Автор конспекта:
Автор(ы): — Михно Лариса Борисовна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ » 43″, зав. библиотекой, г. Норильск

Регион: — Красноярский грань

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее камнеобразование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный декан
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 буржуазия
Класс(ы): — 5 буржуазия

Предмет(ы): — Библиотечное надобность
Предмет(ы): — Внеклассная стройработа
Предмет(ы): — Литературное считывание
Предмет(ы): — Русский висайя

Цель урока: — Расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, прививка интереса к ним, выезживание умению ими пользоваться.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Используемая методическая литература: —

При подготовке к уроку дозволяется использовать брошюру изо серии «Библиотека «Первого сентября» — «Библиотека в школе» №2(14)/2007 «Как работать С словарями» (библиотечные игры и уроки для 6-9 классов).

Используемое оборудование: —

Выставка справочных изданий «Наши помощники», проектор, компьютер, экран.

Используемые ЦОР: —

Презентация "Наши помощники"

Краткое описание: — Урок дает тамаша о справочной литературе, формирует цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучает работе с ними. Дети узнают о структуре словарей и энциклопедий, расположении материала, знакомятся с понятиями "Алфавитный и предметный указатели", "указатель имен, понятий и терминов". Энциклопедии универсальные и отраслевые.

Библиотечный поучение для учащихся 4-х классов

«Твои первые словари, энциклопедии, справочники».

Цель: рассверливание знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, прививка интереса к ним, выезживание умению ими пользоваться.

Содержание темы: Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, выезживание работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, казатель имен, понятий и терминов. Энциклопедии универсальные и отраслевые.

Форма проведения: беседа с использованием мультимедийной презентации. Игра-поиск «Попробуй найти!», блицлампа – опрос.

Оформление: выставка справочных изданий «Наши помощники».

Ход урока.

1 слайд.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами появляющийся библиотечный урок. Мы собрались сегодняшнее в актовом зале, вследствие того ась поучение у нас достаточно новый – в его проведении нам поможет компьютер. Итак, приступим. Сегодня, ребята, мы с вами вспомним, к чему нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и как научиться во весь дух ими пользоваться. Отправляемся в паломничество по книжным полкам.

Чтец: Всему топоним дадено –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, ась может статься видеть глаз,-

Над нами и подо нами,-

И всё, ась в памяти у нас

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – встарь трафаретно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и нетленно нов,

И это безрезультатно превосходно –

В огромном серам – серам слов –

Купаться ежечасно!

(А. Шибаев)

2 слайд. Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное серам слов собрано в словарях. Поэтому именно с них мы и начнем наше путешествие. Словари появились вельми давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а далее печатные словари эпохи Средневековья.

3 слайд. Самые первые словари назывались азбуковниками. Древнейший запечатлевшийся поперед нашего времени глоссарий 1282 года включает 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова. В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось больше двухсот азбуковников, средь которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.

4 слайд. В разное длительность на Руси выходили в блистание печатные словари. Они назывались лексиконами. Самый минувший изо них – глоссарий Петра Алексеевича Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20000 слов.

5 слайд. В 1783 году была создана Российская Академия наук, одной изо главных задач которой было комплектовка грамматик и словарей русского языка. Так появились «Словарь Академии Российской», тот или другой содержал больше 43 тысяч слов, четырехтомный «Словарь церковно-славянского и русского языка» (114 тысяч слов).

6 слайд. А в 1863-1866 годах вышло блюдо эдиция «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры виновник героически трудился приближенно 50 лет. Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. Словарь включает больше двухсот тысяч слов, а вдобавок 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше длительность глоссарий не может статься быть использован как ценник по современному русскому языку, он отражает абстиненция языка в 19 веке. С тех пор значения многих слов изменились. Но сокровище словаря от этого абсолютно не уменьшилась.

7 слайд. Не меньше известны в наше длительность и толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов. Общедоступность и удобство пользования сделали эти словари вельми популярными. А в 1991 году словарю Ожегова была присуждена премия Академии наук.

8 слайд. Словари многочисленны и разнообразны. Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки. О тома, как произносить слово, мы с вами можем узнать изо орфоэпического словаря, о происхождении слов включает информацию этимологический словарь. Мы с вами знаем, ребята, ась помимо толковых словарей, есть еще и другие. Какие же? Вы можете их назвать? (На слайде – подсказка). Молодцы! У вам на партах лежат обычные орфографические словарики. Для зачем они нужны? (Ответы детей: воеже безукоризненно написать нужное унитерм и знать поставить ударение). А как расположены слова в сих словариках? Правильно, по алфавиту. А давайте найдем какое-нибудь унитерм в сих словариках! Кто быстрее?! (Ищем слова каникулы, библиотека, учитель, школа).

9 слайд. Составление словарей – долог и старательный труд. В наше длительность над их созданием трудятся целые институты. Человек, опытный видимо-невидимо слов, вернее владеет языком. Чем богаче словарный припасы человека, тем вернее он понимает тексты и изложение других людей. Однажды прославленный запошивочный литератор Теофиль Готье спросил молодого поэта Шарля Бодлера: «Читаете династия вам словари?», нежели вельми его удивил. Разве дозволяется читать словари? Ведь это не детектив, не сказка. Но именно читая словари, дозволяется расширить своеобразный словарный запас. Поэтому почаще заглядывайте в глоссарий и не стесняйтесь спрашивать значения непонятных вам слов. Ну ась же, С словарями мы с вами познакомились. Но прежде, нежели перейти к знакомству с энциклопедиями, я предлагаю вам один-другой и обчелся отдохнуть. В середине XX века видимо-невидимо изданий выдержала замечательная свиток Владимира Ивановича Даля «Старик – годовик». В 2003 году эту книгу по-новому напечатало комплекс «Дрофа». Она составлена изо сказок, загадок, пословиц и игр, собранных и записанных Далем.

10 слайд. Продолжи пословицу.

11 слайд. Вставь пропущенное слово.

12 слайд. Ну ась ж, ребята, мы один-другой и обчелся отдохнули. Продолжаем наш поучение и переходим к энциклопедиям. Что же такое энциклопедия? (Ответы детей). Энциклопедия – это научное справочное фантом в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное или широким массам, или специалистам.

13 слайд. Первоначально короче энциклопедия в русском языке называли лишь французскую «Энциклопедию, или Толковый глоссарий наук, искусств или ремесел». В 1862 году в России появилась «Техническая энциклопедия», а вдогонку после ней стали появляться разные другие энциклопедии, и это унитерм значит нарицательным.

14 слайд. Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти что обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А поперед Я, вследствие того их легко найти. Но надоть помнить, ась все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления. В нашей школьной библиотеке есть разные энциклопедии. Это многотомные издания «Аванта+» и «Школьная энциклопедия «Руссика», десятитомная энциклопедия «Современное естествознание», Большая Российская энциклопедия. Познакомимся с ними поближе.

15 слайд. Энциклопедии бывают разные. Те изо них, ась могут ответить на всяк вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия». В нашей библиотеке есть то-то и есть такая «Большая комната энциклопедия» издательства «Росмэн», которая включает больше 5000 удивительных событий, фактов и явлений. Или, например, вельми любезная нашими ребятами «Большая энциклопедия школьника» издательства «Махаон». Здесь на каждом развороте – новая тема. Более 1000 рисунков, фотографий, карт и диаграмм включает эта книга. 16 слайд. В других энциклопедиях материал собран по некий одной отрасли науки или деятельности. Такие энциклопедии называются отраслевыми. Например, издательство «Росмэн» выпустило энциклопедии по темам «Наука», «История», «География».

17 слайд. В нашей библиотеке грандиозный популярностью пользуются энциклопедии серии «Аванта+». Каждый книжка этой серии посвящен определенному предмету. С ними мы сегодняшнее и будем работать. Как же устроены энциклопедии? На последних страницах энциклопедий расположены содержание, алфавитный и предметный указатели, казатель имён, список терминов или понятий. С их помощью несравнимо легче и ходу найти нужную информацию.

18 слайд. Как работать с энциклопедиями? Сначала угодно выбрать

энциклопедию нужного направления (отрасли). Например, оргвопрос звучит

так: «Когда и где-либо жил старинный волхв — математик Пифагор?» Какой книжка энциклопедии нам понадобится? Математика.

19 слайд. Возьмём энциклопедию по математике серии «Аванта+»

и откроем казатель имён. По алфавиту отыщем нужное нам имя – Пифагор. Рядом с именем ученого мы увидим номера страниц, на которых содержится более подробная политинформация о нём.

20 слайд. Или, например, оргвопрос поставлен так: «Что такое многогранник?» Находим в этой же энциклопедии предметный указатель, а в нём по алфавиту – унитерм «многогранник». Рядом с этим короче – субномер нужной нам страницы.

21 слайд. А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Но прежде давайте вспомним правила обращения с книгами. А помогут нам в этом – Асель и Асем. (Дети читают канцона С. Маршака «Книжкины жалобы»).

Я – книга! Я – сходник твой!

Будь, школьник, бережным С мной.

Мой прямой зрелище навсегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплёт не выгибай,

Мой дружок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду,

Вдруг изморось нагрянет на беду!

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

Не загибай моего листы,

А для закладку помнишь ты?

Запомни: я твой избранный друг,

Но лишь не для грязных рук!

Спасибо, ребята. Так как же угодно обращаться с книгами? Бережно. Продолжаем нашу работу. Перед вами – энциклопедии серии «Аванта+» и карточки с заданиями. Кто сигнальный выполнит задание, нехай поднимет руку.

(Самостоятельная стройработа по карточкам, ответы учащихся).

22 слайд. Молодцы, ребята! Вы изумительно поработали и, я думаю, научились пользоваться энциклопедиями. Но у нас остался еще некий помощник, к услугам которого мы часами обращаемся – это справочник. Что это такое? Мы можем сказать, ась ценник – это низший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах.

23. Те изо вас, у кого есть дома компьютер, наверное уж знают, ась помимо известных нам энциклопедий есть и другие – на электронных носителях. Это словари, энциклопедии и даже целые библиотеки, как, например, известная многим «Библиотека Кирилла и Мефодия», Библиотека Мошкова, «Большая электронная комната энциклопедия», справочники по отдельным областям науки. Они весомо облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя изо дома, отыскать необходимую информацию. В нашей библиотеке также есть такие диски, которыми пользуются и учителя, и педагоги.

24 слайд. Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны династия вам были на уроке, всё династия запомнили. Предлагаю немощный блиц-опрос. Что значит блиц? Это значит, во весь дух задаются вопросы и вдобавок во весь дух вам должны на них ответить. Итак, начали!

1. Как назывались первые словари? (Азбуковники).

2. Из какого языка пришло к нам унитерм «энциклопедия»? (Из французского).

3. Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

4. Какие бывают энциклопедии? (Универсальные и отраслевые).

5. Кто виновник «Толкового словаря живого великорусского языка»? (В.И. Даль).

6. Как назывались печатные словари? (Лексиконы).

7. Какой новопостроенный зрелище словарей и энциклопедий появился в последние годы? (Электронные).

Библиотекарь: Молодцы! Я вижу, вам добротно усвоили полученные сегодняшнее знания. Надеюсь, они вам пригодятся.

25, 26, 27,28 слайды дозволяется использовать, разве останется время.

25 слайд. Ребята, давайте один-другой и обчелся отдохнем и порешаем занимательные задачки. Иван-царевич и его братья пускали стрелы. Три стрелы упали на коммерческий двор, цифра – на боярский, а восемь улетели в неизвестном направлении. Сколько стрел выпустили братья? (15).

26 слайд. Фрекен Бок испекла вкусные плюшки и пошла смотреть передачу о привидениях. В кухню влетел Карлсон, съел 28 плюшек сам, а 6 отнёс Малышу. Сколько плюшек недосчитается обращение Бок, другой раз вернётся? (54).

27 слайд. На будень рождения ослика Винни-Пух решил подарить ему немножечко горшочков мёда. Дома у Пуха было 25 горшочков мёда. Мёд изо 15 горшочков он сей же пора съел, а остальные захватил с собой. По дороге он съел мёд ещё изо трех. Сколько горшочков мёда всё-таки получил в подарок ослик Иа? (7).

28 слайд. Коля своеобразный дневничок с двойками закопал на глубину 5 м, а Толя – на глубину 12 м. На сколь метров поглубже закопал своеобразный дневничок Толя? (На 7).

А в заключении предлагаю вам послушать стихотворение, которое нам прочтёт ….

В моём шкафу теснится к тому том,

И всяк книжка на полке – подобно тому как дом.

Обложку-дверь откроешь спешно –

И ты уж вошёл, и ты уж в гостях.

Как переулочек – всяк фолиантовый ряд.

А цельный мой сейф – упоительный Книгоград.

Когда ты будешь в таковой город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…

Заглянешь в страны и во времена:

Любая свиток – длительность и страна…

Здесь, в комнате моей, изо года в год,

Всё человечество в ладу живёт.

Библиотекарь: Надеюсь, ребята, у каждого изо вам дома есть таковой сейф или книжная полочка. А разве дудки – не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека. И хочу закончить наш поучение словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И нехай в вашей жизни не достаточно ни одного дня, другой раз бы вам не прочли ни одной строчки, к примеру сказать одной странички изо новой книги».

Файлы: Наши помощники — словари.ppt
Размер файла: 2270720 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология