Автор конспекта:
Автор(ы): — Лучникова Людмила Семеновна
Место работы, должность: —
г.Челябинск, МОУ гимназия №23, учитель русского языка и литературы
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские компетенции; воспитывать стремление к истинным жизненным ценностям.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Литература. 9кл. В 2 ч. Ч.1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М.: Дрофа, 2010.
Используемая методическая литература: —
1. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. — Саратов, 2008.
2. Липина Е.Ю. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф.Курдюмовой. 5 — 9 классы. -М., 2008
Используемое оборудование: —
Интерактивная доска SmartBoard, программное обеспечение — Smart Notebook 10, пакет офисных приложений.
Используемые ЦОР: —
презентация-викторина : Знаешь ли ты комедию Фонвизина "Недоросль"?
конспект урока : Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
тест "Senteo ": Что ты знаешь о комедии Фонвизина "Недоросль"?
Краткое описание: —
Авторский план-конспект урока со ссылками на опорный конспект в программе Notebook, викториной в Power Point, тестом Senteo поможет учителю провести учебное занятие на тему Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина Недоросль.
Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781)
Цель – показать уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши и положительный авторский идеал в вопросах воспитания молодого поколения; развивать читательские умения; прививать истинные жизненные ценности.
Задачи – формирование компетенций:
- ценностно-смысловой – установить взаимосвязь между рассмотренной на предыдущем уроке проблемой гражданственности и проблемой воспитания; показать важность семейного воспитания для становления личности; побудить к самовоспитанию;
- общепредметных – работать с книгой: опираясь на текст комедии, выявить авторскую позицию по проблеме воспитания; устанавливать причинно-следственные связи;
- предметных – сопоставлять художественные произведения, устанавливать внутрипредметные связи;
- коммуникативных – развивать речь, участвовать в диалоге и полилоге.
Ожидаемые результаты:
- освоение новой темы;
- понимание конкретно-исторического и общечеловеческого смысла комедии;
- понимание роли воспитания и самовоспитания в становлении личности;
- умение устанавливать внутрипредметные связи;
- умение аргументировать ответ текстом художественного произведения;
- закрепление литературоведческих понятий;
- развитие речи
Формы организации работы детей:
- работа с текстом комедии
- работа на интерактивной доске
- участие в викторине
- участие в беседе на заданную тему
- выразительное чтение
- выполнение тестового задания
Формы организации работы учителя:
- мотивация учащихся;
- вступительное слово;
- викторина;
- беседа;
- контроль;
- диагностика компетенций;
- заключительное слово;
- предъявление домашнего задания
Оборудование: интерактивная доска, текст комедии Фонвизина
Методическая эффективность использования интерактивной доски на данном уроке
Применение ИД позволило:
- в игровой форме актуализировать необходимый для освоения новой темы материал;
- мотивировать работу у доски (элемент новизны и валеологический аспект — движение);
- создать интригу при затенении экрана;
- с помощью затенения организовать самопроверку;
- получить обратную связь с быстрым и объективным фронтальным оцениванием;
- создать условия для лучшего запоминания учебного материала
Ход урока:
Слайд 1 в программе Notebook (Примечание: в аккаунте файлы Notebook представлены в виде презентаций в программе PowerPoint, полный вариант конспекта урока смотреть здесь )
1-й этап урока. Вступительное слово учителя:
– На прошлом уроке мы узнали о том, как решается в комедии Д.И.Фонвизина проблема гражданственности. Вспомним, какова позиция автора в решении этой проблемы: кто, по его мнению, является истинным гражданином Отечества?
Предполагаемые ответы учащихся (в дальнейшем предполагаемые ответы и действия учащихся будут даваться в скобках):
– Настоящий гражданин – образованный, нравственно воспитанный человек (дворянин), все свои помыслы и дела направляющий на службу Отечеству. /«Невежда без души – зверь», «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»/
2-й этап. Вопросы и задания по новой теме:
– Но гражданами не рождаются, ими становятся. Каким образом? (В результате соответствующего воспитания).
— Вот о воспитании мы сегодня и поговорим: посмотрим, как раскрывает тему воспитания Денис Иванович Фонвизин.(Мотивация к проверке домашнего задания, которая включается в объяснение нового материала): Давайте прежде всего освежим в памяти текст, который нам понадобится для аргументации наших ответов.
На экране – викторина в программе PowerPoin tпо тексту «Недоросля»:
(Примечание: полный вариант викторины смотреть здесь )
Возвращаемся к слайду 1 в программе Notebook
– Теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем на доске слова-ассоциации к слову «воспитание». (Учащиеся выходят к доске по одному и пишут слова-ассоциации: ребенок, родители, семья, школа, учителя, друзья…)
– Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином? Можно ли воспитание свести только к умственному развитию? (Следует дать ему образование, привить нравственные нормы, приучить к общественно полезному труду).
Слайд 2 в программе Notebook (с затенением экрана):
(Примечание: Все последующие слайды – в программе Notebook)
– Кому принадлежат слова: «Просвещение возвышает одну лишь добродетельную душу» (Стародуму).
– Правильно. А как вы понимаете эти слова? (Знания человека безнравственного могут принести людям зло, следовательно, не возвысят человека, а вызовут негодование людей порядочных. «Возвышается» только нравственный, «добродетельный», т.е. стремящийся «делать добро» человек).
Слайд 3 (с затенением экрана):
– Фонвизин показал нам процесс воспитания дворянина. Кого именно и каким образом воспитывают в комедии? (Митрофана)
(Затенение открывается).
Митрофан – недоросль. Недоросль – в 18 в. в России: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
Беседа по вопросам:
— Вспомните: с каким героем–недорослем мы встречались в прошлом году на уроках литературы? (С Петром Гриневым из повести Пушкина «Капитанская дочка»).
— Можно сказать, что Петр Гринев стал настоящим гражданином? Почему? (Через всю жизнь он пронес наказ отца: «береги платье снову, а честь смолоду»)
— Где начинается воспитание человека? (В семье).
— Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан. (Слайд 4)
— Найдите в тексте слова, которыми Правдин характеризует отца и мать Митрофана. (Фонвизин показал нам семью помещиков Простаковых, в которой отец, по выражению Правдина, «дурак бессчетный», а мать – «презлая фурия»).
— Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии
- её упрек Еремеевне («Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»);
- подтвердим словами текста её заступничество за сына («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича!»)
- то, как она им любуется… («Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
- оправдывает его … («…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»).
— Однако какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?
— Все-таки, как любая мать, Простакова желает сыну добра. В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал? (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить»).
— Почему хочет женить сына на Софье? Чтобы скорей повзрослел? Стал ответственнее? (Софья – богатая наследница)
— Нужно ли человеку учиться? Для чего? Что об этом думает г-жа Простакова?
Открывается 5-й слайд с цитатой,которую учащиеся находят в тексте комедии сами, а потом сверяют с записью на экране.
— Для чего же она нанимает учителей для Митрофана?(Иначе не удастся женить его на Софье).
Слайд 6. Учащиеся читают по ролям знаменитую сцену «экзамена» Митрофана.
- Научился ли Митрофан чему-нибудь? Почему? Можно ли сказать, что он глуп? (Митрофан не глуп, но ничему не научился).
— Почему же он ничему не научился? Посмотрим на доску.
Открывается слайд 7. На доске «разбросаны» цитаты из комедии:
Учащиеся получают задание распределить цитаты по столбцам, установив между ними причинно-следственные связи.
3-й этап. Выводы, выявление авторской позиции по проблеме воспитания:
Слайд 8,9:Конкретно-исторический смысл комедии.
— А каков общечеловеческий смысл комедии, её актуальность для нашего сегодняшнего общества?
-Может ли безнравственный человек воспитать человека порядочного? Можно ли воспитать хорошего человека без собственного положительного примера?
-Является ли проблема воспитания актуальной для нашего времени? Встречаются ли сейчас митрофаны? Как можно распознать их? (По интересам, жизненным устремлениям, нравственным качествам, отношению к учебному труду и к труду вообще)
— Митрофан – мужское имя. А есть ли девушки – митрофаны? Каков их современный облик?
Слайд 10: Крылатое слово «недоросль». Современное значение – глуповатый юноша-недоучка (Словарь С.И.Ожегова) Я бы добавила: …и девушка, не желающие учиться, не доросшие до интеллектуальных потребностей, прожигающие жизнь, стремящиеся лишь к развлечениям
Заключительное слово учителя:Ваш живой интерес к проблеме, поднятой Фонвизиным, в очередной раз показал, что его комедия бессмертна. Не случайно она до сих пор не сходит со сцен театров и пользуется огромной популярностью у зрителей. Наверное, многих она вдохновит на создание собственных творческих работ.
Предлагаю вам в качестве домашнего задания темы проектов:
Те, кому это задание покажется трудным, пусть ответят на 3 любых вопроса учебника ко всему тексту комедии.
4-й этап: обратная связь — тестирование с помощью системы голосования «Senteo» (тесты составлены в программе Notebook
(Примечание: полный вариант теста смотреть здесь )
5-й, заключительный этап урока — рефлексия:
Файлы: Футуризм.-.ppt
Размер файла: 386560 байт.