Автор конспекта:
Автор(ы): — Евсеева Ольга Михайловна

Место работы, должность: — МОУ СОШ с. Апалиха Хвалынского района

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Краткое описание: — Урок открытия нового знания (внеклассное чтение)


Оборудование: магнитофон, фонограмма спектакля «Синяя Птица», гитара.

Оформление доски: вверху записана тема, слева портрет М. Метерлинка и серая птица (в конце

урока она станет Синей Птицей), справа эпиграф (закрыт), ниже иллюстрации

к сказке, созданные учащимися.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Ребята, из какого произведения эти слова?

- «Детство» Л.Н. Толстого.

- Верно, но Толстой считал детство не только самой счастливой порой, но и очень важным этапом формирования личности, временем самопознания, определения своего места в окружающем мире, временем открытий важных истин. Так же считал бельгийский писатель Морис Метерлинк, автор сказки «Синяя Птица», в путешествие по которой я вас сейчас и приглашаю. Согласны? Тогда, может быть, поделитесь своими впечатлениями ? Понравилась ли сказка? Кто из героев вызвал наибольшую симпатию? Почему? Не возникло ли у кого-то мысли, что мы уже «выросли» из сказок?

Наш урок мы назовём

«В поисках Синей Птицы, или Как увидеть невидимое». Запишите в тетради, мы их берём с собой, чтобы вести путевой дневник. Все великие путешественники записывали свои открытия, последуем их примеру. На доске также записан эпиграф к уроку (вспомним ,что это такое?), но пока эпиграф будет закрыт. Вы сами скажете, что там написано. А пока оставьте для него место. Любое путешествие совершается с какой-то целью. Какие задачи, по-вашему, стоят перед нами?(Что найти? Чему научиться? Что узнать?) Каким правилам надо следовать в походе, чтобы легче было справить с трудностями и решить поставленные задачи? И последнее — нам необходимо обговорить маршрут. У кого какие будут предложения?

- А давайте пойдём тем же путём, что и герои сказки Метерлинка. Кто напомнит нам их маршрут?

— 2 -

Маршрут

Открытия

  • Домик дровосека
  • 2. Страна Воспоминаний

  • Дворец Ночи
  • Лес
  • Сад Радостей
  • Царство Будущего
  • Возвращение
  • 2. Литературное путешествие.

    2.1. В путешествие лучше отправляться с теми, кого хорошо знаешь, на кого можешь положиться. Поэтому предлагаю сначала познакомиться с героями, с которыми нам идти бок о бок. Кто они?

    - Дети дровосека Тильтиль и Митиль.

    - Вот и отправимся сначала в домик дровосека. Вы слышите стук в дверь: тум-тум-тум! Кто бы это мог быть?

    Чтение отрывка от слов «Перед ними стояла…»

    -Чего же, по мнению феи, не умеют видеть люди, в том числе дети?

    «Станете видеть то, что обычно скрыто от глаз, — души людей и вещей».

    Истинное зрение – это умение видеть души людей и вещей.

    Вот и первое открытие на нашем пути. Запишите его в путевой дневник. А поможет вам вот такая таблица (см. выше)

    Вместе с Тильтилем и Митиль и нам предстоит научиться видеть невидимое.

    - Ребята, Морис Матерлинк вообще-то написал пьесу, а у нас в руках – пересказ её. Послушайте, как звучит это произведение со сцены и скажите, почему именно к Тильтилю и Митиль обратилась Фея?

    Фонограмма спектакля.

    - Какими мы их видим в начале сказки, когда они наблюдают за чужим праздником?

    -Дети не злятся, не завидуют, а радуются и играют. Они бескорыстны, добры, они верят в чудо и готовы прийти на помощь.

    - Кто, по приказу Феи, должен сопровождать детей?

    - Хлеб, вода, огонь, сахар, кошка, пёс и Душа Света.

    Давно привычные вещи, благодаря волшебному алмазу предстали перед детьми в необычном виде. А узнаете ли вы их?

    2.2. Групповая работа «Узнай героя»

    Как точно Метерлинку удалось передать характеры и особенности стихий, предметов в их внешнем облике, поведении, речи!

    -А почему именно таких спутников получили дети?

    -Кого бы вы ещё взяли с собой в путешествие?

    2.3. Коллективное творчество «Придумай героя»: молоко и соль.

    -Итак, все в сборе и готовы отправиться за Синей Птицей. Кстати, кто она и слышали ли вы о ней раньше? А вот Маша сочинила стихотворение про неё:

    Синяя Птица – это наше счастье,

    Мы его очень ждём.

    Хоть будет всё с трудом даваться,

    Но птицу мы найдём.

    А какие песни о Синей Птице или Птице Счастья вы слышали? ( напевают дети или звучат подобранные ими фонограммы)

    2.4. Так с песнями мы не заметили, как оказались в первой необычной стране – Стране Воспоминаний.

    -Что это за страна?

    -Что вы почувствовали, когда оказались в Стране Воспоминаний? Кого и что вспомнили?

    -А вам не показалось странным, что поход за счастьем начинается с этой страны?

    -Какой урок преподали нам бабушка и дедушка?

    Нельзя быть счастливым, построить счастливое будущее, если ты забыл о своих корнях, предках.

    Это ещё одна из чудесных истин, которые нам предстоит открыть в походе за Синей Птицей. Запишем её.

    -Почему за время общения детей с Бабушкой и Дедушкой птица, названная просто дроздом, становится Синей Птицей? Может быть, именно потому, что здесь дети открыли для себя одну важную истину.

    -Тогда почему, едва над Страной Воспоминаний снова сгущается волшебный туман, птица снова становится чёрной? Поиск не окончен, сделанное открытие далеко не последнее.

    2.5. Впереди у нас много интересного. Спеша за Синей Птицей, мы пришли во Дворец Ночи.

    - Что вы видите? Кто живёт и что спрятано в этом дворце?

    - Обратите внимание на точность эпитетов: почему болезни – жалкие, понурые, хилые? Не таким ли становится человек во время болезни? А каковы Распри и Войны?

    - Почему для тайн, ужасов, болезней и т. п. выбран именно Дворец Ночи? Какие ассоциации у вас вызывает слово ночь?

    НОЧЬ – ТЬМА – СТРАХ

    НЕУЧЕНЬЕ

    ОТСУТСТВИЕ ЗНАНИЙ

    Знания помогают бороться с тьмой и страхами.

    -Но достаточно ли одних знаний, чтобы поборотьстрах?

    -Когда Ужасы и Страхи становятся вялыми и жалкими? Как это объясняет Ночь? («Страхи теряют свою силу, как только их перестают бояться».)

    Итак, что же вы поняли, открывая вместе с Тильтилем дверь за дверью во Дворце Ночи? Запись в дневник.

    Тьма отступает перед знанием, а страх – перед мужеством

    Это открытие закрепляется ловлей синих птиц. (По книге) «Но что это? Дети заглянули в клетку и застыли от горя. Головки птиц поникли, крылья обвисли, глаза закрылись. Яркие лазоревые пёрышки побледнели и выцвели.

    - Почему? Ну почему так случилось? – зарыдала Митиль».

    -Что бы вы ответили Митиль?

    (Это не настоящие Синие Птицы, а значит снова в путь, где нам предстоит узнать что-то ещё)

    2.6.-Может быть это что-то мы узнаем в лесу, где дети по совету Кошки решили искать Синнюю птицу? Но я не узнаю наш лес. Мне здесь как-то неуютно, а вам? Что же произошло?

    - Как Кошке удалось уговорить Деревья и Животных восстать против Человека? Правы ли они в своём гневе? Зачитайте, какие претензии они предъявляют ему.

    - Разгневанная природа страшна. Неужели же нам никто не поможет?.

    - В чём смысл сцены в Лесу? Какой урок вы вынесли из неё? Запись в дневнике:

    Человек – царь природы, но он должен жить с природой в гармонии.

    2.7.- Но где же дальше искать Синюю Птицу? Сверимся с маршрутом.

    -В Саду Радостей.

    -Давайте узнаем у Души Света, кто там живёт. («Живут там Радости и Приятности, Удовольствия и Блаженства, Наслаждения и Услады».) -

    - Посмотрите, впереди роскошный дворец, напоминающий многоэтажный торт. А что это за щекастые толстяки? (текст)

    -А кто восседает во главе стола?

    Чтение отрывка от слов «Во главе стола…» до слов «»…испытывают блаженство»

    -А что испытываете вы по отношению к таким блаженствам? Какие чувства они вызывают? (Посмлтрите на иллюстрацию)

    - Какой приём помогает Метерлинку вызвать у читателей именно такие чувства? Гротеск.

    - Мы не можем обходиться без Блаженства Есть, Пить, Спать – они вроде бы и неплохие Блаженства, но…тогда почему вызывают отвращение? Нельзя предаваться им без меры.

    -В чём опасность этих блаженств для человека? («От обильной еды всех разморило, клонило ко сну, не хотелось ничего делать».) Они лишают человека воли.

    Поспешим-ка отсюда прочь и посмотрим, нет ли других Радостей в этом Саду.

    Чтение отрывка от слов «А в саду бушевало лето» до слов «…серебристый смех».

    -Какие же они, Радости детства? (Радость — Бегать — По — Лужам, Радость – Лепить – Снежки, Радость – Играть — В — Футбол, Радость — Быть — Любимым и др.) Здесь же мы встретили Радость Понимать Прекрасное, Радость Верить, Радость Надеяться. Нравятся ли они вам? Чем отличаются от тех, что мы видели во дворце? Какой приём использовал Метерлинк? Что помогает увидеть антитеза? (Антитеза помогает лучше понять, какие блаженства истинные, а какие – ложные).

    - Но вот все расступились, давая дорогу самой большой Радости. Вот она приближается. Узнаёте?

    - Это Радость — Материнской Любви.

    - А вот интересно, мы видим её все одинаково?

    Чтение отрывка от слов «Прекрасная Радость Материнской Любви обняла их…» до слов «…материнская любовь».

    -Что же открыл для себя каждый из вас в Саду Радостей? Запишите в дневник.

    Блаженство духа выше блаженства тела. Нужно ценить истинные Радости, особенно любовь Матери.

    2.8.-Мы проделали большой путь и добрались до Царства Будущего. Люди всегда мечтали заглянуть в будущее – отсюда такой интерес к разного рода предсказаниям и непрекращающиеся до сих пор попытки создать машину времени.

    - Каким же мы видим будущее Тильтиля и Митиль?

    - Почему детям будущего так не терпится родиться?

    - Как вы думаете давно ли была написана сказка «Синяя Птица»? (Почти сто лет назад – в 1908г.) Что осуществилось из предсказаний бельгийского писателя? А что бы вы теперь

    добавили в картину Будущего? Без чего этим надеждам никогда не сбыться?

    Без упорного труда каждого в настоящем невозможно счастливое будущее.

    Запишите это открытие в дневник.

    - В какой цвет окрашено будущее у Метерлинка? Случайно ли это? Какая связь с Синей Птицей? (Синяя Птица — воплощение счастливого будущего)

    -Кстати, Великий Русский поэт А. Блок спорил с переводом французского слова как «синяя»: « Будем верны слову голубой и заменим им слово синий как в заглавии, так и во всём тексте пьесы; потому что цветок голубой, небо голубое, лунный свет – голубой, волшебное царство — голубое…и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом, — голубая, а не синяя. Согласны ли вы с точкой зрения поэта? (Действительно, по-французски значит и синий и голубой)

    -Но я вижу, что Дедушка Время гневно нахмурился: мы загостились в Царстве Будущего. Нам пора возвращаться.

    2.9. Чтение отрывка со слов «Мгновение – и всё вокруг изменилось» до слов «…ваши кроватки».

    -Где мы? Почему дети не сразу узнают собственный дом? Он изменился?

    — 5 -

    -Изменились дети. Раньше они не видели красоты собственного дома. А теперь поняли: хоть он убог и беден, но это их дом, где их всегда встретят Тепло и Любовь, а потому он самый лучший.

    -А как же Синяя Птица?

    -Дети нашли её дома.

    Прочтите, как это произошло. («Все обернулись…»)

    -Что же получается: мы в такую даль ходили, а она, оказывается, здесь, рядом! В чём смысл этого эпизода?

    Счастье не обязательно искать «за горами, за долами» — оно может быть совсем рядом – нужно только уметь разглядеть его в простых человеческих радостях.

    - В каком стихотворении мы недавно читали об этом же? Бунин «Вечер».

    И это, пожалуй, самое главное открытие за время нашего путешествия. А Синяя Птица все время была с нами, только мы её не замечали.. (Маша надевает приготовленный головной убор и превращается в синюю птицу) .

    СИНЯЯ ПТИЦА: Я Птица Счастья, юные друзья,

    Всем дам любовь и радость мира я.

    Я по волшебному перу

    Для вас из крыльев наберу,

    На память мудрость подарю.

    Раздаёт каждому по перу с цитатой о счастье (ПРИЛОЖЕНИЕ).

    -Внимание, пора открыть эпиграф. Это одно из тех мудрых изречений, которые вам подарила Синяя Птица. Сейчас мы все их прочитаем, и вы скажите, какая из них может служить ответом на вопрос «Как увидеть невидимое».

    После этого открывается эпиграф: Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце.

    Сент-Экзюпери

    3. Рефлексия.

    -Как вы понимаете это выражение? Давайте перечитаем наши открытия. Какое из них стало для вас самым дорогим или самым интересным?

    Сердце и ваше воображение помогут не только увидеть невидимое, но и услышать неслышимое.

    Стихотворение Юдина Максима

    Если плохо тебе стало,

    Настроение пропало

    И ничто не помогает,

    Невелико горе ваше:

    Всё исправит в тот же час

    Птица Синяя для вас.

    Отвори ты дверцу в душу

    И внимательно послушай

    Нежный взмах её крыла –

    И печаль уйдёт сама.

    -На все ли вопросы найдены ответы?

    -А почему Птица, подаренная девочке, всё-таки улетает? В чем смысл такого финала?

    -Счастье мимолётно, оно не бывает вечным, иначе мы бы им не дорожили.

    -Счастье нельзя удержать в клетке, оно свободно, как птица.

    - Так что открытия продолжаются… А наше путешествие подошло к концу, пора оценить вклад каждого. Помогут нам слова ДА и НЕТ (согласитесь или нет с утверждениями).

    Я подготовил всё необходимое для путешествия.

    Я не хныкал в пути и не был обузой классу.

    Я помогал товарищу в затруднительном положении. (Три «да» — это «5») .

    4.Задание на дом.

    Дома напишите сочинение на одну из тем:

    1) «Блаженство (?………)»

    2) «Царство Будущего»

    3) «Самая главная истина».

    5.Заключительное слово учителя:

    Надеюсь, сегодняшний урок, подобно волшебному алмазу, открыл вам тайну истинного зрения и позволил заглянуть в самую суть произведения. Хотелось бы, чтобы найденные истины не остались только истинами на бумаге, а стали определяющими в выборе, как и зачем жить. Поэтому в заключение я хочу спеть одну из своих любимых песен, в которой тоже упоминается синяя птица, а поможет мне Даша.

    «Грузинская песня» Булата Окуджавы.

    Использованная литература:

  • Метерлинк М. Синяя Птица: Сказка/ Перевод и пересказ Л. Яхнина. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  • Блок А. О «Голубой Птице» Метерлинка. (В сокращении)// Уроки литературы. – 2003. — № 6.
  • Привалова Г.Ф. Урок-путешествие «В поисках Синей Птицы».// Уроки литературы.– 2001.- № 8
  • Чайка Т. Сказка о счастье. Изучение пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица».8 класс.// Уроки литературы. – 2003. — № 6.
  • Приложение

    Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце.

    (Сент-Экзюпери)

    Счастье знающим дано.

    (И.А. Бунин)

    Счастье есть радость, а радость в красоте. Она есть очаг всех творческих сил человека… (Николай Рерих)

    У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение. (И.С. Тургенев)

    Благородные стремления ко всему высокому и прекрасному наука признаёт столь же существенными, как потребность пить и есть. (Н.Г. Чернышевский)

    В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Л.Н. Толстой)

    Если Вы намеренно собираетесь быть чем-то меньшим, чем Вы можете быть, я предупреждаю Вас, что Вы будете несчастны всю свою жизнь.

    (А. Маслоу)

    Человек создан для счастья, как птица для полёта.

    (В.Г. Короленко)

    Файлы: Календарно-тематическое планирование Литература 8 класс.doc
    Размер файла: 154112 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология