Автор конспекта:
Автор(ы): — Уткина Наталья Глебовна
Место работы, должность: — МДОУ детский сад №26
Регион: — Ярославская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Педагогика
Цель урока: — экологическое воспитание дошкольников
Используемые учебники и учебные пособия: —
дидактический материал
Используемая методическая литература: —
С.Н.Никлаева Экологическое воспитание
Используемое оборудование: —
наглядный материал
Используемые ЦОР: —
набор дидактических картинок
Краткое описание: — организация и проведение наблюдений на участках детского сада
Чувственный метод познания природы.
Детский сад во все времена решал задачи воспитания у детей любви и бережного отношения к природе. Коллектив нашего дошкольного учреждения считает, что направление экологического образования дошкольников должно быть приоритетным. В рамках этого направления можно осуществлять такие задачи как: укрепление здоровья, интеллектуальное, нравственное, художественно-эстетическое развитие детей.
Лето является благоприятным периодом для решения всех этих задач в комплексе. Многообразие растительного и животного мира окружает детей, как в сельской местности, так и в городской черте.
Рассмотрим один из ведущих методов экологического образования дошкольников – наблюдение, который является методом чувственного познания мира. Всем известно, что наблюдения бывают эпизодическими (одномоментными) и циклическими (растянутыми во времени).
Эпизодические наблюдения за живыми и неживыми объектами природы достаточно широко представлены в различной литературе.
Циклические наблюдения в методической литературе представлены очень слабо или отсутствуют вообще, хотя именно они способствуют целостному восприятию дошкольниками отдельных объектов природы, взаимосвязям и взаимозависимостям этих объектов друг с другом и со средой обитания.
В дошкольном учреждении коллективом педагогов разработаны циклы наблюдений за животными (кошкой, рыбками, птичкой) и растениями (одуванчик, календула, ель, береза, лиственница и др).
Предлагаем вашему вниманию цикл наблюдений за одуванчиком в разных возрастных группах.
Чтобы помочь сформировать детям представление о том, что все растения живые, названия тем наблюдений идут от имени «цветка».
Программное содержание:
Пронаблюдать за ростом и развитием одуванчика: всходы, рост, цветение, образование семян; сравнение роста растений в зависимости от травяного покрова; приспособление цветка к смене дня и ночи, солнцу и дождю; значение растения для человека (эстетическое, лекарственное), значение растения для животных, птиц и насекомых.
№
Темы наблюдений
1мл.гр.
2мл.гр.
Ср.гр.
Ст.гр.
Подгот.гр.
1
«У меня появились листья, и «Я» расту везде»
+
+
+
2
«У меня есть бутон»
+
+
3
«Мой цветок, маленькое солнышко»
+
+
+
+
+
4
«В высокой траве «Я» тянусь к солнцу, а в низкой «Я» – коротышка» (тень и солнце)
+
+
5
«Утром «Я» просыпаюсь, а вечером ложусь спать» (день, ночь) Для самостоятельного наблюдения в выходные дни.
+
+
6
«Я» радуюсь солнцу и прячусь от дождя»
+
+
+
7
«Я» полезен для всех» (варенье из цветов, салат и суп из листьев, чай из корневища; лекарственное значение: возбуждает аппетит; любимая пища для животных (кролики, черепахи, хомячки, свинки).
+
+
+
8
«Насекомые мои друзья» (нектар для насекомых, домик для жучков)
+
+
9
«Я надел беленькое платьице»
+
+
+
+
10
«Мои семена – детки похожи на парашютики» (размножение ветром, животными, птицами, легко прорастают в любой почве; семена можно собрать для зимней подкормки птиц)
+
+
+
+
+
В старшей и подготовительной группах мы рекомендуем использовать моделирование, как в виде схематического отображения наблюдений, так и в виде рисунков, из которых можно изготовить книжку-самоделку.
Заведующая детским садом №26 Н.Г.Уткина
Файлы: ход урока.doc
Размер файла: 6144512 байт.