Автор конспекта:
Автор(ы): — Григорьева Маргарита Николаевна
Место работы, должность: — Муниципальное образовательное формирование воеже детей дошкольного и младшего школьного возраста заведение № 421 Сормовского р-на г. Нижнего Новгорода, Учитель начальных классов
Регион: — Нижегородская ветвь
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее намывка
Класс(ы): — 2 сорт
Предмет(ы): — Литературное произнесение
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — методическая гидроразработка
Краткое реляция ресурса: — Литературоведческий подходец к организации уроков литературного чтения в начальной школе. Схема поэтапного анализа народной сказки. Сравнительная объективка народной и авторской сказок.
Последние одна каплю лет я с охотой работаю в рамках УМК Н.Ф.Виноградовой. Эта пневмосистема не точию дает вероятие выучивать детей со значительным опережением вдоль предметам, энциклопедически развивать личность, способствуя её самовыражению, однако и позволяет в корне пересмотреть подходец к урокам литературного чтения, заменив учитывание сюжетно-событийной линии, принятой в традиционной системе, литературоведческим подходом к анализу художественных произведений.
Учебник Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой включает тексты, на материале которых учитель, проявляя свое артистичность и творчество, может статься в доступной воеже младших школьников форме знакомить их с теорией литературы, следуя принципам преемственности с программой вдоль литературе в среднем звене, обучая младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров.
Благодатным материалом обучения навыкам и приёмам анализа художественных текстов является сказка, как народная, к примеру и авторская.Уже в ранний и другой год обучения, читая и анализируя сказки, младшие школьники овладевают такими понятиями теории литературы, как: жанр, сюжет, тема, проблема, идея, композиция, герои и др. А к концу I-го полугодия 2-го класса результатом целого цикла обобщающих уроков вдоль сказкам становится макросхема анализа, которую я предлагаю.
— Схема анализа сказки:
— - авторство;
- тип;
- значение заголовка;
- тема;
- проблема;
- герои;
- идея;
- несравненный язык.
— Очередность этапов анализа в схеме выстраивается не произвольно, однако логически и аргументировано, опираясь на сравнительную таблицу народной и авторской сказок.
— Сравнительная контрбаланс народной и авторской сказок
—
— Народная сказка
Авторская сказка
Особенности композиции (присказка, зачин, концовка)
Всегда присутствует, имеет варианты
По замыслу автора, роль эпизодов и сцен
Проблема
Общечеловеческая значимая воеже всех
Может быть и узкой, важной воеже конкретного времени, автора, героя
Идея
Нравоучение, народная мудрость
Авторская позиция, его ксенофобия к поставленной проблеме
Герои
Четко делятся на положительных и отрицательных
Характер героев противоречив, поступки неоднозначны
Сказочные приемы (троекратные повторы, магические числа, расстройство запретов и т.д.)
Обязательны в рамках жанра
Авторское уступка на их присутствие
Язык (постоянные эпитеты, сравнения; устаревшая и диалектная лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Встречаются часто, отражают народную речь, край и период создания сказки
Являются авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, костюма, внешности, детали
— — В ходе работы с таблицей детишки приходят к выводу о том, яко у народной сказки сказочное золосодержание заключено в рамки обычно сложившейся сказочной формы, однако у авторской – выбранная автором вдоль разным причинам (заинтересовать читателя, соображения цензуры и др.) сказочная инфинитив наполнена реальным содержанием: в ней решаются современные автору и его современникам проблемы, идеологический значение этакий сказки включает авторскую оценку и поможет не совпадать с мнением героев сказки неужто читателей.
Но вернемся к схеме анализа народной сказки. Первый момент – «авторство» — дает возможности широкой интеграции уроков литературного чтения с уроками окружающего мира, описательно искусства и музыки. Этот момент является нередко подготовительным к первичному восприятию сказки. Так, предваряя связь с татарской народной сказкой «Три сестры», учащиеся моего класса познакомились с историей возникновения этого народа, его традициями, вероисповеданием, семейным укладом, национальными костюмами и праздниками. Этому способствовали уроки окружающего пластинка в разделе «Мы – жители Земли» и рендж внеклассных мероприятий, проведенных в сотрудничестве с библиотекой. На уроках труда подле помощи родителей были изготовлены национальные свадебные костюмы татар; изобразительного искусства – рисунки предметов домашней утвари, посуды, украшений; музыки – разучена песнь на татарском языке; хореографическом кружке – татарские танцевальные движения.
— К уроку детьми были выполнены рисунки с изображением предметов, отражающих уклад и национальные праздники татар (См. прикрепленные файлы).
— Так была создана атмосфера, способствующая восприятию татарской сказки и её дальнейшему анализу.
Мои детишки здорово любят манипуляция прогнозирования. Поэтому, загодя нежели заняться анализом темы сказки, они пытались сделать метеопрогноз вдоль заголовку.
Были попытки спрогнозировать проблему и инда идею сказки, дать краткие характеристики героев, их поступков. К результатам прогнозирования желательно неизбежно вернуться на последнем этапе анализа воеже того, воеже убедить ребят в том, яко прогнозы не бывают точными без серьезного анализа текста, как всплошную связан заголовочек с идеей сказки.
При переходе к следующему этапу анализа – определению темы сказки – чванливо провести возможные параллели с другими произведениями, знакомыми учащимся с уроков литературного чтения и изо своего читательского опыта, разных жанров, однако на одна и ту же тему, близкую к теме анализируемой сказки.
УМК системы Н.Ф.Виноградовой предлагает к учебнику литературного чтения вторично и «Хрестоматию», в которой представлены сказки разных народов, тематически близких татарской народной сказке «Три сестры». Из своего читательского опыта детишки вспомнили другие сказки о взаимоотношениях в семье, о отношениях детей и родителей, о уважении к старшим и послушании детей: ненецкая – «Три сына»; татарская – «Отец и сыновья»; татская – «Лучшая услада воеже старых – судьба молодых»; танец – «Хаврошечка» и др.
В ходе сравнения тематически близких сказок детишки пытаются ответить на вопросы: благодаря тому у разных народов появились сказки на тему взаимоотношений детей и родителей?, яко этому способствовало? На этом этапе обоснованно и к месту организовать первичное рецепция сказки.
Для формирования представлений младших школьников о том, сколь важна и распространена тема, которая раскрывается в сказке «Три сестры» (если уровень готовности к анализу художественных произведений соответствует второму), позволено предложить в парах прочитать и сравнить с нею буриме Л.Татьяничевой «Сыновья».
— Людмила Татьяничева
СЫНОВЬЯ
— Два хороших сына у меня.
Две надежды,
Два живых огня.
Мчится период вдоль великой трассе.
У меня –
Две юности в запасе.
Жизнь горит во звук неугасимо.
У меня две вечности –
Два сына.
— Эта нагрузка позволит учащимся сделать эвакуация о том, яко тематика семейных взаимоотношений важна и злободневна в разные период и не точию в произведениях фольклора, однако и художественной литературы.
Осознание вышесказанного поможет учащимся выйти на блюдущий момент анализа сказки: формулирование проблемы татарской народной сказки «Три сестры». Это способность формируется здорово длительно и сложно. Чтобы незаметно научить своих ребят формулировать проблему произведения в форме повествовательного предложения, я (на начальном этапе) учу их ставить вопросы – проблемы. Причем, лучше, разве на уроке они это будут делать в группах (а детишки с низким уровнем готовности к анализу художественного текста могли бы пользоваться памяткой).
Например, на этом уроке сувенир выглядела так.
— ПАМЯТКА
— Поставьте вопросы к предложенным отрывкам и сформулируйте проблемы татарской народной сказки «Три сестры».
— 1. Родители тратят навалом сил на самовоспитание детей, однако они не вовеки бывают им после это благодарны, зачастую не помогают родителям в старости.
______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Мать все едино заботилась об всех своих дочерях, однако они разно повели себя, услышав просьбу матери о помощи.
______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Всем родителям хочется быть счастливыми и защищенными в старости, они надеются на пособие своих детей.
______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Воспитывая детей, родители рассказывают им о том, яко существуют правила поведения, принятые в народе, которые нужно неизбежно соблюдать.
______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Верующие люди убеждены в том, яко существует не точию земная, однако и загробная жизнь, однако продлить свою питание могут не все.
______________________________________________________________________________________________________________________________
— Результатом работы групп стали одна каплю вопросов-проблем: Что бывает с теми, кто не заботится о своих родных и близких? Как стентор может статься продлить земную питание и фасон бессмертным? Почему в одной семье вырастают разные дети? Как взрослые детишки должны относиться к старым и беспомощным родителям? Из них сообща детишки выбирают главную, то есть формулируют главную проблему сказки: как должны строиться взаимоотношения детей и родителей?
Хорошо, разве учащиеся смогут пояснить ценность этой проблемы в современной жизни, вспомнить примеры изо своего читательского опыта, яко сможет побудить их к дальнейшей активной читательской деятельности, воспринимать художественное скерцо как словесное скерцо искусства, отображающее реальную действительность.
Выбранная мною макросхема анализа художественного произведения, в данном случае сказки, поуже не позволяет младшим школьникам рассматривать егокак простую логичность поступков героев. Напротив, герои, их поступки осознаются читателями как наркосредство решения главной проблемы сказки. В ходе логически выстроенного анализа поднатаскивающийся надобно найти согласие на важнейший вопрос-проблему, то есть прийти к пониманию идейного замысла сказки.
На этом этапе чванливо научить ребят вторично одному умению: выбрать пословицу, которая лучше прощайте передает идею сказки. Хорошо, разве это будут пословицы разных народов:
— • Родители в детях продолжаются (русская).
• Старому и слабому угождай как малому (украинская).
• Старый пожинает, яко молодым посеял (грузинская).
• Пока собственноручно не состаришься, не поймешь старого (армянская).
• Когда старики здоровы, и молодым покойно (вьетнамская).
• Цена молодости познается в старости (турецкая).
— Выбор пословицы изо предложенных вариантов позволяет аргументировано и аргументированно обосновать близкий выбор, однако учителю – отследить уровень детской осознанности анализируемого произведения и корректировать его.
Определив идею сказки, позволено неприлично переходить к анализу её героинь: трёх сестер, матери, Белочки, безоблачный пчелки, определяя чёткое край каждой изо них в решении проблем татарской народной сказки.
Уместно здесь же вернуться к прогнозу, сделанному вдоль заголовку. Если разбор достиг поставленных учителем целей, то учащиеся несложно сделают эвакуация о связи заголовка с идейным смыслом сказки: изо три сестер точию одна была настоящей дочерью. Здесь же позволено вернуться к особенностям вероисповедания татар, нравственных ценностей ислама, взаимоотношений в татарской семье, где-либо покорность и безответность детей неизбежно предполагают аллотеизм и взаимоуважение ими родителей.
— И, наконец, последним, самым сложным, этапом анализа является разбор особенностей языка сказки. Он отражает уклад татарской семьи, особенности отношений матери и дочерей в этой семье, передаёт ориентальный мнение на женскую красоту, яко приметно отличает эту сказку от русских народных. Опора на этом этапе – подготовительная работа, которая помогла оборудовать нравоучение национальными костюмами татар, предметами их быта и культуры, звуками и ритмами татарской песни и танца.
Этот момент не залпом преодолевается младшими школьниками самостоятельно, однако изыскание накапливается от сказки к сказке, повышается и лицо учащихся.
Таким образом, предложенная мной макросхема анализа народной сказкипомогает формировать положительные личностные качества младших школьников, позволяет развивать у них способность осуществлять литературоведческий подходец к анализу произведений фольклора, формировать основные понятия теории литературы, однако учителю — соблюдать филиация с программой вдоль литературе в среднем звене.
Файлы: сабантуй.jpg
Размер файла: 58953 байт.