Автор конспекта:
Автор(ы): — Михайлова Маргарита Рафаиловна
Место работы, должность: — МОУ-СОШ №15, учитель
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: — 1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда. 2. Развитие познавательного интереса к учебной деятельности, наблюдательности, исследовательских умений учащихся. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания. Эстетические чувства, любовь к чтению.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 32
Используемые учебники и учебные пособия: —
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса.
Используемая методическая литература: —
Плешаков А.А. Окружающий мир. Методическое пособие для учителя. 1 класс.
Используемое оборудование: —
Стаканчики со снегом и льдом, цветной картон, картины с изображением зимы, конверт с письмом.
Краткое описание: — Урок-исследование с целью изучения свойств льда и снега.
Урок окружающего мира в 1 классе.
ТЕМА: Откуда берутся снег и лёд.
ЦЕЛИ:
1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.
2. Развитие познавательного интереса к учебной деятельности, наблюдательности, исследовательских умений учащихся.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания. Эстетические чувства, любовь к чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: стаканчики со снегом и льдом, цветной картон, картины с изображением зимы, конверт с письмом.
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент.
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу так, как улыбается солнышко. Тихо садитесь.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Ребята послушайте загадку и скажите о каком времени года в ней говорится.
Я пушиста и бела
Ребятишкам я мила.
Позволяю им кататься
И на горке и на льду. (Зима)
-А зима какая? (пушистая, белая, милая, холодная, морозная, снежная)
-Назовите снежные месяцы. (декабрь, январь, февраль)
-Есть такая поговорка «Декабрь зиму начинает, а год кончает».
-Почему так говорят?
-Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы?
3. Сообщение темы и целей урока.
Много чудес приготовила волшебница-природа. Каждое время года по своему красиво и интересно. У каждой свои тайны, чудеса, сказки! Но самые волшебные сказки бывают только зимой!
(картины природы)
-Я хочу вам прочитать письмо, которое пришло в нашу школу.
(Читаю письмо)
Здравствуйте, дорогие первоклассники!
Пишут Вам две сестрички-капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам!
Мы дружно жили и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень она заважничала. Стала собой любоваться.
Снежинка не захотела признавать в льдинке свою родную сестричку. Она сказала: «Я вся из серебра и солнца – красавица, а ты из мутной воды – замарашка. И ты думаешь, что мы сестрёнки?»
-Ребята, вы хотите помочь Льдинке и Снежинке?
-О чём они нас просят? (доказать, что они родные сестры)
-Итак, тема нашего урока «Откуда берутся снег и лед?»
4. Новый материал.
-Представьте, что наш класс – научно-исследовательская лаборатория.
-И мы должны с вами доказать, что Льдинка и Снежинка родные сестры.
-Но чтобы доказать это нам нужно исследовать свойства льда и снега.
снег лед
Все выводы я буду фиксировать на доске.
Опыт 1
Нам нужно определить какого цвета снег и лед.
-Какого цвета снег? Белый
-А лед? Бесцветный
Вывод: Снег белый, а лед бесцветный.
Опыт 2
Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом.
-О каком свойстве льда идет речь? прозрачный
-А если тоже самое, проделаем со стаканчиком где лежит снег? непрозрачный
-Что мы можем сказать?
Вывод: Снег непрозрачный, лед прозрачный.
Опыт 3
–А теперь возьмите карандаш и потыкайте им снег.
-О каком свойстве снега это говорит? рыхлый
-А лед какой? Посмотрите (ударяю молотком по куску льда).
-Что случилось с ним? (разбился) хрупкий
Вывод: Снег рыхлый, а лед хрупкий.
Опыт 4
–Возьмем немного снега и положим на ладошку.
-Что случилось со снегом?
-Отчего он растаял?
-Во что превратился?
-Возьмем кусочек льда и положим на ладошку.
-Что произошло с кусочком льда?
-Во что он превратился?
Вывод: Снег и лед тают и превращаются в воду
-Можем ли мы сказать, что Льдинка и Снежинка родные сестрички?
-Откуда берутся снег и лед?
-Снег и лед – это вода в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки «0» и ниже, вода превращается в лед.
Совсем маленькие льдинки образуются в облаках. Там они увеличиваются, и превращаясь в снежинки, падают на землю. Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В морозные дни снежинки похожи на крупинки, а в теплые дни становятся крупными, слоистыми, словно птичий пух.
ФИЗМИНУТКА
Солнце небо греет слабо (руки вверх, вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, повороты туловища в стороны)
Побелел морковный нос (дотрагиваются до носа)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (стоят на месте)
Работа в рабочих тетрадях. с.20
-Ребята, снежинки все разные и они не похожи друг на друга. Но у всех снежинок по 6 лучиков.
-Посмотрите на с.20 снежинки. Но вот беда художник не успел дорисовать их.
1 ряд – 1 снежинка 2 ряд – 2 снежинка 3 ряд – 3 снежинка
Дорисуйте снежинки синим карандашом.
Работа в учебнике с.49
Художник нарисовал в учебнике снежинки.
-Как представил художник снежинку? (для художника снежинка это девушка. Она очень красивая и веселая)
(Дома нарисовать снежинку и придумать загадку или сказку)
В теплые зимние дни снег мягкий и липкий. Из него что можно слепить?
Закрепление материала:
-Что такое снег и лед? (замерзшая вода)
-Можно ли дома увидеть лед? (с.49)
-Как в домашних условиях можно воду превратить в лед?
-А еще где вы видели лед? (на реках, озерах)
Лед появляется на лужах, реках и прудах, как только ударит первый мороз. С каждым днем ледяная корка становится все толще и толще. Но в начале зимы лед тонкий и хрупкий, поэтому он очень опасен. Ходить по тонкому льду нельзя, так как он может проломиться и человек окажется в ледяной воде. А это опасно для жизни.
-А знаете ли вы какое значение имеет снег для растений? (защищает растения от холода снежная шуба. А весной сугробы растают и напоят землю водой)
(«Много снега – много хлеба»)
-А какое значение имеет снег для животных?
(В суровые зимние дни в снег прячутся многие птицы: тетерева. Рябчики, куропатки, глухари. Прячется мышонок под снегом. В снежном домике укрываются в непогоду зайчики.)
-Из-за обилия снега птицы не могут себе найти корм. Как мы можем им помочь?
Итог урока.
-О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Откуда берутся снег и лед?
-Как мы помогли Льдинке и Снежинке доказать, что они родные сестрички?
(проводили опыты) и какие выводы сделали.
-А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?
Прилетел ветер. Увидел, что Льдинка горько плачет, пожалел ее. Дохнул ветер теплом.
Растаяла Льдинка и превратилась в очень маленькую капельку. И Снежинка, растаяв, стала капелькой.
Посмотрела бывшая Снежинка на свою соседку и узнала Льдинку. Обнялись сестрички «я тебя прощаю» сказала Льдинка. Думаю ты никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого. Обе капельки влились в ручеек и весело переговариваясь поплыли.
Файлы: Открытый урок окружающего мира в 1 классе Откуда берутся снег и лёд 2009 год.doc
Размер файла: 39424 байт.