Автор конспекта:
Автор(ы): — Мартиросян Валентина Владимировна, Морозов Сергей (11 класс)
Место работы, должность: — МОУ Славянская СОШ, зам. директора по ВР, учитель географии
Регион: — Калининградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Экология
Цель урока: — Цель работы: определить качество воздуха в п. Славянское методом лихеноиндикации. Задачи работы: выявить видовой состав лишайников в посёлке Славянское; определить морфологические формы обнаруженных лишайников; измерить степень покрытия деревьев лишайниками на исследуемых участках; определить класс чистоты атмосферного воздуха в поселке.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Алекссев С.В. , Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 304 с.
2. Биоразнообразие Калининградской области. Ч.1: Грибы, лишайники, плауны, хврщи и папоротники Калининградской области: Справочник/ В.П. Дедков, И.Ю. Губарева, А.А. Володина, М.П. Андреев, Д.Е Петренко; Под ред. В.П. Дедкова, И.Ю. Губаревой. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. – 192 с.
3. Залевска А., Фалтынович В., Кшыштофяк А., Кшыштофяк Л., Пицинска-Фалтынович Й. Лишайники пущи Роминской. – Сувалки: HELIOS, 2004. – 80 с.
4. Жизнь растений. В 6 томах. Водоросли. Лишайники. 3 т. – М.: Просвещение, 1997. – 487 с.
5. Программа экологического практикума для детей и молодежи на базе КОДЦЭОТ «Человек на Земле». Разработано Беляковой Н.В. при участии педагогов КОДЦЭОТ. – Калининград, 2002. – 28 с.
6. Пчелкин А.В. Боголюбов А.С. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1997. – 25 с.
7. Савичев А.С. Лишайники в экологическом образовании. Методическое пособие по выполнению исследовательской работы. Москва, 1995 -16 с.
8. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 386.
9. Faltynovicz W., Krzysztofiak A., Krzysztofiak L. Porosty polnocno-wschodnij Polski – przewodnik terenowy. – Suwalki.Interdruk, 2004 – 62с.
10. http://ru/ . wikipedia.org/wiki
11. www.ecosystema.ru/08nature/lich/i02
12. www. ecocoop.ru/ed-vop4.htm
13. www. nature-archive.ru/lichens
Используемое оборудование: —
Интерактивная доска, компьютер, фотоаппарат, измерительная лента
Краткое описание: — Исследовательский проект
Лишайники являются прекрасными биоиндикаторами благодаря своим физиологическим особенностям: продолжительному периоду вегетации, крайне медленным процессам обмена веществ, отсутствию приспособлений от загрязнения, аккумуляции различных химических элементов.
В целом методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях: чем сильнее загрязнён воздух, тем меньше встречается видов лишайников (вместо десятков может быть 1-2 вида); чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев. При повышении загрязнённости воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, за ними – листоватые, последними – накипные. На основании этих закономерностей можно определить чистоту воздуха в конкретном месте микрорайона .
Файлы: Определение качества воздуха в пос. Славянское по лишайникам.rar
Размер файла: 9417184 байт.