Автор конспекта:
Автор(ы): — Большаков Сергей Борисович
Место работы, должность: — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ордена Дружбы народов гимназия №3 им. А.М. Горького г. Уфы Республики Башкортостан, учитель истории
Регион: — Республика Башкортостан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Цель урока: —
Развитие у учащихся экономических знанийРазвитие у учащихся экономических знаний
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Боголюбов "Обществознание. 10-11 класс"
Используемая методическая литература: —
Боголюбов "Обществознание. 10-11 класс"
Используемое оборудование: —
Использование учителем доски, учащимся — тетрадь
Используемые ЦОР: —
Использование учителем доски, учащимся — тетрадь
Краткое описание: — Беседа должна строиться в доброжелательной системе отношений т.к. трудные подростки, с очень низким интеллектуальным потенциалом, хорошо воспринимают, и в классе отпадает вопрос дисциплины; проявляется яркая заинтересованность.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тема урока: «Человек в системе экономических отношений»
(рассчитана на 2 часа)
Исходя из того, что в школе очень сложный контингент (многие из сидящих за партой состоят на учете милиции или имеют несколько судимостей) из данной темы, рассчитанной на 2 часа, большая часть уделяется вопросу.
«Доходы и расходы»
Методика может быть различной, но предпочительнее — беседа.
При этом, цель урока может быть тоже многогранной:
Либо учитель выбирает:
1) Развитие у учащихся экономических знаний (в классе отсутствует подавляющее большинство правонарушений и в целом класс «здоров»)
2) Развитие у учащихся стереотипа состояятельности правовыми методами; которые являются наиболее перспективными и гуманными; т.е. затрагивается вопрос о роли образования в рыночных отношениях.
Беседа должна строиться в доброжелательной системе отношений т.к. трудные подростки, с очень низким интеллектуальным потенциалом, хорошо воспринимают, и в классе отпадает вопрос дисциплины; проявляется яркая заинтересованность.
(использование учителем доски, учащимся — тетрадь)
Доходы и расходы
Предлагается рассмотреть систему:
Отношения распределения и потребения.
Способы удовлетворения потребностей:
1.Самообеспечение: производитель — потребитель
(сад, огород и т.д.) «Един в двух лицах»
2. Попрошайничество благотворительность
сбор милостыни: жалость, милосердие
(жизненный пример: перехода,
улицы, рынки…)
3. Насилие: отнимает силой у более слабого
4.Эквивалентный обмен: «товар на товар» или при
Бюджет семьи — из чего посредничестве денег
складывается? (наиболее перспективный и
гуманный)
Правовые источники доходов
Доходы складываются из источников:
1) зарплата
2) дивиденты размер и стабильность, надежность
3) доход от капитала влияют на поведение человека
4) наследство
5) выигрыш (лотерея и пр.)
их колебания связаны с
различиями в отношениях
Собственности
Значительная часть людей, λ находится на вершине соц. лестницы, достигла такого положения в результате смелых собственных действий и эффективных вложений средств в выгодные предприятия.
(богатства и положения в обществе можно достичь за счет постоянного развития своих интеллектуальных возможностей)
Причиной имущественного неравенства являются различия в социальном положении различных групп населения.
В связи с этим, в цивилизованных странах существуют
программы государственной помощи:
а) пособия по социальному обеспечению;
б) компенсации по безработице и т.д.
Полученные доходы перераспределяются в семье
1. За равенство доходов ( потребитель извлекает тех. пользу из дохода)
2. Равенство доходов подрвывают стимулы к трудовой деятельности, отрицательно влияют на экономику, λ v распределяемого дохода.
Доходы требуют:
1) сохранения;
2) приумножения;
3) рационального использования.
Расходы населения на товары и услуги называются
ПОТРЕБЛЕНИЕМ
если общество заинтересовано в увеличении потребления необходимых для выживания товаров и жизненно важных услуг, то оно не может быть безразличным к размерам доходов граждан.
Влияние на поведение потребителя
«Эффект богатства»
-размер и стабильность дохода;
-состав семьи;
-структура потребления;
-различия на уровне образования и культуры.
(достигается уровень эк. культуры)
Итак, в ходе разговора с детьми,учитель опирается на знания учащихся, их жизненный опыт, сформировавшегося мирровозрение и решает при этом те задачи, которые перед собой и учащимися.
Убедить детей в том, что в рыночных отношениях, социальное положение человека, во многом зависит от уровня его образования. При этом учитель привлекает учащихся, их внимание к добросовестному отношению к учебному процессу.
Закрепить этот вопрос можно довольно интересным и многогранным вопросом, приведенным после параграфа.
Учитель предлогает открыть 302 страницу учебника и прочитать 6 вопрос.
Учащиеся, в силу слабого навыка уметь анализировать, затрудняются что-либо сказать.
В связи с этим желательно использовать межпредметные связи, в частности математику.
Им предлогается построить:
ось координат(см.график).
(в данном случае можнопривлечь одного из учащихся для работы у доски)
где у-уровень стресса
х-профессия, подвержанная стрессу
После того, как будет построен график, учитель(в зависимости от аудитории) может решать многие проблемы.
1) Подойти к новой теме: «Социальная структура и социальные отношения»
2) закрепить ряд тем, пройденных ранее.
3) Направить все усилия в выработке у учащихся навыков сравнительного анализа;
4) выработка навыков логического мышления и т,д,
Построение графика позволяет учащимся осознавать постановку вопроса, решать ее и пойти дальше.
Именно, когда «слабый» ученик способен выполнить это, да при этом почувствует свою силу, учитель добиваенся и цели урока, и выполнения все задач, поставленных им.
Пример:
Вопрос учебнике звучит следующим образом: «Как по вашему, может быть связана» данном характеристика профессии с уровнем справедливой оплаты за нее.
График позволяет
1) Охарактериризовывать каждую профессию;
(например, наиболее ущемленную — шахтер. Используются события 2-х летней и нынешней ситуации в России забастовки шахтеров, их требования, роль уголовной промышленности в энергетике страны, реконструция, опасность, низкооплачиваемость и т.д.)
2) Оценить экономическую ситуацию в стране (подврдится к экономическому кризису) инфляция, рост цен, доходы не соответствуют расходам.
3) Социальное положение страны
4) Политическая напряженность и т.д.
несколько примеров
из опыта:
Учащимся предлагалось посмотреть на график. Отсутствие навыков работы позволило лишь одному ученику увидеть в этом графике, что ни один из представителей представленных профессий не назодится на нулевом уровне. Однако не стоит огорчаться, т.к. постановка другого вопроса позволяет учащимся их решать
Например: ученикам предлагается рассмотреть ситуацию на Дальнем Востоке. Почему она сложилась. Идет система рассуждений.
С этой целью в классе формируются три группы, которые начинают свою работу по рассмотрению данной проблемы.
Схема формирования группы
определения уровняя стресса
вызываемого работой
где
х — профессия
y — уровень стресса
Файлы: Человек в системе экономических отношений.doc
Размер файла: 87552 байт.