Автор конспекта:
Автор(ы): — Галиуллина Г.Г., Степанова С.В.
Место работы, должность: — г. Н. Челны, СОШ № 45
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее пелета
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 экономкласс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
привить учащимся влечение к литературе и чтению.
Тип урока: — Комбинированный задание
Учащихся на классе (аудитории): — 60
Используемые учебники и учебные пособия: —
Сказки, Сборники сказок, пособие литературы ради 5 класса/ Под ред Коровиной
Краткое описание: — СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ: I. Организационно-психологический этап. 1. подготовка психологического настроя; 2. обеспечение порядка; Музыка: Чайковский «Вальс цветов». II. Этап постановки темы, цели и задач мероприятия: Задачи: 1. организовать и целенаправить энергия учащихся; 2. показать значимость мероприятия и участия на нем, цена темы; 3. объяснить учащимся условия конкурса. Вступительное ксенологизм учителя:
Вступительное ксенологизм учителя:
Дорогие наши гости, учителя, ребята! Сегодня у нас празднество Сказки! С самого раннего детства мы знакомимся С сказкой. Первые сказки издревле рассказывает мама. Они простые и коротенькие. Но детишки взрослеют и узнают предпочтительно новых сказок. Они бывают разные: народные и авторские. По ним снимают фильмы и мультфильмы, их печатают на книгах и журналах. Есть сказки короткие и длинные, веселые и грустные, смешные и серьезные. Но у всех у них одна общая черта: на них издревле побеждает добро.
Поэтому старшие и детишки любят сказки. Вместе С сказкой на нашу действительность входит волшебство, барахло и радость.
III. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Задачи:
1. матрицирование связи прежних знаний на новой ситуации;
2. установка внутрипредметных и межпредметных связей;
3. нога на актуальный исследование учащихся.
МУЗЫКА: из кинофильма «Тайна Снежной королевы», мадригал «Однажды на старой Дании…»
Ведущая:
О чем-то скрипят половицы,
И шквал повеял чудесный,
И подоплека стучится на окна,
И на невидальщина поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И неотлагательно меняются лица…
Тихонько скрипят половицы –
К нам измышление на гости идет.
Сказка (выходит из-за занавеса):
Много сказок на свете есть.
Их, конечно, все не счесть.
Есть насчет ворону и лисицу,
Есть насчет оксимель и насчет горчицу,
Но самая ценная, издревле современная
Сказка чудесная, измышление волшебная!
Ведущая: Мы рады тебе, дорогая Сказка! Но сейчас к нам хорошо будь здоров цифра призрачный герой.
Кот Баюн (выходит на середину зала):
Я на сказке живу,
Я песни пою,
Я все о сказках знаю,
Я их запоминаю.
У меня старый, дряхлый род,
Я ученый, здравый кот.
Я серьезный, не шалун.
А зовут меня Баюн.
Ведущая: А посему тебя яко зовут, котик?
Кот: В далекие эпоха было ксенологизм «баять», выходит рассказывать. Я здорово люблю рассказывать, почему меня яко и зовут.
Ведущая: А что ты любишь рассказывать, котик?
Кот: Я здорово люблю сказки!
Ведущая: Ребята, однако вам любите сказки?
ДА
Сказка:
Сказок страсть сколько разных есть,
Столько, что их всех не счесть,
Но самые древние, природные -
Это сказки народные!
Музыка на качестве фона: М.И.Глинка, интродукция к опере «Руслан и Людмила».
Кот Баюн:
У лукоморья баклан зеленый;
Златая цепочка на дубе том:
И днем и ночью волокита ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет вправо — догматик заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: инде лешак бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на невидимых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка инде на курьих ножках
Стоит безо окон, безо дверей;
Там моль и низина видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На берег песочный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядько их морской;
Там королевич мимоходом
Пеняет грозного царя;
Там на облаках, перед народом
Через леса, через поля
Колдун несет богатыря;
Царевна инде на темнице тужит,
А кирпично-бурый койот ей непогрешимо служит;
Там святилище с бабою — Ягой
Идет-бредет сама собой;
Там царек Кащей над златом чахнет;
Там славянин дух… инде Русью пахнет!
Ведущая: Так эпохальный славянин менестрель А.С.Пушкин говорил о народной сказке. Поговорим о ней и мы.
Ведущий: Тогда давайте устроим призрачный конкурс. Кто хватит участвовать?
КОМАНДЫ ВЫХОДЯТ (по 7 человек)
IV. Выбор названий ради команд. Задание – загадки.
Задачи:
1. копия темы «Народная сказка»;
2. самотренировка внимания, памяти;
Кот: У меня ради команд загадки!
Из этой сказки Колобок,
Мед, горчичка и чеснок,
И топор, и каша,
И горшок, и чаша.
Разве такие сказки бывают?
Если «да», подобно их называют?
(БЫТОВЫЕ СКАЗКИ) Отгадавшая оператор получает звание «Скатерть-самобранка».
Кот:
Вторая загадка!
Из этой сказки алектор и кот.
А будь здоров на этой сказке живет
Волк. Медведь, пес и коза,
Заяц, кабан, крайт и лиса.
Разве такие сказки бывают?
Если «да», подобно их называют?
(СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ) Вторая оператор получает звание «Жар-птица».
КОМАНДЫ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СВОИ СТОЛЫ.
V. Первый конкурс. Тема: «Словарный запас».
Задачи:
1. проверить навык средств художественной выразительности;
2. тренировать эйдетизм и внимание.
Ведущая: Первый конкурс!
Сказка:
Я измышление волшебная,
Я измышление прекрасная,
И, понятное дело же, к вам
Пришла не ненужно я.
Ну-ка попробуйте и подберите
К этим словам постоянные эпитеты!
Кот: Это будь здоров что такое? Подскажите!
Первая команда, ответившая на вопрос, начинает конкурс.
Задание написано на досках. К существительным требуется дописать настойчивый эпитет.
Жар-птица
Скатерть-самобранка
Существительное
Постоянный эпитет
Существительное
Постоянный эпитет
девица
красная
молодец
добрый
поле
чистое
лес
дремучий
руки
белые
вороны
черные
палаты
белокаменные
погреба
глубокие
речка
быстрая
солнце
красное
конь
добрый
головушка
буйная
море
синее
зависть
черная
Сказка: ксенологизм жюри о результатах конкурса.
VI. Второй конкурс. Тема: «Сказочные герои».
Задачи:
1. проверить знания участников по данной теме;
2. тренировать эйдетизм и внимание.
Ведущая: Конкурс второй! Команды, выберите одного игрока!
Кот:
Выбегайте пошустрей
Те, кто пишет побыстрей,
Те, кто сможет безо заминки,
Без раздумий, безо запинки
Перечислить поскорей
Разных сказочных зверей!
Ведущая: Игроки! Поменяйтесь местами, с тем чтоб оператор не могла вас подсказать!
Задание игрокам: написать на карточке с заданием подобно позволяется боле сказочных животных.
Ведущая: Пока команды работают, мы потанцуем!
ТАНЕЦ «БАРЫНЯ» (Исполняют ученицы пятого класса).
Ведущая: Игроки, перечислите сказочных героев, которых вам вспомнили! А жюри объявит результат!
Жюри объявляет результаты.
VII. Конкурс болельщиков. Тема: «Сказочные герои».
Задачи:
1. копия темы «Народная сказка»;
2. приворот к соревнованию зрителей.
Кот:
Это кто сидит инде грустный?
Есть у нас награда здорово вкусный!
Эй, болельщики, не спать!
Будем с вами мы играть!
Сказка волшебная, красивая, необыкновенная,
Все заодно мы тебя просим
Задать гостям и болельщикам вопросы!
Сказка задает болельщикам и гостям персональные вопросы, ведущая раздает жетоны тем, кто безукоризненно ответил на вопрос.
1. Где живет Кащей Бессмертный? (во дворце)
2. Сколько голов бывает у Змея Горыныча? (три)
3. Какое нематицид передвижения у бабы Яги? (ступа)
4. В кого превращаются девицы-волшебницы? (в птиц)
5. Где найти четкер Кащея Бессмертного? (на кончике иглы)
6. Кто снеговик — Яга по образованию? (ведьма)
7. В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (в лягушек)
8. Как Иван-царевич выбирает себе невесту? (пускает стрелу)
9. С какими словами требуется обращаться к жилищу бабы- Яги? (Избушка, избушка, повернись ко ступень передом, однако к лесу задом.)
10. Медаль «Знаток сказок»
VIII. Третий конкурс. Тема: «Сказочные предметы».
Задачи:
1. копия раздела «Народная сказка»;
2. самотренировка внимания и памяти;
3. сверка эрудиции участников.
Ведущая: Конкурс третий!
Кот:
Этот тендер всем приятный,
Потому что он командный.
Команды на сказочном листе
Пишут списки на столе.
А перечислить они должны
Вещества и предметы волшебной страны!
Задание командам: написать на карточках с заданием подобно позволяется боле волшебных предметов.
Сказка:
Меня любят все на свете!
Больше всех, конечно, дети!
Фильмы о ступень снимают
И стихи ступень посвящают!
СТИХОТВОРЕНИЕ К. БАЛЬМОНТА «У чудищ» из цикла «Фейные сказки».
Читает ученик-болельщик.
Я был на избушке на курьих ножках.
Там все подобно прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись на крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был на шапке, был на невидимке.
Стянул у старой двум нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся на дымке.
И сейчас С смехом кручу личный ус.
Пойду, пожалуй, в данный момент к Кощею,
Найду ради песен инде жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею,
Узнаю тайну и был таков.
Ведущий: Прочитайте, команды, что вам написали. Какие волшебные вещества и предметы вам знаете? А жюри объявит результат.
Жар-птица
Скатерть-самобранка
Ковер-самолет
Ступа с помелом
Волшебный клубочек
Шапка-невидимка
Живая и упокойница вода
Заколдованная игла
Меч — кладенец
Скатерть-самобранка
Сапоги-скороходы
Молодильные яблоки
Жюри объявляет результат конкурса.
IX. Четвертый конкурс. Тема: «Авторская сказка».
Задачи:
1. копия раздела «Авторская сказка»;
2. самотренировка внимания и памяти;
3. сверка эрудиции участников.
Ведущая: Конкурс четвертый (командный) «Герои и авторы».
Сказка:
Есть сказки народные,
Древние, природные,
А есть новаторские,
Старые, новые – авторские.
Торопиться период — искать герою автора.
Жар-птица
Скатерть-самобранка
герой
автор
герой
автор
Золушка
Шарль Перро
Чипполино
Джани Родари
Снежная королева
Ганс Христиан Андерсен
Конек-горбунок
Ершов
Карлсон
Астрид Линдгрен
Дядя Федор
Эдуард Успенский
Золотой Петушок
А.С.Пушкин
Незнайка
Носов
Мумии-тролль
Туве Янсон
Царь Салтан
А.С. Пушкин
Хозяйка Медной горы
Бажов
Гарри Поттер
Джоан Роулинг
Мальчик-с-пальчик
Братья Гримм
Маугли
Киплинг
Ведущий: А будь здоров игроки вспоминают писателей – сказочников, мы с вами послушаем чудесную сказку! Дорогие зрители, вас миссия – определите звание этой сказки и ее автора. Тому, кто даст верный ответ- приз!
ПЕСНЯ из фильм «Тайна Снежной королевы» «Однажды на старой Дании…», исполняют ученицы 5 класса.
Однажды на старой Дании,
По сказочному адресу,
В одном старинном здании
Придумал сказку Андерсен.
И грустную, и дерзкую,
И острую, и нежную,
И взрослую, и детскую
Про Королеву Снежную.
Принцесса на горошине,
Башмачники и мельники,
Все были огорошены,
Прочтя ее немедленно.
И грустную, и дерзкую,
И острую, и нежную,
И взрослую, и детскую
Про Королеву Снежную.
Прошли века над крышами,
И сказку все усвоили.
Ее мы тоже слышали,
Но поняли по-своему.
И грустную, и дерзкую,
И острую, и нежную,
И взрослую, и детскую
Про Королеву Снежную.
Ведущая: Кто назовет автора и звание этой сказки? Медаль!
Ведущий: Проверим результаты конкурса «Герои и авторы».
Жюри объявляет результаты.
X. Пятый конкурс. Конкурс капитанов. Тема: «Волшебные загадки».
Задачи:
1. копия раздела «Народная сказка»;
2. самотренировка внимания и памяти;
3. сверка эрудиции участников.
Конкурс капитанов.
Кот:
Эй, буяны-капитаны!
Выворачивай карманы!
Нет ли инде подсказки
От волшебной сказки?
Вам вопросы я задам!
Может вас не по зубам?
Вопросы отличные, здорово симпатичные!
Вопросы научные, трудные, нескучные!
ВОПРОС КАПИТАНУ «ЖАР-ПТИЦЫ»: Предмет сказочного обихода, здорово нужная вещь, переносится на кармане, управляется голосом хозяина, заменяет погреб, плиту, кухню и повара.
(скатерть-самобранка)
ВОПРОС КАПИТАНУ «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Представитель сказочной фауны, здорово исключительный вид, живут на стае, питаются пшеницей, держать на неволе не рекомендуется, подлинно здорово красивые!
(жар-птица)
ВОПРОС КАПИТАНУ «ЖАР-ПТИЦЫ»: Представитель сказочной флоры, растет на саду, высоко, добывается нелегко, употребляется на свежем виде подобно лекарство ото прожитых лет.
(молодильные яблоки)
ВОПРОС КАПИТАНУ «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Предмет сказочного гардероба, создан не ради тепла и не ради красоты, однако ради здорово полезной способности исчезать на нелишний момент.
(шапка-невидимка)
Сказка: Замечательные капитаны!
Жюри объявляет результат конкурса.
XI. Театральный конкурс. Тема: «Узнай героев и сказку».
Задачи:
1. творческая труд учащихся;
2. приворот к соревнованию зрителей;
3. самотренировка внимания.
Театральный конкурс. (Проверка домашнего задания.)
Ведущая: Посмотрите, дорогие игроки дорогие гости, на наших болельщиков! Они тоже приготовили конкурс! Это пантомима – реприза безо слов. Надо узнать героев и сказку!
1) Кащей (корона, плащ), храбрец (шлем, меч). Молодец достает из шкатулки яйцо, из яйца иглу (зубочистка) и ломает ее, Кащей злится, падает.
2) Иван-царевич пускает стрелу (корона, лук, стрела, незначительный плащ), ее находит лягушка-бык (зеленая одежда, четвертинка корона, шапочка, перчатки зеленые) и подает царевичу.
3) Три девицы с прялками и веретенами.
4) Царевна идет, видит веретено, укалывается, падает.
Сказка: Молодцы и артисты и зрители! Сейчас мы подведем итоги!
Жюри подводит итоги. Оценивание работы команд, участников викторины.
Награждение команд ( по номинациям: «Самые быстрые и веселые» , «Самые внимательные и находчивые»).
XII. Самооценка. Рефлексия (вербальная).
Ведущий: У нас есть победители и отсутствует проигравших.
Ведущая: Это потому, что все участники ладно подготовились и показали себя.
Ведущий: Ребята, вам ладно знаете сказки?
ДА
Ведущая: Вы любите сказки?
ДА
Сказка: Я здорово парламент была встретиться с вами, ребята! До новых встреч на сказочной стране!
Ведущий: Где мы можем встретиться С сказкой, ребята?
ОТВЕТЫ С МЕСТ: на книгах, театре, кино, мультфильмах, на уроках, придумать самим.
Ведущая:
Мы С сказкой абсолютно не прощаемся,
Мы к ней здорово неоднократно возвращаемся.
В сказке – правда, вымысел, намек,
В сказке — радость, фортуна и урок.
Ждут тебя тепло, веселье, ласка
В маленькой стране с названьем «Сказка»!
ПЕСНЯ «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА» (исполняют ученицы 5 класса)
Есть за горами, за лесами
Маленькая страна.
Там звери с добрыми глазами,
Там действительность любви полна.
Там чудо-озеро искрится,
Там зла и горя нет,
Там сейчас дворце живет жар-птица
И людям дарит свет.
Припев:
Маленькая страна, четвертинка страна,
Кто ступень расскажет, кто покажет где она, где она.
Эта страна ступень только лишь снится,
Но яркий минутка придет.
И на крылатой колеснице
Я совершу полет.
Мне период свиданья предназначен
В звездной моей стране
Ждет инде меня взрачный мальчик
На золотом коне.
Припев.
Льет за окошком изморось осенний,
Дома сижу одна.
Верю на тебя, мое спасенье,
Маленькая страна.
Припев.
Соавторы: Галиуллина Г.Г.и Степанова С. В.