Автор конспекта:
Автор(ы): — Исупова Людмила Ивановна

Место работы, должность: — МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 МО «Ахтубинский район», директор, учитель литературы

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — урок литературы в 5 классе по теме "У Лукоморья (по сказочным тропинкам)"

ТЕМА: У ЛУКОМОРЬЯ… (ПО СКАЗОЧНЫМ ТРОПИНКАМ …).

ЦЕЛИ: 1. обобщить знания обучающихся о сказках А.С.Пушкина; ввести детей в мир музыкальных произведений по сказкам А.С. Пушкина;

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С.Пушкина, портреты композиторов Г. Струве, Г. Свиридова, Н. Римского – Корсакова; иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина, рисунки пятиклассников к сказкам А.С. Пушкина.

На сцене стол, на нём подсвечник , чернильница с гусиным пером, портрет А.С. Пушкина и его произведения . Звучит фонограмма Г. Свиридова «Романс».

Учитель зажигает свечу.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся к Лукоморью. Конечно, вы догадались, мы будем говорить о Пушкине – сказочнике, встретимся с героями его сказок, послушаем музыкальные произведения, написанные по сюжетам сказок поэта.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Учитель. Сказки Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках!

Беседа.

Вопросы к классу: 1. Каких героев сказок вы знаете?

2. Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

Учитель. Действительно, я убедилась по вашим ответам и рисункам, что вы знаете и любите сказки А.С. Пушкина (обращается к выставке рисунков пятиклассников).

Любил сказки и маленький Пушкин.

Вопросы к классу: А знаете ли вы, от кого ребёнок Пушкин услышал первые сказки? Как звали няню Пушкина? (Ответы обучающихся.)

Учитель. С самого раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня - Арина Родионовна. Ей поэт посвятил стихотворение, которое так и назвал «Няне».

Чтец 1.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Учитель. Сколько нежности, теплоты, и тревоги, и заботы в этих строчках. Богатый фантастический мир открывался Пушкину в доме у няни. Многие сказки, фантастические поэмы поэта навеяны рассказами няни.

Чтец 2.

На стареньком диване у мерзлого окна

Дремотный голос няни, как плеск веретена.

В руках мелькают спицы, трясётся голова,

И вьются небылицы – волшебные слова.

( А. Чёрный «Няня Пушкина»)

Учитель. Композитор Г. Струве написал музыку на слова Л. Вышеславского «Домик няни».

Вокальная группа исполняет песню.

На зелёной поляне, К этой горнице милой

Сбитый крепкой рукой, Сквозь вечерний туман

Как бывало при няне, Подъезжает с Людмилой

Он стоит над рекой. Победитель Руслан.

Звучит фонограмма (увертюра из оперы «Руслан и Людмила»). Появляется Кот, ходит вокруг дуба.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

(Обращается к детям)

Кто из вас продолжит читать эти стихи?

Дети читают стихи.

Кот. Молодцы! А знаете ли вы, как называется это произведение?

Дети. Поэма «Руслан и Людмила» .

Кот. Молодцы! И это вы знаете. А теперь внимательно смотрите , куда я пойду.

Помните строчки: Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

(Кот идёт направо).

Дети. Идёт направо - песнь заводит…

Звучит музыка Г. Струве - вступление к песне «Ветер по морю гуляет».

Вокальная группа исполняет песню «Ветер по морю гуляет».

Кот (перемещается налево).

под ёлкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладёт,

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе:

Во саду ли, в огороде.

Из какой сказки эти строки?

Дети. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.

Учитель. Кот, а можно ребята загадают тебе свою музыкальную загадку.

Кот. Конечно, Я с удовольствием послушаю.

Дети на музыкальных инструментах исполняют «Марш Черномора» - фрагмент пьесы из оперы М.Глинки « Руслан и Людмила».

Кот. Порадовали вы меня, дети. Я знаю, что эта музыка из оперы М.Глинки « Руслан и Людмила».

Учитель. Правильно, угадал. А теперь, Кот, твоя очередь творить чудеса.

Кот ( перемещается вправо, и в руках у него появляется зеркальце, смотрит в зеркальце и напевает):

Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

Инсценировка «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

от слов: «На девичник собираясь….» до слов «… на съедение волкам».

Кот. Конечно, дети, вы знаете эту сказку.

Дети. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

Кот. А как заканчивается эта сказка? Какое чудо в ней произошло?

Дети. И с невестою своей

Обвенчался Елисей,

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Кот. Давайте, дети, по случаю хорошего окончания сказки спляшем

Исполняется свободная пляска на русские народные мелодии.

Кот (утирает пот и идёт налево). Ох, уморили вы меня, ребята! А сейчас другая , посложнее загадка: я начинаю строчку, а вы её хором заканчиваете.

Кот. Жил старик со своей ….

Дети. …старухой

Кот. У самого синего …

Дети. моря.

Кот. Они жили в ветхой…

Дети. … землянке

Кот. Ровно тридцать лет…

Дети….. и три года.

Кот. Старик ловил неводом…

Дети. … рыбу.

Кот. Старуха пряла свою…

Дети….. пряжу.

Кот. А из какой сказки эти слова?

Дети. Сказка о рыбаке и рыбке.

Кот. Вижу, вижу, и сказки А.С. Пушкина вы знаете, и на музыкальных инструментах играете, и песне поёте, и рисунки по сказкам нарисовали. Молодцы! Ну, а мне пора в свою сказку. До встречи! Приходите ещё, когда прочитаете все сказки А.С.Пушкина.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Учитель. Вот и закончилась наша встреча с учёным котом и со сказками А.С. Пушкина.

Здесь, как о будущем рассказ,

Живёт поэзия повсюду.

И Пушкин - с нами, Пушкин - в нас,

И мы уже причастны к чуду…

Файлы: Уроки Красоты в 9 классе.docx
Размер файла: 33573 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология