Автор конспекта:
Автор(ы): — Яблонская Зоя Ивановна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 27″
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Геометрия
Цель урока: —
получить формулу площади прямоугольного и произвольного треугольника, научиться применять ее для решения практических и теоретических задач.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Л.С. Атанасян, Геометрия 7-9
Используемое оборудование: —
сигнальные таблички для команд, 4 чертежных треугольника для работы у доски, разноцветные карточки-оценки, карточки с заданиями.
Краткое описание: — Открытый урок-исследование в 8 классе. Учитель Яблонская Зоя Ивановна. МОУ «СОШ №27». Тема: Площадь треугольника Цель урока: получить формулу площади прямоугольного и произвольного треугольника, научиться применять ее для решения практических и теоретических задач. Необходимые принадлежности и оборудование: сигнальные таблички для команд, 4 чертежных треугольника для работы у доски, разноцветные карточки-оценки, карточки с заданиями. Ход урока. Перед началом урока класс делится на 4 команды. Парты расставляются таким образом, чтобы члены каждой команды могли общаться друг с другом. Каждой команде выдается сигнальная табличка, с помощью которой они будут показывать готовность к ответу. Каждый из ответов команды учитель оценивает и выдает соответствующую цветную карточку (красная карточка — 5, зеленая — 4, желтая — 3 и черная — 2). Учитель показывает листочки с фигурами: Задача: узнать площади этих фигур. Чтобы узнать площадь, надо – что измерить? ? Площади каких из этих фигур вы можете узнать сейчас?. Итак, площади фигур 1 и 2 мы можем узнать, измерив длины их сторон и использовав формулы площадей прямоугольника и квадрата; площадь фигур 3 и 4 мы можем узнать, используя вторую аксиому площадей. Чтобы узнать площадь фигуры 5 мы тоже могли бы воспользоваться 2 аксиомой площадей, т.е. разбить фигуру на более простые фигуры, площади которых мы можем измерять. ? Можно ли данную фигуру разбить на прямоугольники? на квадраты? ? На какие многоугольники можно разбить любой n-угольник? [треугольники] Если бы мы смогли найти способ измерения площади треугольника, то мы бы нашли способ измерения площади любого n-угольника. Цель нашего урока — найти такой способ. Любой исследование начинается с обобщения уже имеющихся знаний. Давайте вспомним, что мы знаем о треугольниках (несколько фактов ребята предлагают сами, затем учитель задает наводящие вопросы). ? Вспомним, что называется высотой треугольника (отвечает команда, первая поднявшая сигнальную табличку). На доске изображены треугольники: В каждом треугольнике необходимо опустить высоту из вершины А на прямую, содержащую сторону ВС ( по 1 человеку от команды; команда 1 — первый треугольник, команда 2 — второй треугольник и т.д.). ? Как в данных случаях будет называться сторона ВС треугольника АВС. [основание] ? Вспомним, по какой формуле вычисляется площадь прямоугольника (необходим ответ, в котором прозвучали бы “смежные стороны”). Командам выдается листочек с планом исследования. Выполняя задания в соответствии с этим планом, ученики все промежуточные действия и конечные выводы записывают в тетради. План исследования. I этап. Конечная цель: формула площади прямоугольного треугольника. Ход исследования. 1. Изобразить прямоугольник АВСD. Провести диагональ АС. 2. Сравнить треугольники АВС и ACD. Сравнить их площади. 3. На основе полученного вывода, второй аксиомы площадей и формулы для площади прямоугольника получить формулу площади прямоугольного треугольника. II этап. Конечная цель: выявить зависимость между высотой, основанием и площадью остроугольного треугольника. Ход исследования. 1. Изобразить произвольный остроугольный треугольник. 2. Опустить высоту. 3. Используя вывод I этапа, получить формулу площади треугольника, в которой будут присутствовать высота и основание треугольника. III этап. Конечная цель: проверить, является ли полученная формула верной для тупоугольного треугольника, т.е. в том случае, когда высота треугольника не принадлежит его внутренней области. Ход исследования составить самостоятельно. После того, как команда получит конечную цель исследования этапа, капитан команды поднимает сигнальную карточку. Учитель вызывает 1 из членов команды к доске. Тот записывает на доске полученный результат, а в это время учитель проверяет записи в тетради ученика. Итак, для того, чтобы узнать площадь треугольника, надо узнать его высоту и основание. Попробуйте измерить площади фигур, изображенных на рисунке, применив полученные на уроке знания (командам выдаются картинки: а) в) б) г) д) е) Площадь клетки считать равной 1ед2. На это задание отводится 5 мин. Подводятся итоги. Конечное задание: измерить площадь фигуры 5. с точностью до 0,1. Решаем №468; 469 . Домашнее задание: п.52, разобрать теорему и ее доказательство,№470, 472 Подведение итогов урока, выставление оценок.
Открытый урок-исследование в 8 классе.
Учитель Яблонская Зоя Ивановна. МОУ «СОШ №27».
Тема:Площадь треугольника
Цель урока: получить формулу площади прямоугольного и произвольного треугольника, научиться применять ее для решения практических и теоретических задач.
Необходимые принадлежности и оборудование: сигнальные таблички для команд, 4 чертежных треугольника для работы у доски, разноцветные карточки-оценки, карточки с заданиями.
Ход урока.
Перед началом урока класс делится на 4 команды. Парты расставляются таким образом, чтобы члены каждой команды могли общаться друг с другом. Каждой команде выдается сигнальная табличка, с помощью которой они будут показывать готовность к ответу. Каждый из ответов команды учитель оценивает и выдает соответствующую цветную карточку (красная карточка — 5, зеленая — 4, желтая — 3 и черная — 2).
Учитель показывает листочки с фигурами:
Задача: узнать площади этих фигур.
Чтобы узнать площадь, надо – что измерить?
?Площади каких из этих фигур вы можете узнать сейчас?.
—
Итак, площади фигур 1 и 2 мы можем узнать, измерив длины их сторон и использовав формулы площадей прямоугольника и квадрата; площадь фигур 3 и 4 мы можем узнать, используя вторую аксиому площадей.
Чтобы узнать площадь фигуры 5 мы тоже могли бы воспользоваться 2 аксиомой площадей, т.е. разбить фигуру на более простые фигуры, площади которых мы можем измерять.
?Можно ли данную фигуру разбить на прямоугольники? на квадраты?
?На какие многоугольники можно разбить любой n-угольник? [треугольники]
Если бы мы смогли найти способ измерения площади треугольника, то мы бы нашли способ измерения площади любого n-угольника. Цель нашего урока — найти такой способ.
Любой исследование начинается с обобщения уже имеющихся знаний. Давайте вспомним, что мы знаем о треугольниках (несколько фактов ребята предлагают сами, затем учитель задает наводящие вопросы).
—
?Вспомним, что называется высотой треугольника (отвечает команда, первая поднявшая сигнальную табличку).
На доске изображены треугольники:
В каждом треугольнике необходимо опустить высоту из вершины А на прямую, содержащую сторону ВС ( по 1 человеку от команды; команда 1 — первый треугольник, команда 2 — второй треугольник и т.д.).
?Как в данных случаях будет называться сторона ВС треугольника АВС. [основание]
?Вспомним, по какой формуле вычисляется площадь прямоугольника (необходим ответ, в котором прозвучали бы “смежные стороны”).
Командам выдается листочек с планом исследования. Выполняя задания в соответствии с этим планом, ученики все промежуточные действия и конечные выводы записывают в тетради.
План исследования.
I этап.
Конечная цель: формула площади прямоугольного треугольника.
Ход исследования.
1. Изобразить прямоугольник АВСD. Провести диагональ АС.
2. Сравнить треугольники АВС и ACD. Сравнить их площади.
3. На основе полученного вывода, второй аксиомы площадей и формулы для площади прямоугольника получить формулу площади прямоугольного треугольника.
II этап.
Конечная цель: выявить зависимость между высотой, основанием и площадью остроугольного треугольника.
Ход исследования.
1. Изобразить произвольный остроугольный треугольник.
2. Опустить высоту.
3. Используя вывод I этапа, получить формулу площади треугольника, в которой будут присутствовать высота и основание треугольника.
III этап.
Конечная цель: проверить, является ли полученная формула верной для тупоугольного треугольника, т.е. в том случае, когда высота треугольника не принадлежит его внутренней области.
Ход исследования составить самостоятельно.
После того, как команда получит конечную цель исследования этапа, капитан команды поднимает сигнальную карточку. Учитель вызывает 1 из членов команды к доске. Тот записывает на доске полученный результат, а в это время учитель проверяет записи в тетради ученика.
Итак, для того, чтобы узнать площадь треугольника, надо узнать его высоту и основание. Попробуйте измерить площади фигур, изображенных на рисунке, применив полученные на уроке знания (командам выдаются картинки:
а)
в)
б)
г)
д)
е)
Площадь клетки считать равной 1ед2.
На это задание отводится 5 мин. Подводятся итоги.
Конечное задание: измерить площадь фигуры 5. с точностью до 0,1.
Решаем №468; 469.
Домашнее задание: п.52, разобрать теорему и ее доказательство,№470, 472
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Файлы: 10КЛ ПОЯС.doc
Размер файла: 148992 байт.