Автор конспекта:
Автор(ы): — Эртель Анна Борисовна

Место работы, должность: — Ростовской областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Доцент кафедры общественных дисциплин, методист

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Азовское море издавна славилось своими рыбными богатствами. Посудите сами — ещё в середине 30-х годов этого столетия вылавливалось, при недостаточно развитой промышленной базе, почти центнер рыбы с каждого гектара его акватории. Объяснить этот феномен пытались многие ученые. Н.Я. Данилевский отмечал следующие причины обилия рыбы в море:  Небольшие глубины,  Малая соленость,  Изобилие питательных веществ,  Благоприятные условия для размножения. Следовательно, более ста лет тому назад, стало совершенно очевидным, что в результате взаимодействия ЗЕМЛИ, ВОДЫ и АТМОСФЕРЫ в Азовском море складывается благоприятная ситуация для высокоинтенсивных биологических процессов, в конечном счете, обеспечивающих большую рыбопродуктивность, при которой на единицу объема воды в Азовском море «заключается в сто раз более рыбы, чем в Каспийском». В последующем, профессор Н.М. Книпович показал, что с каждого гектара акватории этого моря вылавливалось до 85 кг ценной рыбы, а профессор П.А. Моисеев убедительно доказал, что подобная удельная рыбопродуктивность является самой высокой по с равнению продуктивности другим морей Мирового океана. В абсолютных значениях наибольший вылов рыбы с акватории моря зафиксирован в 30-е годы и составил 304 тыс.т., однако этот улов был гораздо (в 2,5 раза) ниже потенциально возможных. К этому следует добавить, что Азовское море – солоновато водный водоем, минерализация которого изменяется от 0,5 до 15-17 промилле, в некоторых приморских лиманах она значительно выше и достигала, например, в Сиваше, 200-250 промилле. Столь разнообразные условия позволяли осваивать акваторию моря и его лиманов гидробионтами различного генезиса, например, из животных здесь обитают и ли периодически встречаются представители 4 фаунистистических комплексов, обединяющих мигрантов, а также морских, проходных, полупроходных и пресноводных рыб. И вот, спустя полвека, уловы в Азовском море снизились до 8-35 тыс. т, санитарная обстановка столь тяжела, что закрываются для посещения людей и купания целые районы побережья. Общественность, ученые ведут интенсивную компанию по предотвращению глубокого кризиса экосистемы моря и спасению этого уникального водоема. Все эти проблемы рассматриваются на учебном занятии, в результате которого создается дневник юнного иследователя и рекомендации по сохранению рыбных запасов моря

Методические рекомендации для проведения занятия

По характеру познавательной деятельности учащихся урок проблемный.
Основные проблемы, рассматриваемые на уроке:

снижение рыбных запасов Азовского моря;
загрязнение акватории моря промышленными и сельскохозяйственными отходами;
изменение гидрологических параметров моря (повышение солености, уменьшение объема стока рек);
биологическое загрязнение моря;
нефтяное загрязнение моря.

Учащиеся анализируют график и выходят на одну из важнейших проблем урока: «Почему происходит снижение рыбных запасов в море?».
Форма организации учебной деятельности – коллективная (групповая) работа.
Решать эту проблему учащиеся будут самостоятельно, благодаря выбранной форме – проведение игры-экспедиции.
Четыре шхуны «Тетис», «Морская», «Анчоус», «Прогресс» в рамках программы «Зов Азова» будут искать ответы на основной вопрос урока, работая с путевыми дневниками. Перед выполнением работы на шхуне необходимо выбрать капитана шхуны, который будет сигнализировать об окончании работы экспедиции, показав зеленый флажок. В случае затруднения учащиеся могут и обращаться за помощью к учителю, подняв красный флажок.
После обработки материалов на шхунах учащиеся класса работают над заполнением отчета по проделанной работе экспедиции по предложенным вопросам (тем самым, выполняя практическую работу по комплексной характеристике моря), восклицательным знаком отмечают вопросы, содержание которых раскрывает причины снижения рыбных запасов Азовского моря.
Для проверки изученности нового материала ребята отвечают на вопросы квалификационного теста исследователя.

— — Цель урока:
Создание педагогических условий для формирования умений учащихся работать с различными источниками информации для анализа и прогнозирования изменений экологического состояния моря.
Вашему вниманию предлагается первый модуль (набор заданий для одной группы). Если вас заинтересовали материалы, рабочиелисты для других групп, и материалыдетских презентаци я размещу наэтом ресурсе.



Модуль 1
Экспедиция парусника «Тетис»

Цель: Изучить историю формирования и современные очертания Азовского моря.
Задания для самостоятельного изучения:

  • Азовское море 25 миллионов лет назад.
  • Древние поселения на берегах Азовского моря.
  • Положение Азовского моря на географической карте сегодня.
  • Береговая линия Азовского моря.
  • Дно Азовского моря.
  • 1. Азовское море 25 миллионов лет назад
    Для выполнения работы используем ресурсы сайта http://ru.wikipedia.org , посвященные Азовскому морю .
    1. Азовское море появилось около 2 млн. лет назад и формировалось на глазах доисторического человека. Берега его были населены еще сотни тысяч лет назад. Удивительное плодородие моря и окружающих его земель, близость к древним цивилизациям — все это предопределило заселение Приазовья.
    Греческое название — Азовское море — Меотида, или Меотис, означает «плодородие», греки также называли его Белужьим морем.
    Мифы Греции утверждают, что берега Меотиды были населены амазонками — женщинами-воительницами. — Вопросы:

    • Как называлось море, находящееся на месте Азовского моря 25 млн. лет назад?
    • Как объяснить это название?
    • Когда были заселены берега Азовского моря?
    • Повлияло ли заселение моря в древности на его рыбные запасы?

    2. Древние поселения на берегах Азовского моря
    1. Прочитайте текст:
    В VIII в. до и. э. началось расселение греков в бассейне Средиземного моря, называемое "ослиной греческой колонизацией". Для расширении и укрепления торговых связей с местными племенами боспорские греки в Ш в. до н. в устье реки Танаис (греческое название Дона) на побережье Азовского моря основали новый город. За 700 лет существования Танаис стал важнейшим торговым производственным и культурным центром, осуществлявшим связь между античным миром и населением придонских и приазовских степей. Много товаров ввозилось в Танаис из разных центров Причерноморья и Средиземноморья. Недаром знаменитый античный географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея "торжищем", где заключались торговые сделки между "варварами" — кочевниками и боспорскими греками. Доставлялась разнообразная посуда, изготовленная на гончарном круге, привозились амфоры с вином и оливковым маслом. Также торговали керамикой, золотыми украшениями, предметами железоделательного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел.
    В середине III в. Танаис был разрушен племенами готского союза, больше 100 лет не восстанавливался и пролежал в развалинах. Нападение, видимо, было внезапным, жители, покинули его, не успев унести даже дорогие ценные вещи. В конце IV в. жизнь в городе возобновилась. Но былого могущества Танаис не достигает и в начале V в. перестает существовать. Сейчас на месте древнего города археологический музей-заповедник .
    — Вопросы:

    • Когда и почему был основан древний город в бассейне Азовского моря?
    • Каковы причины возникновения Танаиса?
    • Чем торговали в древнем Танаисе?
    • Откуда привозились эти товары?
    • Подумай, повлияло ли древнее заселение Азовского побережья на его дальнейшее хозяйственное освоение?

    3. Положение Азовского моря на географической карте сегодня
    1 Анализируя физическую карту Евразии, определите:
    К бассейну какого океана принадлежит Азовское море?
    Его положение относительно океана (внутреннее или окраинное)?
    Связь с океаном?
    2 На контурную карту нанесите проливы и моря, благодаря которым осуществляется связь моря с океаном.
    3. Анализируя физическую карту моря, определите:
    Какие реки впадают в море?
    Заливы, образующиеся при впадении рек?
    Нанесите их на контурную карту.
    4. Вспомните, как море влияет на природные условия окружающей территории?
    — — Дно Азовского моря
    Дно Азовского моря почти всюду покрыто илом. Около берега и на мелководье часто встречается песок, поэтому двустворчатых и других беспозвоночных обитает там очень много (см. коллекцию донских обитателей моря), а главным компонентом донного грунта является ракушечник. Некоторые участки дна покрыты водорослями. Летом в более глубоких местах — ямах ил черный, с запахом сероводорода. Иногда на дне образуются «грязевые вулканы», выбрасывающие метан, сероводород и другие газы.
    Почему дно Азовского моря сложено ракушечником? С чем это связано?
    Влияет ли состав донных отложений на плодородие рыб Азовского моря?


    Файлы: Азовское море.xls
    Размер файла: 83968 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология