Автор конспекта:
Автор(ы): — Гилязова Альфира Файазовна
Место работы, должность: — МБОУ «Куянковская средняя общеобразовательная школа» имени Гайнана Курмаша Параньгинского района Республики Марий Эл
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
1) Подвести учащихся к пониманию того, что месть чаще всего не может способствовать положительному разрешению конфликта, а зачастую обостряет и затягивает его; порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказаться от нее; дать представление о внутреннем монологе.
2) Формировать навыки работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения, передающего иронию автора; развитие речи учащихся.
3) Воспитывать чувство доброты, милосердия, терпимость по отношению к окружающим.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемая методическая литература: —
В.А. Солоухина «Мститель», книга «Вокруг тебя мир»
Используемое оборудование: —
книга «Вокруг тебя мир», рисунки учащихся, плакаты, доска.
Используемые ЦОР: —
ПК, презентация
Краткое описание: — урок внеклассного чтения
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня, как вы уже успели заметить, у нас немножко необычный урок. Он открытый, т.е. у нас присутствуют гости. Это учителя из разных школ нашего района, …………..Сообщение темы и целей урока.
Ребята, мы с вами живем в очень непростое время. Порой приходится сталкиваться с несправедливостью, невежеством, даже с хамством. Так что же делать, если тебя оскорбили, обидели, нахамили? Дать отпор или нет? Мстить или не мстить? Простить или не простить? Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох и времен. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Вот как раз об этом, о мести, к каким результатам она приводит, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
Так что же делать? Мстить или простить? Именно эти вопросы оказались в центре внимания в рассказе В.А. Солоухина «Мститель». Героем рассказа является мальчик, ваш ровесник, который оказался перед ситуацией выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Автор, Владимир Солоухин, ярко и образно описывает то, что происходит в душе обиженного человека. Кстати говоря, с творчеством В. Солоухина мы еще поближе познакомимся в старших классах. Прочитаем такие интереснейшие произведения, как «Владимирские проселки», «Олепинские пруды», «Подворотни» и др.
— А теперь запишем тему в тетрадях: «Мстить или простить?» (по рассказу В. Солоухина «Мститель»).
II. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были прочитать рассказ. Давайте, вспомним, какая история, какой случай описывается в рассказе (очень коротко).
— Хорошо. Вот мы говорим «мстить», «отмстить», а как вы понимаете слово «месть», что оно означает?
— А в словаре С.И. Ожегова дается такое определение мести: «Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду».
(Записывают в тетрадях).
— А теперь подумайте и ответьте, знакомо ли вам то чувство, которое испытывает герой в начале рассказа?
— Хотелось ли вам когда-нибудь отомстить?
— Скажите, были ли в вашей жизни такие ситуации? И чем они закончились?
— Все ясно. А сейчас я хочу зачитать вам выдержки, отрывки из сочинений учащихся других классов. Вот что они пишут. (читаются отрывки из сочинений учащихся)
— Как видите, ребята, многие наши старшеклассники не следуют выражению «око за око, зуб за зуб». Когда я готовилась к этому уроку, я провела опрос среди учащихся нашей школы. В опросе участвовало 76 человек. Были предложены следующие вопросы:
Да Нет Не знаю
9 55 12
2) Если вас обидели, сможете ли простить?
Да Нет Не сразу
21 13 42
Эти результаты тоже говорят о том, что наши дети не мстительны.
III. Работа с текстом.
А теперь поработаем с текстом.
— Давайте сравним, какие краски, какие эпитеты автор использует при описании природы до случая с Витькой и после.
— Найдите в тексте место, где описывается состояние обиженного человека.
— Ребята, автор называет этот случай «маленьким происшествием». Согласны ли вы с ним?
— Вспомните, в каких произведениях, фильмах «маленькое происшествие» привело к плачевным результатам, серьезным последствиям?
— От чьего лица ведется повествование? О чем он думает про себя? Сколько возможностей было у него отомстить?
— Он внутри себя рассуждает, думает сначала, как мстить, потом повременить эту месть, потом отказаться от нее. Вот все, что происходит в его голове, все его мысли, размышления называются внутренним монологом.
— Почему герой изменил свой план в лесу?
— Да, если б он был плохим, мстительным, он бы отомстил сразу.
— Можно ли мальчика назвать мстительным?
— Как вы относитесь к финалу, концовке рассказа? Вас он устраивает? Давайте зачитаем концовку рассказа.
- Хорошо, ребята. Мы поговорили о рассказе.
IV.Вы дома должны были нарисовать «портрет», «лик», «лицо» мести. С чем вы ее сравниваете? Какие ассоциации возникают у вас при слове «месть».
(Ребята представляют свои рисунки).
— Да ребята, портрет мести страшен. Но подумайте и скажите мне, как вы поступите, если обидят ваших близких? Вы отомстите за них?
— По-вашему, это справедливая месть, да?
— Как одним словом можно назвать «справедливую месть»?
— Возмездие. Давайте запишем в тетрадях, какое толкование этого слова дает словарь С.И. Ожегова: «Возмездие – это отплата, кара за совершенное зло».
Можно назвать слова «месть» и «возмездие» синонимами?
Но есть отличие в оттенках значений этих слов. Возмездие предполагает участие справедливых, каких-то сил свыше, которые в конфликте не участвуют.
При подготовке к уроку я долго думала, может ли месть быть справедливой? Честно говоря, ответа на этот вопрос у меня не было. А вы как думаете?
………………….
V.Игра «Утешьте смайлика!» А теперь мы с вами поиграем.
Кто изображен на рисунке?
Как его назовем?
Как вы думаете, что с ним случилось? (Его обидели)
VI. Обобщение.
— Ну а теперь обобщим все сказанное на этом уроке, сделаем выводы.
1. Когда возникает чувство мести? Из-за чего? (Из-за обиды, значит, нельзя обижать, оскорблять других людей).
2. Если ты оказался в ситуации выбора: что лучше мстить или нет? – Нужно простить.
3. Месть во благо – это хорошо или плохо? (Нужно уметь сдержать себя)
VII.Домашнее задание.
VIII.Подведение итогов.
Итак, ребята, мы поговорили с вами о мести, о ее результатах и сделали выводы. Я надеюсь, сегодня вы получили хороший жизненный урок для себя. Не забывайте об этом никогда.
Самым активным учащимся я поставлю отметки.
Файлы: Урок по рассказу В.Солоухина Мститель.pptx
Размер файла: 152901 байт.