Автор конспекта:
Автор(ы): — Апаршина Л.Б.
Место работы, должность: — МОУ-сош с. Дьяковка, учитель начальных классов
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Образовательные:
— познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега),
с причинами течения рек, их полноводности;
научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать.
Развивающие:
-развивать внимание, память, логическое мышление;
-развивать умение проводить исследование.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому предмету,
-экологическое воспитание
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 16
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник "Наша планета Земля" А.А.Вахрушев и др.
Используемая методическая литература: —
Мет. пособие "Поурочные планы" Г.П. Попова
Используемое оборудование: —
Карта полушарий, рисунки рек , макет реки Еруслан, карта Краснокутского района.
Краткое описание: — Урок открытия нового знания с использованием технологии исследования. Дети учатся быть исследователями. Вместе с учителем выбирают методы исследования, составляют план исследования, учимся делать вывод . Многие понятия рассматриваются с опорой на краеведческий материал и на жизненный опыт учащихся.
Ход урока:
Посмотри вокруг, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
На соседа посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Ребята, на прошлом уроке мы путешествовали с вами по карте и узнали много нового. А что именно мы узнали, давайте вспомним.
Ученики рассказывают стихи и показывают на карте материки и океаны.
Материки
Посмотрим на глобус внимательным взглядом:
Америка Южная с Северной рядом,
Евразия, Африка неподалёку,
Внизу – Антарктида, Австралия – сбоку.
Океаны
На Земле океанов четыре.?
Первый – Тихий – крупнейший в мире.
Номер два – океан Атлантический.
Три – Индийский – он тёплый, тропический.
А четвёртый, снегами покрытый,
Грозный – Северный Ледовитый.
Есть и пятый, на карте- нижний.
Называют его — Южный.
Учитель: Молодцы , ребята. А что на карте обозначают синим цветом?
(ответы детей)
А сейчас послушайте загадку:
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.(Река.)
– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
– Тема нашего урока “Реки”.
И мы проведем с вами исследование. Давайте вспомним как проходит работа ученого –исследователя
1) Определение темы, проблемы исследования
2)Выдвижение гипотезы
3)Выбор методов исследования
4)Составление плана исследования
5)Сбор, обработка информации
6)Анализ и обобщение полученных материалов
7)Подготовка отчёта исследования
8)Защита сообщений
9)Обсуждение итогов завершённой работы
Тема исследования: Реки.
Цель нашего исследования:узнать , что такое река и почему вода в реке не кончается?
Задачи исследования нам поможет поставить постоянный помощник- эксперт наш учебник (стр.104)
-Как называется ложе, заполненное речной водой?
-Что такое устье и исток?
— В каком направлении течет река: к устью или к истоку?
— Как определить, где у реки правый берег, а где левый?
-Если две реки сливаются, то какую из них считать главной, а какую притоком?
-Почему вода в реке не кончается?
Гипотеза: предположим… ( из-за таяния снега или дождя)
Методы исследования
— Для того чтобы ответить на вопросы, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?
1. Подумать и задать себе вопрос.
2. Спросить у взрослых.
3. Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе),
компьютере.
План исследования
— Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1,3,5)
Каков же наш план исследования?
1. Подумать и задать себе вопрос.
3. Понаблюдать.
5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе),
компьютере.
IV. Открытие нового знания через исследование.
Учитель : Итак, начинаем наше исследование.
Нам поможет наш учебник и макет, который мы с вами изготовили.
На стр. 104 рисунок реки и все её части.
Что же такое река?
( на доске вывешивается табличка – Река)
Уч. -Как называется ложе, заполненное речной водой?
Д.- Ложе заполненное водой называется русло.( табличка – русло — ложе)
Уч.- Откуда река берет свое начало?
Д.- Река берет начало с гор, там тает снег.
Уч.- Куда течет вода?
Д.- Вода течет в низкие места.
Уч.- Как называется место рождения реки?
Д.- Место рождения реки называется исток.( .( табличка- исток начало)
Уч.-Да, река начинается в горах, где тает снег и бегут ручьи или с маленького родника, который бьет из-под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи и образуется маленькая речка. Затем в неё впадают другие речушки и образуется река.
Уч.-Как называются эти речушки? Посмотрите на рисунок и найдите ответ на этот вопрос.
Д.- Эти реки называются притоками. (.( табличка – приток- маленькая речка)
Уч.- Притоки могут правыми и левыми.
Почему их так называют: левый приток и правый приток?
Д.- Слева – левый, а справа- правый приток.
Уч. –Как определить, где левый берег, а где правый? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны определить что такое устье?
Чем дальше течет река , тем больше в неё впадает маленьких речушек- притоков и ручейков и тем полноводнее она становится. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на её пути встретится другая, более крупная река, то она станет её притоком.
Как же называется место, где река впадает в другой водоем?
Д.- Это место называют устье. (.( табличка- устье – впадает в другой водоём)
Уч.- В каком направлении течет река : к устью или истоку?
Д.- Река течет к устью.
Уч.- Да, река течет к устью, из более высокого места в более низкое. Чтобы определить, где левый берег, а где правый, надо встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, а слева- левый берег. Перед вами макет реки Еруслан, которая делит наше село на две части. На макете мы изобразили наиболее значимые постройки
нашего села. Давайте определим, куда течет река, от церкви к школе или наоборот?
Д.- Река течет в сторону школы.
Уч.- Где же правый берег, а где левый? Что стоит на правом берегу, а что на левом?
Д.- На правом берегу – церковь, а на левом – больница и школа.
Уч.- Кто из вас живет на правом берегу, а кто на левом?
Д.- (ответы детей)
V. Физминутка.
Уч.- Ребята, давайте вспомним лето и немного отдохнем.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз- это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Продолжение исследования
Уч.- А теперь продолжаем наше исследование. Проверим, кто меня внимательно слушал. Если две реки сливаются, то какую из них считать главной, а какую притоком?
Д.- Главной считается река, которая больше.
Уч.- Молодцы, ребята , внимательно меня слушали.
На рисунке мы видим слова . которые написаны белым цветом. Прочитайте их.
Д.- Бассейн реки.
Уч.- Что же такое бассейн реки?
Ответить на этот вопрос нам поможет наш постоянный помощник – наш учебник. Прочитайте текст на стр. 105.
Д.- Поверхность земли, с которой вода собирается в одну реку, называется бассейном.( .( табличка- бассейн- участок суши с которой вода собирается в реку)
Уч.- Итак мы узнали, что такое река. Следующий вопрос исследования
-Почему вода в реке не кончается? Ответить на этот вопрос нам помогут ранее полученные знания , текст и рисунок учебника на стр. 105. Прочитайте
какое определение дает учебник.
-Что такое осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.
-Как превратить воду в пар?
-В каком виде вода из моря возвращается на сушу?
-Как рождаются капли дождя? Почему они падают вниз? Куда течет ручей?
( Дети отвечают на вопросы)
Уч.- Давайте сделаем вывод. Что является основным источником питания реки и почему вода в реке не кончается?
Вывод: Основным источником питания являются осадки .Круговорот воды происходит все время , поэтому вода в реке не кончается.( .( табличка – осадки- круговорот)
Уч.- А какие ещё источники питания есть у реки, подумайте.
Предполагаемые ответы:
— Родники, ручейки.
— Подземные воды.
— Ледники.
VI. Закрепление изученного.
1. Работа с картой Краснокутского района.
Найдите на карте исток реки Еруслан, левые притоки и правые притоки.
2. Работа в парах. По карте полушарий стр.128-129
Найдите на карте полушарий реки Евразии.
Дунай, Волга, Иртыш, Енисей. Лена. Амур, Обь, Инд, Ганг,
VII. Сообщение учащегося
Уч.- Мы сегодня уже говорили о нашей речке Еруслан. А вот что говорится о нашей речке в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
"Река Еруслан, левый и последний приток Волги; составляет в нижней своей части границу губернии Астраханской с Самарской. Еруслан берет начало в северной части Новоузенского уезда и направляется к юго-западу; длина его течения 288 верст, а поверхность бассейна 10367 кв. верст; река не судоходна и не сплавная; в верхней половине своего течения Еруслан до села Дьяковки, имеет крутые и обрывистые берега; затем берега его становятся плоскими и вдоль них расстилаются прекрасные луговые и пахотные места, а от хутора Усатова начинаются вдоль берегов Еруслана сыпучие пески, к югу же от реки находятся солонцеватые Киргизские степи. Течение реки тихое, вода слегка солоновата, но годна к употреблению; ширина реки от 4 до 12 саженей, при глубине до 7 футов, но в ямах глубина доходит до 3 саженей; из рыб в реке водятся: судаки, сазаны, лещи, окуни, стерляди и др. Только в верхней части течения Еруслана по его берегам встречаются перелески, состоящие из сосны, лиственницы, березы, дуба, клена и др. По Еруслану расположено несколько довольно значительных селений. В Еруслан впадает один только значительный приток слева — река Торгун."
VIII. Охрана рек.
Стихотворение «Ерусланушка –Еруслан» И.Шубин
Ерусланушка-Еруслан.
Речка детства нашего.
Ты прости нас Еруслан,
Что хороним заживо…
Беседа об охране рек, о правилах поведения на водоемах.
IХ. Итог урока.
Ребята, сегодня мы провели исследование и узнали много нового. Что вы узнали на уроке? ( повторение основных понятий с опорой на таблички)
Х. Рефлексия.
Если вы сегодня все поняли на уроке и можете поделиться своими знаниями с другими, поднимите зеленую сигнальную карточку.
Если вам не все понятно, и вам нужна помощь поднимите желтую карточку.
Файлы: урок.notebook
Размер файла: 978444 байт.