Автор конспекта:
Автор(ы): — Александрова Ирина Александровна
Место работы, должность: — МОУ СОШ «Комплекс «Гармония» с углубленным изучениема иностранных языков»
Регион: — Новгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — • создание условий для развития самостоятельности мышления учащихся средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: —
- компьютеры
- компьютерная программа «Пушкин в зеркале двух эпох»
- интерактивная доска
- индивидуальные печатные материалы
Используемые ЦОР: —
Краткое описание: — Данный урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Задачи урока: •формировать у учащихся образ Пушкина — человека вне времени •совершенствовать навыки владения приемами технологии развития критического мышления через чтение и письмо •развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и другие) •воспитывать толерантность к чужому мнению •воспитывать любовь к русской литературе и уважения русских писателей Приемы: •обращение к личному опыту учащихся •бортовой журнал •синквейн •анкетирование Ожидаемый результат урока •Развитие умения работать над образом писателя через самостоятельную работу в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ; •Сформированное собственное мнение о Пушкине как человеке, личности;
ХОД УРОКА
Этапы урока
Методы и приемы, использованные науроке
Форма работы
Деятельность учителя и учащихся
Результат
Стадия вызова
— — — — — Беседа,
— — — — — — — обращение к личному опыту учащихся
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Таблица — Бортовой журнал (часть1)
— — — — — Фронтальная
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Индивидуальная
— — — — — — — — — — Фронтальная
— СЛАЙД 1
Урок литературы
Учитель:
— -Жизнь каждого человека -это загадка и тайна, и наша задача попытаться разгадать эти тайны. Сегодня мы с вами прикоснемся ещё к одной тайне – тайне литературы.
-Я надеюсь, что урок будет интересным и познавательным, самое главное, пройдетв творческой атмосфере. Я очень хочу,чтобы мы сегодня вместе с вами учились думать, анализировать, высказывать свое мнение,не боясь ошибиться, мыслить критически.
— -Как вы понимаете, что значит критически мыслить? (учащиеся отвечают).
— СЛАЙД 2
Критически мыслить
уметь анализировать и оценивать информацию, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, понимать и принимать мнение другого человека, знать, чтосвояточка зрения может быть ошибочна. ( И. Ильясов)
Учитель:
Я считаю, кто не думает, тот не ошибается, а кто не ошибается,тот не думает, поэтому давайте сегодня работать, не боясь высказывать свою точку зрения.
- Прослушайте данное высказывание и выделите в нем наиболее яркие характеристики человека, которые помогут вам в дальнейшем определить, о ком идет речь.
СЛАЙД 3
-Этот человекродился в самом начале лета, когда земля только расцветала и оживала, а морозной зимой, когда земля спала, укрывшись теплым одеялом, его не стало. Удивительно, его жизнь оказалась гармонична жизни природы. Он появился на свет вместе с первыми листочками и ранними цветочками, и ушел из жизни, когда природа уснула, застыла и как бы умерла.Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждатьсятворениями, которые он не успел создать. Но за суровой зимой всегда наступает солнечная весна с ее красотой, улыбками и ожиданием чего-то нового, так и он – чем дальше от нас его датарождения, тем ближе, современнее, прекраснее и просто роднее становится каждаястрочка, написанная им.
Сказки для детей, поэмы для взрослых, рассказы для молодежи, стихи обо всем на свете – его произведенияинтересны в любом возрасте, их хочется читать и перечитывать много раз. Он — «начало начал». Он как воздух, которым мы дышим, как солнце, дающее всему земному жизнь. Он – Родина. Он – Россия.
Учащиеся называют наиболее важные характеристики человека, о котором идет речь.
СЛАЙД 4
Родился в самом начале лета
Его не стало зимой
Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждатьсятворениями,
Он создавал стихи, поэмы, рассказы, повести, романы, сказки для детей и взрослых
Он – Россия
Он – началорусской литературы
Он русский писатель
— -Как вы думаете, о ком идет речь? (О великом писателе Александре Сергеевиче Пушкине)
-Почему вы так считаете? (объясняют)
Эпиграфом нашего урока будут слова А. Ахматовой:
СЛАЙД 5
« Пушкин всегда открытие и всегда тайна»
-Как вы понимаете эти слова?
-Сколько бы нам ни было лет,в какой бы стране мы ни жили, открывая каждый раз томик с произведениями Пушкина, мы находим что-то новое. В самом раннем детстве мы знакомимся со сказкамиПушкина, но, став взрослыми, мы с трепетом берем в руки его сборник и перечитываем сказки, получая огромное наслаждение. Для каждого Александр Сергеевич при чтении открывается по-своему.
- Сегодня мы будем работать в таблице, состоящей из 3 частей. Напишитев 1 её частинесколько предложений о Пушкине – ваши впечатленияо нем. Чем он вам запомнился к 10 классу?(5-7 предложений)
— Мое первоначальное представление
Мнения потомков и современников
Мой Пушкин
-Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (зачитывают свои работы)
-Пушкиначитают и знают в России и за рубежом, в больших городахи маленьких деревнях. О немписали и говорили при жизни и после смерти.
-Послушайте запись на диске и скажите, в чем особенность услышанных вами высказываний?
(Включается запись на диске)
Учащиеся отвечают: об А. С. Пушкине говорят очень разное: его хвалят и в то же время ругают.
Учитель:
-Да, о Пушкине говорили много и по-разному. Некоторые считали его холодными нечувствительным, не способным на проявление искренних чувств, другие отмечали его любвеобильность, дружелюбие, говорили о том, что он расточает себя на балах и в светских гостиных. Женщины считали его красивым, иныеотмечали его некрасивость. Сам Пушкин писал « средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней я»
СЛАЙД 6
С Пушкина началась новая русская литература. ( А Ахматова)
Пушкин – это не только гениальные стихи, это – новый литературный язык, новый возможности мышления и мироощущения.( Н.В. Гоголь)
Его сердце холодно и пусто, в нем нет ни любви, ни религии. (Е. А. Энгельгард)
Он расточает свое дарование в светских гостиных. ( А. Никитенко)
У него нет ни одной связной ровной беседы, резкая острота, злая насмешка ковсему вокруг, внезапная одинокая поэтическая мысль, но все только урывками и изредка.( М. Корф)
- Как вы относитесь к таким словам? Почему?
- Сегодня мы попробуем составить собственноемнение о Пушкине, сделать свое открытие Пушкина и попытаться разгадать его тайну, понять, какие высказывания намближе.
-Тема нашего урока« Пушкин в зеркале времени».
СЛАЙД 7
«Пушкин в зеркале времени»
-Как вы понимаете тему? ( Мы должны посмотреть, каким видели Пушкина современники и потомки, какое значение его творчество имеет в наше время)
-Почему именно в зеркале? (зеркало – отражение)
- Что поможет нам заглянуть в это зеркало? (его произведения, дошедшие до нашего времени)
-Актуальны его произведения сейчас? Что является этому доказательством? (его произведения изучают в школе, экранизируют, ставят спектакли, оперы, балеты)
- А темы, поднятые в его произведениях, актуальны сейчас? (да, понятие чести и долга, место человека в этом мире и другие) Назовите такие произведения.
-Сформулируйте цельнашего урока? (составить свое мнение об этом человеке)
Слайд 8
Цель урока
- Составить собственное мнение о Пушкине.
-Какими источниками мы можем пользоваться? (его произведениями, критическими статьями, его биографией)
-Работать сегодня мы будем, используя компьютерную программу. Откройте её на своем компьютере, найдитешкалу времени. Наводя мышкой на изображение человека,высможете прочитать, что говорили о Пушкине. Посмотрите на шкалу, на ней есть вся информация об А.С. Пушкине (биография писателя, его произведения и многое другое). Используя данный материал, вы должны подготовить сообщение, каким представляли Пушкина его современники и потомки. Почему существуют полярные мнения о нем? Вам предлагаютсядля работы цитаты писателей и государственных деятелей о Пушкине, строкииз его произведений о себе и своем творчестве. Полученные сведения вы заполняете во 2 часть нашей таблицы – 7-10 предложений. Работаете сначала индивидуально 5 минут, потом в парах.Работаем 15 минут.
-Что должно статьрезультатом вашей работы? (анализ существующих материалов о Пушкине и наш вывод об этом)
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Составлен
кластер,
заполнена
1 часть
бортового
журнала
эссе
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Сформулированная темаи цель урока
Стадия осмысления
Гностические (поисковый, исследовательский), работа с компьютерной программой
Бортовой журнал (часть2)
Индивидуальная, в парах,
— — фронтальная
Работают сначала индивидуально, потом в парах, подготавливая сообщениео Пушкине.
Учитель организует выступления учащихся. В ходе обсуждения необходимо объяснить, почему о Пушкине такие противоречивые мнения существуют. Чем Пушкин вызвал такие высказывания о себе? Как учащиеся относятся к этим мнениям?
Учащиеся отвечают, доказываясвою точку зренияпримерами.
Учитель:
-Мы знаем, что Пушкин был земным, и страстным, и грешным, и суровым, и талантливейшим, и верным, скромным и трудолюбивым, эмоциональным и скрытным. Близкие друзья разглядели, сколь нежна, чутка, впечатлительна и скромно-целомудренна была его огненная и обжигающая душа. Общество, особенно где он бывал редко, приводило его в замешательство, и он становился другим.
-Вернитесь к 1части таблицы, изменилось ли сегодня ваше мнение об А. С. Пушкине? Заполните 3 часть таблицы. (5-7 предложений)
Сообщение
о Пушкине,
заполненная
2 часть
Бортового
журнала
Стадия рефлексии
— Бортовой журнал (часть3)
— — — — — — Синквейн
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
— — самоанализ (анкета)
— — — — — — — — — — Индивидуальная
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — фронтальная
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — индивидуальная
— Учащиеся заполняют 3 часть таблицы, анализируя свое первоначальное представление об А. С. Пушкине и полученные знания на уроке, делают окончательный вывод, в виде сочинения.
Учитель:
- Я на уроках очень часто использую прием — синквейн — пять строк о предмете, явлении или лице, наиболее ярко его характеризующие
— СЛАЙД 9
1. Слово, о котором будет идти речь
2. 2 прилагательных о нем
3. 3 глагола
4. Фраза
5. Слово-синоним.
-Составьте синквейно Пушкине.
СЛАЙД 10
1.Пушкин\
2 Русский, гениальный
3. учит, воспитывает, творит
4. Он — Россия
5 Вечность
Чтение синквейнов.
-. Ильин пишет: « Я не встречал людей, которые были бы вообще так любимы, как Пушкин»
Он научил русскую литературу слову, научил её простоте и правдоискательству, суровому, но скептическому реализму с его извечной любовью к жизни.
Пушкин – человек вне времени: он прожил недолго, но жить с нами будет вечно.
Мы говорили сегодня об А. С. Пушкине, человеке большой души и огромнейшего таланта, попытались понять, каким Пушкин остался в нашей душе.
- Где может быть применена полученная информация?
- Я хотела, чтобы этот урок заставил вас задуматься о значимости творчества А. С. Пушкина, вернул, хоть ненадолго,к его произведениям. Мы попытались разгадать ещё одну его тайну. А сколько их у него и что вас ждет впереди, это тоже тайна, но открывать вы её будете сами, может быть, спустя годы. Я уверена, что у вас не пропадет желание читать Пушкина и перечитывать снова и снова, открывая его каждый раз по-новому.
- Я надеюсь, что урок прошел плодотворно и принес вам удовольствие, и предлагаю вам вспомнить весь наш уроки высказать свое отношениев анкете.
слайд11
Анкета
1.Твое отношение к уроку
a) интересный, познавательный
б) нормальный, обычный
в) неинтересный, скучный
г) бесполезный, ненужный
2. Цель урока была
а) рассказать о Пушкине
б) составить собственное мнение о Пушкине
в) научиться работатьс компьютерной программой
3. Закончи предложение
На уроке я _________________________
Заполненная 3 часть бортового журнала
— — — — — — — — — Составлен
синквейн
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Заполнена
анкета –
самоанализ
урока
Домашнее задание
эссе
индивидуальная
(Слайд 12)Проанализируйте свои записи на уроке, напишите эссена тему « Мой Пушкин», взяв эпиграфом цитату, которая подходит к вашему сочинению
—
—
Файлы: Презентация Microsoft PowerPoint.ppt
Размер файла: 540672 байт.