Автор конспекта:
Автор(ы): — Лопашева Екатерина Сергеевна
Место работы, должность: — МОУДОД ДМШ№5, преподаватель
Регион: — Саратовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: — Преимущества раннего обучения детей музыке, рекомендации по подбору учебной программы
«Подбор репертуара для подготовительного класса фортепиано»
ПРЕИМУЩЕСТВА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ
Обучение детей музыке представляет собой сложный и многогранный процесс, который неоднократно рассматривался в педагогических методиках различных школ и отдельных педагогов. Ускорение темпа жизни, усложнение общеобразовательной подготовки детей, усиление требований к личности в современном мире привносят своевременные коррективы и в работу подготовительных классов.
Психологи считают, что период от трех до пяти лет — лучшее время для начала занятий музыкой. Ребенок в своем развитии проходит несколько «критических периодов». Эти периоды характеризуются высокой степенью восприимчивости мозга. Данный возраст — один из наиболее мощных по своей интенсивности «критических периодов», когда происходит то, что генетики называют «импрессингом». Импрессинг — это активизирующее воздействие внешней среды, падающее на наиболее чувствительный период развития и способное определить, направить всю последующую жизнь человека.
Возрастной период от 3 до 5 лет является наиболее подходящим для восприятия сенсорного (музыкального) притока. Именно в этом возрасте воздействие внешней среды оказывается наиболее мощным, начинают реализовываться генетически обусловленные природные задатки. Раннее начало обучения музыке является эффективным средством развития психической и интеллектуальной сферы, активации высших функций мозга.
В научном мире нередко высказывается мнение, что музыкальное воспитание следует начинать даже с внутриутробного периода. Экспериментальные исследования подтверждают предрасположенность новорожденных детей к слушанию и восприятию классической музыки. Однако время воздействия нужно дозировать. Дети второго года жизни могут слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин.
Исследования выявили особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук. Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений является сильнейшим средством активации коры головного мозга. Движения кисти руки ускоряют созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центра речи, а также способствуют интеграции деятельности мозга.
В трехлетнем возрасте уже отчетливо проявляются индивидуальные особенности физического и интеллектуального развития — памяти и внимания, эмоциональной восприимчивости, богатства воображения, фантазии, зрительно-пространственных представлений. Поэтому для ребенка очень важно то эмоциональное состояние, в котором проходят уроки. Только в игре малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Музыка, с которой они знакомятся, производит на них неизгладимое эмоциональное впечатление.
Бережное отношение к ребенку, ранее погружение его в музыку и замедленный процесс обучения позволяют раскрыть творческий потенциал ученика и способствовать развитию его творческой индивидуальности.
Особенностью работы с трехлетними детьми является достаточно длительный подготовительный период, когда ученик еще не играет на инструменте. Его готовность к практической игре индивидуальна. В зависимости от личных качеств ученика, от уровня его музыкального восприятия, интеллектуального развития и физического состояния педагог устанавливает продолжительность подготовительного периода.
ВЫБОР РЕПЕРТУАРА
В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извлечены многие произведения, в программу обучения введены новые специализации и т.д. На фоне произошедших нововведений хочется обратить особое внимание на необходимость поиска методических пособий, которые смогут помочь сделать процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на фортепиано доступными ребенку с самыми обычными данными. Часто возникает ситуация, когда при общепринятом подходе изучения нотной грамоты, у детей пропадает желание заниматься музыкой.
С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей. Так, для дошкольников ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется внимание, воображение, управление своим поведением. Если ребенка в 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то это может привести к задержке его развития, либо к однобокому развитию.
Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Но они по-прежнему много и охотно играют. При поступлении в школу происходит смена ведущего вида деятельности. Игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против смены ведущей деятельности. Мы должны понять ребенка, войти в его ситуацию. Понять, почему он не хочет учиться. Потому, что ему трудно, не совсем понятно, недостаточно интересно.
Как сделать интересными и любимыми занятия музыкой? Этому могут способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок, сказка-рассказ. Большую роль могут сыграть и родители, помогающие ребенку дома.
При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит — оно отвечает его эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.
Поэзия обогащает эмоциональное восприятие, переживание музыки. Смысловое и образное насыщение мелодий, которые используются в детских сборниках, облегчает работу, помогает преодолеть пассивность восприятия, будит фантазию, увлеченность и желание творческих поисков художественных образов.
Педагоги проводят массу времени в поисках необходимого репертуарного материала: из одного можно использовать пьесу, из другого — два упражнения, в третьем есть подходящая картинка, в четвертом — стихи… Хотелось бы найти музыкальные детские сборники с прекрасными мелодиями, стихами, иллюстрациями, с хорошо читаемыми детскими глазами нотами.
Именно с этой позиции мне и хотелось бы проанализировать некоторые сборники, составленные для детей, начинающих учиться музыке, осваивающих нотную грамоту.
1. С. Барсукова «Веселая музыкальная гимнастика». Сборник состоит из 67 мини-пьес. Эти упражнения способствуют развитию технических навыков начинающих музыкантов: исполнению различных штрихов, двойных нот и аккордов, гаммообразного движения, игре двумя руками в зеркальном и параллельном движении, координации рук. Все упражнения легко ассоциируются с какими-либо гимнастическими упражнениями: ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания, раскачивание и т.д. эти пьесы иллюстрируются картинками, которые способствуют усвоению материала и развивают образное мышление учащегося. Упражнения выстроены в порядке постепенного усложнения материала.
2. Гнесина Е. «Фортепианная азбука» – довольно скучный по оформлению, но прекрасный по содержанию сборник упражнений.
3. Н.Н. Горошко «Музыкальная азбука для самых маленьких». Сборник призван сделать процесс приобщения к музыке и овладение навыками игры на фортепиано доступными для детей с самыми обычными данными. Эта система уроков основана на ярком музыкальном материале в сочетании с рисунками, текстами песенок, сказками, сопровождающими игру на фортепиано. Предлагаемая в книге методика апробирована в музыкальных школах и имеет большой успех. Автор предлагает несколько первых уроков, которые могут послужить развивающей основой для фантазии преподавателей, пожелавших воспользоваться этой методикой.
4. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Полная учебная программа 1-го года обучения игре на фортепиано. Первый раздел — это собственно учебник, где пьесы обязательно разучивать именно в данной последовательности (многие из них сознательно упрощены). Второй раздел — хрестоматия для первоклассника, составленная из лучших образцов фортепианной музыки для детей. Третий раздел — ансамбли, большинство из которых публикуется впервые. Прекрасная подборка пьес, очень хорошо, неторопливо выставлены по возрастанию трудности, все очень доступно и на высоком художественном уровне.
5. Н. Кончаловская «Нотная азбука»1984г – прекрасный красочный сборник в стихах о нотной грамоте, яркие иллюстрации. Это не сборник фортепианных пьес, а именно освоение нотной грамоты, яркие пьески для слушания и песенки.
6. И. Королькова «Крохе-музыканту» этот сборник является методическим пособием, предназначенным для обучения игре на фортепиано детей с 4-5-летнего возраста. Весь нотный материал публикуется впервые. Тексты песенок образны и просты по содержанию. В силу особенностей детской психологии автор считает нецелесообразным перегружать нотный текст лишними знаками, поэтому в песенках отсутствуют паузы, не имеющие мелодического значения. По этой же причине не проставлена и аппликатура. Гармоническим дополнением к мелодиям служит партия учителя. Представлены также несколько ритмических упражнений.
7. А. Г. Классен «Фортепианные эскизы» (юношеские пьесы) и «Детские пьесы» (сборник детских пьес в 2, 4 и 10 рук). Автор активно предлагает свои сборники через интернет.
8. Литовко «Изучение басового ключа маленькими пианистами». Сборник весь написан в басовом ключе.
9. Литовко «Музыкальный букварик». Предназначен как для занятий с педагогом, так и для занятий дома с родителями. Содержит подробные методические рекомендации для каждой пьесы в отдельности. Может быть полезен если родители ученика принимают активное участие в занятиях. Минус – не яркий, нет иллюстраций, вряд ли заинтересует самого ученика.
10.«Пора играть, малыш!» Также ориентирован на родителей, занимающихся с детьми дома. Очень хорошая последовательность расположения материала. Каждый прием игры, каждое новое понятие отдельно (по несколько пьесок). Легкие детские попевки и пьески. Вначале пьески даны с аккомпанементом педагога. Прекрасные доступные тексты, понятные музыкальные образы. Предполагается, что иллюстрации будет раскрашивать ученик.
11. «Большая музыка – маленькому музыканту» Т. Юдовина-Гальперина предлагает маленьким детям играть отрывки из серьезной классической музыки. Это легчайшие (буквально для первоклассников) переложения известных произведений Грига, Штрауса, Россини и т.д., отрывки из опер и симфоний. Каждая пьеса дополнена краткой биографией композитора и небольшим анекдотом, с ним связанным. Она считает, что именно такого «продукта» не хватает в библиотечке малышей. Сборник рекомендуется в качестве пьес для самостоятельного разучивания и музицирования дома, для расширения кругозора.
Список литературы.
1. Барсукова С. Веселая музыкальная гимнастика, Ростов: Феникс, 2008.
2. Горошко Н.Н. Музыкальная азбука для самых маленьких, Ростов: Феникс 2007.
3. Геталова О. Визная И. В музыку с радостью, Санкт-Петербург: Композитор, 2002.
4. Гнесина Е. Фортепианная азбука. – Л.: Советский композитор, 1979.
5. Классен А. Г. Детские пьесы (сборник детских пьес в 2, 4 и 10 рук).
6. Королькова И. Крохе-музыканту, Ростов: Феникс, 2006
7. Кончаловская Н. Нотная азбука. – Киев: Музична Украина, 1984.
8. Литовко Ю. «Семь нот» Упражнения для изучения басового ключа начинающими музыкантами. – СПб: Союз Художников, 2004.
9. Литовко Ю. Музыкальный букварь для начинающих пианистов. – СПб: Союз Художников, 2004.
10.Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.
11. Пособие для начинающих «Пора играть, малыш», Ростов: Феникс, 2003.
12.Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.: Музыка, 1985.
13. Юдовина-Гальперина Т. Большая музыка – маленькому музыканту.
‹ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий Вверх Портфолио Козлова А.И. ›