Автор конспекта:
Автор(ы): — Каличева Светлана Александровна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 26″ учитель начальных классов г. Балаково

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — .Расширить представления детей о животных леса , показать связь их жизни с неживой природой, дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, лиса, волк, медведь, белка и др.) 2. Расширить представления детей о необходимости охраны животных. воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным, желание беречь и охранять природу. 3.Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность. Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать сообще- ния в классе.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Н.Ф.Виноградова "Окружающий мир" 1 класс

Используемое оборудование: —

Компьютер, видеопроэктор, реквизит для сценок, картинки с изображениемлесных зверей, таблицы с изображением диких животных, «Телеграмма барсука»,карточки для чтения о животных, учебник, рабочая тетрадь"Учимся думать и фантазировать».

Краткое описание: — урок проводится в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

. Ход урока

  • Организационный момент.
  • Работа над пройденным материалом.
  • Вводное слово учителя. В некотором царстве, в некотором государстве жили-

    были… Нет – нет, не царь с царицей… Каждое из

    этих царств особенное. Они находятся не за три девять

    земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас…

    Это четыре царства живой природы.

    Слайд.

    Бактерии Растения

    Царства

    живой

    природы

    Животные Грибы

    Учитель. Назовите эти царства живой природы.

    На сегодняшнем уроке мы поведем разговор о царстве животных.

    Вспомните, пожалуйста, что объединяет всех животных?

    Слайд.

    Питаются

    Дышат

    Передвигаются

    Растут

    Изменяются

    Размножаются

    Учитель. По тому, как животные питаются, на какие группы их условно можно разделить?

    Слайд.

    Травоядные Зерноядные Хищники Всеядные

    Учитель. На какие группы можно разделить всех животных по способу их передвижения?

    Прежде, чем вы назовете животных, скажите, как передвигаются они?

    Слайд.

    Летают

    Бегают

    Лазают

    Ползают

    Прыгают

    Плавают

    Учитель. А теперь назовите группы животных по способу их передвижения.

    Слайд.

    Звери

    Рыбы

    Птицы

    Земноводные

    Пресмыкающиеся

    Насекомые

    Учитель. А сейчас поиграем в игру « Угадай-ка!» Вы должны угадать животного и объяснить, к какой группе он относится и по каким характерным признакам.

    Голубой аэропланчик

    Сел на белый одуванчик.(Стрекоза).

    (Маленькие по размеру, жесткие на ощупь, только у насакомых 6 лапок).

    Бегает среди камней

    Не угонишься за ней

    Ухватил за хвост, но – ах!

    Удрала, а хвост в руках.(Ящерица).

    (Удлиненное тело, ползают по земле-пресмыкаются, отсюда и название – пресмыкающиеся).

    Подрастала, хвост растила
    Платье темное носила

    Подросла -зеленой стала

    Хвост на весла поменяла (Лягушка).

    (Живут и на воде и на суше, поэтому их и называют земноводные.)

    Снится ночью пауку

    Чудо – юдо на суку

    Длинный клюв и два крыла

    Прилетит – плохи дела,

    А кого паук боится?

    Угадали? Это ….. ( Птица).

    (Тело покрыто перьями, имеют крылья, умеют летать).

    В воде она живет

    Нет клюва, а клюет. (Рыба).

    (Наличие плавников, чешуи, живет в воде, плавает).

    Меньше тигра, больше кошки

    Над ушами кисти-рожки

    С виду кроток, но не верь:

    Страшен в гневе этот зверь! ( Рысь).

    (Наличие шерсти или меха, только звери вскармливают своих детенышей молоком).

    Физкультминутка.

    Мы немного отдохнем

    Встанем , глубоко вздохнем.

    Руки в стороны, вперед,

    На опушке зайка ждет.

    Зайка прыгал под кустом

    Приглашал нас в свой дом

    Руки вниз, на пояс, вверх

    Убегаем ото всех

    Побежим скорее в класс

    Там послушаем рассказ.

    3.Работа над новым материалом.

    Беседа.

    А).Учитель. Как можно по-другому назвать животных леса?

    Чем отличаются дикие животные от домашних?

    Ученик. Дикие животные не живут рядом с человеком, боятся его.

    Места их обитания: лес, поле. Они сами добывают пищу себе, находят или

    строят жилище, воспитывают потомство.

    Учитель. А сейчас мы поиграем в игру « Давайте познакомимся».

    (Дети в костюмах лесных зверей выходят по очереди).

    Лиса. Посмотрите-ка , какая,

    Вся горю, как золотая,

    Хожу в шубке дорогой

    Хвост пушистый и большой.

    Здравствуй, дружок. Здравствуйте, ребята.

    В сказках — лиса самая хитрая. А на самом деле, если бы не мои зоркие глаза, острый слух,

    удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак.

    Бегаю я быстро, умею ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух,

    делать большие прыжки. Воды я не боюсь, так как я умею плавать.

    Мы лисы живем в норе. Иногда в одной норе с барсуком. Живем мы недружно, поэтому в стаи не собираемся.

    Питаемся мы птицами, насекомыми, чаще всего мышами. Реже всего зайцами, если догоним, иногда ягодами.

    А ты кто такой? Давай, знакомиться!

    Медведь. Я хозяин лесной

    Просыпаюсь весной

    А зимой под вьюжный вой

    Сплю в избушке снеговой.

    Узнали меня? Я медведь - хищный и могучий, ловкий и хитрый, и осторожный. Могу ношу тащить в 500 кг, могу бежать со скоростью лошади, а еще могу подкрасться незаметно. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов, желуди.

    А вы, знаете, что мы еще кушаем? Рыбу, мед, малину, орехи. А так же птиц, улиток, насекомых. Когда растительной пищи не хватает, мы нападаем на лосей, кабанов, тетеревов, рябчиков. Нам стыдно, но есть очень хочется.

    А зимой мы впадаем в спячку. А сосем мы лапу знаете почему? Потому что зимой линяет кожа на ступнях, и чтоб не было больно, приходится лизать лапы.

    Ну, нам пора. Надеюсь, что мы еще встретимся. До свидания.

    Зайчиха. Здравствуйте, ребята. Я – зайчиха, а это мой зайчонок. Мы живем небольшими группами. Днем мы всегда спим, а ночью выходим на поиски пищи. Кормимся мы ветками и корой деревьев. Ходим мы неуклюже, это из-за того, что длинные ноги затрудняют передвижение.

    __ Да не хвастайся, ты!

    Мы всегда настороже, всегда готовы убежать. Знаете, сколько у нас врагов? Волки, мыши, человек.

    __Но мы хорошо бегаем, особенно в гору, а с горы – кубарем.

    __А еще нас зовут «косыми». Ничего подобного. У нас глаза большие, бархатисто – темные, красивые и совсем не косят. Но так как у нас шея малоподвижная, то оглянуться мы не можем, вот и скашиваем глаза, чтобы посмотреть, где преследователь.

    __До свидания!

    Зайчонок. Зато, когда мы бегаем, наши движения быстрые и ловкие.

    А если нужно, то мы можем переплыть даже речку.

    ___ Не только , но и филины, вороны, рысь, сороки.

    ___ А зимой мы линяем, меняем шубку серую на белую. Маскируемся.

    ___В свою ямку ложимся со скока, чтобы поблизости не было следов.

    Припасов на зиму не делаем, вот так и живем не тужим. Ой, кто –то сюда идем,

    Бежим!

    Волк. Зубовато, серовато

    По полю рыщет,

    Телят, овец ищет.

    Узнали меня? Добрый день, ребята! Я сильный, выносливый, сообразительный хищник.

    У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье.

    Летом мы живем парами, а зимой собираемся в стаи. В стае царит железная дисциплина – все подчиняются вожаку.

    Волки могут не есть по многу дней. А если нападаем, то только на больных животных.

    А зимой из- за недостатка пищи, мы близко подходим к селениям, нападаем на скот.

    Вот и я побегу, чую, где – то поблизости добыча.

    Учитель. Молодцы, ребята! Мы узнали очень много интересного и полезного для себя из жизни этих животных.

    Б).Работа по учебнику.

    Чтение по учебнику текста о грызунах : белке и бурундуке.

    - Чем похожи эти звери?

    - Чем они различаются?

    - Верно ли сказано: «Белка и бурундук – грызуны?»

    Вспомните, пожалуйста, интересный материал из уроков литературного чтения о жизни белки зимой.

    (1,5 тыс. грибов, орехов, желудей – запас белки).

    В).Чтение телеграммы, пришедшей на адрес нашей школы 2-а классу.

    (Ученик читает телеграмму).

    Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть днем не просто. Тело мое покрыто серебристо – серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато – белые полосы, а через глаза и уши черная полоса.

    Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя я на вид неуклюжий,

    но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (Барсук).

    Г). Знакомство с жизнью других лесных зверей.

    (Ученик читает по карточке).

    Кабанам в поисках пищи приходится преодолевать большие расстояния. Он пробирается через густые заросли, по занесенным снегом лесным чащам, отыскивая и поедая мелких животных, особенно грызунов, а также ветки и кору деревьев и кустарников, плоды и семена разных растений.

    Косулям приходится довольствоваться ветками осины, ивы, а иногда даже поедать молодые ветки хвойных деревьев.

    Учитель. А теперь давайте подведем итог сказанному.

    Каких животных вы отнесете к хищникам? Травоядным? Всеядным?

    Слайд.

    4.Найди ошибку.

    Медведь, еж, свинья, кошка, корова, змея – звери.

    5.Работа в тетради « Учимся думать и фантазировать» №2.

    Выбери из всех животных группу звери , и расскрась соответствующие кружки.

    В какой среде обитания можно встретить моржа, тюленя, кита? Это – рыбы?

    Эти животные вскармливают своих детенышей молоком – поэтому они не рыбы, а звери.

    6.Обобщение.

    Учитель. Человек – часть живой природы, поэтому он не может жить вне ее. Природа дает человеку кров, одежду, лечит, украшает его жизнь. Человек не должен мешать природе и обязан бережно относиться к ее богатствам. Чтобы сохранить мир дикой природы, человек создает заповедники, где редкие животные охраняются. Ведет борьбу с браконьерством.

    Слайды с изображением редких животных.

    Учитель. А какую помощь, как вы думаете, можно оказать лесным зверям в период зимовки? Рассматривание таблицы.

    7.Итог урока.

    Учитель. А теперь скажи , дружок

    Тебе понравился урок?

    Что расскажешь дома маме?

    Поделись сейчас ты с нами.(делятся впечатлениямии об уроке).

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология