Автор конспекта:
Автор(ы): — Леонова А.В

Место работы, должность: — студент

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования Turbo Pascal, содержащие оператор ветвления.

развивающая: развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.

воспитательная: развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Угринович Н.Д.

Краткое описание: — Урок в 9-м классе по теме "Оператор ветвления"

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока: «Оператор ветвления»
Открыли тетради, записали число и тему урока.
Мы познакомимся с новым оператором, его разновидностями и каждый из вас сегодня на уроке должен научиться записывать оператор на языке Паскаль, разрабатывать программу, используя те операторы, которые вы уже знаете и, конечно же, новый оператор ветвления .

2. Мотивация (2 мин)
Учитель. А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”
О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.

3. Проверка домашнего задания (4 мин)
Учащиеся сверяют с доской, исправляют ошибки у себя в тетрадях и на доске.
1.Найдите периметр пятиугольника
program _1;
var a, b, c, d, e, P: integer;
begin
writeln (‘введите стороны пятиугольника’);
readln (a,b,c,d,e);
P:=a+b+c+d+e;
writeln (‘периметр пятиугольника =‘, P);
end.

2. Найдите значение выражения 5х2-10х+2 для любого значения х
program _2;
var x, y: real;
begin
writeln (‘введите любое число’);
readln (х);
y:=5*х^2-10*х+2;
writeln (‘значение выражения =‘, y);
end.

4. Объяснение новой темы (10 мин)

А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”.

Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет).

Учитель: И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (полное и неполное ветвление.)

Оператор ветвления

И в языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.

Оператор ветвления

На языке программирования оператор ветвления в неполной форме
IF (условие) THEN (операторы)
IF A>B THEN B:=B*2

Оператор ветвления

IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы);
Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. IF A>B THEN max:=A
ELSE max:=B;

Напишем программу для данной задачи (ученики комментируют вслух).
program maximym;
var A, B, max: integer;
begin
writeln (‘введите любые два числа’);
readln (A,B);
if A>B then max:=A
else max:=B;
writeln (‘ максимальное число‘, max);
end.

5. Формирование умений и навыков (6 мин.)

Решим еще несколько задач. Запишем только конструкции операторов. Работа по карточкам. (Карточки раздаются каждому ученику). Записать конструкции операторов ветвления для следующих задач:
Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы: 1. If x>0 then y: =x-50 else y: =x+100;
2. If a*b
3. If A>B then C:=A-B;
4. If x>8 then y:=x/4 else y:=x*5;

6. Закрепление знаний (7 мин.)
Практическая работа в среде Pascal
Учитель: чтобы убедиться, что программа написана верно, проверим это в среде Pascal.
Учащиеся садятся за ПК и набирают программу, компилируют и запускают на исполнение.
Записать программу для любой задачи и запустить.

Физминутка двигательная (уч-ся садятся за ПК)

7. Домашнее задание (2 мин)
Задача. Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
Или
Написать программы для любых двух задач из карточки .

8. Итог урока (3 мин)

Оценить активных учащихся и поставить те оценки, которые учащимся поставил компьютер за выполнение теста.

Файлы: презентация к уроку.odp
Размер файла: 125807 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология