Автор конспекта:
Автор(ы): — Александрова Ирина Александровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ «Комплекс «Гармония» с углубленным изучениема иностранных языков»

Регион: — Новгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — • создание условий для развития самостоятельности мышления учащихся средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: —

  • компьютеры
  • компьютерная программа «Пушкин в зеркале двух эпох»
  • интерактивная доска
  • индивидуальные печатные материалы

Используемые ЦОР: —

Краткое описание: — Данный урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Задачи урока: •формировать у учащихся образ Пушкина — человека вне времени •совершенствовать навыки владения приемами технологии развития критического мышления через чтение и письмо •развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и другие) •воспитывать толерантность к чужому мнению •воспитывать любовь к русской литературе и уважения русских писателей Приемы: •обращение к личному опыту учащихся •бортовой журнал •синквейн •анкетирование Ожидаемый результат урока •Развитие умения работать над образом писателя через самостоятельную работу в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ; •Сформированное собственное мнение о Пушкине как человеке, личности;

ХОД УРОКА
Этапы урока
Методы и приемы, использованные науроке
Форма работы
Деятельность учителя и учащихся
Результат
Стадия вызова
— — — — — Беседа,
— — — — — — — обращение к личному опыту учащихся
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Таблица — Бортовой журнал (часть1)
— — — — — Фронтальная
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Индивидуальная
— — — — — — — — — — Фронтальная
СЛАЙД 1
Урок литературы

Учитель:
-Жизнь каждого человека -это загадка и тайна, и наша задача попытаться разгадать эти тайны. Сегодня мы с вами прикоснемся ещё к одной тайне – тайне литературы.
-Я надеюсь, что урок будет интересным и познавательным, самое главное, пройдетв творческой атмосфере. Я очень хочу,чтобы мы сегодня вместе с вами учились думать, анализировать, высказывать свое мнение,не боясь ошибиться, мыслить критически.
-Как вы понимаете, что значит критически мыслить? (учащиеся отвечают).
СЛАЙД 2
Критически мыслить
уметь анализировать и оценивать информацию, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, понимать и принимать мнение другого человека, знать, чтосвояточка зрения может быть ошибочна. ( И. Ильясов)
Учитель:
Я считаю, кто не думает, тот не ошибается, а кто не ошибается,тот не думает, поэтому давайте сегодня работать, не боясь высказывать свою точку зрения.
- Прослушайте данное высказывание и выделите в нем наиболее яркие характеристики человека, которые помогут вам в дальнейшем определить, о ком идет речь.
СЛАЙД 3
-Этот человекродился в самом начале лета, когда земля только расцветала и оживала, а морозной зимой, когда земля спала, укрывшись теплым одеялом, его не стало. Удивительно, его жизнь оказалась гармонична жизни природы. Он появился на свет вместе с первыми листочками и ранними цветочками, и ушел из жизни, когда природа уснула, застыла и как бы умерла.Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждатьсятворениями, которые он не успел создать. Но за суровой зимой всегда наступает солнечная весна с ее красотой, улыбками и ожиданием чего-то нового, так и он – чем дальше от нас его датарождения, тем ближе, современнее, прекраснее и просто роднее становится каждаястрочка, написанная им.
Сказки для детей, поэмы для взрослых, рассказы для молодежи, стихи обо всем на свете – его произведенияинтересны в любом возрасте, их хочется читать и перечитывать много раз. Он — «начало начал». Он как воздух, которым мы дышим, как солнце, дающее всему земному жизнь. Он – Родина. Он – Россия.
Учащиеся называют наиболее важные характеристики человека, о котором идет речь.
СЛАЙД 4
Родился в самом начале лета
Его не стало зимой
Выстрел на Черной речке лишил нас возможности наслаждатьсятворениями,
Он создавал стихи, поэмы, рассказы, повести, романы, сказки для детей и взрослых
Он – Россия
Он – началорусской литературы
Он русский писатель
-Как вы думаете, о ком идет речь? (О великом писателе Александре Сергеевиче Пушкине)
-Почему вы так считаете? (объясняют)
Эпиграфом нашего урока будут слова А. Ахматовой:
СЛАЙД 5
« Пушкин всегда открытие и всегда тайна»
-Как вы понимаете эти слова?
-Сколько бы нам ни было лет,в какой бы стране мы ни жили, открывая каждый раз томик с произведениями Пушкина, мы находим что-то новое. В самом раннем детстве мы знакомимся со сказкамиПушкина, но, став взрослыми, мы с трепетом берем в руки его сборник и перечитываем сказки, получая огромное наслаждение. Для каждого Александр Сергеевич при чтении открывается по-своему.
- Сегодня мы будем работать в таблице, состоящей из 3 частей. Напишитев 1 её частинесколько предложений о Пушкине – ваши впечатленияо нем. Чем он вам запомнился к 10 классу?(5-7 предложений)
Мое первоначальное представление
Мнения потомков и современников
Мой Пушкин



-Кто хочет поделиться своими впечатлениями? (зачитывают свои работы)
-Пушкиначитают и знают в России и за рубежом, в больших городахи маленьких деревнях. О немписали и говорили при жизни и после смерти.
-Послушайте запись на диске и скажите, в чем особенность услышанных вами высказываний?
(Включается запись на диске)
Учащиеся отвечают: об А. С. Пушкине говорят очень разное: его хвалят и в то же время ругают.
Учитель:
-Да, о Пушкине говорили много и по-разному. Некоторые считали его холодными нечувствительным, не способным на проявление искренних чувств, другие отмечали его любвеобильность, дружелюбие, говорили о том, что он расточает себя на балах и в светских гостиных. Женщины считали его красивым, иныеотмечали его некрасивость. Сам Пушкин писал « средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней я»
СЛАЙД 6
С Пушкина началась новая русская литература. ( А Ахматова)
Пушкин – это не только гениальные стихи, это – новый литературный язык, новый возможности мышления и мироощущения.( Н.В. Гоголь)
Его сердце холодно и пусто, в нем нет ни любви, ни религии. (Е. А. Энгельгард)
Он расточает свое дарование в светских гостиных. ( А. Никитенко)
У него нет ни одной связной ровной беседы, резкая острота, злая насмешка ковсему вокруг, внезапная одинокая поэтическая мысль, но все только урывками и изредка.( М. Корф)
- Как вы относитесь к таким словам? Почему?
- Сегодня мы попробуем составить собственноемнение о Пушкине, сделать свое открытие Пушкина и попытаться разгадать его тайну, понять, какие высказывания намближе.
-Тема нашего урока« Пушкин в зеркале времени».
СЛАЙД 7
«Пушкин в зеркале времени»
-Как вы понимаете тему? ( Мы должны посмотреть, каким видели Пушкина современники и потомки, какое значение его творчество имеет в наше время)
-Почему именно в зеркале? (зеркало – отражение)
- Что поможет нам заглянуть в это зеркало? (его произведения, дошедшие до нашего времени)
-Актуальны его произведения сейчас? Что является этому доказательством? (его произведения изучают в школе, экранизируют, ставят спектакли, оперы, балеты)
- А темы, поднятые в его произведениях, актуальны сейчас? (да, понятие чести и долга, место человека в этом мире и другие) Назовите такие произведения.
-Сформулируйте цельнашего урока? (составить свое мнение об этом человеке)
Слайд 8
Цель урока
- Составить собственное мнение о Пушкине.
-Какими источниками мы можем пользоваться? (его произведениями, критическими статьями, его биографией)
-Работать сегодня мы будем, используя компьютерную программу. Откройте её на своем компьютере, найдитешкалу времени. Наводя мышкой на изображение человека,высможете прочитать, что говорили о Пушкине. Посмотрите на шкалу, на ней есть вся информация об А.С. Пушкине (биография писателя, его произведения и многое другое). Используя данный материал, вы должны подготовить сообщение, каким представляли Пушкина его современники и потомки. Почему существуют полярные мнения о нем? Вам предлагаютсядля работы цитаты писателей и государственных деятелей о Пушкине, строкииз его произведений о себе и своем творчестве. Полученные сведения вы заполняете во 2 часть нашей таблицы – 7-10 предложений. Работаете сначала индивидуально 5 минут, потом в парах.Работаем 15 минут.
-Что должно статьрезультатом вашей работы? (анализ существующих материалов о Пушкине и наш вывод об этом)
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Составлен
кластер,
заполнена
1 часть
бортового
журнала
эссе
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Сформулированная темаи цель урока
Стадия осмысления
Гностические (поисковый, исследовательский), работа с компьютерной программой
Бортовой журнал (часть2)
Индивидуальная, в парах,
— — фронтальная
Работают сначала индивидуально, потом в парах, подготавливая сообщениео Пушкине.
Учитель организует выступления учащихся. В ходе обсуждения необходимо объяснить, почему о Пушкине такие противоречивые мнения существуют. Чем Пушкин вызвал такие высказывания о себе? Как учащиеся относятся к этим мнениям?
Учащиеся отвечают, доказываясвою точку зренияпримерами.
Учитель:
-Мы знаем, что Пушкин был земным, и страстным, и грешным, и суровым, и талантливейшим, и верным, скромным и трудолюбивым, эмоциональным и скрытным. Близкие друзья разглядели, сколь нежна, чутка, впечатлительна и скромно-целомудренна была его огненная и обжигающая душа. Общество, особенно где он бывал редко, приводило его в замешательство, и он становился другим.
-Вернитесь к 1части таблицы, изменилось ли сегодня ваше мнение об А. С. Пушкине? Заполните 3 часть таблицы. (5-7 предложений)
Сообщение
о Пушкине,
заполненная
2 часть
Бортового
журнала

Стадия рефлексии
Бортовой журнал (часть3)
— — — — — — Синквейн
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
— — самоанализ (анкета)
— — — — — — — — — — Индивидуальная
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — фронтальная
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — индивидуальная
Учащиеся заполняют 3 часть таблицы, анализируя свое первоначальное представление об А. С. Пушкине и полученные знания на уроке, делают окончательный вывод, в виде сочинения.
Учитель:
- Я на уроках очень часто использую прием — синквейн — пять строк о предмете, явлении или лице, наиболее ярко его характеризующие
СЛАЙД 9
1. Слово, о котором будет идти речь
2. 2 прилагательных о нем
3. 3 глагола
4. Фраза
5. Слово-синоним.

-Составьте синквейно Пушкине.
СЛАЙД 10
1.Пушкин\
2 Русский, гениальный
3. учит, воспитывает, творит
4. Он — Россия
5 Вечность
Чтение синквейнов.
-. Ильин пишет: « Я не встречал людей, которые были бы вообще так любимы, как Пушкин»
Он научил русскую литературу слову, научил её простоте и правдоискательству, суровому, но скептическому реализму с его извечной любовью к жизни.
Пушкин – человек вне времени: он прожил недолго, но жить с нами будет вечно.
Мы говорили сегодня об А. С. Пушкине, человеке большой души и огромнейшего таланта, попытались понять, каким Пушкин остался в нашей душе.
- Где может быть применена полученная информация?
- Я хотела, чтобы этот урок заставил вас задуматься о значимости творчества А. С. Пушкина, вернул, хоть ненадолго,к его произведениям. Мы попытались разгадать ещё одну его тайну. А сколько их у него и что вас ждет впереди, это тоже тайна, но открывать вы её будете сами, может быть, спустя годы. Я уверена, что у вас не пропадет желание читать Пушкина и перечитывать снова и снова, открывая его каждый раз по-новому.
- Я надеюсь, что урок прошел плодотворно и принес вам удовольствие, и предлагаю вам вспомнить весь наш уроки высказать свое отношениев анкете.
слайд11
Анкета
1.Твое отношение к уроку
a) интересный, познавательный
б) нормальный, обычный
в) неинтересный, скучный
г) бесполезный, ненужный
2. Цель урока была
а) рассказать о Пушкине
б) составить собственное мнение о Пушкине
в) научиться работатьс компьютерной программой
3. Закончи предложение
На уроке я _________________________

Заполненная 3 часть бортового журнала
— — — — — — — — — Составлен
синквейн
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Заполнена
анкета –
самоанализ
урока
Домашнее задание
эссе
индивидуальная
(Слайд 12)Проанализируйте свои записи на уроке, напишите эссена тему « Мой Пушкин», взяв эпиграфом цитату, которая подходит к вашему сочинению





Файлы: Презентация Microsoft PowerPoint.ppt
Размер файла: 540672 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология