Автор конспекта:
Автор(ы): — Малахова Елена Васильевна

Место работы, должность: — Красноярская СОШ №1

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1) понять замысел писателя, поразмышлять о жанре и композиции романа, заметить и осмыслить переклички линий произведения, уяснить идею романа; 2)развивать аналитическое мышление, навыки работы с художественным текстом, с ИКТ, монологическую речь; 3) прививать интерес к творчеству писателя, уяснить нравственные уроки М.А.Булгакова.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Используемая методическая литература: —

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М., 2002. – (Библиотека

отечественной классической художественной литературы).

Используемое оборудование: — Фрагмент художественного фильма «Мастер и Маргарита»: «Встреча на Патриарших прудах» (режиссер Владимир Бортко);«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»: статья «М.А.Булгаков»; Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса». Москва, «Вся Москва», 1991 г.,А. Вулис «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Москва, «Художественная литература», 1991 г.; репродукции картин: Веласкес «Инфанта Маргарита», Хуан Баутист «Портрет Маргариты»; справочная литература (толковый словарь, словарь литературоведческих терминов и др.) —

Используемые ЦОР: —

Презентация к уроку

Веласкес "Менины" или "Инфанта Маргарита": http://ru.wikipedia.org/wiki/Las_Meninas

Хуан Баутист "Портрет Маргариты": http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F .

Краткое описание: — Урок литературы в 11 классе

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Веласкес «Менины» или «Инфанта Маргарита».
Хуан Баутист «Портрет Маргариты»

Ход урока.

— I. Вступительное слово учителя.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» многолик, как само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Во многих смыслах это и роман тайн, которые открываются не всем и не каждому. Попробуем приоткрыть завесу тайн и заглянуть в мир булгаковских героев. Постараемся понять, в чем сутьмногоплановости и разноуровневости повествования, для чего написан такой роман, какие уроки мы должны извлечь из этого произведения.
II Подход к теме урока (работа со слайд-фильмом «Михаил Афанасиевич Булгаков. Жизнь итворчество. Личность писателя». (Слайды 1-11)
Используя слайды, постарайтесь ответить на вопросы: — 1) Как М.А.Булгаков шел к своему главному роману?
2) Какова история создания произведения?
III. Жанр и композиция романа – выступление по исследованию этого вопроса первой творческой группы (слайды 12-14; в их создании участвовали сами старшеклассники).
Роман «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, к сожалению, не вышел в свет при жизни автора, а был опубликован впервые в нашей стране в 1966 году. Он сразу принес писателю мировую славу. Сам М.А.Булгаков определил жанр как роман, но жанровая уникальность до сих пор вызывает споры у литературоведов и читателей. Это и автобиографический роман: в судьбах героев Мастера и Маргариты отраженысудьбы Михаила Афанасиевича и Елены Сергеевны Булгаковых. Именно ей, своей жене, он посвятил свое творение. Это и исторический роман, т.к. в нем показана эпоха тридцатых годов XX века. Это и роман-миф: в нем использована библейская тематика, также это и роман-мистика: много фантастических элементов, это и сатирический роман: в нем показаны пороки общества и т. д. Он соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые, казалось бы, существовать вместе не могут.
В произведении затронуты вечные философские проблемы: борьба добра и зла, совести человека, веры и неверия, любви и ненависти. Первая творческая группа пришла к выводу, что это все же это социально-философский роман, так как в нем заложены нравственные законы бытия, показана жизнь общества на разных этапах своего исторического развития. (На слайде 13 ученики добавляют запись во втором столбике: «социально-философский роман»).
Работа с классом (слайды 15-17)
1. Почему мир произведения многолик и разнопланов?
2. Какая связь существует между мирами и героями?
3. Как связаны реальность и фантастика?
Композиция романа многопланова. Это «роман в романе». Один о судьбе Мастера, другой об Иешуа и Понтии Пилате. С одной стороны, оба романа противопоставлены друг другу, а с другой – образуют единое целое: в Москве тридцатых годов людей волнуют те же проблемы, что и жителей Ершалаима – к такому выводу приходят представители первой творческой группы.
Учитель:
-Один роман совмещается с другим и переходит в одну сюжетную линию. Представлены два измерения: тридцатые годы XX века и тридцатые годы I века новой эры. События происходят в один и тот же месяц, в одни и те же дни (с 14 по 18 апреля), только с промежутком в 1900 лет. — Проблемный вопрос: почему композиция романа так необычна и сложна?
Составляется таблица, которую заполняют школьники. В дальнейшем она поможет ответить на этот проблемный вопрос.

Композиция романа
I часть
II часть
история
действия
рассказчики
деятели
обиды
расплаты
вопросы
ответы
пророчества
исполнение
разлуки
встречи
казнь
воскрешение
завязки
развязки

— — IV. Как сочетаются реальность и фантастика с библейскими мотивами? В чем смысл этой сочетаемости? Просмотр фрагмента художественного фильма «Мастер и Маргарита» — «Встреча на Патриарших прудах» и работа над первой и второй главами романа (слайды 18-22).
1. Что такого необычного случилось с Берлиозом и Иваном Бездомным?
2. За что так страшно наказан Берлиоз?
3. Как объяснить название первой главы?
4. Каким мы видим Понтия Пилата?
5. Как выглядит Иешуа в сцене допроса?
6. «Что есть истина?» – как сочетаются первые две главы романа? В чем смысл этой сочетаемости?
V. Зеркальное отражение -основа идеи произведения.
— 1. Соблюдение принципа симметрии в романе.
— Учитель:
— Симметрия – вот ключевое понятие в разговоре о романе. Симметрия – это раздвоение или удвоение образа, совпадение ситуации(контраст тоже является частным случаем совпадения: только со знаком «минус»).Наконец, буквальный вариант симметрии — симметрия в идеале: зеркальное отражение со всеми его модификациями, от портрета до тени, от сновидения до двойника. В романе М.А.Булгакова мы имеем дело с симметрией в идеале: то, что происходит в Москве, зеркально отражается в Ершалаиме. Давайте посмотрим, к каким наблюдениям пришли ребята, работающие во второй группе.
Ученики:
— Композиция произведения двойственна и построена на симетрии, это видно и по составленной таблице «Композиция романа». Надо отметить, что все повторяется. Есть в истории принцип повторяемости, его и использует М.А.Булгаков. Сравним два эпизода – сеанс черной магии в Варьете и Великий бал у Сатаны. (Выразительное чтение этих эпизодов). Два парада убожества и злодейства сцеплены общим мерилом — бездуховностью. Тут есть и срывание масок, и судебный процесс, и смех, и слезы, и даже кровь. И есть судья – Воланд. Так смыкаются все три мира. Возникает некий перекресток, накотором встречаются все времена, все герои, все обстоятельства и события.
— 1) Работа со схемой «Человечество мало изменилось» (слайды 23-24; схема составлена учителем).
На схеме представлено взаимодействие трех миров: московского современного, древнего ершалаимского и вечного потустороннего. Воланд свободно перемещается по этим мирам и является вершителем судеб: вспомним эпиграф к роману. У каждого персонажа есть двойник. Это тоже зеркальное отражение.
— 2) Изображение Москвы и Ершалаима в романе – наблюдения и выводы третьей творческой группы. — Известно, что образ города в художественных произведениях играет значительную роль. События в Москве, как и в Ершалаиме, начинаются с казни. На первый взгляд, два города существуют отдельно. Но природные явления (гроза, солнечный свет, тьма) сопутствуют двум городам одновременно. (Выразительное чтение небольших фрагментов романа). Характерен и звуковой облик городов. Песня, музыка, городской шум в Москве сменились на хлопанье окон, тревожный шорох листвы, шум проливного дождя. Сходную картину мы видим в Ершалаиме: здесь звук идет «волнами», рев толпы сменяется молчанием, грохот грозы – абсолютной тишиной. Одновременно сны снятся героям разных городов: Понтию Пилату и Ивану Бездомному. Оба города расположены на холмах. Кроме того, жители городов совершают похожие поступки: Иуда пишет донос, по которому Иешуа отправляют на казнь, а Алоизий Магарыч строчит донос, чтобы ему досталась квартираМастера. И такую симметрию мы наблюдаем и в предметах: Аннушка пролила масло, а Понтий Пилат – вино и т.д.
Учитель:
— До сих пор мы обращались преимущественно к визуальной симметрии. Но зеркальный принцип внедрился в самую кровь булгаковского изобразительного мышления. Можно заметить реальную связь произведения с полотнами художников Веласкеса и Хуана Баутиста. Вспомните, почему Маргарита должна была быть королевой набалу у Сатаны?
— 3) Кто же такая настоящая Маргарита – испанская королева? (Сообщение заранее подготовленного ученика).
— Маргарита Тереза Испанская (1651-1673 гг.)- первая жена императора Священной Римской Империи Леопольда I. В младенчестве испанская инфанта, родомиз испанской ветви Табстургов. Умерла в возрасте 21 года.
— Сопоставление репродукций картин художников с романом «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. В чем связь произведения с полотнами художников? (слайды 25-26).
— Веласкес «Менины» или «Инфанта Маргарита».
Хуан Баутист «Портрет Маргариты»

— Маргарита Испанская – представитель королевской династии. В булгаковском произведении в жилах главной героини тоже течет королевская кровь. И на картине, и в романе наблюдается «сюжет в сюжете», «зеркало в зеркале». На полотнах художников отчетливо видны зеркала – в них отражение дальнейшей судьбы инфанты. Роман Булгакова обставлен большим количеством зеркал (зеркало в комнате Маргариты – в котором она себя увидела преображенной, зеркало в квартире Берлиоза и т.д.) Автор романа манипулировал зеркалами и владел зеркальной техникой, как истинный живописец.
— Учитель:
— Вернемся теперь к нашему вопросу, поставленному в начале урока:
почему композиция романа так необычна и сложна?

Композиция произведения связана с философским смыслом произведения, с его идеей (слайды 22, 24).
«Человечество мало изменилось. Люди как люди, иногда милосердие стучится в их сердца…», — говорит Воланд. Модель устройства общества,поведение людей, нравственные критерии, чувства и эмоции остались те же, что и много веков тому назад.
— — Как мы определим идею произведения? (Слайд 27).
— VI. Подведение итогов урока. Вспомним слова Воланда: «Каждому будет дано по его вере». Это и есть идея произведения.Все персонажи романа получают то, во что они верят, то, что они заслужили: свет, покой или тьму. И все обидчики Мастера, Иешуа, М.А.Булгакова, упомянутые в первой части, отвечают за свои прегрешения во второй. Идею романа помогает раскрыть многоплановость и разноуровневость повествования. Зеркальное отражение у Булгакова является философией возмездия: что заслужил, то и получил. Это некие чаши весов в поисках равновесия. И все же добро побеждает зло. «Свободен! Свободен!», — кричит Мастер. И нет никакой казни Иешуа, освобожден от мук совести Понтий Пилат. А Мастера и Маргариту больше никто не побеспокоит в их вечном покое. Все сошлось: время и пространство, герои и загадки, все обстоятельства и декорации:«Все сбылось…Это факт. А факты – самая упрямая в мире вещь». Так уясним для себя эти нравственные урокиМ.А.Булгакова.
— — — — — — — — — —
Файлы: Булгаков.ppt
Размер файла: 3194368 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология