Автор конспекта:
Автор(ы): — Виндемут Галина Михайловна
Место работы, должность: — учитель физики и математики высшей квалификационной категории МКОУ Большеникольской СОШ Чулымского района
Регион: — Новосибирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
формирование представления о давлении, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения.
Задачи:
- ввести понятие о давлении;
- на основе наблюдений и экспериментов сформировать зависимость давления от силы давления и площади опоры;
- научить высказывать свое мнение, анализировать и сопоставлять разные точки зрения;
- научить находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни; решать простые задачи, используя формулу давления;
- развивать интерес к физике, логическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 7
Используемые учебники и учебные пособия: —
Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кадайлов… Учебник физики 7кл Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кадайлов… Учебник физики 7кл. М., Издательство Мнемозина, 2010
Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, и.М. Гельфгат. Физика 7 класс. Задачник, М, Издательство Мнемозина 2010
Используемая методическая литература: —
В.А.Волков. Универсальные поурочные разработки по физике, 7 класс
«Я иду на урок физики: 7 класс» часть 2: книга для учителя, М,: Издательство «Первое сентября» 2000.
Используемое оборудование: —
ПК, проектор, колонки, экран, демонстрационное оборудование: (дощечка с вбитыми гвоздями, стеклянная кювета с песком, картон,канцелярские кнопки)
Используемые ЦОР: —
Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3b19dfa9-7bdf-441a-89e4-fdbf8383e844/110307/?
Диск.Уроки Кирилла и Мефодия Физика 7 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Краткое описание: — Урок изучения и первичного закрепления нового материала с использованием фронтального эксперимента и компьютерной поддержкой. В основу положены: информационная технология обучения и элементы проблемного обучения. Формы организации работы детей: — фронтальная — при обсуждении материала и итогов рефлексии; — индивидуальная – при выполнении заданий. Формы организации работы учителя — координирует работу коллектива: — при показе презентации предлагает высказать гипотезы; — задает вопросы; — направляет ход беседы; — на заключительном этапе проводит рефлексию. Приобретаемые навыки детей — умение наблюдать и объяснять наблюдаемые явления; — умение формулировать свои мысли, анализировать материал; — умение применять формулы для решения задач; — вычислительные навыки;
Урок физики в 7 классе
Тема урока: "Давление твердых тел"
Цель урока:формирование представления о давлении, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения.
Задачи:
- ввести понятие о давлении;
- на основе наблюдений и экспериментов сформировать зависимость давления от силы давления и площади опоры;
- научить высказывать свое мнение, анализировать и сопоставлять разные точки зрения;
- научить находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни; решать простые задачи, используя формулу давления;
- продолжить развивать интерес к физике, логическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся.
учащиеся должны:
знать/пониматьчто называется давлением; какой буквой обозначается; в каких единицах измеряется; формулу, по которой можно рассчитать давление; способы изменения давления.
уметьприменять формулу давления для решения задач; научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела, решать качественные задачи.
Основное содержание:
Оборудование: ПК, проектор, колонки, экран, демонстрационное оборудование: (дощечка с вбитыми гвоздями, стеклянная кювета с песком, картон,канцелярские кнопки
Ход урока:
I. Организационный момент:приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний учащихся.
У.Вспомним, что мы знаем о силе
-О:Векторная величина, характеризует действие одного тела на другое, является причиной изменения скорости тела
2.У. От каких факторов зависит результат действия силы?
Ответы: от модуля силы, точки приложения и направления
III. Постановка проблемы
Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, только ли от этих факторов зависит результат действия силы.
Отгадайте загадку: Слайд 1
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень —
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
Почему остро заточенным ножом резать легко?
(Учащиеся затрудняются дать обоснованный ответ)
Затрудняетесь? Попробуем разобраться с этим вопросом на сегодняшнем уроке
У: Предлагаю вашему вниманию следующий эксперимент: В небольшую деревянную дощечку вбиты 4 гвоздя. Получившийся столик поставим остриями гвоздей вверх на песок, а затем поместим на него гирю. В результате на песок будет действовать сила, называемая (весом). Под действием этой силы гвозди немного углубятся в песок. Перевернем столик так, чтобы острия гвоздей были направлены вниз, и снова поставим его на песок. Что замечаем?
Ответ: Гвозди почти полностью вошли в песок. Слайд 2
Возникает вопрос: Почему так происходит? Ведь модуль силы, не изменился. Остались прежними направление и точка ее приложения. Приводятся другие примеры (мальчик на лыжах и без лыж) Слайд 3
У вас на столе лежит картон и кнопка. Надавите на картон пальцем. Что наблюдаем? (На картоне не остается никаких следов) При той же силе давления надавите на кнопку).(Кнопка легко входит в картон).
У. Какую гипотезу можно высказать о причине различия результатов? (Выслушиваются различные доводы.) Учащиеся приходят в выводу, что в рассмотренных примерах была разной площадь, на которую действовала сила.
Ответ: Результат действия силы зависит не только от модуля силы, но и от того, на какую площадь распределяется это действие.
Таким образом, мы пришли к выводу: Сила неполно характеризует действие тел. Нам необходимо ввести новую физическую величину, которая показывает зависимость результата действия силы от площади поверхности на которую распределяется это действие. Эта величина называется давлением. Слайд 4
IV. Изучение нового материала
У. Откройте тетради запишите тему урока «Давление твердых тел» Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной «давление». Давайте выясним, что мы должны знать о давлении? (вспоминаем план ответа о физической величине) Слайд 5
Вместе с учащимися определяем цель урока.Слайд6
Ответы: Я должен узнать: Слайд 7
-что называется давлением;
-какой буквой обозначается;
-в каких единицах измеряется;
-формулу, по которой можно рассчитать давление;
-от чего зависит давление
Чему должны научиться Слайд 8
Ответы: Я должен научиться:
-применять формулу давления для решения задач;
-научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела;
-находить правильное решение жизненных ситуаций, опираясь на полученные знания.
У. Итак, мы выяснили, что результат действия силы зависит от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила. Какова эта зависимость? Слайд 9
Ответ: Обратная. Чем больше площадь, тем меньше результат, т.е. меньше давление.
У.Как зависит давление от модуля силы?
Ответ: Прямая зависимость. Чем больше модуль силы, тем больше оказываемое давление. Слайд 10
Дается определение давления, силы давления, вводится единица измерения давления. Слайды11-13
Как можно изменить давление?
Ответ: Изменяя силу давления и площадь опоры Слайд 14
В технике и в повседневной жизни часто встречаются случаи, когда давление должно быть небольшим. Приведите примеры
Ответы: при ходьбе по снегу, по песку.
У. Сельскохозяйственные машины имеют широкие шины, чтобы не сильно давить на почву и не разрушать ее структуру, так же машины, которые должны работать в песках, ходить по заболоченной местности. В этих примерах давление на грунт незначительное благодаря большой площади опоры.
Однако иногда необходимо, чтобы давление было большим. Для этого площадь опоры..? Правильно, уменьшают. Все колющие и режущие инструменты имеют малую площадь, а значит, оказывают большое давление.Из приведенных примеров (слайд 15)1 вариант выбирает примеры, где давление уменьшают, а 2 вариант, где увеличивают
Слайд16 Давление вокруг нас.
Вернемся к загадке. Так почему же острым ножом резать легко? (оказывает большее давление, чем тупой нож, так как имеет малую площадь опоры)
V. Закрепление изученного материала
Разбираем решение задачи:
Какое давление на пол производит школьник, масса которого 45кг, а площадь подошв его обуви 300 см2. Слайд 17
У. Встаньте пожалуйста. Покажите, как можно увеличить давление, которое вы оказываете на пол.(Встать на одну ногу, встать на носочки, взять в руки портфель).
А теперь уменьшите давление. (Учащиеся предлагают сесть)
У.Садитесь.
Ответьте на вопросы:
1. Какой кирпич оказывает большее давление? Почему? Слайд.18
2.Вы собираетесь в поход. Какой рюкзак вы выберете: с узкими или широкими лямками?
3. Какой мальчик действует правильно?
4 Почему «шила в мешке не утаишь»?
5.Зачем охотник зимой надевает широкие лыжи?
Первичная оценка знаний:
Тест (индивидуальная письменная работа).(Учащиеся получают карточки с предложенным тестом) Приложение №1
После выполнения ребята меняются работами и проверяют (слайд на доске), выставляют оценки друг другу(критерии оценивания озвучивает учитель).
Ответы:1.в: в, г, б, а; 2 в: а, в, г, г (на слайде)
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.
Наш урок мне хочется закончить словами великого физика А.Эйнштейна:
« Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере, отчасти, нашему восприятию и нашему разуму»
Эту загадку мы и разгадываем с вами из урока в урок при изучении физики. И сегодня разгадали одну, хотя и небольшую. Какую? (Что мы узнали на уроке?)
Ответ: Мы узнали что такое давление, как его рассчитать, учились применять полученные знания при решении практических задач. Слайд20
VII. Домашнее задание. Слайд21 П.18 Вопр 1-6, З №20.11, 20.17
Подобрать пословицы, загадки о давлении
Файлы: Урок.rar
Размер файла: 1648720 байт.