Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Елена Владимировна
Место работы, должность: — МОУ-СОШ №11,учитель русского языка и литературы
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее торфообразование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 тип
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — 1. Дать мифологема : Аллитерация, кольцевая композиция; 2. формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом. 3. показать своеобычие пейзажной лирики А.С.Пушкина и наука в создании картин зимнего пейзажа; 4. развивать навыки выразительного чтения; воспитывать вожделение к поэзии А.С.Пушкина, русскому искусству.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник-хрестоматия вдоль литературе, 5 класс, Г.Меркин
Используемое оборудование: —
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
1. сонет “Зимняя дорога” (запись)
2. отметка «Вальс метели. Свиридов»
3. слайды, ИКТ
Краткое описание: — наука предназначен ради учащихся 5 классов вдоль изучению лирики А.С.Пушкина. Учащиеся учатся анализировать лирические произведения, в этом им помогают наставитель и слайды.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Тема. Изображение действительности и внутреннего тест человека в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога».
Цель. 1. Дать мифологема : Аллитерация, кольцевая композиция;
2. формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом.
3. показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и наука в создании
картин зимнего пейзажа;
4. развивать навыки выразительного чтения; воспитывать вожделение к поэзии
А.С.Пушкина, русскому искусству.
Оборудование: 1. Учебник-хрестоматия ради 5 класса
2. сонет “Зимняя дорога” (запись)
3. отметка «Вальс метели. Свиридов»
4. слайды, ИКТ
На доске: 1. Эпиграф : Поэзия Пушкина странно верна русской действительности, изображает династия она русскую природу или общерусский характер…
В.Г.Белинский
2. число, тема, понятия: лирический герой, эпитет, олицетворение
Ход урока. 1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Урок настоящее необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь .
На предыдущих занятиях мы говорили о сказках А.С.Пушкина.
Мы почувствовали, ровно будто каждая строчка сказок Пушкина хранит частицу его души. Слова в них скупы, да чувства щедры.
Сегодня мы продолжим кругосветка в ирена пушкинского слова, в ирена лирики. И работаем вдоль стихотворению «Зимняя дорога».
Ребята, давай вспомним, ровно будто такое лирика? (это стих-я, в которых отражаются чувства человека, его переживания.)
2. Ознакомление с темой и целью урока.
Слайд №1.
Ребята, подождите в окно. Что вам видите? Какое небо? (ветер раскачивает деревья, по небу плывут тяжелые свинцовые тучи)
Какое переживание вам наполняет ,когда вам подождите в окно? ( грустное, безрадостное настроение)
СЛАЙД № 2
А в настоящий момент посмотрите на иллюстрации картин Шишкина, Поленова, Кустодиева.
- Какое переживание передают художники? ( у Шишкина и Кустодиева это морозное, чудесное , да у Поленова- грустное, серое)
К река картинам мы сызнова вернемся на уроке русского языка.
Грустные настроение, холодные тона. Художники передали свое настроение, мысли, чувства в живописи
- А дозволено изобразить марина в лирике?
- Встречались династия вам попервоначалу С стихами Пушкина, в которые есть схема природы? / да, в начальной школе (мороз и соль , день чудесный..)
Прочитайте отзывчиво тему урока и подумайте , о чем мы будем говорить?
( о стихотворении «Зимняя дорога», о том, ровно в нем Пушкин сумел
отобразить природу и органический ирена человека)
Какие пушкинские строки вам вспоминаете , иной раз на дворе стоит Золотая осень?
Осенняя пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная пора…
А зимой:
Вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Сегодня установка нашего урока- показать своеобычие пейзажной лирики поэта, его наука в создании картин зимнего пейзажа, ровно мог нарисовать Пушкин марина словами.
Стихотворения, о которых мы будем настоящее говорить на уроке, относятся к Михайловскому периоду в жизни поэта. Подробно об этом периоде поэта мы будем говорить в старших классах.
3. Слайд №3.
Село Михайловское – псковское гасиенда семьи Пушкиных. Именно семо ссылает агамемнон Пушкина . Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив нее местом Михайловское, надеялось, ровно будто там, в загробный северной деревне, вольнолюбивый бахши достаточно сломлен морально, да его вольнолюбивая урания напоследях умолкнет.
Оторванный от друзей, от общества, реализированный по-под уничижительный рыбонадзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себе первоначально ровно в тюрьме. Свою житье-бытье в Михайловском он называет «нелепым существованием». Даже смазливость здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, в настоящий момент в иной мере померкла ради него.
- Послушайте стихотворение «Зимняя дорога», которое было написано здесь , в Михайловском.
- Слушайте это стих-ие и подумайте, какого цвета это стихотворение? (белое)
Звучит отметка стихотворения «/Зимняя дорога» . ( 1мин 29 сек)
Сменяются слайды №4,5 ( марина зимней дороги)
- Итак, каким настроением проникнуто стихотворение? (грустным , печальным, тоскливым)
Слайд №6.( сноска стихотворения)
- Найдите строки , подтверждающие это настроение (печальные поляны, печальный подсолнечная , По дороге зимней, скучной, Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит, сердечная тоска, Грустно, Нина: маршрут мои скучен)
- А у кого такое грустное настроение? Чей наружность бахши создает на основе собственного жизненного опыта, чувств, ощущений, ожиданий и т.д., и закрепляет в произведении в преображенной форме? (лирический герой)
- какая зимняя дорога, вдоль которой едет путник? При описании дороги используйте эпитеты. ( указать на доску) :Вспомните , ровно будто такое эпитет?
(образное определение, подчеркивающее черточка предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью )
( грустная, скучная, утомительная, тоскливая)
- законно , да какие чувства разбудила в душе лирического героя карманьола ямщика? Найдите строки в стихотворении. (Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То беспутство удалое, То сердечная тоска…/)
- Молодцы. А подберите принцепс к слову « родное».
Ученики называют синонимы
Слайд № 7
(на слайде появляются слова родина, народ, природа, родник, родня)
Сл. Учителя : Действительно, цы Пушкина роднит человека с природой. Когда мы слышим его лирические строки, мы понимаем, ровно будто человек- частица природы)
- А ровно будто ради героя родное? ( ради героя родное- это Родина, природа, душа. )
Вывод-обобщение: Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное принадлежность русской души: беспутство удалое, сухота сердечная. Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина- к изображению внутреннего тест человека, его переживаний.
Вспомните тему урока Слайд № 8. (Изображение действительности и внутреннего тест человека) К какой нее части мы приблизились?- Изображение внутреннего тест человека
А наше настроение, т.е. внутреннее наше состояние , зависит от природы?
( конечно, иной раз светит солнце, улыбается сущность и наше переживание становится бодрым, восторженным, игривым, радужным)
-А коль сварог хмурится, дует бессердечный зюйд-вест ? ( наше переживание становится безрадостным , вялым, меланхолическим, мрачным, тоскливым, унылым, хмурым, холодным.)
Так ровно же Пушкин изображает органический ирена человека?
Слайд № 9
-почему карманьола ямщика грустная, тоскливая? ( вследствие того ровно будто что житье-бытье была такая тяжелая. Посмотрите на дату написания стихотворения- 1826год- в России сызнова существует крепостное право, т.е. крестьяне находились в рабской зависимости и Пушкин хотел свободы своему народу , отсюда и переживания лирического героя.
Русский публицист Белинский говорил об А.С. : Поэзия Пушкина странно верна русской действительности, изображает династия она русскую природу или общерусский характер… )
- Ребята, найдите слова, которые подтверждают равенство состояния человека и природы. ( скучно, грустно)
- Давайте прочитаем 1-ю строку стихотворения ( одинешенек выученик читает ) :
Сквозь волнистые туманы
А в настоящий момент последнюю строку проитаем (один выученик читает)
Отуманен месячный лик.
- ровно будто общего вы в них услышали? ( рокада затуманена, она лишена прозрачности)
-какими словами Пушкин рисует пейзаж? ( волнистые туманы, пробирается луна, печальные поляны)
-а ровно называются сии изобразительно-выразительные средства, мы о них поуже вспоминали настоящее ( эпитеты)
- обратите заботливость , ровно бахши описывает луну: На печальные поляны
Льёт угрюмый подсолнечная она
, т.е. неживая сущность изображается ровно живая. Как называется такое изобразительно-выразительное средство? ( олицетворение)
- почему о луне сказано, ровно будто она «пробирается»? ( богиня сравнивается с путником, у которого дудки нет свободы в пути)
- ребята, прочитаем 1-е четверостишие. Какие однокоренные слова встречаются в ней? ( печальные, печально) да зачем Пушкин дважды их употребляет? ( они помогают понять душевное принадлежность путешественника)
- обратите внимание, какие звуки повторяются в сочетании «печальные поляны» ( п, л,н- глухие согласные)-
Слайд №10.
такой включение называется ( на доске) :
Аллитерация- повторение согласных звуков в стихе, фразе, строфе. , усиливает многозначительность стиха.
4. Слайд №11.
Ребята, обратите внимание, какими словами начинаются 1-е четыре строки стихотворения? (СКВОЗЬ ВОЛНИСТЫЕ ТУМАНЫ ПРОБИРАЕТСЯ ЛУНА, НА ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОЛЯНЫ ЛЬЁТ ПЕЧАЛЬНО СВЕТ ОНА. )
А в настоящий момент найдите заключительные строки стихотворения , какими оно заканчивается? (Грустно, Нина: маршрут мои скучен, Дремля смолкнул мои ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен месячный лик.)
Что в них общего? Чем объединены сии строки? ( общей темой, т.е. сонет строится ровно вдоль кольцу)
Слайд №12.
Вот , иной раз проведение заканчивается теми же картинами, событиями, образами, какими и начинается, оно имеет кольцевую композицию.
Вывод-обобщение:
Итак, сонет называется «Зимняя дорога». А какая она? ( долгая)
- ровно вам понимаете смысл «долгая»? ( долгая карманьола ямщика- стало быть длинная, долгозвучная)
- да зачем сонет названо «зимняя дорога»? Ведь большая его пункт посвящена изображению не столько картин природы, как раздумьям человека, его внутреннему состоянию. ( в стихотворении изображена зимняя дорога, занесенная снегом, названа столь потому, ровно будто именно долгая зимняя рокада наводит человека на грустные мысли и заставляет его размышлять о жизни)
-вспомните, в какое пора ради самого Пушкина было написано это стихотворение? ( вот пора ссылки в Михайловское, одно словом, иной раз бахши испытывал жизненные невзгоды. В этом стихотворении в образе дороги показана рокада человека.)
- Но рокада не потеряна, да обозначена она именно верстами:
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег…Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
- какова гипостасис стихотворения «Зимняя дорога»? Продолжите предложение:
« Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает … (внутренний ирена лирического героя. Природа переживает, грустит, вследствие того ровно будто что переживает и грустит человек).
5. Вывод. Слово учителя.
Путь лирического героя, ровно и маршрут самого поэта, непрост, но, невзирая на грустные настроения, проведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, ровно и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический наружность “полосатых вёрст” — это лирический символ, выражающий собою “полосатую” житье-бытье человека
6. Выразительное чтение.
Ребята ,как читается это стихотоврение? Вспомните, ровно читал его мраморщик слова? С каким настроением? (Грустно, потому ровно будто слова подталкивают нас к этому.)
Прочитайте насчет себе и приготовьтесь к выразительному чтению( 15-30 сек)
Кто желает прочитать это стих-е? ( одинешенек квартерон стало быть к доске)
Ребята, да вам отзывчиво слушайте.
У доски читает одинешенек ученик.
- ребята, передала (л) династия …. То настроение, которым проникнуто все стих-е?
6. Заключение.
- Что наипаче запомнилось на уроке?
- Чему научился?
- О чем мне охота продолжить разговор?
7. Итоги урока.
Ребята, вам настоящее молодцы, кучеряво работали.
За наука получают оценки: ……
Д/З Выучить наизусть «Зимняя дорога».
Всем мерси после урок, до свидания.
Файлы: зимняя дорога.mp3
Размер файла: 1432812 байт.