Автор конспекта:
Автор(ы): — Малахова Елена Васильевна
Место работы, должность: — Красноярская СОШ №1
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — 1) понять замысел писателя, поразмышлять о жанре и композиции романа, заметить и осмыслить переклички линий произведения, уяснить идею романа; 2)развивать аналитическое мышление, навыки работы с художественным текстом, с ИКТ, монологическую речь; 3) прививать интерес к творчеству писателя, уяснить нравственные уроки М.А.Булгакова.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 11
Используемые учебники и учебные пособия: —
Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Используемая методическая литература: —
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М., 2002. – (Библиотека
отечественной классической художественной литературы).
Используемое оборудование: — Фрагмент художественного фильма «Мастер и Маргарита»: «Встреча на Патриарших прудах» (режиссер Владимир Бортко);«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»: статья «М.А.Булгаков»; Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса». Москва, «Вся Москва», 1991 г.,А. Вулис «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Москва, «Художественная литература», 1991 г.; репродукции картин: Веласкес «Инфанта Маргарита», Хуан Баутист «Портрет Маргариты»; справочная литература (толковый словарь, словарь литературоведческих терминов и др.) —
Используемые ЦОР: —
Презентация к уроку
Веласкес "Менины" или "Инфанта Маргарита": http://ru.wikipedia.org/wiki/Las_Meninas
Хуан Баутист "Портрет Маргариты": http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F .
Краткое описание: — Урок литературы в 11 классе
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Веласкес «Менины» или «Инфанта Маргарита».
Хуан Баутист «Портрет Маргариты»
Ход урока.
— I. Вступительное слово учителя.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» многолик, как само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Во многих смыслах это и роман тайн, которые открываются не всем и не каждому. Попробуем приоткрыть завесу тайн и заглянуть в мир булгаковских героев. Постараемся понять, в чем сутьмногоплановости и разноуровневости повествования, для чего написан такой роман, какие уроки мы должны извлечь из этого произведения.
II Подход к теме урока (работа со слайд-фильмом «Михаил Афанасиевич Булгаков. Жизнь итворчество. Личность писателя». (Слайды 1-11)
Используя слайды, постарайтесь ответить на вопросы: — 1) Как М.А.Булгаков шел к своему главному роману?
2) Какова история создания произведения?
III. Жанр и композиция романа – выступление по исследованию этого вопроса первой творческой группы (слайды 12-14; в их создании участвовали сами старшеклассники).
Роман «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, к сожалению, не вышел в свет при жизни автора, а был опубликован впервые в нашей стране в 1966 году. Он сразу принес писателю мировую славу. Сам М.А.Булгаков определил жанр как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает споры у литературоведов и читателей. Это и автобиографический роман: в судьбах героев Мастера и Маргариты отраженысудьбы Михаила Афанасиевича и Елены Сергеевны Булгаковых. Именно ей, своей жене, он посвятил свое творение. Это и исторический роман, т.к. в нем показана эпоха тридцатых годов XX века. Это и роман-миф: в нем использована библейская тематика, также это и роман-мистика: много фантастических элементов, это и сатирический роман: в нем показаны пороки общества и т. д. Он соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые, казалось бы, существовать вместе не могут.
В произведении затронуты вечные философские проблемы: борьба добра и зла, совести человека, веры и неверия, любви и ненависти. Первая творческая группа пришла к выводу, что это все же это социально-философский роман, так как в нем заложены нравственные законы бытия, показана жизнь общества на разных этапах своего исторического развития. (На слайде 13 ученики добавляют запись во втором столбике: «социально-философский роман»).
Работа с классом (слайды 15-17)
1. Почему мир произведения многолик и разнопланов?
2. Какая связь существует между мирами и героями?
3. Как связаны реальность и фантастика?
Композиция романа многопланова. Это «роман в романе». Один о судьбе Мастера, другой об Иешуа и Понтии Пилате. С одной стороны, оба романа противопоставлены друг другу, а с другой – образуют единое целое: в Москве тридцатых годов людей волнуют те же проблемы, что и жителей Ершалаима – к такому выводу приходят представители первой творческой группы.
Учитель:
-Один роман совмещается с другим и переходит в одну сюжетную линию. Представлены два измерения: тридцатые годы XX века и тридцатые годы I века новой эры. События происходят в один и тот же месяц, в одни и те же дни (с 14 по 18 апреля), только с промежутком в 1900 лет. — Проблемный вопрос: почему композиция романа так необычна и сложна?
Составляется таблица, которую заполняют школьники. В дальнейшем она поможет ответить на этот проблемный вопрос.
Композиция романа
— I часть
II часть
история
действия
рассказчики
деятели
обиды
расплаты
вопросы
ответы
пророчества
исполнение
разлуки
встречи
казнь
воскрешение
завязки
развязки
— — IV. Как сочетаются реальность и фантастика с библейскими мотивами? В чем смысл этой сочетаемости? Просмотр фрагмента художественного фильма «Мастер и Маргарита» — «Встреча на Патриарших прудах» и работа над первой и второй главами романа (слайды 18-22).
1. Что такого необычного случилось с Берлиозом и Иваном Бездомным?
2. За что так страшно наказан Берлиоз?
3. Как объяснить название первой главы?
4. Каким мы видим Понтия Пилата?
5. Как выглядит Иешуа в сцене допроса?
6. «Что есть истина?» – как сочетаются первые две главы романа? В чем смысл этой сочетаемости?
V. Зеркальное отражение -основа идеи произведения.
— 1. Соблюдение принципа симметрии в романе.
— Учитель:
— Симметрия – вот ключевое понятие в разговоре о романе. Симметрия – это раздвоение или удвоение образа, совпадение ситуации(контраст тоже является частным случаем совпадения: только со знаком «минус»).Наконец, буквальный вариант симметрии — симметрия в идеале: зеркальное отражение со всеми его модификациями, от портрета до тени, от сновидения до двойника. В романе М.А.Булгакова мы имеем дело с симметрией в идеале: то, что происходит в Москве, зеркально отражается в Ершалаиме. Давайте посмотрим, к каким наблюдениям пришли ребята, работающие во второй группе.
Ученики:
— Композиция произведения двойственна и построена на симетрии, это видно и по составленной таблице «Композиция романа». Надо отметить, что все повторяется. Есть в истории принцип повторяемости, его и использует М.А.Булгаков. Сравним два эпизода – сеанс черной магии в Варьете и Великий бал у Сатаны. (Выразительное чтение этих эпизодов). Два парада убожества и злодейства сцеплены общим мерилом — бездуховностью. Тут есть и срывание масок, и судебный процесс, и смех, и слезы, и даже кровь. И есть судья – Воланд. Так смыкаются все три мира. Возникает некий перекресток, накотором встречаются все времена, все герои, все обстоятельства и события.
— 1) Работа со схемой «Человечество мало изменилось» (слайды 23-24; схема составлена учителем).
На схеме представлено взаимодействие трех миров: московского современного, древнего ершалаимского и вечного потустороннего. Воланд свободно перемещается по этим мирам и является вершителем судеб: вспомним эпиграф к роману. У каждого персонажа есть двойник. Это тоже зеркальное отражение.
— 2) Изображение Москвы и Ершалаима в романе – наблюдения и выводы третьей творческой группы. — Известно, что образ города в художественных произведениях играет значительную роль. События в Москве, как и в Ершалаиме, начинаются с казни. На первый взгляд, два города существуют отдельно. Но природные явления (гроза, солнечный свет, тьма) сопутствуют двум городам одновременно. (Выразительное чтение небольших фрагментов романа). Характерен и звуковой облик городов. Песня, музыка, городской шум в Москве сменились на хлопанье окон, тревожный шорох листвы, шум проливного дождя. Сходную картину мы видим в Ершалаиме: здесь звук идет «волнами», рев толпы сменяется молчанием, грохот грозы – абсолютной тишиной. Одновременно сны снятся героям разных городов: Понтию Пилату и Ивану Бездомному. Оба города расположены на холмах. Кроме того, жители городов совершают похожие поступки: Иуда пишет донос, по которому Иешуа отправляют на казнь, а Алоизий Магарыч строчит донос, чтобы ему досталась квартираМастера. И такую симметрию мы наблюдаем и в предметах: Аннушка пролила масло, а Понтий Пилат – вино и т.д.
Учитель:
— До сих пор мы обращались преимущественно к визуальной симметрии. Но зеркальный принцип внедрился в самую кровь булгаковского изобразительного мышления. Можно заметить реальную связь произведения с полотнами художников Веласкеса и Хуана Баутиста. Вспомните, почему Маргарита должна была быть королевой набалу у Сатаны?
— 3) Кто же такая настоящая Маргарита – испанская королева? (Сообщение заранее подготовленного ученика).
— Маргарита Тереза Испанская (1651-1673 гг.)- первая жена императора Священной Римской Империи Леопольда I. В младенчестве испанская инфанта, родомиз испанской ветви Табстургов. Умерла в возрасте 21 года.
— Сопоставление репродукций картин художников с романом «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. В чем связь произведения с полотнами художников? (слайды 25-26).
— Веласкес «Менины» или «Инфанта Маргарита».
Хуан Баутист «Портрет Маргариты»
— Маргарита Испанская – представитель королевской династии. В булгаковском произведении в жилах главной героини тоже течет королевская кровь. И на картине, и в романе наблюдается «сюжет в сюжете», «зеркало в зеркале». На полотнах художников отчетливо видны зеркала – в них отражение дальнейшей судьбы инфанты. Роман Булгакова обставлен большим количеством зеркал (зеркало в комнате Маргариты – в котором она себя увидела преображенной, зеркало в квартире Берлиоза и т.д.) Автор романа манипулировал зеркалами и владел зеркальной техникой, как истинный живописец.
— Учитель:
— Вернемся теперь к нашему вопросу, поставленному в начале урока:
почему композиция романа так необычна и сложна?
Композиция произведения связана с философским смыслом произведения, с его идеей (слайды 22, 24).
— «Человечество мало изменилось. Люди как люди, иногда милосердие стучится в их сердца…», — говорит Воланд. Модель устройства общества,поведение людей, нравственные критерии, чувства и эмоции остались те же, что и много веков тому назад.
— — Как мы определим идею произведения? (Слайд 27).
— VI. Подведение итогов урока. Вспомним слова Воланда: «Каждому будет дано по его вере». Это и есть идея произведения.Все персонажи романа получают то, во что они верят, то, что они заслужили: свет, покой или тьму. И все обидчики Мастера, Иешуа, М.А.Булгакова, упомянутые в первой части, отвечают за свои прегрешения во второй. Идею романа помогает раскрыть многоплановость и разноуровневость повествования. Зеркальное отражение у Булгакова является философией возмездия: что заслужил, то и получил. Это некие чаши весов в поисках равновесия. И все же добро побеждает зло. «Свободен! Свободен!», — кричит Мастер. И нет никакой казни Иешуа, освобожден от мук совести Понтий Пилат. А Мастера и Маргариту больше никто не побеспокоит в их вечном покое. Все сошлось: время и пространство, герои и загадки, все обстоятельства и декорации:«Все сбылось…Это факт. А факты – самая упрямая в мире вещь». Так уясним для себя эти нравственные урокиМ.А.Булгакова.
— — — — — — — — — —
Файлы: Булгаков.ppt
Размер файла: 3194368 байт.