Автор конспекта:
Автор(ы): — Горбатова И.М.
Место работы, должность: —
МОБУ Чесменская СОШ №2 учитель географии
Регион: — Челябинская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — География
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — учебно-тематический план
Краткое описание ресурса: —
календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе. Учитель географии Чесменской средней школы №2 Горбатова И.М.
Дата
№
урока
Темы учебных занятий
Кол-во часов
Требования к уровню подготовки
Основные понятия
Практические работы
Наглядные пособия
Домашнее задание
1
Введение.
Урок:
Экономическая география – наука о хозяйстве и населении.
1
Должны знать:
Задачи курса экономической и социальной географии России. Особенности структуры учебника.
Экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс, природный комплекс
П. 1 записи в тетради
Раздел 1. Общий обзор России (8 часов)
Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России
2
Урок:
Формирование территории России.
1
Должны знать:
История формирования территории России. Исторические города и время образования как отражение территориальных изменений. Направления роста территории в Х IV-Х IХ вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. СНГ.
СССР СНГ.
П.2. р/т зад.4 стр.7 заполнить таблицу.
3
Урок:
Географическое положение России.
1
Должны знать:
ЭГП России. Факторы ЭГП. Политико-географическое положение России. Плюсы и минусы географического положения страны.
Должны уметь:
Определять географическое положение объектов; описывать географическое положение страны (ЭГП, геополитическое)
Экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика.
Практическая работа № 1:
Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.
П.3к/к
р/т зад.4 стр.10
4-5
Урок: Административно-территориальное устройство России.
2
Должны знать:
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Административно-территориальное деление, субъекты Федерации, федеральные округа.
Практическая работа № 2:
Составление политико-административной карты России. Обозначение на к/к территориальных единиц. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами водными путями.
Тест «Административное деление и государственная территория России»
П.4
р/т зад.6 стр.13
6
Урок:
Экономическое районирование территории России.
1
Должны знать:
Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Экономические районы, регионы и зоны.
Должны уметь:
Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы».
Районирова-ние, экономичес-кий район, экономичес-кий регион, экономичес-кая зона, специализация.
К.М.
«Экономичес-кое районирова-ние России»
О.К.Федеральные округа.
П.5 р\т зад.1 стр.14.
7
Урок:
Природные условия России.
1
Должны знать:
Природные условия страны. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Хозяйственный потенциал природных условий России.
Должны уметь:
оценивать и прогнозировать природно-ресурсный потенциал страны.
Природные условия, адаптация.
П.6 р/т зад.5-6 стр.18.
8
Урок:
Природные ресурсы России.
1
Должны знать:
Основные виды природных ресурсов, примеры их рационального и нерационального использования, влияние их на хозяйственную специализацию территорий. Объекты Всемирного наследия на территории России.
Природные, минеральные, почвенные, лесные, водные, агроклиматические, рекреационные ресурсы, климатические условия, почва.
П.7 стр.42 учебника поработаем с картой
9
Урок:
Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.
1
Должны знать:
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышлен-ности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «Грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Промышленность, «чистые» и «грязные» производства, экологические проблемы, зоны экологического бедствия.
П.8
Тема 2. Население России (9 часов)
10
Урок:
Численность населения России
1
Должны знать:
Демография. Переписи населения. Численность населения и ее динамика. Естественный прирост, воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России.
Должны уметь:
Объяснять различия в естественном приросте населения.
Демография, естественный прирост населения, воспроизводство населения, традиционный и современный тип воспро-изводства, демографический кризис.
П. 9 Проект «История моей семьи»
11-12
Урок:
Размещение населения России.
2
Должны знать:
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики.
Плотность населения, зона севера, основная зона расселения населения.
Практическая работа №3
Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.
П.10 р/т зад 6 стр.28.
13
Урок:
Миграции населения.
1
Должны знать:
Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы беженцы. Миграционные волны.
Должны уметь:
Объяснять различия направления миграций.
Миграции, безвозвратные, возвратные, сезонные, маятниковые. Внутренние и внешние миграции. Беженцы.
Презентация.
П. 11. Учебник вопросы на стр.65.
14
Урок:
Формы расселения и урбанизация.
1
Должны знать:
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городов поселений и виды городов. Городские агломерации.
Должны уметь:
Оценивать и прогнозировать изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.
Расселение, городская форма расселения, сельское расселение, урбанизация, уровень урбанизации, городская агломерация.
П. 12 учебник стр.72 поработаем с картой.
р/т зад.1-5 стр.32-33
15
Урок:
Этнический и религиозный состав населения.
1
Должны знать:
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Языковые группы, семьи, малые народы, религии России, ислам буддизм, иудаизм, православие, этнорелигиоз-ные конфликты.
Практическая работа №4
Нанесение на к/к национально-территориальных образований и краев. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе России».
П. 13
16
Урок:
Трудовые ресурсы и рынок труда.
1
Должны знать:
Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица в России.
Трудовые ресурсы, рынок труда. Безработица.
П.14 итоговые тесты стр. 82-84.
17 -18
Урок:
Обобщение знаний по теме «Население России»
Защита проектов «История моей семьи»
2
Тест по теме «Население России»
Тема 3. Хозяйство России. Производственный
потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. (21 час).
20
Урок:
Национальная экономика. Отраслевая структура хозяйства России.
1
Должны знать:
Национальная экономика, понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы, отрасли хозяйства, три сектора национальной экономики, отраслевая структура хозяйства, межотраслевые комплексы.
Национальная экономика (национальное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс.
П.15 р/т зад.6 стр.41 карта.
21-22
Урок:
Факторы размещения производства.
1
Должны знать:
Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Факторы размещения производства
Практическая работа №5
Выбор места строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства
П.16 р/.т зад.4 стр.42 схема.
23
Урок:
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.
1
Должны знать:
Состав ТЭК, топливная, газовая, нефтяная промышленности нефтегазовые базы России, их хозяйственная оценка, важнейшие магистральные нефтепроводы и газопроводы.
Топливно-энергетический баланс.
К.Мсхема «Структура ТЭК», «Связь ТЭК с други-ми отрас-лями, «ТЭ баланс.
П. 17 р\т зад.4 стр.45 заполнить таблицу.
24-25
Урок:
ТЭК: угольная промышленность
2
Должны знать:
Особенности отрасли, способы добычи угля, основные угольные бассейны страны.
Виды угля (антрацит, коксующий и бурый уголь).
Практическая работа №6
Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов.
П.18
26
Урок:
ТЭК: электроэнергетика. Электростанции и их виды.
1
Должны знать:
Особенности отрасли, типы электростанций. Крупнейшие каскады ГЭС, альтернативная энергетика, единая энергетическая система России.
Единая энергетическая система, альтернативная энергетика.
Презентация «Электороэнергетика»
К.М.Типы электростанций (видео), тренажер
заполнение схемы потребители тепла и энергии.
Практика
Заполнение табл. «Преимущест-ва и недоста-тки элек-тростанций».
П.19 р/т зад.4 стр.49 схема
27-28
Урок:
Металлургический комплекс: черная металлургия
2
Должны знать:
Значение и особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Факторы размещения отрасли, металлургические базы страны.
Концентрация производства, комбинат, комбинирова-ние
Практическая работа №7
Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.
О.К
Металлургические базы. Экологические проблемы.
Видео
П.20 р/т зад. 1-4 стр.51
29
Урок:
Металлургический комплекс: цветная металлургия.
1
Должны знать:
Виды цветных металлов, особенности отрасли, факторы размещения основных отраслей цветной металлургии.
Полиметаллические руды.
Практическая работа №8
Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности
К.М. Металлурги-
ческий ком-бинат. Продукция и этапы производства.
Практика.
Месторождения и центры черной
и цветной металлургии.
П.21 р/т зад.6 стр.54
30-31
32
Урок:
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения.
Урок:
Машиностроение: отрасли. ВПК.
2
1
Должны знать:
Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, сельскохозяйственное, транспортное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Машиностроение, ВПК.
Практическая работа №9
Определение по картам и нанесение на к/к главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
О.К
Состав машиностроения
(схема)
Практика
Таблица «Размещение машиностроения» задание
№ 2
П.22 вопросы в конце параграфа.
П.23
33
Урок:
Химическая промышленность.
1
Должны знать:
Особенности, сырьевая база отрасли химической промышленности, факторы размещения.
Горная, основная, химия органического синтеза.
К.М.
«Отраслевой состав химической промышленности» (схема)
П.24 р/т зад.4 стр. 60
34
Урок:
Лесная промышленность.
1
Должны знать:
Особенности лесной промышленности, структура отрасли. Главные лесопромышленные комплексы страны.
Целлюлозно-бумажная промышленно-сть (ЦРП), деревообработ-ка
О.К.Факторы размещения лесной промышленности (схема)
П.25
35
36
37
38
Урок:
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство: растениеводство.
Урок:
Сельское хозяйство: животноводство.
Урок:
Зональная организация сельского хозяйства.
Урок:
Пищевая и легкая промышленность.
1
1
1
1
Должны знать:
Состав, особенности, значение АПК, его звенья. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности.
Должны уметь:
Описывать образы народно-хозяйственных объектов.
АПК, сельскохозяйственные угодья, зерновое хозяйство, технические культуры, скотоводство, оленеводство, пригородное хозяйство, текстильная, швейная промышленности.
Практическая работа №10
Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.
К.М.
«Состав сельского хозяйства (схема).
О.К.
«Отраслевой состав АПК» (схема).
Тест
П. 26
П.27 р/т зад.3-4 стр.65
П.28
П.29 р/т зад.4 стр 72 схема
40
Урок:
Транспорт России.
1
Должны знать:
Транспорт и его роль в экономике России. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, воздушный и водный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть России и ее элементы, главные транспортные магистрали страны.
Транспорт, грузооборот, пассажирооборот, каботажные перевозки, транспортные магистрали, транспортный узел, транспортная сеть
К.М.
Виды транспорта (схема)
О.К.
Достоинства и недостатки транспорта.
П. 30
41
Урок:
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
1
Должны знать:
Качество жизни населения, материальная и нематериальная сферы хозяйства, география сферы услуг.
Качество жизни, материальная, нематериальная сфера.
П.31
42
Урок:
Обобщение по теме «Хозяйство России»
1
Тест по теме.
Раздел 2. Экономические районы России (12 часов)
43
Урок:
Северный экономический район
1
Должны знать:
Состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население, специфика хозяйственной специализации Северного экономического района. Мурманск — морские ворота страны.
П.32 к/к р/т зад.3-5 стр. 81
Учебник стр. 179 поработаем с картой.
44
Урок:
Северо – Западный экономический район.
1
Должны знать:
ЭГП, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации Северо – Западного экономического района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
Презентация
«Санкт-Петербург»
П. 33 к/к
45-46
Урок:
Калининградская область – самая западная территория России.
2
Должны знать:
ЭГП, природные условия и ресурсы, население, сельское хозяйство, транспорт Калининградской области.Должны уметь:
Описывать географическое положение отдельных регионов и географических объектов.
Практическая работа №11
Экономико-географическая характеристика области по типовому плану.
П. 34 к/к
47-48
Урок:
Центральный экономический район.
2
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Старейший центр текстильной промышленности.
Практическая работа №12
Сравнение экономи ко-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов
П. 35 р/т зад.5 стр.89, к/к
49
Урок:
Центрально-Черноземный экономический район.
1
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
КМА.
П.36 к/к р/т зад.7 стр.92
50
Урок:
Волго-Вятский экономический район.
1
Должны знать:
Состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность ЭГП, высококвалифицированные трудовые ресурсы. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
П. 37 к/к р/т. Зад.6 стр.94. подгото-вить сообщения, презента-ции «Народные промыслы России»
51
Урок:
Урок-ярмарка
Народные промыслы Центральной России.
1
Должны знать:
Народные промыслы Центральной России: гжель, хохлома, вологодское кружево, финифть, городецкая роспись, палех.
Презентация
Составление таблицы «Народные промыслы Центральной России»
Таблица в тетради.
52
Урок:
Северо-Кавказский экономический район.
1
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. агроклиматические и рекреационные ресурсы района. Выдающая роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Рекреационное хозяйство.
Практическая работа №13
Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.
П. 38 к/к
53
Урок:
Поволжский экономический район.
1
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Поволжье крупный нефтегазоносный район, «автомобильный цех» страны.
Энергоемкие производства
П.39 к\ к учебник стр.214 поработаем с картой.
54
Урок:
Уральский экономический район.
1
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Уральская металлургическая база, центр тяжелого машиностроения
К.М.
Урок № 38
Регионы и города
Урала. Презентация
П.40 р\т зад.3-4 стр. 100
55
Урок:
Обобщение «Западный макрорегион».
1
Тест, задания
Заполнить таблицу.
56
Урок:
Западно-Сибирский экономический район.
1
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа, каменного угля района. Черная металлургия Кузбасса.
Кузбасс
Презентация.
П.41 к/к р/т зад.4 стр.102
57
Урок:
Восточно – Сибирский эконоический район.
1
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые климатический условия и богатые природные ресурсы района. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Ангаро-Енисейский каскад ГЭС.
Практическая работа №14
Сравнение хозяй-ственной специализации Западно-Сибир-ского и Восточно-Си-бирского экономических районов.
О.К.
Состав территории, ЭГП.
Практика
задания № 1,
П.42
П. 43
58
Урок:
Дальневосточный экономический район.
Должны знать:
ЭГП, состав, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Презентация «Дальневосточный экономичес-кий район»
П. 44
60-61
Урок:
Обобщение «Восточный макрорегион»
Обобщение по разделу 2 «Экономические районы России».
2
Итоговые тесты стр.237 учебник
Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья (4 часа)
62
Урок:
Страны Балтии и Белоруссия.
1
Должны знать:
Страны Европейского Запада, их природные условия, природные ресурсы, население. Общие черты экономики. Белоруссия -ЭГП, хозяйство.
Прибалтийский тип сельского хозяйства.
П.44 к/к
63
Урок:
Украина и Молдавия.
1
Должны знать:
ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран.
Ближнее Зарубежье.
П. 45 К.К. р/т зад. 4-6 стр.115.
64
Урок:
Страны Закавказья.
1
Должны знать:
ЭГП, природные условия и ресурсы, хозяйство. Отрасли специализации стран.
П.46
65
Урок:
Страны Центрально-Азиатского региона.
1
Должны знать:
Страны Азиатского юга. Казахстан – страна-гигант. Природные условия, определяющие специфику разных частей страны. Четыре азиатские республики: черты сходства и различия.
Теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, длинноволокнистый хлопок, ковроткачество
П. 47 р/т. Зад. 2-5 стр.120-121.
66
Урок:
Выполнение практической работы.
1
Практическая работа №15
Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.
67
Урок:
Место России в мировой экономике.
1
Должны знать:
Пограничные государства.
Должны уметь:
Объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.
Примечание:
О.К – диск Образовательная коллекция 9 класс
К.М.- дискУроки географииКирилла и Мефодия
География своей местности, а именно Челябинской области изучается в курсе «Краеведения «9 класс.
Файлы: 9 класс планирование Горбатова.docx
Размер файла: 52619 байт.