Автор конспекта:
Автор(ы): — Горшкова Татьяна Павловна
Место работы, должность: —
ГБОУ РМЭ "Школа-интернат среднего (общего) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска", учитель
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение
Цель урока: —
Образовательная:
- давать определения понятий “культура”, “национальная культура”,
- ориентироваться в современном поликультурном мире.
Развивающая:способствовать развитию общих компетенций — организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, заниматься самообразованием.
Воспитательная:способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, открытости, толерантности и готовности участвовать в межкультурной коммуникации.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 910
Используемое оборудование: —
компьютер, мультимедийное оборудование, печатные материалы.
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: —
Культура любого народа представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и обычаи каждый народ заявляет о себе миру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль в этом процессе русского народа. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами.
Культура марийского народа является частью Российской культуры. Все достижения нашего народа в материальной и духовной сфере это достижения всей нашей страны.
Информационно-познавательное мероприятие
«Знаешь ли ты культуру родного края?
(посвящено Году культуры в России)
Цели мероприятия:
Образовательная:
- давать определения понятий “культура”, “национальная культура”,
- ориентироваться в современном поликультурном мире.
Развивающая:способствовать развитию общих компетенций — организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, заниматься самообразованием.
Воспитательная:способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, открытости, толерантности и готовности участвовать в межкультурной коммуникации.
Методы урока:проблемный метод, метод проекта, информационно-коммуникационный метод.
Материально-техническое оснащение урока:компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, печатные материалы.
Вступительное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на информационно-познавательную программу «Знаешь ли ты культуру родного края?».
- Скажите, пожалуйста, а почему именно эта тема особенно актуальна нынче. (Потому что Президентом России В.Путиным 2014 год объявлен годом культуры в России)
- А что такое культура? (дети работают со словарем С.Ожегова) Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь русского языка С.Ожегова)
Россия — многонациональное государство, на её территории проживают представители более 150-ти этносов, культуры которых не могут развиваться изолированно.
- А что значит Российская культура? (Это культура всех народов, проживающих на территории России)
Культура любого народа представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и обычаи каждый народ заявляет о себе миру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль в этом процессе русского народа. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами.
Культура марийского народа является частью Российской культуры. Все достижения нашего народа в материальной и духовной сфере – это достижения всей нашей страны.
Хорошо ли мы знаем культуру своего народа? Давайте рассмотрим, как развивалась культура нашего народа.
Истоки марийской культуры обусловлены особенностями материальной и духовной жизни первобытных племен. Прежде всего, в своей основе это – культура жителей лесной зоны. Не только занятия и связанные с ними орудия труда и предметы материальной культуры, но и весь мир образных представлений древних марийцев, их традиции были связаны с лесом, его обитателями.
Вплоть до 18 века народная крестьянская культура марийцев носила традиционный характер. Из поколения в поколение в марийских крестьянских семьях и общинах передавались умения возделывать землю, содержать скот, ловить рыбу, охотиться на зверей, изготовлять орудия труда, различную утварь, посуду, одежду, обувь, строить жилища, готовить пищу.
2. Крупные вехи в развитии культуры марийского народа
В.Колумб «Рождение марийской вышивки»
Как семицветны наши зори,
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры
На тех вещах, что здесь у нас висят.
Любой стежок здесь к месту, всё так точно,
Деталь и совершенна и мудра.
От вышивки такой светло и ночью.
Такие вот марийцы мастера!"
Чтение стихотворения С.Чавайна «Оты» («Роща»)
- В настоящее время в республике существуют 6 театров: Марийский национальный театр драмы им.Шкетана, Академический русский театр им.Г.Константинова, театр оперы и балета им.Э.Сапаева, театр юного зрителя, кукольный театр, Республиканский горномарийский театр.
- Функционируют несколько музеев: Национальный музей им.Т.Евсеева, музей истории города Йошкар-Олы, 5 музеев в г.Козьмодемьянске: художественно-исторический музей им.А.Григорьева, этнографический музей под открытым небом, музей купеческого быта, музей сатиры и юмора им.О.Бендера, музей Горномарийского района. Открыты дома-музеи .
- Стали издаваться на марийском языке газеты «Кугарня», «Жера», «Йамды ли», горномарийский журнал «У сем»
- В целях развития духовной культуры марийцев на территории республики восстанавливаются храмы, возобновляются языческие моления.
В настоящее время правительство Республики Марий Эл уделяет большое внимание развитию культуры. Перед нами стоит большая задача – сохранить свой язык и свою национальную культуру. А самое главное в том, что мы осознаем всё отчетливее: сказочная «Живая вода», которая может спасти нас, в наших собственных руках, внутри нас самих. Развивая современную культуру, мы вносим значительный вклад в развитие культуры всей страны и в частности мировой культуры.
Итак, начинаем нашу игру. В зале присутствуют 4 команды. Команды пока не знают название своей команды. У каждой команды в конвертах есть буквы. Из данных букв сложить слово и назвать название команды:
(тїмїр, шївїр, кірш, гармонь)
Что обозначают эти слова? (музыкальные инструменты)
Далее игра проводится в форме «Своя игра». (Работа по презентации) Детям предлагается 4 категории по 4 вопроса в каждой. Каждый вопрос имеет определенное количество баллов. Каждая команда по очереди выбирают категорию и вопрос с определенным количеством баллов. Если команда правильно отвечает на вопрос, баллы присуждаются команде, а если не отвечает, то баллы присуждаются той команде, которая ответила правильно.
Категории
Музыкальная культура и изобразительное искусство
1. 5 б.- Ученик Ивана Степановича Ключникова-Палантая, организатор марийской хоровой капеллы. (Алексей Искандарович Искандаров)
2. 10 б. – Выдающийся композитор 20 века, президент Авторского Совета Российского авторского общества, Народный артист СССР, Почётный профессор Московской консерватории, Почетный гражданин г.Козьмодемьянска. Его имя носит школа-искусств г. Козьмодемьянска. (Андрей Яковлевич Эшпай)
3. 15 б. Назовите первую женщину-художницу из мари. (Елизавета Атлашкина)
4. 20 б. – Мастер акварели. Живописец. Родился 5 августа 1967 года в деревне Морозкино Горномарийского района. Окончил Йошкар-Олинское художественное училище, Московский государственный академический институт им. В.И.Сурикова. Активный участник московской галереи «Золотой Плёс». (Сергей Алдушкин)
Литература и театр
1. 5 б. – Родился в д.Чаломкино Горномарийского района. Автор первого романа на марийском языке. (Никон Васильевич Игнатьев)
2. 10 б. – Кто был первым режиссером театра из мари? (Алексей Маюк-Егоров)
3. 15 б. – Из какого произведения эти строки и кто автор?
О, женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно
Писать вы
Научились так недавно
А вышивать умели
Так давно. (Валентин Колумб «Рождение марийской вышивки»)
4. 20 б. — Талантливый артист, режиссер, пробовал себя и в роли драматурга.
Со студенческих лет снимается в кино. Он снялся в 9 фильмах у таких признанных мастеров российского кино, как Э. Климов, А. Рогожкин, А. Рыбарев, А. Терман и других. Зрительскую известность актеру принесла роль прокурора в комедии А. Рогожкина «Особенности национальной рыбалки» (1996). (Василий Валерианович Домрачев)
Материальная и духовная культура
1. 5 б. — Какая церковь находится по ул.Советской г.Козьмодемьянска? (Смоленский собор)
2. 10 б. – Как называются головные уборы у женщин? (Шарпан, нашмак, шымакш, сорока)
3. 15 б. – Назовите объект современной архитектуры, изображенный на фотографии. (Царевококшайский Кремль)
4. 20 б. — Назовите марийскую традиционную религию, священное место молений, основной ритуал молений и кто стоит во главе молений? (Язычество, кусото, жертвоприношение, карт)
Наука и образование
1. 5б – Кто из марийцев является первым академиком в области сельского хозяйства? (Василий Петрович Мосолов)
2. 10 б. – Первый ученый, фольклорист, в литературе известен под псевдонимом Упымарий. Его имя носит Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории. (Валериан Михайлович Васильев)
3. 15 б. – Наша землячка, доктор филологических наук, автор горномарийского словаря. Благодаря ее содействию горномарийский язык стал государственным языком Республики Марий Эл (Лидия Петровна Васикова)
4. 20 б. – Кто является Министром культуры и печати по делам национальностей Республики Марий Эл? (Васютин М.З)
Приложение: Знаешь ли ты культуру своего края.pptx
Файлы: знаешь ли ты культуру своего края.pptx
Размер файла: 9963264 байт.