ж е л т ы й. И я!
З е л е н ы й. И я!
Г о л у б о й. И я!
С и н и й. И я!
Ф и о л е т о на ы й. И я!
У ч и т е л ь. Все рады! В радуге надо горизонтом- и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. Кто ни взглянет на радугу, всяческий ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, словно она краше самого солнца. Услышало сии речи солнышко и говорит.
С о л н ц е. Ты красива- это правда, но чай без меня и радуги не бывает.
У ч и т е л ь. А радуга едва пуще смеется да хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось после тучи — и радуги что не было.
7. К о н к у р с «Кляксография».
На больших листах бумаги красками поставлены кляксы. Участникам конкурса предлагается увидеть на них каковой тематика и дорисовать его.
Пока участники конкурса (4-5 человек) рисуют, остальные учащиеся исполняют песню «Скажи художник» (муз. М.Протасова, стихи Н. Бромлей).
1.Ромашку сделал белой,
Гвоздику сделал красной,
Но ты такое сделай,
Что нам сейчас не ясно.
Припев: Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета вечер,
Какого цвета ветер.
Ответь, какого цвета
Земля- моя планета.
2.Не предвидя этих истин,
Ты не сиди на квартире.
Возьми на дорогу кисти,
Глаза открой пошире.
Припев.
3.В дороге, ровно на сказке,
Найдешь свою жар-птицу,
Твоих рисунков краски
Нам даже будут сниться.
Припев.
Подводятся итоги конкурса «Кляксография».
8. И г р а «Не ошибись на выборе жанра картин».
У ч и т е л ь. Для нашего праздника мы приготовили небольшую выставку репродукций картин (показывает их). Скажите, на какие трояк группы разрешается разделить все картины. (Пейзажи, портреты, натюрморты).
Кто возможно показать картины каждой группы? (Ученики выходят, показывают.)
О картинах.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белоголовый иней,
Или приап и облака,
Или снежная равнина,
Или хмельник и шалаш,
Обязательно диорама называется… (пейзаж)
Если видишь на картине
Чашки с кофей на столе,
Или напиток на большом графине,
Или розу на хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, ужели торт,
Или все предметы сразу,
Знай, словно это… (натюрморт)
Если видишь, словно с картины
Смотрит кто-либо на нас,
Или инфант на плаще старинном,
Или что кубыть верхолаз,
Летчик ужели балерина,
Или Колька, твой сосед.
Обязательно диорама называется…(портрет).
9. В и к т о р и н а «Знаете династия вас названия картин и их авторов».
-Кто покажет картину художника (называет фамилию)?
-как называется эта картина?
-Покажите картину…(называет)
-Кто ее автор?
-Назовите авторов остальных картин.
10.И г р а «Происшествие на музее».
О п и с а н и е. Учитель говорит о том, словно на музее пропала картина. Место нахождения картины сейчас известно, но она представлена средь других картин, изображающих летнюю природу, и это усложняет ее поиск. Для того, чтоб отыскать пропавшую картину, хранителю музея надо дать ее словесное описание, чтоб рядом поиске шпион руководствовался им.
Обучающиеся выбирают «хранителя музея» и «сыщика». Хранителю музея предъявляется холодный ведута (другие учащиеся его не видят) и предлагается сделать его словесное описание. Сыщик, руководствуясь сим описанием, ищет средь представленных картин пропавшую.
Если шпион нашел картину, все обучающиеся хлопают на ладоши.
11.И г р а «Найди тематика несерьезно прокладного творчества».
У ч и т е л ь. На уроках изобразительного искусства вас научились рисовать, знакомились с картинами великих художников, многое узнали о различных видах декоративно-прикладного искусства. Какие виды росписи вас запомнили? (Учащиеся отвечают.)
Ученик читает пассаж стихотворения П. Синявского «Жостовские кисти».
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная хальканит колосьев,
Степной цвет мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной цветок первый…
А жостовские кисти
нежнее легкой вербы.
У ч и т е л ь. Среди предметов декоративно-прикладного искусства найдите жостовский подноси расскажите о его особенностях.
Исполняется баркарола «Хохломская роспись» (муз. Ю.Чичкова, стихи П. Синявского).
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан порчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что после чародеи
Хохлому одели
В настоящий несказанный
праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И негде на свете
нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.
Обучающиеся находят средь декоративно-прикладного искусства хохломскую разрисовывание и рассказывают об ее отличительных чертах.
Ученик читает мадригал П.Синявского «Палех».
Плещутся звезды на мерцающих далях,
Светится снег, к примеру на ладони бери.
Сказочный палех, фатальный Палех
Скачет на тройке на отцветах зари.
Ожили краски и на душу запали,
Русским напевом заслушался мир
Сколько кудесников вырастил Палех,
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнышко на шкатулке храниться,
Не увядает древний секрет.
Кисти взлетают, что крылья жар-птицы,
палех рисует России портрет.
Обучающиеся находят шкатулки Палеха и рассказывают о них.
Выходит отроковица на белом мини-платье с синими узорами, читает:
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
У ч и т е л ь просит учеников показать предметы, расписанные гжельской росписью, и рассказать о ней.
12.И г р а «Дорисуй и докрась».
Обучающиеся получают листы с рисунками неваляшки, матрешки и бабочки. Они должны дорисовать рисунки. Над одну рисунком могут работать два-три ученика одновременно.
сейчас нарисовано видимо дорисовать
У ч е н и к.
И на шесть, и на цифра лет, и пять,
Все ребятишки любят рисовать.
И всяческий отважно нарисует
Все, словно его интересует:
Цветы, рисунки, гилея и сказки….
Все нарисует, были б краски
Да бракет бумаги на столе
И совет — на семье и на Земле.
Все участники праздника исполняют песню «Солнечный круг».
У ч и т е л ь. Благодарим всех – и гостей, и артистов после содействие на празднике. Желаем всем успешного летнего отдыха!
Файлы: Рождество.ppt
Размер файла: 3091968 байт.