Автор конспекта:
Автор(ы): — Ахметзянова Эльвира Канафиевна
Место работы, должность: —
МОУ СОШ №3 им.Ю.А.Гагарина, учитель музыки, заместитель директора по воспитательной работе.
Регион: — Республика Татарстан
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
Данный план-конспект урока предназначен для учителей музыки средних школ, работающих по программе Критской, Сергеевой.К уроку прилагается презентация П.И.Чайковскийс музыкой увертюры Ромео и Джульетта
ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ В 9 КЛАССЕ.
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.
ТЕМА 4 УРОКА: музыка – как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические связи в произведениях П.И.Чайковского.
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование музыкального вкуса учащихся посредством восприятия музыки П.И.Чайковского.
Интонационно – образное восприятие музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
ЗАДАЧИ:
1.Развитие у учащихся самостоятельной, творческой деятельности.
2.Использование на уроке информационно – коммуникационных технологий.
3. Овладение учащимися практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.
4. Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Повторение и закрепление темы.
3. Тема. Основная часть.
4. Физ.минутка.
5. Творческая работа группы №3, презентация, слушание музыки.
6. Исполнение песни.
7. Итог урока, домашнее задание.
ОФОРМЛЕНИЕ: на экране – тема, эпиграф к уроку.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, экран, проектор, магнитофон, диск СД с фонограммой песни.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Повторение пройденного.
На экране – тема четверти: «Образ человека в мировой художественной культуре»
3. Тема. Основная часть.
На экране высказывания П.И.Чайковского: «Я – человек, страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть», «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям радость, утешение и подмогу»
Это слова русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского. Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве этого композитора. Через его музыку попытаемся выявить жизненные истоки музыки, отражение противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические связи в произведениях.
· Назовите произведения П.И.Чайковского какие знаете.( запись на обратной стороне доски для сравнения в конце урока)
Творчество П.И.Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных произведений для детей «Детский альбом», «Времена года». Наверное, не зря композитор старался охватить как можно больше жанров музыки. Ведь это даёт больше возможности передать настроение, раскрыть внутренний мир человека с его переживаниями, чувствами, состоянием души. Тонкий и глубокий психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и убедительностью отразил духовный мир современников. Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные — опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубинные процессы внутреннего мира человека, сложные движения души, раскрывающиеся в острых и напряженных драматических столкновениях. Однако и в этих жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского — певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя. Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры — любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, — обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран. С 1957 года, 1 раз в 5 лет проводится международный конкурс имени П.И.Чайковского.
4. Физ.минутка: потянулись в стороны. Вверх. Упражнение для глаз: закрыли глаза, открыли глаза, посмотрели вверх, вниз, закрыли глаза, поморгали, закрыли. Послушаем тишину. Садитесь.
5. Сегодня мне помогает творческая группа №3. Они подготовили презентацию о жизни и творчестве П.И.Чайковского.
· Просмотр презентации. Слушание музыки.
В презентацию включены биографические данные о композиторе, характерные черты творчества, фрагмент из увертюры «Ромео и Джульетта»
Значительное место в творчестве композитора заняли программные симфонические произведения. Одно из них - увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869), по одноимённому произведению В.Шекспира.
Содержание: два уважаемых и гордых семейства Монтекки и Капулетти находятся в длительной вражде. Никто не хочет первым остановить вражду, а тем более уступить друг другу. К несчастью их дети Ромео и Джульетта полюбили друг друга. Их не останавливает семейная вражда, но всё складывается против них. Молодые люди погибают во имя любви к друг другу. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.
Анализ музыки увертюры «Ромео и Джульетта». Ответы учащихся:
чувствуется глубина и трагичность произведения, сильные чувства, любовь и смерть. Каков характер музыки? (ответы учащихся) эта тема взята из жизни? Так может случиться в наше время? (ответы учащихся)
Вы послушали программное произведение – увертюру – фантазию «Ромео и Джульетта».
· Что значит программное произведение?
Программное произведение – это чаще всего симфоническая музыка, в основе которой лежит тематическая программа, некий конкретный сюжет. Программность произведения задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.
· Что такое увертюра? Что необычного здесь?
Увертюра – это оркестровое вступление к опере, балету, кинофильму. В данном случае произведение самостоятельное, т.е. это не вступительная часть и здесь нет продолжения.
Удалось ли композитору раскрыть образ человека через многоплановость своего произведения? Да.
Обсуждение работы третьей группы. Если есть замечания, запишите их в тетради, затем скажете ребятам после уроков.
6. Исполнение песни.
А сейчас мы с вами вспомним песню «Алые паруса». Исполнение песни в сопровождении гитары. (может быть фонограмма)
7. Итог урока.
Сегодня мы с вами погрузились в мир прекрасной музыки русского композитора 19 века П.И.Чайковского. Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока? Какова основная мысль урока?
Основная идея произведений П.И.Чайковского – протест и борьба против тёмных сил жизни, воздвигающих препятствие на пути человека к счастью.
Музыка Чайковского создана для людей, чтобы они сопереживали вместе с ней, находили в ней красоту и гармонию. Музыка П.И.Чайковского отличается особой теплотой и задушевностью, она понятна миллионам людей разных стран, и остаётся популярной по сей день.
Так что же хотел сказать нам композитор этими словами? (вернуться к начальному слайду – слова композитора) Как вы их понимаете?
Музыка должна приносить радость, душевный покой, стройность мыслей, оказывать помощь в трудную минуту.
К какой музыке обратились бы вы в трудный момент? Есть ли в вашем багаже такая музыка? Об этом вы расскажете мне на следующем уроке. Наш сегодняшний урок хочется завершить словами советского композитора 20 века
Д.Шостаковича: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие»
Файлы: П.И.Чайковский 2ч.ppt
Размер файла: 257024 байт.