Автор конспекта:
Автор(ы): — Дужан Лариса Александровна
Место работы, должность: — ТМК ОУ «Усть-Портовская СОШ-И», учитель математики
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Алгебра
Цель урока: —
а) познакомить учащихся с понятием геометрической прогрессии, вывод формул n-го члена геометрической прогрессии и суммы п-ервых членов геометрической прогрессии;
б) развивать навыки самоконтроля, логического мышления, учить обосновывать свои действия.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — I. Устный опрос. II.Объяснение нового материала.III.Закрепление изученного. IV.Подведение итогов.
Ход урока.
I. Устный опрос.
По мере ответов на вопросы заполняется половина таблицы, вторая заполняется в процессе урока.
эта прогрессия является возрастающей? постоянной? убывающей? Запишите
формулу n-го члена арифметической прогрессии.
прогрессии.
Арифметическая прогрессия
ческая прогрессия
Геометрическая прогрессия
(аn): а1,а2, а3 … , аn
(bn): b1, Ь2,Ь3 … bn
an+1 = an + d
bn+1 = bn • q(b1≠0, q≠0)
d = an+1-an
q = bn+1 / bn
a n = a1+ d(n-1)
bn = b1 • qn-1
an
b2n = bn+1 • bn-1
II.Объяснение нового материала.
а) Выпишите последовательности соответствующие условию задач:
1) Имеется радиоактивное вещество массой 256 г, вес которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? на третьи сутки?
256; 128; 64; 32 …
Как получается второй член последовательности? (Деление предыдущего на 2 или умножением на ½).
В
2) В △ABCпроведем среднюю линию A1C1.
В △A1BC1провели среднюю линию А2С2.
В △А2ВС2 провели среднюю линию А3С3.
Найти площадь △А3ВС3, если площадь △ABC=
768 см2.
(Делением предыдущего члена на 4 или умножением на¼)
3) Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 5%. Каким станет вклад через 4 года, если вначале был 1000руб.?
1000; 1050; 1102,5; 1157…
(Умножением предыдущего на 1,05)
4) Бактерия за 1 сек. делится на 3. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 сек.?
1; 3; 9; 27; 81 …
(Умножением предыдущего на 3)
Выписанные последовательности называются геометрической прогрессией. Каким образом образовались члены данных последовательностей? Попробуйте дать определение геометрической прогрессии.
б) bn+1= bn• q, где q- некоторое число,
q- называется знаменателем геометрической прогрессии.
Как найти знаменатель геометрической прогрессии?
q= bn+1/bn
Контрольные вопросы:
Найти знаменатель геометрической прогрессии:
а) 512; 256; 128; 64 … (q= 1/2)
б)Ö3; 3; ЗÖ3; 9; 9Ö3 (q= Ö3)
в) 5; -5; 5; -5 … (q= -l)
г) -2; -6; -18; -54 … (q= 3)
д)1/3; 1/9; 1/24; 1/72 … ( q= 1/3 )
е) 2; 2; 2; 2 … (q=l)
Какие могут быть геометрические прогрессии.
в) По аналогии с арифметической прогрессией вывести формулу п-го члена для геометрической прогрессии.
b1, b2, b3 … b2= b1×q b3=b2×q= b1×q2b4=b3×q= b1×q3 …
Вывод: bn=b1×qn-1
Контрольные вопросы:
bn- геометрическая прогрессия b1- 3 , q= 2
Найти b3, b4, bk
b3=b1×q2=-3×22=-12
b4= b1×q3= -3 -23=-24
bk = b1×qk-1 = -3×2k-1
b1 = -5, q = 2 b3=1 , b4= 0,5
b2 = -10
b3=-20 q=b3/b4= 0,5/1 =0,5
b4=-40 b3=b1×q2
b5=-80 b1=b3/q2= 1/0,25 = 4
b6=-160 4; 2; 1; 0,5;
г) Почему геометрическая прогрессия получила такое название? Сделайте предположение по аналогии с арифметической прогрессией.
Найдите среднее геометрическое чисел
4 и 9
= 6
4; 6; 9 …
Проверьте, образует ли данная тройка геометрическую прогрессию?
(Да; 6/4 = 3/2; 9/6 =3/2)…
Вывод: Любой член геометрической прогрессии начинается со второго, является средним геометрическим последующего и предыдущего.
Докажите это bn=bn+1• bn-1
по определению геометрической прогрессии.
b2n=bn+1• bn-1
Сформулируйте обратное утверждение (попробуйте доказать дома).
д) В старинной книге по арифметике Магницкого приведена следующая забавная задача.
Некто продал лошадь за 156 р. Но покупатель, покупая лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу. Продавец предложил другие условия: Если, по-твоему, цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди, лошадь же тогда получишь в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего ¼коп., за второй½коп, за третий 1 коп. и т.д. Покупатель соблазнился на такие условия. На сколько покупатель проторговался? Составить последовательность:
¼, ½, 1,2,22…221
Попробуем вывести формулу сумму nпервых членов геометрической прогрессии.
Пусть: Sn= b1+ b1q+ b1q2+ … b1qnn-1 (1)
Sn ×q = b1q + b1q2 + b1q3 + … b1qn (2)
Вычтем из (2) -(1)
Sn×q-Sn=b1qn –b1
Sn(q-1) = b1(qn-1)
Если q-1, то Sn= n×b1, т.к. эта последовательность постоянная.
Контрольные вопросы:
a) b1= ¼ q=2, n=24
Таким образом, покупатель проторговался на огромную сумму.
б)b1=1, q=2, n=64
Масса такого количества зёрен больше триллиона тонн.
Найдите сумму шести первых членов геометрической последовательности:
а)3; -6; … q=-2 3 ((-2)6-1) 3 (64-1)
S6= ———.. —- = — ————- = -63
-2-1 -3
б)54; 36 … q=2/3 54 ((2/3)6 — 1) 7
S6= ——————— = -147-
-2/3-1 9
в)-32; -16 … q=l/2 -32 ((1/2)6 — 1) 32(-63/64)
S6= ———.. ———- = ——— ——— = -63
1/2-1 -1/2
г)1; -1/2 …
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
№390 (б), №392 (а,б), №396 (б), №400, №410 (а), №414 (а), №416.