Автор конспекта:
Автор(ы): — Григорьева Маргарита Николаевна

Место работы, должность: — Муниципальное образовательное формирование воеже детей дошкольного и младшего школьного возраста заведение № 421 Сормовского р-на г. Нижнего Новгорода, Учитель начальных классов

Регион: — Нижегородская ветвь

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее намывка

Класс(ы): — 2 сорт

Предмет(ы): — Литературное произнесение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая гидроразработка

Краткое реляция ресурса: — Литературоведческий подходец к организации уроков литературного чтения в начальной школе. Схема поэтапного анализа народной сказки. Сравнительная объективка народной и авторской сказок.

Последние одна каплю лет я с охотой работаю в рамках УМК Н.Ф.Виноградовой. Эта пневмосистема не точию дает вероятие выучивать детей со значительным опережением вдоль предметам, энциклопедически развивать личность, способствуя её самовыражению, однако и позволяет в корне пересмотреть подходец к урокам литературного чтения, заменив учитывание сюжетно-событийной линии, принятой в традиционной системе, литературоведческим подходом к анализу художественных произведений.
Учебник Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой включает тексты, на материале которых учитель, проявляя свое артистичность и творчество, может статься в доступной воеже младших школьников форме знакомить их с теорией литературы, следуя принципам преемственности с программой вдоль литературе в среднем звене, обучая младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров.
Благодатным материалом обучения навыкам и приёмам анализа художественных текстов является сказка, как народная, к примеру и авторская.Уже в ранний и другой год обучения, читая и анализируя сказки, младшие школьники овладевают такими понятиями теории литературы, как: жанр, сюжет, тема, проблема, идея, композиция, герои и др. А к концу I-го полугодия 2-го класса результатом целого цикла обобщающих уроков вдоль сказкам становится макросхема анализа, которую я предлагаю.
Схема анализа сказки:
- авторство;
- тип;
- значение заголовка;
- тема;
- проблема;
- герои;
- идея;
- несравненный язык.
Очередность этапов анализа в схеме выстраивается не произвольно, однако логически и аргументировано, опираясь на сравнительную таблицу народной и авторской сказок.
Сравнительная контрбаланс народной и авторской сказок

Народная сказка
Авторская сказка
Особенности композиции (присказка, зачин, концовка)
Всегда присутствует, имеет варианты
По замыслу автора, роль эпизодов и сцен
Проблема
Общечеловеческая значимая воеже всех
Может быть и узкой, важной воеже конкретного времени, автора, героя
Идея
Нравоучение, народная мудрость
Авторская позиция, его ксенофобия к поставленной проблеме
Герои
Четко делятся на положительных и отрицательных
Характер героев противоречив, поступки неоднозначны
Сказочные приемы (троекратные повторы, магические числа, расстройство запретов и т.д.)
Обязательны в рамках жанра
Авторское уступка на их присутствие
Язык (постоянные эпитеты, сравнения; устаревшая и диалектная лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Встречаются часто, отражают народную речь, край и период создания сказки
Являются авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, костюма, внешности, детали

— — В ходе работы с таблицей детишки приходят к выводу о том, яко у народной сказки сказочное золосодержание заключено в рамки обычно сложившейся сказочной формы, однако у авторской – выбранная автором вдоль разным причинам (заинтересовать читателя, соображения цензуры и др.) сказочная инфинитив наполнена реальным содержанием: в ней решаются современные автору и его современникам проблемы, идеологический значение этакий сказки включает авторскую оценку и поможет не совпадать с мнением героев сказки неужто читателей.
Но вернемся к схеме анализа народной сказки. Первый момент – «авторство» — дает возможности широкой интеграции уроков литературного чтения с уроками окружающего мира, описательно искусства и музыки. Этот момент является нередко подготовительным к первичному восприятию сказки. Так, предваряя связь с татарской народной сказкой «Три сестры», учащиеся моего класса познакомились с историей возникновения этого народа, его традициями, вероисповеданием, семейным укладом, национальными костюмами и праздниками. Этому способствовали уроки окружающего пластинка в разделе «Мы – жители Земли» и рендж внеклассных мероприятий, проведенных в сотрудничестве с библиотекой. На уроках труда подле помощи родителей были изготовлены национальные свадебные костюмы татар; изобразительного искусства – рисунки предметов домашней утвари, посуды, украшений; музыки – разучена песнь на татарском языке; хореографическом кружке – татарские танцевальные движения.
К уроку детьми были выполнены рисунки с изображением предметов, отражающих уклад и национальные праздники татар (См. прикрепленные файлы).
Так была создана атмосфера, способствующая восприятию татарской сказки и её дальнейшему анализу.
Мои детишки здорово любят манипуляция прогнозирования. Поэтому, загодя нежели заняться анализом темы сказки, они пытались сделать метеопрогноз вдоль заголовку.
Были попытки спрогнозировать проблему и инда идею сказки, дать краткие характеристики героев, их поступков. К результатам прогнозирования желательно неизбежно вернуться на последнем этапе анализа воеже того, воеже убедить ребят в том, яко прогнозы не бывают точными без серьезного анализа текста, как всплошную связан заголовочек с идеей сказки.
При переходе к следующему этапу анализа – определению темы сказки – чванливо провести возможные параллели с другими произведениями, знакомыми учащимся с уроков литературного чтения и изо своего читательского опыта, разных жанров, однако на одна и ту же тему, близкую к теме анализируемой сказки.
УМК системы Н.Ф.Виноградовой предлагает к учебнику литературного чтения вторично и «Хрестоматию», в которой представлены сказки разных народов, тематически близких татарской народной сказке «Три сестры». Из своего читательского опыта детишки вспомнили другие сказки о взаимоотношениях в семье, о отношениях детей и родителей, о уважении к старшим и послушании детей: ненецкая – «Три сына»; татарская – «Отец и сыновья»; татская – «Лучшая услада воеже старых – судьба молодых»; танец – «Хаврошечка» и др.
В ходе сравнения тематически близких сказок детишки пытаются ответить на вопросы: благодаря тому у разных народов появились сказки на тему взаимоотношений детей и родителей?, яко этому способствовало? На этом этапе обоснованно и к месту организовать первичное рецепция сказки.
Для формирования представлений младших школьников о том, сколь важна и распространена тема, которая раскрывается в сказке «Три сестры» (если уровень готовности к анализу художественных произведений соответствует второму), позволено предложить в парах прочитать и сравнить с нею буриме Л.Татьяничевой «Сыновья».
Людмила Татьяничева
СЫНОВЬЯ
Два хороших сына у меня.
Две надежды,
Два живых огня.
Мчится период вдоль великой трассе.
У меня –
Две юности в запасе.
Жизнь горит во звук неугасимо.
У меня две вечности –
Два сына.
Эта нагрузка позволит учащимся сделать эвакуация о том, яко тематика семейных взаимоотношений важна и злободневна в разные период и не точию в произведениях фольклора, однако и художественной литературы.
Осознание вышесказанного поможет учащимся выйти на блюдущий момент анализа сказки: формулирование проблемы татарской народной сказки «Три сестры». Это способность формируется здорово длительно и сложно. Чтобы незаметно научить своих ребят формулировать проблему произведения в форме повествовательного предложения, я (на начальном этапе) учу их ставить вопросы – проблемы. Причем, лучше, разве на уроке они это будут делать в группах (а детишки с низким уровнем готовности к анализу художественного текста могли бы пользоваться памяткой).
Например, на этом уроке сувенир выглядела так.
ПАМЯТКА
Поставьте вопросы к предложенным отрывкам и сформулируйте проблемы татарской народной сказки «Три сестры».
1. Родители тратят навалом сил на самовоспитание детей, однако они не вовеки бывают им после это благодарны, зачастую не помогают родителям в старости.
______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Мать все едино заботилась об всех своих дочерях, однако они разно повели себя, услышав просьбу матери о помощи.
______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Всем родителям хочется быть счастливыми и защищенными в старости, они надеются на пособие своих детей.
______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Воспитывая детей, родители рассказывают им о том, яко существуют правила поведения, принятые в народе, которые нужно неизбежно соблюдать.
______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Верующие люди убеждены в том, яко существует не точию земная, однако и загробная жизнь, однако продлить свою питание могут не все.
______________________________________________________________________________________________________________________________
Результатом работы групп стали одна каплю вопросов-проблем: Что бывает с теми, кто не заботится о своих родных и близких? Как стентор может статься продлить земную питание и фасон бессмертным? Почему в одной семье вырастают разные дети? Как взрослые детишки должны относиться к старым и беспомощным родителям? Из них сообща детишки выбирают главную, то есть формулируют главную проблему сказки: как должны строиться взаимоотношения детей и родителей?
Хорошо, разве учащиеся смогут пояснить ценность этой проблемы в современной жизни, вспомнить примеры изо своего читательского опыта, яко сможет побудить их к дальнейшей активной читательской деятельности, воспринимать художественное скерцо как словесное скерцо искусства, отображающее реальную действительность.
Выбранная мною макросхема анализа художественного произведения, в данном случае сказки, поуже не позволяет младшим школьникам рассматривать егокак простую логичность поступков героев. Напротив, герои, их поступки осознаются читателями как наркосредство решения главной проблемы сказки. В ходе логически выстроенного анализа поднатаскивающийся надобно найти согласие на важнейший вопрос-проблему, то есть прийти к пониманию идейного замысла сказки.
На этом этапе чванливо научить ребят вторично одному умению: выбрать пословицу, которая лучше прощайте передает идею сказки. Хорошо, разве это будут пословицы разных народов:
• Родители в детях продолжаются (русская).

• Старому и слабому угождай как малому (украинская).

• Старый пожинает, яко молодым посеял (грузинская).

• Пока собственноручно не состаришься, не поймешь старого (армянская).

• Когда старики здоровы, и молодым покойно (вьетнамская).

• Цена молодости познается в старости (турецкая).
Выбор пословицы изо предложенных вариантов позволяет аргументировано и аргументированно обосновать близкий выбор, однако учителю – отследить уровень детской осознанности анализируемого произведения и корректировать его.
Определив идею сказки, позволено неприлично переходить к анализу её героинь: трёх сестер, матери, Белочки, безоблачный пчелки, определяя чёткое край каждой изо них в решении проблем татарской народной сказки.
Уместно здесь же вернуться к прогнозу, сделанному вдоль заголовку. Если разбор достиг поставленных учителем целей, то учащиеся несложно сделают эвакуация о связи заголовка с идейным смыслом сказки: изо три сестер точию одна была настоящей дочерью. Здесь же позволено вернуться к особенностям вероисповедания татар, нравственных ценностей ислама, взаимоотношений в татарской семье, где-либо покорность и безответность детей неизбежно предполагают аллотеизм и взаимоуважение ими родителей.
И, наконец, последним, самым сложным, этапом анализа является разбор особенностей языка сказки. Он отражает уклад татарской семьи, особенности отношений матери и дочерей в этой семье, передаёт ориентальный мнение на женскую красоту, яко приметно отличает эту сказку от русских народных. Опора на этом этапе – подготовительная работа, которая помогла оборудовать нравоучение национальными костюмами татар, предметами их быта и культуры, звуками и ритмами татарской песни и танца.
Этот момент не залпом преодолевается младшими школьниками самостоятельно, однако изыскание накапливается от сказки к сказке, повышается и лицо учащихся.
Таким образом, предложенная мной макросхема анализа народной сказкипомогает формировать положительные личностные качества младших школьников, позволяет развивать у них способность осуществлять литературоведческий подходец к анализу произведений фольклора, формировать основные понятия теории литературы, однако учителю — соблюдать филиация с программой вдоль литературе в среднем звене.

Файлы: сабантуй.jpg
Размер файла: 58953 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология