Deprecated: Function get_magic_quotes_gpc() is deprecated in /var/www/eorhelp/data/www/eorhelp.ru/98eb80a74f99dbe401a74032e21c1ee9954b09e2/linkfeed.php on line 300
знаешь ли ты культуру своего края? | EOR HELP






Автор конспекта:
Автор(ы): — Горшкова Татьяна Павловна

Место работы, должность: —

ГБОУ РМЭ "Школа-интернат среднего (общего) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска", учитель

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

Образовательная:

  • давать определения понятий “культура”, “национальная культура”,
  • ориентироваться в современном поликультурном мире.

Развивающая:способствовать развитию общих компетенций — организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, заниматься самообразованием.

Воспитательная:способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, открытости, толерантности и готовности участвовать в межкультурной коммуникации.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 910

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийное оборудование, печатные материалы.

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: —

Культура любого народа представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и обычаи каждый народ заявляет о себе миру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль в этом процессе русского народа. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами.

Культура марийского народа является частью Российской культуры. Все достижения нашего народа в материальной и духовной сфере это достижения всей нашей страны.

Информационно-познавательное мероприятие

«Знаешь ли ты культуру родного края?

(посвящено Году культуры в России)

Цели мероприятия:

Образовательная:

  • давать определения понятий “культура”, “национальная культура”,
  • ориентироваться в современном поликультурном мире.

Развивающая:способствовать развитию общих компетенций — организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, заниматься самообразованием.

Воспитательная:способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, открытости, толерантности и готовности участвовать в межкультурной коммуникации.

Методы урока:проблемный метод, метод проекта, информационно-коммуникационный метод.

Материально-техническое оснащение урока:компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, печатные материалы.

Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на информационно-познавательную программу «Знаешь ли ты культуру родного края?».

  • Скажите, пожалуйста, а почему именно эта тема особенно актуальна нынче. (Потому что Президентом России В.Путиным 2014 год объявлен годом культуры в России)
  • А что такое культура? (дети работают со словарем С.Ожегова) Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь русского языка С.Ожегова)

Россия — многонациональное государство, на её территории проживают представители более 150-ти этносов, культуры которых не могут развиваться изолированно.

  • А что значит Российская культура? (Это культура всех народов, проживающих на территории России)

Культура любого народа представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и обычаи каждый народ заявляет о себе миру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль в этом процессе русского народа. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами.

Культура марийского народа является частью Российской культуры. Все достижения нашего народа в материальной и духовной сфере – это достижения всей нашей страны.

Хорошо ли мы знаем культуру своего народа? Давайте рассмотрим, как развивалась культура нашего народа.

  • Истоки марийской культуры
  • Истоки марийской культуры обусловлены особенностями материальной и духовной жизни первобытных племен. Прежде всего, в своей основе это – культура жителей лесной зоны. Не только занятия и связанные с ними орудия труда и предметы материальной культуры, но и весь мир образных представлений древних марийцев, их традиции были связаны с лесом, его обитателями.

    Вплоть до 18 века народная крестьянская культура марийцев носила традиционный характер. Из поколения в поколение в марийских крестьянских семьях и общинах передавались умения возделывать землю, содержать скот, ловить рыбу, охотиться на зверей, изготовлять орудия труда, различную утварь, посуду, одежду, обувь, строить жилища, готовить пищу.

    2. Крупные вехи в развитии культуры марийского народа

  • Крупной вехой в культурном развитии марийцев в 18 веке стало возникновение письменности и грамотности. Марийская письменность, основанная на русской графике, возникла в 1775 году. Именно в этом году Российская Академия наук издала в Петербурге «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка».
  • В 18 веке были сделаны первые шаги в распространении грамотности и церковного школьного образования среди марийцев. В Царевококшайске была открыта Новокрещенская школа, в которой обучалось 50 мальчиков из марийских семей.
  • 1821 год — открытие в селе Морки первой сельской марийской школы.
  • 1822 год — открытие в селе малый Сундырь Козьмодемьянского уезда церковно-приходского училища.
  • 1867 год – издание первого марийского букваря.
  • 1892 год ­­- на выставке в Колумбии, марийские вышитые изделия были удостоены диплома второй степени.
  • В.Колумб «Рождение марийской вышивки»

    Как семицветны наши зори,
    Когда под утро петухи кричат,
    Так семицветны вышивок узоры
    На тех вещах, что здесь у нас висят.
    Любой стежок здесь к месту, всё так точно,
    Деталь и совершенна и мудра.
    От вышивки такой светло и ночью.
    Такие вот марийцы мастера!"

  • 1905 год – появление первого произведения марийской литературы – стихотворения С.Г.Чавайна «Оты».
  • Чтение стихотворения С.Чавайна «Оты» («Роща»)

  • 1907-1913 годы – издание ежегодника «Марла календарь»
  • 1915 год – начало издания первой марийской газеты «Война увер»
  • 1919 год – основание марийского передвижного театра
  • 1925 год – создание Марийского книжного издательства
  • 1930 год – открытие Марийского научно-исследовательского института.
  • 1931 год – открытие первого высшего учебного заведения – Марийского педагогического института.
  • 1932 год – поэт-киноактер Йыван Кырля сыграл роль Мустафы в первом советском звуковом кинофильме «Путёвка в жизнь».
  • 1923 год – хор под руководством Ивана Степановича Ключникова-Палантая выступил на первой Всесоюзной олимпиаде хоров в Москве и занял второе место.
  • Крупным деятелем художественной культуры начала 20 века стал художник А.В.Григорьев. Он не только создавал свои произведения, но и руководил Ассоциацией художников революционной России и Союзом художников, работая старшим инспектором по изобразительному искусству в Наркомпросе РСФСР.
  • 1960 год – открытие Йошкар-Олинского телецентра.
  • 1963 год – постановка первой марийской оперы «Акпатыр»
  • 1973 год – постановка первого марийского балета «Лесная легенда»
  • 1990 год – организация движения «Марий ушем», задачей которого было сохранение и возрождение родного языка, национальной культуры марийцев.
  • В ноябре 1990 года был образован Фонд развития культур финно-угорских народов. По его инициативе с 1991 года стали проводиться фестивали фольклора, фестивали телевизионных программ, театральный фестиваль «Маятул», научные конференции
  • В марийской культуре в конце 20 — начале 21 века произошли значительные изменения.
    • В настоящее время в республике существуют 6 театров: Марийский национальный театр драмы им.Шкетана, Академический русский театр им.Г.Константинова, театр оперы и балета им.Э.Сапаева, театр юного зрителя, кукольный театр, Республиканский горномарийский театр.
    • Функционируют несколько музеев: Национальный музей им.Т.Евсеева, музей истории города Йошкар-Олы, 5 музеев в г.Козьмодемьянске: художественно-исторический музей им.А.Григорьева, этнографический музей под открытым небом, музей купеческого быта, музей сатиры и юмора им.О.Бендера, музей Горномарийского района. Открыты дома-музеи .
    • Стали издаваться на марийском языке газеты «Кугарня», «Жера», «Йамды ли», горномарийский журнал «У сем»
    • В целях развития духовной культуры марийцев на территории республики восстанавливаются храмы, возобновляются языческие моления.

    В настоящее время правительство Республики Марий Эл уделяет большое внимание развитию культуры. Перед нами стоит большая задача – сохранить свой язык и свою национальную культуру. А самое главное в том, что мы осознаем всё отчетливее: сказочная «Живая вода», которая может спасти нас, в наших собственных руках, внутри нас самих. Развивая современную культуру, мы вносим значительный вклад в развитие культуры всей страны и в частности мировой культуры.

    Итак, начинаем нашу игру. В зале присутствуют 4 команды. Команды пока не знают название своей команды. У каждой команды в конвертах есть буквы. Из данных букв сложить слово и назвать название команды:

    їмїр, шївїр, кірш, гармонь)

    Что обозначают эти слова? (музыкальные инструменты)

    Далее игра проводится в форме «Своя игра». (Работа по презентации) Детям предлагается 4 категории по 4 вопроса в каждой. Каждый вопрос имеет определенное количество баллов. Каждая команда по очереди выбирают категорию и вопрос с определенным количеством баллов. Если команда правильно отвечает на вопрос, баллы присуждаются команде, а если не отвечает, то баллы присуждаются той команде, которая ответила правильно.

    Категории

    Музыкальная культура и изобразительное искусство

    1. 5 б.- Ученик Ивана Степановича Ключникова-Палантая, организатор марийской хоровой капеллы. (Алексей Искандарович Искандаров)

    2. 10 б. – Выдающийся композитор 20 века, президент Авторского Совета Российского авторского общества, Народный артист СССР, Почётный профессор Московской консерватории, Почетный гражданин г.Козьмодемьянска. Его имя носит школа-искусств г. Козьмодемьянска. (Андрей Яковлевич Эшпай)

    3. 15 б. Назовите первую женщину-художницу из мари. (Елизавета Атлашкина)

    4. 20 б. – Мастер акварели. Живописец. Родился 5 августа 1967 года в деревне Морозкино Горномарийского района. Окончил Йошкар-Олинское художественное училище, Московский государственный академический институт им. В.И.Сурикова. Активный участник московской галереи «Золотой Плёс». (Сергей Алдушкин)

    Литература и театр

    1. 5 б. – Родился в д.Чаломкино Горномарийского района. Автор первого романа на марийском языке. (Никон Васильевич Игнатьев)

    2. 10 б. – Кто был первым режиссером театра из мари? (Алексей Маюк-Егоров)

    3. 15 б. – Из какого произведения эти строки и кто автор?

    О, женщины марийские!

    Как славно

    Расшито вами жизни полотно

    Писать вы

    Научились так недавно

    А вышивать умели

    Так давно. (Валентин Колумб «Рождение марийской вышивки»)

    4. 20 б. — Талантливый артист, режиссер, пробовал себя и в роли драматурга.

    Со студенческих лет снимается в кино. Он снялся в 9 фильмах у таких признанных мастеров российского кино, как Э. Климов, А. Рогожкин, А. Рыбарев, А. Терман и других. Зрительскую известность актеру принесла роль прокурора в комедии А. Рогожкина «Особенности национальной рыбалки» (1996). (Василий Валерианович Домрачев)

    Материальная и духовная культура

    1. 5 б. — Какая церковь находится по ул.Советской г.Козьмодемьянска? (Смоленский собор)

    2. 10 б. – Как называются головные уборы у женщин? (Шарпан, нашмак, шымакш, сорока)

    3. 15 б. – Назовите объект современной архитектуры, изображенный на фотографии. (Царевококшайский Кремль)

    4. 20 б. — Назовите марийскую традиционную религию, священное место молений, основной ритуал молений и кто стоит во главе молений? (Язычество, кусото, жертвоприношение, карт)

    Наука и образование

    1. 5б – Кто из марийцев является первым академиком в области сельского хозяйства? (Василий Петрович Мосолов)

    2. 10 б. – Первый ученый, фольклорист, в литературе известен под псевдонимом Упымарий. Его имя носит Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории. (Валериан Михайлович Васильев)

    3. 15 б. – Наша землячка, доктор филологических наук, автор горномарийского словаря. Благодаря ее содействию горномарийский язык стал государственным языком Республики Марий Эл (Лидия Петровна Васикова)

    4. 20 б. – Кто является Министром культуры и печати по делам национальностей Республики Марий Эл? (Васютин М.З)

    Приложение: Знаешь ли ты культуру своего края.pptx

    Файлы: знаешь ли ты культуру своего края.pptx
    Размер файла: 9963264 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология